Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 11. Мышление и речь. Определение мышления. Формы мышления




Тема 11. Мышление и речь.

Определение мышления

Психология изучает мышление конкретного человека в его реальной жизни и деятельности. Разнообразие феноменологии мышления требует его разных психологических определений. В попытке описать эту феноменологию в целом, психология использует определение мышления в широком смысле: это активная познавательная деятельность субъекта, необходимая для его полноценной ориентации в окружающем природном и социальном мире. При решении более специальных исследовательских задач, при изучении конкретных психологических механизмов высших познавательных процессов мышление определяют в узком смысле - как процесс решения задач.

Формы мышления

Понятие - форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений, выраженная словом или группой слов. Понятия могут быть: конкретные (даны в восприятии) и абстрактные (не даны в восприятиях), общие (класс предметов, явлений) и единичные (уникальные предметы, явления), научные (существенные признаки) и житейские (м. б. несущественные признаки).

Суждение - форма мышления, отражающая связи между предметами и явлениями, утверждение или отрицание чего-то. Суждения могут быть: истинные и ложные, общие (все одного класса), частные (некоторые) и единичные. Суждения образуются 2 способами: непосредственно (выражается то, что воспринимается) и опосредованно (путем умозаключений или рассуждений).

Умозаключение - форма мышления, при которой на основе нескольких суждений делается определенный вывод. Исходные суждения называются посылками. Наиболее распространенный вид вывода - силлогизм. Суждения могут быть: индуктивными - от частного к общему и  дедуктивными -  от общего к частному,  по аналогии  - основано на сходстве предметов или явлений.

Виды мышления и их классификация

Этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе

1. Наглядно-действенное - решение задачи осуществляется с помощью реального, физического преобразования ситуации, опробования свойств объектов. Наблюдается у высших животных и детей до 3 лет включительно. Широко представлено у людей, занятых реальным производительным трудом (у конструкторов)

2. Наглядно-образное - представление ситуации и мысленное преобразование ее.

а) видение предметов с разных точек зрения

б) установление невероятных очертаний предметов, свойств (связь с воображением)

Наиболее полно и развернуто представлено у детей дошкольного и младшего школьного возраста (4-7 лет), у взрослых, занятых практической работой (у писателей).

Связь мышления с практической деятельностью сохраняется, но не такая тесная и непосредственная. Не требуется практического манипулирования с объектом, но необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Необходимые для мышления образы находятся в кратковременной и оперативной памяти.

3. Словесно-логическое (отвлеченное) - мышление с использованием понятий, логических конструкций, функционирует на базе языковых средств. Развитию способствует овладение школьниками понятиями из разных наук.

Все три вида мышления существуют у взрослого человека и используются для решения разных задач.

По типу решаемых задач.

1. Теоретическое - познание законов, правил - человек в процессе решения задачи выполняет действия в уме, пользуясь готовыми знаниями, выраженными в понятиях, суждениях, умозаключениях. Оно делится на: понятийное - характерно для научных теоретических исследований, и образное - материалом являются образы, извлекаемые из долговременной памяти (в отличие от наглядно-образного) - характерно для творческих работников. В действительности они сосуществуют и неплохо дополняют друг друга.

2. Практическое - подготовка физического преобразования действительности, часто в условиях дефицита времени.

По характеру обобщений.

1. Теоретическое - научные понятия (по существенным признакам)

2. Эмпирическое - житейские, ситуативные обобщения.

Уровни протекания мышления.

1. Аналитическое (логическое) - развернуто во времени, имеет этапы, представлено в сознании.

2. Интуитивное - быстрота протекания, нет этапов, почти неосознанно.

По степени новизны продукта по отношению к знаниям субъекта

1. Репродуктивное - воспроизведение уже известного (связано с памятью)

2. Продуктивное  - получение новых знаний (связано с творчеством)

Мышление как процесс решения задач

Определение мышления в узком смысле используется, главным образом, в экспериментальных исследованиях конкретных психологических механизмов познания, при диагностике интеллектуальных способностей и управлении творческим процессом. Понимание мышления как процесса решения задач было впервые предложено в вюрцбургской школе “психологии мышления.

Любая задача имеет объективную и субъективную (психологическую) структуру. Объективно задача включает в себя: 1) набор определенных условий; 2) требование, которого нужно достичь, соблюдая их. В психологической структуре задачи требованию соответствует субъективно поставленная цель, а условиями - средства ее достижения. Так, в общепсихологической теории деятельности задача определяется как цель, заданная в определенных условиях (А. Н. Леонтьев). Легко понять, что в данном определении процесс решения задачи есть процесс достижения уже поставленной субъектом, психологически определенной цели, процесс поиска необходимых для этого средств в объективно данных условиях.

Полное определение мышления в узком смысле слова требует ряда уточнений и различений. Первое из них - различение решения задачи как продукта., т. е. уже найденного решения (англ. Solution) и как самого процесса, так сказать, “решения” (англ. Solving). Исследование психологических механизмов мыслительной деятельности не может осуществляться лишь при фиксации ее сложившихся продуктов и предполагает, прежде всего, анализ процессов их порождения. Тем самым мышление следует определить как процесс решения задачи.

Второе различие связано с наличием или отсутствием в прошлом опыте субъекта готовых средств решения поставленной задачи. Если такие средства есть, то ситуация не будет для субъекта проблемной, и ее решение фактически сведется к использованию сформированного умственного навыка, к репродукции наличных знаний и умений. Такое мышление называется репродуктивным, не считая его, как правило, мышлением в собственном смысле. Только при отсутствии готовых средств достижения цели возникает необходимость их поиска, создания, конструирования, и этот процесс требует продуктивного, творческого мышления. Задача с поставленной целью и отсутствием средств ее достижения и называется творческой, а мышление следует определить как процесс решения творческих задач.

Третье уточнение относится к понятию цели. Цель может быть точно определена, когда принятие поставленного требования не предполагает у субъекта дополнительных усилий. Однако в других случаях само преобразование объективного требования в субъективную цель становится для субъекта самостоятельной проблемой. Такие ситуации являются эмпирической основой для исследования процессов целеобразования в мыслительной деятельности, а само мышление выступает как процесс не только решения, но и постановки задач.

Наконец, четвертое уточнение связано со спецификой психологического изучения мышления. В отличие от других наук психология рассматривает мышление как процесс решения задачи конкретным индивидом, субъектом. В современной психологии понятие субъекта мышления определяется достаточно широко, что позволяет привлекать к изучению процесса решения задачи личностные черты человека, характеристики его потребностно-мотивационной, эмоциональной сферы, индивидуальные особенности и т. д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...