Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Дрезденский период творчества




Время пребывания Вагнера в Париже близилось к концу. Готовившаяся в Дрездене постановка «Риенци» ускорила его отъезд из Парижа. Лето 1842 года уже застало Вагнера в Германии. Наконец настал долгожданный день, и в октябре 1842 года состоялась постановка. Опера имела шумный успех. Вагнер сразу сделался знаменитостью.

В этой обстановке была написана опера «Тангейзер», поставленная в Дрездене в 1845 году. В 1848 году Вагнер закончил оперу «Лоэнгрин», но постановка «Лоэнгрина» не могла состояться вследствие начавшегося в Дрездене революционного движения, в котором Вагнер принял активное участие «Лоэнгрин» был впервые поставлен Листом в Веймар в 1850 году.

Оперы «Тангейзер» и «Лоэнгрин» являются вершиной творчества Вагнера в 40-е годы. В них нашла завершение рыцарско-романтическая линия немецкой оперы. Начало Сюжеты опер, заимствованные из средневековых легенд и сказаний, переносят зрителя-слушателя в далекие феодально-рыцарские времена и заключают в себе некоторую долю мистицизма.

В майские дни 1849 года, когда улицы Дрездена покрылись баррикадами, Вагнер оказался в числе восставших против правительственных войск.

Тем временем Вагнер тайно бежал из Дрездена и нашел убежище в Веймаре у своего великого друга и почитателя Ференца Листа, где скрывался несколько дней.

Идея музыкальной драмы на сюжет германо-скандинавского мифа о Зигфриде возникла у Вагнера еще и 1848 году, причем тогда она уже была оформлена в виде словесной трехактной драмы с прологом под названием «Смерть Зигфрида». Таким образом, в следующем 1852 году были написаны драматические тексты всей тетралогии «Кольцо нибелунга», состоящей из четырех частей: «Золото Рейна», «Валькирия», «Зигфрид», «Закат богов».

Первая постановка тетралогии состоялась в течение четырех дней в Байрейте в 1876 году.

Живя в Цюрихе, Вагнер в 1858 году начал работу над музыкальной драмой «Тристан и Изольда», закончив ее в Люцерне в 1859 году.

Сюжет музыкальной драмы «Тристан и Изольда» заимствован из средневекового рыцарского романа, впервые поэтически обработанного у миннезингера Готфрида Страсбургского. Вагнер создавал «Тристана» под сильным влиянием философии Шопенгауэра. Отсюда печать глубочайшего пессимизма, лежащая на идейно-эмоциональной концепции «Тристана».

«Тристан и Изольда» — одно из высших достижений музыкального гения Вагнера, отличающееся изумительным богатством и силой музыкального выражения. Музыка «Тристана» — это могучий гимн любви.

Закончив «Тристана и Изольду», Вагнер, находившийся еще в положении политического беглеца, начал хлопотать о разрешении вернуться в Германию. До получения разрешения он снова решил обосноваться в Париже. Там был в 1861 году поставлен «Тангейзер». Но это событие не принесло автору радости, наоборот, оно доставило ему горькие страдания. «Тангейзер» в Париже был освистан. Это был большой общественный скандал, получивший отклик в специальной и общей прессе.

СНОВА НА РОДИНЕ

Тем временем Вагнер получил разрешение вернуться в Германию.

Вагнер поселился в Бибрихе на Рейне, где он начал работу над «Нюрнбергскими мейстерзингерами». Материальные дела его складывались плохо. Некоторым облегчением была поездка Вагнера в Россию в 1863 году. Концерты его в Петербурге и Москве, в которых Вагнер исполнил отрывки из своих опер и симфонии Бетховена, прошли с большим успехом.

Вагнер в Мюнхене и Трибшене. В мае 1864 года он получил приглашение явиться в Мюнхен к баварскому королю Людвигу II, бывшему пламенным почитателем искусства Вагнера. Вагнер поселился близ Мюнхена по соседству с летней резиденцией короля, который дал ему средства для удовлетворения кредиторов и для спокойной творческой работы. Обосновавшись в Мюнхене, Вагнер готовил там долгожданную постановку «Тристана и Изольды», состоявшуюся в 1865 году под управлением Ганса Бюлова — ученика Листа, друга и почитателя Вагнера в этот период.

Для спокойной творческой работы Вагнер снова поселился в Швейцарии, на этот раз в Трибшене близ Люцерна, где прожил шесть лет (1866—1872). Здесь он в 1867 году закончил оперу «Мейстерзингеры». Первая постановка оперы состоялась в следующем, 1868 году в Мюнхене под управлением Бюлова. В Трибшене Вагнера посещала дочь Листа и жена Бюлова — Козима, расставшись с Бюловым, Козима стала женой Вагнера.

В творческом пути Вагнера «Мейстерзингеры» занимают особое, даже исключительное место. Написанная на бытовой сюжет из истории нюрнбергского бюргерского быта XVI века, опера «Мейстерзингеры»—наиболее реалистическое произведение Вагнер. Ее герои — обыкновенные немецкие бюргеры, принадлежащие к ремесленным цехам и занимающиеся поэзией и музыкой.

БАЙРЕЙТ

Мысль о собственном театре все дольше овладевала Вагнером.

После поисков места для постройки театра выбор Вагнера пал на маленький городок Баварии Байрейт, Где в 1872 году был заложен фундамент театра.

Байрейтский театр, предназначенный исключительно для постановок вагнеровских опер, отличается особым устройством: места в зрительном зале постепенно возвышаются от передних рядов к задним, образуя полукруг в виде амфитеатра. Оркестр находится в глубокой яме между сценой и зрительным залом, накрыт полом и зрителям не виден.

В 1874 году была закончена музыкальная драма «Закат богов», и тем самым гигантский труд Вагнера над «Кольцом нибелунга» был завершен. Первое торжественное представление тетралогии состоялось в Байрейте в августе 1876 года.

Оркестр Вагнера представляет собой одно из величайших завоеваний в музыкальном искусстве XIX века. Прирожденный симфонист, Вагнер чрезвычайно расширил и обогатил выразительные и изобразительны возможности оркестра, звучность которого отличаете поразительной красотой, богатством красок, тембровы разнообразием и бархатной мягкостью, даже в самых оглушительных фортиссимо. Оркестр в музыкальных драмах Вагнера намного превосходит состав обычного в то время оперного оркестра, особенно за счет увеличения медной духовой группы. Наибольший состав оркестра в «Кольце нибелунга», что соответствует грандиозном замыслу тетралогии; Вагнер использует здесь четверной состав оркестра, вводит квартет специально сконструированных туб (получивших название «вагнеровски туб»), басовую трубу, контрабасовый тромбон, восемь валторн, шесть арф, соответственно увеличивает струнную группу. Каждая из групп этого небывалого по своему составу оперного оркестра составляет как бы самостоятельный, внутренний «оркестр в оркестре», достаточно обширный по диапазону и богатый выразительными возможностями.

«Полет валькирий» из третьего действия «Валькирии». Буря бушует в горах. Гонимые ветром, по небу проносятся черные тучи. На своих могучих конях в грозовых тучах мчатся девы войны в Валгаллу, унося с поля боя павших воинов. «Вихри» скрипок, поддержанных альтами и виолончелями, и трели деревянных духовых изображают порывы ветра и вой бури; мотивы фаготов и валторн в пунктирном ритме передают скачку и топот валькириевых коней.

«Полет валькирий»— это настолько яркая программно-изобразительная симфоническая картина, что она и не требует сцены. Напротив, сцена с ее бутафорией даже портит впечатление.

Байрейтская постановка «Кольца нибелунга» принесла Вагнеру большое удовлетворение. Получив собственный театр, он принялся за новую творческую работу: это было последнее произведение Вагнера, драма-мистерия «Парсифаль», представляющая собой в идейном отношении итог реакционного идейного перерождения Вагнера. «Парсифаль» впервые был поставлен в Байрейте в 1882 году, причем Вагнер в своем завещании запретил постановку «Парсифаля» в течение тридцати лет после его смерти где бы то ни было, за исключением Байрейтского театра, единственно достойного, по мнению Вагнера, прикоснуться к этой «святыне».

После байрейтской постановки «Парсифаля» Вагнер уехал на отдых в Венецию, где и умер 13 февраля 1883 года.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...