Вопрос 29. Архитектура и скульптура V-IV вв. до н.э. Ансамбль афинского акрополя.
Градостроительство: - после греко-персидских войн – разрушенные города => цель: восстановление городов - стихийная застройка сменяется регулярной планировкой (пример: Милет); в старых городах (Афины, Эфес, Фивы, Коринф) – синтез стихийной застройки и регулярной планиовки.
Расцвет греческого градостроительства связан с концепцией регулярного города (создатель – Гипподам Милетский) – «гипподамова сиситема». Суть концепции. Обязательна четкая планировка города: прямые улицы, пересекаясь, образовывают кварталы; выделение культового и общественного центра, агоры, ремесленных кварталов; город обнесен оборонительной стеной; наличие канализации; прямые центральные улицы, по замыслу, должны были обеспечивать движение воздушных потоков – «проветривание»), такая планировка отвечала не только эстетическим понятиям, но и санитарным. Архитектура: V век до н.э В начале V в. до н.э – переходный период в искусстве от архаики к классики (сохранение архаич.черт – статики, к примеру). - основной художественный центр -Аттика - основной тип здания – храм храм-периптер дорического ордера, пропорции стали стройнее и прибрели простоту: так, число колонн стало определенным (по длинной стороне вдвое больше,чем по короткой, плюс одна. Архитектура находится в гармонии с окружающей средой, в синтезе со скульптурой. - появляется коринфский ордер Примеры архитектур.памятников V в. до н.э: -Храм Геры в Пестуме - большой 6-тиколонный периптер. -Храм Афины Афайи (о.Эгин) (490 г. до н.э.) - Альтис в Олимпии (храмово-спортивный комплекс) -Храм Зевса в Олимпии (468, 456 гг. до н.э.) - архитектор Либон -Афинский акрополь (скульптор Фидий)
Афинский акрополь - идея - Перикл В 449 году до н.э.- реконструкция Афинского Акрополя под наблюдением скульптора Фидия. - в реконстукции акрополя видели выражение идеи общеэллинского единства
Парадный вход – Пропилеи (скульптор Мнесикл), парадные ворота, состоящие из ионической колоннады между 2-мя дорическими портиками.
Левое северное крыло - пинотека (собрание произведений живописи), правое южное - библиотека. Асимметричная композиция, уравновешена храмом Ники (арх. Калликрат) – ионический ордер, деревянная скульптура богини Ники внутри.
Центральный храм – Парфенон (арх. Иктин и Калликрат), посвященный Афине Парфенос (Афине-Деве); храму принадлежит ведущая роль в ансамбле, храм стоит в три/четверти от Пропилей - зрители видели весь объём сооружения; Парфенон является периптером; окружен 36 колоннами; сочетание дорических черт (колонны) и ионических (фриз основного объема здания).
Фриз Парфенона с изображением двенадцати олимпийских богов и панафинейского шествия (длина фриза около 160 м, высота - 1м; низкий рельеф). Начало шествия в юго-западном углу фриза, далее процессия продвигалась по западной, северной и восточной сторонам. Центр восточной стороны - жрец и жрица храма, принимающие подарки для богини, по обе стороны от жрецов - две группы сидящих богов.(Полная свобода движения, лёгкость одежд, фигуры богов, простых смертных - идеал греческой красоты.)
Парфенон украшен работами Фидия и его учеников: на восточном фронтоне – “Рождение Афины из головы Зевса”, на западном – “Спор Афины и Посейдона за обладание Аттикой”. Внутри Парфенона - 13-метровая статуя Афины-Парфенос (скульптор – Фидий).
В ансамбль Акрополя был также включен храм Эрехтейон небольших размеров, посвящённый Афине Палладе и Посейдону, из мрамора, в ионическом стиле, несимметричный - архитекторы Архилохом и Филокл.
Парфенон – гениальное творение того времени. Это было пропорциональное, легкое, торжественное сооружение, поражающее одновременно своей монументальностью и невесомостью.
В средние века Парфенон был превращен в христианскую церковь, затем использовался турками как пороховой склад. В 17 веке при осаде Акрополя венецианцами в Парфенон попало ядро и он был разрушен. Многие скульптуры погибли, сохранившиеся хранятся в Британском музее. в IV в. до н.э основными центрами искусств становятся города Пелопоннеса, Малой Азии, Великой Греции, Северного Причерноморья. - кризис полиса, экономич. и соц. неравенство, рост индивидуалистических традиций в обществе отражается и в искусстве. На смену храмовому зодчеству приходит архитектура общественных зданий: театры, одеоны (крытые помещения для муз.выступлений), стадионам, ипподромам, гимнасии, пританеи и булевтерии (административные здания для заседания Совета и магистратов) и тд. - на смену дорийскому ордеру приходит ионийский, используются и коринфские колонны
Примеры архитектурных памятников IV в. до н.э: - монумент Лисократа в Афинах - храм Алеи в Тегее (архитектор Скопас) – уникальность памятника в том, что он построен полностью из мрамора (тогда это еще редкость) и объединяется в себе 3 ордера (снаружи – дорийские колонны, в преддверии – ионийские, внутри – коринфсике) - святилище Асклепия в Эпидавре (380-330 гг до н.э; интересно, что здесь, в отличии от прежних традиций храм теряется в общественных постройках) - храм Филиппейон в Олимпии (возведено Филиппом II Македонским в честь битвы при Херонее) - мавзолей в Галикарнасе (новый тип здания, арх-ры – Пифей и Сатри, гробница Мавзола, правителя Карии) С развитием театрального искусства – строительство зданий театров: - театр Диониса в Афинах - театр в Эпидавре архитектора Поликлета Младшего
Скульптура: В V в. до н.э – отход от архаической скульптурной формы, поиск новых форм, преодоление статики (опора – на одну ногу =>эффект движения) - основные материалы: бронза, мармор. Мраморная скульптура раскрашивалась. Распространяется хризоэлефантическая техника (из золота и слоновой кости) - скульптура часто была в синтезе с архитектурой
- приобретает бо/льшее значение индивидуальный стиль мастера, а не направления целых школ.
Основные скульпторы: 1- Мирон (Дискобол; на Акрополе - богиня Афина и сатир Марсий). Первым преодолел статику архаических скульптур 2- Поликлет (создал идеальный мужской образ, установил идеальные пропорции человеческого тела (длина ступни должна составлять 1/6 длины человеческого тела, а высота головы – 1/8-ю тела); статуи Доридорф, Диадумен) 3- Фидий (воплотил идею Перикла по созданию Акрополя; колосс Афины Воительницы), фриз Парфенона, статуя Зевсав Олимпии (высота – 14 м., слоновая кость+золото+ драг.камни(глаза), Зевс восседает на тронев левой руке –скипетр, в правой – золотая статуя Ники), статуя Афины Парфенос)
IV в до н.э.: - в IV в – особое внимание личности, индивидуальности; появляются первые портреты
Основные скульпторы: 1- Скопас (создатель патетического стиля; осн. тема – люди и герои, охваченные сильными страданиями; работы - скульптурное украшение храма Алеи в Тегее; статуи Мелеагра и Геракла, фигура танцующей Менады) 2- Пракситель (обращение к миру красоты и наслаждений; работы – обнаженная Афродита Книдская, статуи «Гермес с младенцем Дионисом», «Аполлон, убивающий ящерицу», «Эрот», «Сатир, разливающий вино») 3- Лисипп (выразитель новых идей, переход от классики к элинизму; скульптура Апоксиомена, ряд портретов А.Македонского)
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|