Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 29. Архитектура и скульптура V-IV вв. до н.э. Ансамбль афинского акрополя.




 

Градостроительство:

- после греко-персидских войн – разрушенные города => цель: восстановление городов

- стихийная застройка сменяется регулярной планировкой (пример: Милет); в старых городах (Афины, Эфес, Фивы, Коринф) – синтез стихийной застройки и регулярной планиовки.

 

Расцвет греческого градостроительства связан с концепцией регулярного города (создатель – Гипподам Милетский) – «гипподамова сиситема».

Суть концепции. Обязательна четкая планировка города: прямые улицы, пересекаясь, образовывают кварталы; выделение культового и общественного центра, агоры, ремесленных кварталов; город обнесен оборонительной стеной; наличие канализации; прямые центральные улицы, по замыслу, должны были обеспечивать движение воздушных потоков – «проветривание»), такая планировка отвечала не только эстетическим понятиям, но и санитарным.

Архитектура:

V век до н.э

В начале V в. до н.э – переходный период в искусстве от архаики к классики (сохранение архаич.черт – статики, к примеру).

- основной художественный центр -Аттика

- основной тип здания – храм храм-периптер дорического ордера, пропорции стали стройнее и прибрели простоту: так, число колонн стало определенным (по длинной стороне вдвое больше,чем по короткой, плюс одна. Архитектура находится в гармонии с окружающей средой, в синтезе со скульптурой.

- появляется коринфский ордер

Примеры архитектур.памятников V в. до н.э:

-Храм Геры в Пестуме - большой 6-тиколонный периптер.

-Храм Афины Афайи (о.Эгин) (490 г. до н.э.)

- Альтис в Олимпии (храмово-спортивный комплекс)

-Храм Зевса в Олимпии (468, 456 гг. до н.э.)
- архитектор Либон

-Афинский акрополь (скульптор Фидий)

 

Афинский акрополь

- идея - Перикл

В 449 году до н.э.- реконструкция Афинского Акрополя под наблюдением скульптора Фидия.

- в реконстукции акрополя видели выражение идеи общеэллинского единства

 

Парадный вход – Пропилеи (скульптор Мнесикл), парадные ворота, состоящие из ионической колоннады между 2-мя дорическими портиками.

 

Левое северное крыло - пинотека (собрание произведений живописи), правое южное - библиотека. 
Асимметричная композиция, уравновешена храмом Ники (арх. Калликрат) – ионический ордер, деревянная скульптура богини Ники внутри.

 

Центральный храм – Парфенон (арх. Иктин и Калликрат), посвященный Афине Парфенос (Афине-Деве); храму принадлежит ведущая роль в ансамбле, храм стоит в три/четверти от Пропилей - зрители видели весь объём сооружения;

Парфенон является периптером; окружен 36 колоннами; сочетание дорических черт (колонны) и ионических (фриз основного объема здания).

 

Фриз Парфенона с изображением двенадцати олимпийских богов и панафинейского шествия (длина фриза около 160 м, высота - 1м; низкий рельеф). Начало шествия в юго-западном углу фриза, далее процессия продвигалась по западной, северной и восточной сторонам. Центр восточной стороны - жрец и жрица храма, принимающие подарки для богини, по обе стороны от жрецов - две группы сидящих богов.(Полная свобода движения, лёгкость одежд, фигуры богов, простых смертных - идеал греческой красоты.)

 

Парфенон украшен работами Фидия и его учеников: на восточном фронтоне – “Рождение Афины из головы Зевса”, на западном – “Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой”.

Внутри Парфенона - 13-метровая статуя Афины-Парфенос (скульптор – Фидий).

 

В ансамбль Акрополя был также включен храм Эрехтейон небольших размеров, посвящённый Афине Палладе и Посейдону, из мрамора, в ионическом стиле, несимметричный - архитекторы Архилохом и Филокл.

 

Парфенон – гениальное творение того времени. Это было пропорциональное, легкое, торжественное сооружение, поражающее одновременно своей монументальностью и невесомостью.

 

В средние века Парфенон был превращен в христианскую церковь, затем использовался турками как пороховой склад. В 17 веке при осаде Акрополя венецианцами в Парфенон попало ядро и он был разрушен. Многие скульптуры погибли, сохранившиеся хранятся в Британском музее.

в IV в. до н.э основными центрами искусств становятся города Пелопоннеса, Малой Азии, Великой Греции, Северного Причерноморья.

- кризис полиса, экономич. и соц. неравенство, рост индивидуалистических традиций в обществе отражается и в искусстве. На смену храмовому зодчеству приходит архитектура общественных зданий: театры, одеоны (крытые помещения для муз.выступлений), стадионам, ипподромам, гимнасии, пританеи и булевтерии (административные здания для заседания Совета и магистратов) и тд.

- на смену дорийскому ордеру приходит ионийский, используются и коринфские колонны

 

Примеры архитектурных памятников IV в. до н.э:

- монумент Лисократа в Афинах

- храм Алеи в Тегее (архитектор Скопас) – уникальность памятника в том, что он построен полностью из мрамора (тогда это еще редкость) и объединяется в себе 3 ордера (снаружи – дорийские колонны, в преддверии – ионийские, внутри – коринфсике)

- святилище Асклепия в Эпидавре (380-330 гг до н.э; интересно, что здесь, в отличии от прежних традиций храм теряется в общественных постройках)

- храм Филиппейон в Олимпии (возведено Филиппом II Македонским в честь битвы при Херонее)

- мавзолей в Галикарнасе (новый тип здания, арх-ры – Пифей и Сатри, гробница Мавзола, правителя Карии)

С развитием театрального искусства – строительство зданий театров:

- театр Диониса в Афинах

- театр в Эпидавре архитектора Поликлета Младшего

 

Скульптура:

В V в. до н.э – отход от архаической скульптурной формы, поиск новых форм, преодоление статики (опора – на одну ногу =>эффект движения)

- основные материалы: бронза, мармор. Мраморная скульптура раскрашивалась.
Распространяется хризоэлефантическая техника (из золота и слоновой кости)

- скульптура часто была в синтезе с архитектурой

- приобретает бо/льшее значение индивидуальный стиль мастера, а не направления целых школ.

 

Основные скульпторы:

1- Мирон (Дискобол; на Акрополе - богиня Афина и сатир Марсий). Первым преодолел статику архаических скульптур

2- Поликлет (создал идеальный мужской образ, установил идеальные пропорции человеческого тела (длина ступни должна составлять 1/6 длины человеческого тела, а высота головы – 1/8-ю тела); статуи Доридорф, Диадумен)

3- Фидий (воплотил идею Перикла по созданию Акрополя; колосс Афины Воительницы), фриз Парфенона, статуя Зевсав Олимпии (высота – 14 м., слоновая кость+золото+ драг.камни(глаза), Зевс восседает на тронев левой руке –скипетр, в правой – золотая статуя Ники), статуя Афины Парфенос)

 

IV в до н.э.:

- в IV в – особое внимание личности, индивидуальности; появляются первые портреты

 

Основные скульпторы:

1- Скопас (создатель патетического стиля; осн. тема – люди и герои, охваченные сильными страданиями; работы - скульптурное украшение храма Алеи в Тегее; статуи Мелеагра и Геракла, фигура танцующей Менады)

2- Пракситель (обращение к миру красоты и наслаждений; работы – обнаженная Афродита Книдская, статуи «Гермес с младенцем Дионисом», «Аполлон, убивающий ящерицу», «Эрот», «Сатир, разливающий вино»)

3- Лисипп (выразитель новых идей, переход от классики к элинизму; скульптура Апоксиомена, ряд портретов А.Македонского)


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...