Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Внешняя политика Казахстана: основные цели, направления, приоритеты.

Внешняя политика нашей страны изначально исходила из необходимости отстаивания долгосрочных национальных интересов путем широкого международного сотрудничества и решения возникающих проблем на основе взаимных договоренностей и приемлемых компромиссов. Сегодня Казахстан уже имеет солидную международную договорно-правовую базу в форматах многостороннего и двустороннего сотрудничества, а также в рамках участия в международных организациях.

В основу выбора внешнеполитических приоритетов был заложен геополитический фактор, т.е. учет факта расположения Казахстана между двумя ядерными и экономически развитыми державами — Россией и Китаем. Более того, на формирование приоритетов внешней политики государства повлиял такой фактор, как внутриконтинентальность, т.е. отсутствие у республики прямого выхода к морю. Неблагоприятное географическое расположение Республики Казахстан как государства, не имеющего выхода к морю, отрицательно влияет на ее экономическое развитие. В подавляющем большинстве внутриконтинентальные страны менее развиты, чем страны с морским побережьем. Свободный доступ к морю и от моря является важным вопросом для стран, не имеющих такого выхода, ибо их возможности морепользования в определяющей степени зависят от прибрежных соседей, порты которых они вынуждены использовать для общения с внешним миром.

Несмотря на перечисленные выше неблагоприятные географические факторы, анализ внешнеполитической деятельности Республики Казахстан с момента обретения независимости позволяет сделать вывод, что в ее проведении преобладают дипломатические средства. Грамотно обозначенные приоритеты внешней политики Республики Казахстан в период становления государственности содействовали «безболезненному» вхождению нашей страны в мировое сообщество в качестве полноправного субъекта международного права.

На имидж и авторитет Республики Казахстан, а также на укрепление ее национальной безопасности повлияло решение руководства страны об отказе от ядерного оружия. В мае 1992 г. Казахстан подписал Лиссабонский протокол и взял на себя обязательство стать безъядерным государством. Он первым из стран-участниц Лиссабонского протокола присоединился к Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) со статусом безъядерного государства. Позднее был подписан Меморандум о предоставлении нашей стране гарантий безопасности от всех ядерных держав.

Необходимо отметить, что вклад Казахстана в процесс ядерного разоружения не ограничился закрытием Се­мипалатинского ядерного полигона и подписанием Лиссабонского протокола. В 2009 г. на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН Казахстаном было внесено предложение о провозглашении 29 августа Международным днем действий против ядерных испытаний. Именно в этот день 19 лет тому назад Президент Н.А.Назарбаев своим указом навсегда закрыл один из крупнейших ядерных испытательных полигонов в мире. Эта идея получила единодушную поддержку, ставшую отражением глубокой озабоченности международного сообщества по поводу опасностей, порождаемых такими испытаниями. Эта дата утверждена решением Генеральной Ассамблеи ООН 2 декабря 2009 г. как «Всемирный день отказа от ядерного оружия». По нашему мнению, это свидетельствует о масштабной внешнеполитической инициативе Республики Казахстан в деле развития глобального разоружения и укрепления международной безопасности.

Это лишний раз доказывает, что национальная безопасность государства связана с внешнеполитической деятельностью и деятельностью других субъектов международных отношений. Государства, вступая в международные правоотношения, воздействуют на внешнюю политику друг друга. Невозможно защищать свои национальные интересы без учета интересов других субъектов международных отношений. Более того, на процесс обеспечения национальной безопасности государства оказывают влияние любые политические процессы, происходящие в мире, поэтому государ­ство вынуждено мобильно реагировать на всякие дестабилизирующие факторы, появляющиеся в регионе или в международном сообществе. К тому же государство, принимая меры по обеспечению и укреплению собственной безопасности, опосредованно принимает участие в обеспечении локальной, региональной и коллективной безопасности.

 

66. Казахстан и международные организации – ООН, ОБСЕ, ОИС. 67. Казахстан и вопросы глобальной и региональной безопасности – СВМД, ШОС, НАТО, ОДКБ.

2 марта 1992 года по итогам 46-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций резолюцией 46/224 Республика Казахстан была единогласно принята в члены ООН. На сегодняшний день в Казахстане работают 15 представительств ООН - ЮНИСЕФ (Детский фонд ООН); ЮНЕСКО (Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры); ООН/СПИД (Совместная Программа ООН по ВИЧ/СПИДу) и т.д.

Казахстан является членом практически всех специализированных учреждений ООН, двух региональных комиссий ООН (ЕЭК и ЭСКАТО), периодически избирается членом ряда функциональных комиссий ЭКОСОС, а также членом Исполнительных советов ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, ООН-женщины.

В период 2013-2015 гг. Казахстан является членом Совета по правам человека ООН.

Позиция нашего государства в ООН формируется на основе учета интересов Казахстана по всему комплексу вопросов, рассматриваемых ООН. При этом особое внимание уделяется укреплению сотрудничества с Организацией в области экономики, экологии, социального развития, прогрессивного развития международного права, соблюдения прав человека, в сфере борьбы с терроризмом, организованной преступностью и наркобизнесом.

В 2011 г. впервые в истории суверенного Казахстана и ООН представитель страны Касым-Жомарт Токаев был назначен на пост Заместителя Генерального секретаря ООН.

Кайрат Абдрахманов назначен постоянным представителем Республики Казахстан при Организации Объединенных Наций.

 

В январе 1992 года Республика Казахстан вступила в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе. Эта организация, прежде всего, видит в Казахстане партнера по решению афганского вопроса. Главным достижением страны в этой организации является ее председательствование в 2010 году. В течение этого года Казахстан добился высоких результатов, главным из которых является проведение Саммита ОБСЕ в Астане после 11-летнего перерыва. По итогам Саммита была принята Астанинская декларация "Навстречу сообществу безопасности".

Казахстаном было выдвинуто три заявки на председательство в ОБСЕ. Первые две - в 2005 и 2006 годах - удовлетворены не были. Тогда Казахстан претендовал на председательство в 2009 году. Третья же была удовлетворена. Решение о том, что Казахстан будет председательствовать в ОБСЕ в 2010 году, было принято в ходе заседания в Мадридесовета министров иностранных дел стран - членов ОБСЕ 29 - 30 ноября 2007 года. В пользу этого решения проголосовали все 56 стран - участниц ОБСЕ. По мнению ряда экспертов, как российских, так и зарубежных, Казахстан в роли председателя ОБСЕ будет способствовать росту авторитета организации на пространстве бывшего СССР. Астана в качестве посредника между мусульманским и европейским сообществами способна помочь разрешению многих конфликтов в Евразии.

 

В 1995 году Казахстан стал членом Организации Исламская Конференция. Организация преимущественно состоит из арабских стран, отношения с которыми названы стратегическими. Особым достижением в этой организации является избрание председателем с июля 2011 года.

Председательствование Казахстана в Организации исламского сотрудничества является очень важным событием в истории казахстанской дипломатии. Казахстан как экс-председатель ОИС теперь располагает дополнительными дипломатическими рычагами воздействия на международные проблемы, в особенности, на вопросы, касающиеся стран мусульманского мира. Это председательствование, безусловно, отвечает долгосрочным национальным интересам РК. Председательство РК в ОИС предоставляет стратегическую возможность и укрепляет его позицию в регионе.

В условиях сложных геополитических и глобальных вызовов и политических трансформаций, произошедших в мусульманском мире, Казахстану как председателю ОИС необходимо было проявить дипломатическую гибкость, продемонстрировать способность адекватно оценивать конкретные международные проблемы и приложить все необходимые усилия для внесения достойного вклада в разрешении региональных проблем стран мусульманского мира.

Большинство мусульманских стран воспринимают Казахстан весьма позитивно, учитывая международную репутацию и проактивную внешнюю политику нашей страны. Особенно следует отметить, что большинство экспертов стран Ближнего Востока при анализе и оценке отталкиваются от факта председательствования Казахстана в ОБСЕ в 2010 году.

В своем выступлении на 38-м СМИД ОИС в Астане 28 июня 2011 года Президент Н. Назарбаев уделил особое внимание вопросам модернизации исламского мира, повышению его конкурентоспособности, социально-экономического прогресса, укрепления роли ОИС на международной арене и развития межцивилизационного диалога.

Казахстан вместе с ОИС планирует провести в марте-апреле следующего года первую Генеральную ассамблею исламской организации по продовольственной безопасности ОИС и 7-ю министерскую встречу министров сельского хозяйства по продовольственной безопасности в Казахстане.

 

Выступая на IV саммите Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), состоявшемся в Шанхае, президент Казахстана Нурсултан Назарбаев предложил создать Организацию по безопасности и развитию Азии (ОБРА).

По сути предложенная эволюция СВМДА в ОБРА означает расширение формата совещания и поворот к решению новых задач.

Создано и функционирует Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА), которое уже охватывает 20 стран Азии. Не секрет, что СВМДА создавался как азиатский аналог ОБСЕ. Здесь есть огромное поле для взаимодействия, поскольку половина из двадцати членов СВМДА являются либо участниками, либо азиатскими партнерами ОБСЕ, что позволяет говорить о потенциальной взаимодополняемости этих двух организаций.

 

Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) - региональное международное объединение - образована 15 июня 2001 года на базе действовавшей с 1996 года так называемой "Шанхайской пятерки", в которую входили Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан (с 2000 г. - Шанхайский форум).

В настоящее время членами ШОС являются Россия, Китай, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан. Статус наблюдателей предоставлен Монголии, Индии, Ирану, Пакистану и Афганистану. Пакистан, Индия и Иран претендуют на полноправное членство в организации. Заявку на получение статуса наблюдателя подали Шри-Ланка и Армения. Статус "партнера по диалогу" ШОС имеют Белоруссия, Шри-Ланка и Турция.

5 июля 2005 года на встрече глав государств-членов ШОС в Астане статус наблюдателей в организации был предоставлен Пакистану, Ирану и Индии.

15 июня 2011 года в Астане лидеры ШОС приняли Астанинскую декларацию 10-летия ШОС, утвердили антинаркотическую стратегию на 2011-2016 годы и программу действий по ее выполнению.

Казахстан уделяет особое внимание на отношения с близлежащими государствами. Казахстан - одна из пяти стран, стоявших у истоков появления этой организации. С начала основания Шанхайской Организации Сотрудничества Казахстан активно участвует в работе организации и на 2010-2011 годы стал ее председателем.

В организации занимает ключевое место из-за своего географического расположения в центре территории ШОС.

 

НА́ТО, Североатлантический Альянс — военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США, «чтобы защитить Европу от советского влияния». Тогда государствами — членами НАТО стали 12 стран — США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия.

Казахстан является активным партнером Североатлантического альянса в Центральной Азии, и имеет самую продвинутую программу сотрудничества

Главным приоритетом Казахстана в сотрудничестве с альянсом за последние годы являлось повышение потенциала Вооруженных сил страны для участия в миротворческих операциях по всему миру. И на сегодняшний день Казахстан добился действительно высоких результатов.

Имеется взаимная заинтересованность в стабилизации ситуации в Афганистане.

 

 

15 мая 1992 года в Ташкенте главами государств Республики Армения, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Республики Таджикистан и Республики Узбекистан был подписан Договор о коллективной безопасности (ДКБ). Целью ДКБ стало предотвращение совместными усилиями, а при необходимости и ликвидация, военной угрозы суверенитету и территориальной целостности государств – участников Договора.

В 1993 году к Договору о коллективной безопасности присоединились Азербайджанская Республика, Республика Беларусь и Грузия. 20 апреля 1994 года Договор о коллективной безопасности вступил в силу для всех девяти стран. Он был рассчитан на пять лет и предусматривал пролонгацию.

2 апреля 1999 года на Сессии Совета коллективной безопасности президенты Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан подписали Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности.

В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. При возникновении угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников или угрозы международному миру и безопасности, государства-участники незамедлительно приводят в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы. В Договоре также предусмотрено, что в случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставляют ему необходимую помощь, включая военную.

С учетом необходимости адаптации Договора к изменениям региональной и международной обстановки и с целью противодействия новым вызовам и угрозам, 14 мая 2002 года, на московской сессии ДКБ, было принято решение о преобразовании Договора в полноценную международную организацию – Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). 7 октября 2002 года в Кишиневе (Республика Молдова) на заседании Совета глав государств – участников Содружества Независимых Государств были подписаны основополагающие документы, регламентирующие деятельность организации – Устав ОДКБ и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. Они были ратифицированы всеми государствами-участниками и вступили в силу 18 сентября 2003 года.

В соответствии с Уставом ОДКБ государства-члены принимают совместные меры к формированию в рамках Организации действенной системы коллективной безопасности и созданию региональных группировок войск, координируют свои усилия в борьбе с международным терроризмом, незаконным оборотом наркотиков и оружия, организованной преступностью, нелегальной миграцией и другими угрозами безопасности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...