Вопрос 31. Аристофан и его творчество.
Аристофан – древнегреческий поэт и комедиограф. Родился в 440-ые годы д.н.э., а в 380 году поставил последнюю свою комедию «Плутос» (из этого часто делается вывод, что примерно в то время он и умер, но данных на этот счёт у нас нет). Аристофан написал и поставил около 44 комедий, из которых до нас дошли 11 (причём некоторые комедии дошли до нас лишь во второй редакции (т.е. в повторной постановке), либо – наоборот – в первой, но мы знаем, что была и вторая). Кроме того, до нас дошёл ряд фрагментов из несохранившихся комедий и античные схолии (оригинальные примечания). В Древней Греции автор текста зачастую и являлся постановщиком своих же комедий – таким образом, Аристофан режиссировал свои произведения (а в некоторых и сам играл – например, исполнял роль Пафлагонца во «Всадниках»). Архонты выделяли хоры для авторов (после представления им текста), однако хорам как таковым платили хореги – состоятельные люди. (Некоторые свои комедии Аристофан поставил под псевдонимами, но у его современников их авторство сомнений не вызывало; так, сперва он ставил комедии под именем Каллистрата, потому что по его собственному (в одной из комедий) признанию «был ещё слишком юн для того, чтобы ставить самостоятельно». Позже ставил под именем своего сына.) Аристофан является ярчайшим представителем традиции древней аттической комедии (огромную роль играет хор в масках, наличествует парабаса (порой их две) – отступление от сюжета комедии, обращённое напрямую к публике и посвящённой какой-либо актуальной проблеме вроде критики политического деятеля и т.д.), но последние его комедии уже относят к средней аттической комедии (парабаса часто отсутствует, роль хора минимальна).
Т.к. театр в Древней Греции был безусловно политизирован, то комедии Аристофана являются для нас однозначно необъективным, но тем не менее очень ценным источником – часто его персонажи имеют реальных прототипов, он упоминает многочисленные события, в том числе и исторические, но при этом имеет свою строгую позицию (симпатизирует аттическим землевладельцам «средней руки», горячий противник радикальной демократии, но также не одобряет олигархию и аристократию).
Список его (дошедших до нас) комедий с пояснениями:
1). «Ахарняне». 425 г. д.н.э. (Пелопоннесская война идёт 6-ой год.) Ахарняне – старики из дема Ахарн, который разорён вторжением армии спартанского царя Архидама. Крестьянин Дикеополь претерпевает лишения в связи с тем, что он вынужден оставить свой дом и свой поле и уйти в город (т.к. «План Перикла», см. следующий вопрос); Народное Собрание даже и не думает о заключении мира, поэтому Дикеополь заключает со Спартой сепаратный мир для себя и своей земли. Ахарняне хотят его за это избить (но тем не менее они тоже против «Плана Перикла» и демагога Клеона), но тот – поиздевавшись над Еврипидом (Аристофан часто нападает на «коллег по театру») – произносит речь в защиту мира. Ахарняне соглашаются, и комедия заканчивается издевательством над полководцем Ламахом.
2). «Всадники». 424 г. д.н.э. (Демагог Клеон вернулся с победой при Пилосе и «завладел умами сограждан».) Клеон = Пафлагонец, причём никто из актёров не согласился играть роль столь влиятельного политика, пришлось самому Аристофану. Никий и Демосфен против Пафлагонца-Кожевника (Клеон владел кожевенными мастерскими) выставляют Колбасника (просто человек с улицы). Колбасник соревнуется с Кожевником за право «у трона» Демоса (который представлен стариком-маразматиком), в итоге Демос отвергает Кожевника и переживает перерождение. «Всадники» – сословие, которое в тот момент было горячим врагом радикал-демократов вроде Клеона. Вся комедия – острейшая политическая критика одного из самых властных на тот момент людей в полисе.
3). «Облака». 423 год, но до нас дошла редакция между 419 до 416. Полностью посвящена критике Сократа и софистов (к которым Аристофан относил (ошибочно) и самого Сократа). Критикуется способность софистов «представить белое чёрным», герой комедии отправляет своего сына учиться к Сократу дабы обмануть тех, кому он должен денег.
4). «Осы». 423. Аристофан критикует судебную систему Афин и опять нападает на Клеона. Клеон в тот момент выделил дополнительные средства на плату судьям, и таким образом афинян обуяло стремление судить, подобное наркотической зависимости.
5). «Мир». 421. Крестьянин Тригей отправляется на навозном жуке на Олимп, дабы там вызволить богиню Мира – «Тишину». Авантюра оказывается успешной – богиню вызволяют, в Элладе наступает мир (в тот год действительно заключают «Никиев мир»), земледельцы счастливы.
6). «Птицы». 414. Эвельпид и Писфетер, ушедшие из Афин из-за судов, доносчиков и войны, находят народ птиц и их короля – Удода. Писфетер входит в доверие к птицам, сподвигает их построить город в небе, соорудить вокруг него прочные стены и тем самым «перекрыть доступ жертвоприношений богам», «перехватывая» жертвоприношения налету. Ему это удаётся – в итоге боги капитулируют перед ним, и он получает жезл Зевса. // Есть много трактовок: кто-то считает, что Аристофан изобразил «Сицилийскую экспедицию», а Писфетер – это Алкивиад; другие полагают, что Аристофан наоборот отошёл далеко от политики и написать «возвышенную пародию на всё человечество».
7). «Лисистрата». 411. Афинянка Лисистрата подговаривает женское население Эллады объявить сексуальную забастовку до тех пор, пока мужчины не заключат меж собой мира. Вновь антивоенная направленность. Женщины захватывают Акрополь и сидят там, пока мужчины таки не заключают мира и Лисистрата приходит к власти.
8). «Женщины на празднике Фесмофорий». 411 или 410. Представляет собой длительное издевательство над Еврипидом (и Агафоном), с выдержками из его трагедий в комедийном антураже. Одна из наиболее беззаботных и весёлых.
9). «Лягушки». 405. Поставлена перед самым концом Пелопоннесской войны. Бог Дионис отправляется в Аид, дабы вернуть в мир смертных либо Еврипида (к тому моменту он умер), либо Эсхила. После чреды приключений, Дионис устраивает между Эсхилом и Еврипидом состязание, в результате которого Эсхил, предложивший более разумную (с точки зрения Аристофана) оценку ситуации, выигрывает и возвращается в Афины (как певец истинного героизма и патриот города),
10). «Женщины в Народном собрании». 392 год. Женщины, переодевшись мужчинами, сходятся на Народное собрание и постановляют, что с сего момента вся власть в полисе переходит к женщинам, и те начинают перестраивать общество по принципам обобществления всего – от имущества до сексуальных отношений. В финале комедии становится понятно, что подобные воззрения автор комедии не одобряет.
11). «Плутос» или «Богатство». 388-380. Бог богатства Плутос слеп, однако он встречается с крестьянином, с помощью которого бога удаётся исцелить в храме Асклепия. Тогда он дарует богатство беднякам, и в итоге оказывается, что «без бедности никто ничего не боится и не хочет работать» (что прямо и сказано в монологе персонажа Бедности).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|