Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 15. Проблемы периодизации психического развития.




В истории человечества представления о различных возрастных периодах существовало не всегда. Это ярко проявляется в истории становления понятия «детство». Исторически оно связывается не с биологическим состоянием незрелости, а с определенным социальным статусом. Наиболее подробно этот вопрос изучен французским демографом и историком Филиппом Ариесом. Его исследования в области изобразительного искусства показали, что вплоть до 13 в. искусство не обращалось к детям. В 13 в. детские образы встречаются лишь в религиозной живописи и изображались они как уменьшенные взрослые. Детство считалось периодом быстро проходящим и малоценным. В средневековой Германии слово ребенок было синонимом слова «дурак». Ариес объясняет это большой рождаемостью и высокой детской смертностью в то время. Признаком преодоления безразличия к детству он считает появление в 16 в. портретов умерших детей. В 17 в. появляются портреты реальных детей влиятельных и царственных особ. Важным символом изменения отношения к детству, по мнению Ариеса, является и то, что только в 16 – 17 вв. появляется одежда, отличающая ребенка от взрослого.

Открытие детства повлекло за собой попытки описания полного цикла человеческой жизни в научных сочинениях того времени. В них использовалась терминология, которая употребляется и сейчас и в научной и в разговорной речи:

- детство; отрочество; юность; молодость; зрелость; старость; сенильность (глубокая старость). Но современное значение этих слов не соответствует их первоначальному смыслу.

В области искусства представления о периодах человеческой жизни нашли отражение в росписи колонн Дворца Дожей в Венеции, на многих гравюрах 16-17вв, в живописи и в скульптуре. Так, в росписи Дворца Дожей детство символизируется игрой с игрушками, школьный возраст – обучением, юношество обозначается как возраст любви и спорта, молодость – возраст войны и рыцарства, зрелость символизируют судья и ученый.

Т. О. дифференциация возрастов человеческой жизни формируется под влиянием социальных институтов. Выделение того или иного возрастного периода зависит от разделения обязанностей в обществе, т. е. от уровня развития общества.

Наиболее популярной зарубежной теорией развития является эпигенетическая теория развития личности Э. Эриксона.

Согласно этой теории, для каждой стадии жизненного цикла характерна специфическая задача, выдвигаемая обществом. Общество определяет также и содержание развития. Но решение задачи зависит от уже достигнутого уровня развития.

1. Доверие / недоверие. (первый год жизни). Соответствует оральной стадии. Степень доверия зависит от проявляемой к ребенку заботы. При благоприятном уходе вырабатывается позитивное отношение к миру и другим людям. При неблагоприятном – боязливость и подозрительность и недоверие.

2. Самостоятельность / сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. (1-3 года). Совпадает с анальной стадией. Ребенок осваивает различные движения, появляется гордость за свои новые способности, стремление все делать самому. Если родители достаточно терпеливы, предоставляют ребенку делать то, что он может, у него вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом и, в значительной степени, своей средой, т. е. появляется самостоятельность. Если воспитатели спешат делать все за ребенка, бранят его за все неудачи, у него развивается стыдливость и нерешительность.

3. Предприимчивость (инициатива) / чувство вины. (4-5 лет). Совпадает с фаллической стадией. Ребенок начинает сам придумывать себе занятия, проявляет изобретательность. Если родители не поощряют инициативы ребенка, у него развивается чувство вины.

4. Умелость, трудолюбие / чувство неполноценности. (6-11 лет). Совпадает с латентной стадией. Годы начальной школы. Развитие познавательных и коммуникативных умений, способность к регламентированным играм, интерес к тому, как устроены вещи, им нравится мастерить. Когда детей поощряют на творчество, развивается трудолюбие, совершенствуются умения, если родители считают все это баловством и т. д., развивается чувство неполноценности.

Окружение ребенка уже не ограничивается домом, подчеркивается влияние школы.

5. Идентификация личности /путаница ролей. (12-18/20 лет). Совпадает с генитальной стадией. Задача поиска предмета любви в собственном поколении. Подросток созревает физиологически и психически, у него развиваются новые взгляды на вещи, новый подход к жизни. Появляется интерес к мыслям других людей, к тому, что они о себе думают. Создаются мысленные идеалы семьи, религии, общества, по сравнению с которыми, сильно проигрывают реальные. Но он способен выработать мировоззрение, способное примирить все противоречия. Ему предстоит объединить все свои роли в интегрированное Я, связать их с прошлым и интегрировать в будущее.

 Влияние родителей на исход этого кризиса менее прямое. Если подросток благополучно прошел предыдущие стадии, его шансы на идентификацию увеличиваются. Если из-за неудачного детства подросток не может справиться с этой задачей, у него появляется путаница ролей, неуверенность в том, кто он такой., концентрация на самокопании в ущерб развитию отношений с внешним миром и людьми, путаница в моральных и мировоззренческих установках.

6. Близость к людям / изоляция и одиночество. (20 – 45 лет) Начало зрелости, период ухаживания и начало семейной жизни. При благоприятном развитии – способность заботиться о другом человеке, делиться с ним всем существенным без боязни потерять себя. Это распространяется не только на любовь, но и на дружбу. В противоположном случае – избегание людей, особенно близких отношений с ними. Непредсказуемое поведение, изоляция.

7. Генеративность / застой. (40/45 – 60). Зрелый возраст. Дети стали подростками, а родители прочно связали себя с определенным родом занятий. На положительном полюсе – общечеловечность, т. е. способность интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью других поколений и т. д. Тот, у кого чувство сопричастности не выработалось, сосредоточивается на себе, развивается эгоизм и эгоцентризм.

8. Цельность / отчаяние (после 60). Время размышлений о прожитой жизни. Удовлетворение жизнью вызывает ощущение цельности, осмысленности жизни, в противном случае – досада об упущенных возможностях и промахах.

В отечественной психологии принята периодизация, предложенная Даниилом Борисовичем Элькониным, которую он разработал, опираясь на теорию развития Выготского.

Согласно этой теории, развитие понимается как процесс, совершаемый самим ребенком, основной движущей силой считается активность ребенка. Источниками развития являются различные факторы среды, такие как родители, учителя, книги и т. д. Общение ребенка выступает как условие, в совокупности с нормальными нейрофизиологическими предпосылками.

Эльконин предложил основные критерии возрастной периодизации:

1. Социальная ситуация развития – система отношений, в которые ребенок вступает в обществе. В какие области общественной жизни он входит.

2. Ведущийвид деятельности ребенка в этот период.

3. Основные новообразования в психике ребенка в этот период.

Переход от одного этапа к другому происходит при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операциональными возможностями. В каждом кризисе человек осознает, что та ситуация, в которой он находится, ему больше не подходит, но различаются когнитивные компоненты и способы выхода из этих кризисов.

Периодизация Эльконина

- 1. младенчество: от рождения до 1 года.

- 2. ранний возраст: от 1 года до 3 лет.

- 3. дошкольный возраст: -младший 3- 4/5 лет.

- 4. дошкольный возраст: -старший 4/5 – 6/7 лет.

- 5. младший школьный возраст: 6/7 – 10/11 лет

- 6. подростковый возраст: 10/11 – 12/16 лет.

- 7. юношеский возраст: 12/16-17/25лет.

Кризис – время, когда происходит качественная перестройка функций и отношений ребенка.

Первый кризис – кризис новорожденности . Ребенок наиболее беспомощен в момент своего рождения, у него нет ни одной сложившейся формы поведения. К моменту рождения у ребенка нет ни одного заранее сформированного поведенческого акта. Все складывается при жизни. В этот период ребенок уже отделен от матери физически, но еще связан физиологически. Медицинский критерий конца периода новорожденности – приобретение ребенком того веса, с которым он родился.

Основные новообразования на физиологическом уровне – появление зрительного и слухового сосредоточения и на этой основе – возможность формирования условных рефлексов на зрительные и слуховые стимулы, в психологическом плане – комплекс оживления.

Младенчество связано с выделением матери из окружающего мира. Социальная ситуация развития характеризуется тем, что ребенок максимально нуждается во взрослом («Мы»), но не имеет специфических средств воздействия на него. Разрешение этого противоречия приводит к разрушению породившей его ситуации развития и, следовательно, переходу на новый этап. Основной вид деятельностинепосредственное эмоциональное общение ребенка с матерью. (эффект госпитализма). Новообразование – потребность в общении. В первый подпериод идет очень интенсивное развитие сенсорных систем, развиваются голосовые реакции, они перестраиваются в поведенческие акты. Во второй подпериод возникает акт хватания – первого организованного, направленного действия, изменяется восприятие пространства, расширяются возможности манипуляции с предметом. В возрасте от 4 до 7 мес. формируются результативные действия (перемещение, извлечение звуков), а в возрасте 7-10 – соотносимые действия (два объекта соотносятся между собой). С 10-11 до 14 месяцев возникает этап функциональных действий (одно действие воспроизводится на разных предметах). Общение становится «ситуативно – деловым». Возникает указательный жест. К концу младенческого возраста возникает первое понимание слов. К 9 месяцам ребенок начинает ходить. Появляются первые слова.

Кризис 1 года – ребенок отдаляет себя от взрослого, он сам ведет маму, куда захочет.

Основная задача в этот период – максимально расширять и развивать ориентацию ребенка в окружающей действительности.

Ранний возраст.

Диапазон возможностей ребенка еще очень ограничен. Ситуация развития – совместная деятельность со взрослым (ситуация Р – В превращается в «Р – предмет – В»), ее содержание – усвоение общественно выработанных свойств предметов. Противоречие – способ действия принадлежит взрослому, а ребенок должен выполнять индивидуальное действие. Новый тип деятельности – предметная деятельность, направленная на усвоение социальных способов употребления предметов. Общение становится формой организации предметной деятельности, но оно продолжается довольно интенсивно и становится речевым. Слова приобретают предметную отнесенность.

Вначале и ориентация, и исполнение, и контроль, и оценка действия лежат на взрослом. Затем возникает частичное или совместно-разделенное действие. Взрослый начинает, а ребенок его заканчивает. Затем появляется разделенное на основе показа. Далее – на основе словесного указания.

Взрослый становится для ребенка носителем образцов человеческого действия. За взрослым сохраняется только контроль и оценка. Оказывается, что ребенок действует не вместе со взрослым, а как взрослый. Предметная деятельность используется для игры. Стремительно развивается речь. На основе речи развивается восприятие. Память еще носит непроизвольный характер. Мышление наглядно – действенное.

Основное новообразование –«Я сам». – кризис 3 лет: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие (более глубокое, чем в 1 год, самостоятельность замысла, намерения, а не только осуществления), обесценивание взрослых, протест – бунт, стремление к деспотизму (в семье с одним ребенком).

Возникает тенденция к самостоятельной деятельности, взрослые больше не опосредуются предметом, начинают выступать сами по себе.

Дошкольный возраст.

Ребенок впервые выходит за пределы семьи и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Противоречие заключается в том, что ребенок является членом общества, его основная потребность – жить вместе с окружающими людьми, но осуществить он это не может. Его связь с внешним миром опосредована. Велик разрыв между реальным уровнем развития и идеальной формой (сферой, в которую ребенок пытается войти). Способ – сюжетно – ролевая игра + рисунок, сказка, формы элементарного труда, учения. (ВВД). Основные психологические новообразования: возникновение схематического предшественника цельного детского мировоззрения, возникновение первичных этических и эстетических инстанций, соподчинение мотивов, произвольного поведения, личного сознания (своего места в системе отношений).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...