Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Идейно-эстетическое формирование юного Бетховена.




Стремление проникнуть в сокровища человеческого духа заставляет Бетховена взяться за изучение древних языков, истории, литературы, философии. Новый мир раскрывает перед ним немецкая поэзия и литература, он восторгается Шиллером, боготворит Гете. Объектом неустанного познания навсегда становится творчество Шекспира, а в героях древнеримской истории, описанных Плутархом, Бетховен видит примеры человеческой стойкости, силы убеждений и воля.

Чтение серьезной литературы разных эпох, народов, стилей, направлений воспитывало интеллект Бетховена, жадно ищущий в образах мировой литературы подтверждения своим мыслям о жизни, о ее нравственных законах. Так постепенно формировались воззрения юного музыканта, его отношение к миру, к человеку, к самому себе.

В напряженной идеологической борьбе, предшествующей французской революции, когда в течение нескольких десятилетий шла ее усиленная теоретическая подготовка, выдвинулся ряд крупнейших мыслителей, публицистов, писателей, художников. Широко известны имена Вольтера и Руссо, Гримма и Дидро, Бомарше и Луи Давида. Литература, искусство, публицистика служили могучим орудием пропаганды новых взглядов на общество, природу. Переоценка веками устоявшихся традиций способствовала коренной ломке мировоззрения, подрывала крепость феодализма. Просветительные идеи энциклопедистов получали быстрое и повсеместное распространение, будоражили умы молодежи, заражали прогрессивно настроенную интеллигенцию.

Передовая общественная мысль просачивалась сквозь многочисленные преграды даже в самые отсталые немецкие государства. Под давлением движения Просвещения правящие круги Австрии, Германии вынуждены были идти на некоторые уступки требованиям времени. Оживление культурно-общественной жизни не прошло незаметно и для Бонна. В 1789 году здесь открывается университет, затем музей, библиотека, национальный театр. Нередко гастролируют в Бонне различные оперно-драматические труппы, в исполнении которых можно было услышать оперы Глюка и Моцарта, посмотреть пьесы Вольтера, Шиллера, Лессинга и Бомарше.

Летом 1789 года раздался первый революционный взрыв—взятие Бастилии народом Парижа. Именно в эти годы, когда внутреннее становление юного Бетховена протекало особенно бурно, республиканские идеи французской революции глубоко проникали и укоренялись в его сознании. Убеждение в равенстве всех людей, страстное отрицание социальной несправедливости, ненависть к угнетению человека человеком —таковы принципы, которым Бетховен навсегда остался верен. Социальные и моральные идеалы высокого гуманизма были постоянным источником душевной стойкости Бетховена, его оптимистического отношения к жизни.

Тем временем обстоятельства и условия существования ставили перед будущим композитором труднейшие задачи. С 13-лет Бетховен—чуть ли не единственная опора семьи и вынужден выполнять различные служебные обязанности: он — помощник Нефе-органиста, в качестве концертмейстера должен разучивать с певцами оперные партии и сопровождать исполнение речитативов во время оперных спектаклей; несколько позже становится и альтистом придворной капеллы.

Многообразие выполняемых работ способствовало широким связям и знакомствам Бетховена в кругах боннской интеллигенция и любителей искусства. За короткое время Бетховен становятся заметной фигурой в музыкальном мире города. Он часто играет в домах местной аристократии, поражая слушающих неистовой страстностью, неистощимой фантазией и драматизмом своих импровизаций. Бетховен мечтает о признании самих великих музыкантов, о занятиях с Моцартом. Преодолев разного рода трудности, он в 1787 году едет в Вену.

Моцарт, поглощенный работой над «Дон-Жуаном», все же выслушал приезжего незнакомца. Импровизация на заданную тему, исполненная Бетховеном, поразила творца «Свадьбы Фигаро». «Обратите внимание на него, он всех заставит о себе говорить» — так, по воспоминаниям присутствовавших, отозвался Моцарт о юном Бетховене. Однако на сей раз остаться в Вене Бетховену не удалось. Сообщение о болезни матери заставило его спешно вернуться в Бонн. Горечь утраты усугублялась создавшейся в семье обстановкой. Но жизнь шла своим чередом, и волей обстоятельств восемнадцатилетний Бетховен становится главой семьи. Пришлось добиваться от курфюрста права опеки над жалованьем совсем опустившегося отца; отныне на него легла ответственность за воспитание и поведение младших братьев. Бетховен вынужден брать дополнительные работы, увеличивать количество уроков, к тому же еще следить за хозяйством и всем бытом семьи. В довершение всего на юношу обрушивается ряд болезней, в том числе оспа, навсегда обезобразившая его лицо. Только искусство приносит Бетховену радость, освобождение от физических недугов и душевных страданий. Опостылевшее и затянувшееся пребывание в Бонне скрашивают посещения дома Елены фон Брейнинг, ее живое и теплое участие в судьбе талантливого музыканта с резкими манерами и непокладистым характером. С детства лишенный домашнего уюта, Бетховен горячо привязался к этой интеллигентной семье, чувствовал себя как бы одним из ее членов. Под внимательным ласковым взглядом Елены Брейнинг он сбрасывал свою угрюмость и сковывающую застенчивость, сдерживал гневные вспышки своей неукротимой натуры. Крепкая дружба навсегда связала Бетховена с детьми Елены Брейнинг: старший ее сын Стефан был сверстником Бетховена, а дочь Лорхен — предметом романтической мечты и юношеской влюбленности. В небольшом кругу группировавшихся вокруг Брейнингов людей, преданных музыке и искусству, Бетховен находил своим творческим устремлениям, нравственную опору.

Не без косвенного влияния этого семейства Бетховен решает в 1789 году поступить вольнослушателем философского факультета Боннского университета. Принятое решение совпало с началом революционных событий во Франции, с общественным подъемом в самой Германии и в том же Бонне. Как ни кратковременны были занятия Бетховена в университете, они не могли пройти бесследно для ищущей мысли молодого музыканта.

Чем шире развертывалось дарование Бетховена, осознаннее становились его художественные поиски, тем очевиднее делалась бесперспективность дальнейшей жизни в Бонне, Бетховен-виртуоз давно имел право быть поставленным в ряд с крупнейшими пианистами Европы, но как композитор он нуждался не только в углублении, но и в обновлении всего запаса знаний, мыслей, чувств. Все острее назревает потребность в перемене обстановки, тяга к условиям жизни большого города с постоянным притоком новых людей, встреч, впечатлений. Неотступному желанию покинуть Бонн помог случайный приезд в этот город Йозефа Гайдна. В 1792 году на обратном пути из Лондона в Вену Гайдн ненадолго остановился в Бонне. На торжестве, устроенном по этому поводу музыкантами капеллы, маститому композитору был представлен Бетховен. Заинтересованный сочинениями боннского музыканта, Гайдн обещает ему свою помощь и рекомендует ехать в Вену. Окрыленный словами Гайдна, заручившись письмами к влиятельным лицам в Вене, Бетховен вскоре навсегда распростился с родным городом.

За десять творческих лет (с 1782 по 1792 год), то есть к двадцати двум годам, Бетховен написал около пятидесяти произведений. Среди них — небольшие фортепианные пьесы и три фортепианные сонаты, три фортепианных квартета и несколько ансамблей для разных составов, песни, две кантаты, небольшой балет. В том же возрасте Моцарт был уже автором нескольких сот сочинений во всех жанрах и находился на пороге высшего творческого расцвета. Созревание Бетховена-композитора внешне протекало как будто медленно, но в подспудных процессах, в непрекращающейся внутренней работе происходил строжайший отбор и суровая оценка средств, шли напряженные поиски метода, способного воплотить значительность поднятых современностью проблем. Новое, что несла действительность, проникало в сознание композитора множеством невидимых путей, настойчиво требовало своего выражения. Чтобы пробиться через стену устоявшихся музыкальных норм ХУIII века, понадобился огромный многолетний труд.

В идейно-художественном развитии Бетховена нельзя преуменьшать значение боннского периода. Уже тогда обрисовалось направление, обозначилась перспектива движения творческой мысли. Ранние пьесы Бетховена обладают динамизмом, целеустремленностью, энергией;

в них проступают черты того бетховенского драматизма, который в недалеком будущем «взорвет» спокойно-уравновешенные формы музыки ХУIII века. В боннский период обнаруживает Бетховен и особое тяготение к инструментальной музыке. Именно в ее крупных формах—симфониях, сонатах, квартетах, концертах — композитор высказался всего глубже и совершенней. В боннский период сложились основы мировоззрения Бетховена, этические и эстетические принципы, которыми он руководствовался в дальнейшей личной и творческой жизни.

Осенью 1792 года Бетховен приехал в Вену. Кончилась пора юности, наступил новый этап восхождение к зрелости, к колоссальным творческим завоеваниям.

ПЕРВЫЙ ВЕНСКИЙ ПЕРИОД (1792—1802)

Вена — столица «лоскутной» австрийской империи, с пестрым смешением многонациональных культур, народов, языков—была издавна крупным музыкальным центром Европы. На улицах и ярмарках, в кофейных залах и в домах горожан звучали австрийские и немецкие, венгерские и славянские мелодии, часто под аккомпанемент гитары, арфы или скрипки. В театрах предместий ставились зингшпили, а на придворных сценах «царствовала» итальянская опера. На службе у крупных магнатов состояли оркестровые, хоровые капеллы и даже оперные труппы. Пышные «академии», устраиваемые во дворцах и аристократических салонах, привлекали много талантливых людей, вынужденных искать покровительства меценатов.

Среди виртуозов Вены Бетховен скоро занял одно из первых мест. Но еще раньше, до отъезда из Бонна, многие отмечали выдающийся талант молодого виртуоза.

Характер исполнительства Бетховена по существу своему был совершенно новым. Отбросив блестящую, изысканно - грациозную манеру игры, истоки которой восходят к клавесинной музыке ХУIII века, Бетховен опрокинул все представления, привычные для слушателей музыкальных салонов Вены. Он создал стиль большой эстрады, обращенный к массам людей. Монументальный и героический, этот стиль таил в себе огромной силы взрывчатую энергию, насыщенную раскаленным жаром революционной эпохи. Бетховен дерзко нарушал запреты, налагаемые аристократической эстетикой, и узаконил право художника на полную свободу выражения личных чувств, переживаний, впечатлений. Заложенные Бетховеном традиции демократического стиля исполнения получили продолжение и развитие в среде многочисленных виртуозов ХIХ века, у выдающихся представителей этой плеяды - Вебера, Паганини, Листа и многих других. Первые несколько лет, прожитые Бетховеном в Вене, были лучшей порой его жизни. Блестящие триумфы пианиста в венских салонах и «академиях», концертные поездки открывали перспективы большой славы и материальной обеспеченности. В 1796 году Бетховен концертировал в Праге.

Ошеломляющий успех Бетховена-пианиста облегчил путь Бетховену-композитору. Тем не менее он далеко не сразу решился на публикацию своих сочинений. Для укрепления своей теоретической подготовки и композиторской техники он обратился к самым авторитетным педагогам: Гайдну, Альбрехтсбергеру, Сальери.

Первым учителем Бетховена в Вене был Гайдн. Он оценил масштабы бетховенского таланта. Рекомендуя боннскому курфюрсту сочинения молодого композитора, Гайдн писал: «И знатоки, и несведущие должны по этим пьесам беспристрастно признать, что со временем Бетховен займет место одного из величайших композиторов Европы, а я буду гордиться правом называть себя его учителем».

Под руководством Альбрехтсбергера, ученого-теоретика, автора учебника по композиции, Бетховен изучал около полутора лет курс контрапункта.

Более успешными, хотя нерегулярными, были занятия с Сальери. Крупный оперный композитор глюковской школы, мастер итальянского бельканто Сальери многое открыл недостаточно искушенному в этой области Бетховену. Все же лучшие плоды приносил до предела напряженный груд.

Вклад венских педагогов в музыкальное образование Бетховена, несмотря на некоторые неудачи, был значительным и реально ощутимым. Изданные в 1795 году фортепианные трио ор. 1 вызвали живейший интерес к Бетховену уже как к композитору. Среди десятков сочинений, созданных с 1795 по 1802 год, девятнадцать фортепианных сонат, три концерта для фортепиано с оркестром, две симфонии, шесть струнных квартетов ор. 18, фортепианные и струнные трио и множество других сочинений. Кристаллизация черт бетховенского стиля, происходящая в этот период, вплотную подводит к полосе зрелого творчества, которую знаменует Третья, Героическая, симфония.

Вокруг имени Бетховена разгорается ожесточенная полемика. Одни, особенно молодые музыканты, принимают Бетховена восторженно, с энтузиазмом, другие, поклонники старого стиля итальянской и раннеклассической школы — с яростью отвергают, обрушиваясь на него с беспощадной критикой. Пробиваясь сквозь рутину мыслей и вкусов, растет признание композитора, увеличивается количество его приверженцев. Произведения Бетховена получают распространение за пределами Австрии, и издатели безотказно печатают все, что выходит из-под его пера.

Попав в среду надменной венской аристократии, Бетховен не утратил чувства гордости и независимости. Сознание превосходства гения над кичащимися родовитостью аристократами толкало Бетховена на открытое, порой демонстративное выражение своего истинного отношения к придворным кругам. Своим независимым поведением он заставил уважать себя людей, привыкших смотреть на артиста, как на лакея. Многократно описана история конфликта Бетховена с князем Лихновским и отповедь, которую он преподнес своему покровителю. Бетховен часто и подолгу жил в имении Лихновских, окруженный вниманием и гостеприимством. Но однажды он наотрез отказался играть перед собравшимся обществом, большую часть которого составляли офицеры наполеоновской армии, оккупировавшей в то время Вену. Когда же хозяин перешел от просьб к требованиям, Бетховен, взбешенный, ночью под проливным дождем покинул имение. Возвратившись домой, он написал следующее письмо: «Князь! Тем, что вы являетесь, вы обязаны случайности рождения. Тем, чем я являюсь, я обязан самому себе. Князей существует и будет существовать тысяча, Бетховен же — лишь один».

Неприкрытое пренебрежение к знати сквозило даже тогда, когда Бетховен хотел сделать заслуженный комплимент какому-либо аристократу. Во время концертной поездки знаменитого виртуоза в Берлин ему был представлен принц Людвиг Фердинанд, который действительно был хорошим музыкантом. Прослушав принца, Бетховен «галантно» заявил: «Вы играете не как принц, а как настоящий артист».

В годы напряженной борьбы за утверждение своего искусства на Бетховена обрушивается страшное несчастье — его поражает глухота. Первые признаки ослабления слуха Бетховен почувствовал, когда ему было 26 лет. Трагедия музыканта обострилась трагедией человека: Бетховен полюбил молодую аристократку Джульетту Гвиччарди. На недолгое время жизнь озарилась ярким светом, могучий прилив душевных и физических сил пробудил надежды на выздоровление, на близкое счастье.

Но новый удар подстерегал Бетховена. В глазах аристократической семьи и общества Джульетты Гвиччарди Бетховен был всего-навсего музыкантом-плебеем, недостойным руки отпрыска знатного рода, да и сама Джульетта предпочла выйти замуж за графа Галленберга. Стала очевидной и неотвратимость потери слуха. Крушение мечты о счастье, ужас, испытываемый от надвигающейся глухоты, привели Бетховена к мыслям о самоубийстве. По совету врачей Бетховен уезжает в Гейлигенштадт — уединенное место неподалеку от Вены. Курс лечения, принятый Бетховеном, не оправдал надежд, и мысли о смерти не покидают его. В октябре 1802 года он пишет завещание братьям Карлу и Иоганну, получившее название Гейлигенштадтского. Это документ необыкновенной трагической силы, памятник тяжкой драмы художника, стоявшего на грани жизни и смерти.

В потоке произведений, созданных в 1800—1803 годах, нашло отражение все, что переживал в ту пору Бетховен: мрачная подавленность и неистово пламенный протест, порывы страсти и гордое смирение, поиски покоя, тишины и жажда жизни активной, деятельной. Таковы Третий фортепианный концерт до-минор, ор. 37 (1800), соната ля-бемоль мажор, ор. 26 с похоронным маршем и <Лунная> соната (1801), <Крейцерова> соната для скрипки и фортепиано (1803) и ряд других сочинений.

Но страдание человека сделалось источником силы музыканта. Когда внутренний кризис достиг апогея и смерть казалась единственным желанным исходом, рождается идея Героической симфонии. Всепобеждающая любовь к искусству, к жизни вытеснила личную боль и отчаяние.

Героическая симфония знаменует душевный перелом, с которого начинается самый интенсивный и плодотворный период в творческой жизни Бетховена. Наступает время зрелости и полного расцвета бетховенского гения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...