Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетнего преступника и ее отличительные особенности




Преступность несовершеннолетних имеет ряд отличительных особенностей, которые проявляются в первую очередь в причинном комплексе и мотивации формирования преступного поведения и, как следствие, в ее уровне и тенденциях развития. Вместе с тем перечисленные особенности заключены в личностных качествах несовершеннолетних и их социально-правовом статусе в обществе. Поэтому несовершеннолетние лица отличаются от лиц старшего возраста, как многими личностными характеристиками, так и преступным поведением[7].

Центральным звеном криминологической характеристики любого вида преступности является личность преступника. Успешное предупреждение преступлений возможно лишь в том случае, если акцентировать внимание непосредственно на личности преступника, поскольку именно личность является носителем основных причин совершения преступных деяний, в ней отражаются все социальные процессы и явления, приводящие к совершению конкретного преступления, и именно она является основным и важнейшим звеном всего механизма преступного поведения.

Как отмечает Л. С. Голубничая, у детей несовершеннолетнего возраста сознание и психика только начинают формироваться, поэтому они более восприимчивы как к положительным, так и к отрицательным влияниям на них, в связи с этим, изучение личности несовершеннолетнего преступника имеет весомое криминологическое и уголовно-правовое значение.

Особенностью возрастных отличительных черт личности несовершеннолетнего является характерный набор психологических свойств и качеств, которым свойственно изменяться вследствие влияния на них неблагоприятных условий жизни и воспитания, увеличивая тем самым вероятность преступного поведения. Таким образом, автор приходит к мнению, что проводя анализ личности несовершеннолетнего преступника необходимо уделять особое внимание его половозрастной и образовательно-культурной характеристике, а также особенностям ценностных ориентаций[8].     Изучая личность      несовершеннолетнего преступника, Г. М. Миньковский, подразделяет их по степени деформации личности на преступников, совершивших противоправное деяние в результате: случайного стечения обстоятельств, вопреки общей положительной направленности личности; попадания в ситуацию, связанную с неустойчивостью общей направленности личности; отрицательной направленности личности, не достигшей устойчивой антиобщественной позиции; сформировавшейся антиобщественной позиции.

Главная особенность личности несовершеннолетнего преступника, как утверждает В. Д. Малков, обусловлена его возрастом, с которым связаны определенные биологические, психологические и психические изменения в структуре личности. Возрастом обусловлен определенный уровень развития сил, интеллекта, влечений и даже «физическая» возможность совершения определенных преступлений.

Криминологи, как правило, определяя возрастные особенности несовершеннолетних преступников, делят их на группы: 14-15 лет – подростково-малолетняя, 16-17 лет – несовершеннолетние.

Криминологические, социологические и психологические особенности лиц в возрастном интервале 14-17 лет свидетельствуют, что на их поведение оказывают влияние условия жизни и воспитания в предшествующие годы.

Возрастным отличительным чертам несовершеннолетних свойственны определенные особенности психики, ее неустойчивость, обусловленная процессом формирования личности, физического и духовного развития организма, а также полового созревания, которые и предрасполагают несовершеннолетних к совершению противоправных действий.

Изучив статистику по совершенным несовершеннолетними преступлениям по месту жительства, становится очевидно, что доля городских жителей среди них составляет 75%, а жителей сельской местности – 25%. Данные различия зависят от социально-экономических условий, а также от традиций и обычаев, исторически сложившихся в деревне и в городе.

Криминологи часто указывают на влияние образовательного уровня на личность преступника, который зачастую является более низким у правонарушителей, среди которых часто встречаются второгодники, бросившие учебу, нежели чем у правопослушных сверстников[9].

С криминологической точки зрения особое значение имеет изучение семейного положения несовершеннолетних преступников, потому как в семье формируются социально значимые качества личности и свойственные ей оценочные критерии.

Исследования показывают, что более 2/3 несовершеннолетних преступников воспитывались в неполных семьях либо в семьях, где постоянно происходили скандалы, пьянство и разврат, где они подвергались насилию. Каждого восьмого-десятого рецидивиста, вставшего на преступный путь в раннем возрасте, в пьянство и совершение преступлений вовлекли родители, старшие братья, близкие родственники.

Особой является и проблема досуга, потому как у несовершеннолетних правонарушителей в 2-3 раза больше свободного времени, чем у их законопослушных сверстников.

Согласно результатам отдельных исследований по мере увеличения свободного времени интересы несовершеннолетних деформируются и приобретают негативный оттенок. Более того, чем больше свободного времени, тем выше вероятность совершения правонарушений.

Немаловажными для характеристики личности несовершеннолетних преступников являются особенности их правового сознания. В целом для них характерны глубокие дефекты правосознания, что в известной мере объясняется двумя факторами: общей правовой неграмотностью как всего населения в целом, так и несовершеннолетних и негативным социальным опытом самого несовершеннолетнего.

Дефекты правового сознания у несовершеннолетних, совершающих преступления, выражаются в негативном отношении к нормам права, нежелании следовать предписаниям данных норм. Существенные пробелы в правовых знаниях несовершеннолетних приводят к рассуждениям о «несправедливости» законов, о «незаконном» осуждении.

Рассмотренные выше отличительные особенности личности несовершеннолетних преступников, выражаются главным образом в мотивации их преступного поведения.

Следует отметить, что мотивационная сфера несовершеннолетних не остается неизменной, потому как ее сдвиг происходит по мере их взросления, и в процессе накопления преступного опыта. Так, в настоящее время среди мотивов противоправного поведения несовершеннолетних можно выделить такие побуждения, как корысть, жестокость, агрессивность, сексуальные потребности, отчуждение от общества и противостояние ему.

Социальные и психологические особенности личности несовершеннолетних играют важную роль при образовании неформальных группировок. Поведение несовершеннолетнего формируется исходя из его психологических особенностей, с влиянием на него которых он не может находиться в изоляции и ищет группу, в которой он был бы равным. Семья, даже самая благополучная, не может в полной мере компенсировать несовершеннолетнему такую группу, которая может помочь ему выжить в окружающих его стрессах. Автор обращает особое внимание на то, что, однажды возникнув, неформальные формирования несовершеннолетних криминальной направленности никогда не исчезают бесследно и внутри них идут постоянные процессы обновления и появления новых интересов[10].

В Приложении А приведены результаты исследования, в ходе которого опрошенные несовершеннолетние назвали причины, сподвигнувшие их к нахождению и стремлению к неформальным объединениям.

Таким образом, исследовав криминологическую характеристику личности несовершеннолетнего преступника можно сделать вывод, что центральным звеном таковой является процесс её становления и развития, который раскрывает факторы её формирования, а определив отличительные особенности личности несовершеннолетнего преступника, можно прийти к выводу, что главной особенностью личности являются возрастные границы несовершеннолетия, определяющие специфику их личностных характеристик, с которым связаны определенные изменения в структуре личности.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что главной особенностью преступности несовершеннолетних является способность трансформироваться в зависимости от социальных изменений, что определяет характерности причинного комплекса и требует разработки специальных мер профилактического воздействия.

Следует полагать, что изучение личности несовершеннолетнего преступника с криминологической точки зрения необходимо для того, чтобы разработать возможные методы и способы воздействия на них, с целью изменения негативных социальных ориентаций, правового сознания и личных потребностей несовершеннолетних.

В результате изучения различных источников, можно сделать вывод, что авторы приходят к единому мнению, что преступность несовершеннолетних можно определить как самостоятельный вид преступности, характеризуемый особенностями количественных и качественных показателей ее состояния и развития, обусловленный, прежде всего личностью преступника, в основе поведения которого лежат эгоцентрические мотивы и неустойчивая психика.

Таким образом, определив понятие, признаки и особенности структуры преступности несовершеннолетних, исследовав криминологическую характеристику личности несовершеннолетнего преступника, а также определив ее отличительные особенности, целесообразно выявить криминогенные факторы, влияющие на формирование противоправного поведения несовершеннолетних.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...