Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 9. Внимание.




Общая характеристика внимания

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других, предполагающее повышение уровня всей психической активности человека.

В отличие от других познавательных процессов, внимание не имеет своего особого содержания, оно проявляется как бы внутри других психических процессов (восприятия, памяти, мышления) и характеризует динамику их протекания.

Направленность проявляется в избирательности, в произвольном или непроизвольном выборе, выделении объектов, соответствующих потребности субъекта, целям и задачам его деятельности.

Сосредоточенность (концентрация) на одних объектах предполагает отвлечение от всего постороннего, временное игнорирование других объектов.

Благодаря этому отражение становится более ясным и отчетливым, представления и мысли удерживаются до тех пор, пока не завершится деятельность, не будет достигнута ее цель. Тем самым обеспечивается контроль и регуляция деятельности.

Функции внимания: 1) функция отбора значимых воздействий, которые соответствуют потребностям данной деятельности; 2) функция игнорирования других несущественных контролирующих воздействий; 3) функция удержания, сохранения выполняемой деятельности, пока не будет достигнута цель, т. е. регуляции и контроля деятельности.

Виды и формы внимания

Так как внимание может проявляться в различных процессах, в зависимости от объекта сосредоточения выделяют следующие формы проявления внимания: сенсорное (перцептивное), интеллектуальное, моторное. В настоящее время наиболее изучено сенсорное (зрительное и слуховое) внимание. Большинство данных, характеризующих внимание в целом, получено при исследовании этих форм.

По характеру происхождения и способам осуществления выделяют 2 основных вида внимания:

1. Непроизвольное внимание. Возникает и поддерживается независимо от сознательных намерений и целей человека. Это наиболее простой и генетически исходный вид внимания. Основными условиями его возникновения являются: качества раздражителя, а именно: новизна, сила, контрастность, эмоциональная значимость и т. д.

Основная функция – быстрая и правильная ориентация в постоянно меняющихся условиях среды, выделение тех объектов среды, которые в данный момент могут иметь наиболее важный жизненный смысл.

2. Произвольное внимание. Возникает, поддерживается и направляется сознательно поставленной целью, требует волевой регуляции, использования специальных механизмов сосредоточения для его поддержания. По своему происхождению связано с трудовой деятельностью. Возникает, если в деятельности человек ставит перед собой задачу и сознательно вырабатывает план действий. В произвольном внимании проявляется активность личности. При этом интересы носят опосредованный характер.

Основная функция – активное регулирование протекания психических процессов. Благодаря произвольному вниманию, человек способен активно и избирательно «извлекать» из памяти нужные ему сведения, выделять главное, принимать правильные решения, решать задачи.

Помимо двух основных выделяется еще третий. Особый вид внимания – послепроизвольное внимание. Возникает на основе произвольного, но заключается в сосредоточении на объекте в силу его ценности, значимости. При этом сохраняется сознательная целенаправленность, но снижается психическое напряжение. Если в деятельности интересным и значимым становится содержание и сам процесс, а не только его результат. Послепроизвольное внимание характеризуется длительной высокой сосредоточенностью, с ним связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, высокую производительность труда.

Основные свойства внимания

Внимание характеризуется различными качественными проявлениями

Устойчивость – характеристика внимания по времени. Способность в течение длительного времени сохранять состояние внимания на каком-то объекте, не отвлекаясь и не ослабляя внимания. Т. е. высокая продуктивность деятельности в течение длительного времени. Характеризуется двумя показателями: длительностью и степенью концентрации.

Устойчивость внимания зависит и от особенностей объектов сосредоточения. Одно из важных условий – изменчивость, подвижность объектов. Невозможно длительное сосредоточение на одном и том же объекте, если он сам не меняется или если его нельзя рассматривать с разных сторон. Однообразие снижает внимание.

Устойчивость повышается с увеличением сложности объекта. Сложные объекты вызывают активную мыслительную деятельность, а следовательно, длительное сосредоточение. Но уровень сложности должен быть оптимальным, иначе возникнет утомление и ослабление внимания.

Динамика внимания проявляется в сдвигах устойчивости в течение длительной работы. Такие сдвиги рассматриваются как стадии сосредоточения: первоначальное вхождение в работу, достижение сосредоточения и микроколебания, снижение сосредоточенности и работоспособности при утомлении.

Переключение – скорость произвольного переноса внимания с одного объекта на другой, с одного вида деятельности на другой. Осознанность отличает переключение от отвлечения. Эта характеристика проявляется в скорости, с которой человек может переводить свое внимание.

Переключение может быть обусловлено либо программой сознательного поведения, требованиями деятельности, либо необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями, либо осуществляться с целью отдыха.

В первом случае, когда деятельность остается неизменной, а происходит смена объектов или операций, это переключение внимания в рамках его устойчивости. Оно предотвращает утомление и, следовательно, повышает устойчивость. Но оно не должно быть слишком частым. Во втором случае, человек, приступив к новой работе, не полностью отключается от предыдущей. В результате имеется недостаточная сосредоточенность, может быть интерференция навыков.

Отвлечение – непроизвольное перемещение внимания с основной деятельности на объекты, не имеющие значения для ее успешного выполнения. «Помехоустойчивость» связана с силой НС. При сильной н/с слабые раздражители даже повышают работоспособность.

Распределение – способность удерживать в сфере внимания одновременно несколько разнородных объектов, одновременно выполнять несколько видов действий. Высокий уровень распределения – одно из обязательных условий успешности многих современных видов деятельности.

Чем сложнее совмещаемые виды деятельности, тем труднее распределять внимание. Трудность представляет совмещение 2 видов умственной деятельности, проще совмещать двигательную и умственную. Необходимое условие – автоматизация по крайней мере одного из одновременно выполняемых действий. Умение распределять внимание можно формировать.

Объем – определяется количеством объектов, которые могут быть охвачены вниманием одновременно в течение около 0, 1 сек. У большинства людей он равен 7 +/- 2 отдельных объекта (объект – распределение).

Объем внимания зависит от особенностей воспринимаемых объектов. Так, при предъявлении осмысленного текста легко схватываются 14 – буквенные слова. Но, воспринимая объект в целом, мы не замечаем ошибок. С возрастом объем расширяется.

Основное условие расширения объема – умение группировать, систематизировать воспринимаемый материал.

В трудовой деятельности все эти свойства находятся в единстве, переключение может переходить в распределение и т. д.

Расстройства внимания:

Рассеянность – неспособность к длительному интенсивному сосредоточению, легкая и частая отвлекаемость, в результате снижение работоспособности, неорганизованность. Причина может быть в воспитании. Следовательно, нужно формировать волевые качества. Может быть дело в состоянии здоровья, в расстройствах н/с, в эмоциональном возбуждении, переутомлении.

Чрезмерная подвижность –постоянный переход от одного вида деятельности к другому.

Инертность – патологическая фиксация на ограниченном круге

Учет особенностей внимания.

В педагогической деятельности нужно учитывать факторы, способствующие привлечению внимания.

1. Сила, новизна, контраст – вызывает непроизвольное внимание (интересы, наглядность, технические средства, изменение темпа, ритма работы, неожиданные вопросы)

2. Структурная организация материала – структурированные факты воспринимаются легче, чем беспорядочно разбросанные.

3. Отношение к потребностям – нужно подбирать значимые и интересные примеры.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...