Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мыслительные операции. Речь, ее функции и виды..   Основные функции речи




Мыслительные операции

Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих в друг друга мыслительных операций: сравнение - обобщения, абстракция – классификация – конкретизация. Мыслительные операции – это мыслительные действия.

Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщения. Сравнение – элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношение. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса. Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, то дифференцированности (несмешиваемости понятй). НА основе сравнения делаются обобщения.

Обобщение – свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализации). Но подлинную познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяют существенные общие признаки.

Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства.

Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений – на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т. е. на основе абстракции.

Абстракция (от лат. Abstraction - отвлечение) – операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.

В процессе абстрагирования человек как бы «очищает» предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.

Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизации иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных, но удобных в оперативном отношении.

На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.

Конкретизация (от лат. Concretio - сращение) – познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация – высший этап в познании объективного мира, теоретическое освоение действительности.

Речь, ее функции и виды.

Речь играет очень важную роль во многих психических процессах, в становлении личности человека, в его деятельности и общении.

Человеческое мышление качественно отличается от мышления животных. Важный отличительный момент - речь и другие знаковые системы. Без речи человек не имел бы возможности получать и передавать большое количество информации, в частности и ту, которая фиксирует то, что невозможно воспринять с помощью органов чувств (непосредственно не воспринимаемые явления, абстрактные понятия, законы, правила и т. п. )

Без письменной речи человек не мог бы перенимать накопленный опыт, а также передавать другим свои мысли и чувства.

Т. о. речь является и средством общения и средством мышления - “материальной основой” мышления. Мысль опирается на свернутую внутреннюю речь.

Эксперименты показали, что ни одна сложная мысль не протекает без внутренних речевых процессов. Оказалось, что если специальными приборами зарегистрировать положение языка и гортани в спокойном состоянии, а затем предложить человеку начать продумывать какую-то задачу, то в речевом аппарате начинается сложная деятельность, которую можно зарегистрировать.

Речь является также средством управления поведением других людей и регуляции своего поведения.

                     Основные функции речи

1.  средство мышления                                       2. средство общения

а) обобщающая -каждое слово уже           а). коммуникативная - передача

 обобщает, позволяет работать                      друг другу сведений, мыслей,

восприятию, мышлению и т. д.                         чувств и тем самым -

                                                                           воздествие  друг на друга

б). Сигнализирующая - через                      б). Экспрессивная  - передача     

слово обозначается предмет,                       эмоциональных состояний,

явление и т. д., со словом                             отношения к человеку,

 связано представление                               предмету и т. п.

Таким образом, речь является многофункциональной, а следовательно - полиморфной  деятельностью. То есть в своих различных функциональных назначениях представлена в разных формах:

Внутренняя - направлена на себя, носит свернутый, сокращенный характер и является инструментом мышления.

Внешняя - направлена вовне, на других людей. Внешняя речь в свою очередь подразделяется на устную - протекает в меняющихся условиях, простота грамматических конструкций и письменную - повышенные требования к мыслительной деятельности, соблюдение правил.

Эгоцентрическая - внешняя, но не направлена на других.

Аффективная - очень проста, ограничена.

Следует различать речь и язык.

Язык  - система условных символов (словесных знаков), имеющих для людей определенное значение и смысл.

Речь - сложившаяся исторически в процессе материальной деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь - индивидуально своеобразна. В речи выражается психология отдельно взятого человека или общности людей, для которых данные особенности речи характерны (диалект, жаргон). Язык же отражает в себе психологию народа, для которого он является родным, причем не только ныне живущих людей, но и всех других, которые раньше жили и говорили на данном языке.

Речь без усвоения языка невозможна. В то время как язык может существовать и развиваться относительно независимо от человека, по законам, не связанным ни с его психологией, ни с его поведением. Язык очень консервативен.

Основные функции языка: хранение и передача общественно-исторического опыта ( наряду с материальными орудиями и продуктами труда), общение между людьми.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...