Глава 2. Криминогенные факторы, влияющие на формирование противоправного поведения несовершеннолетних
Глава 2. Криминогенные факторы, влияющие на формирование противоправного поведения несовершеннолетних 2. 1. Влияние социальной среды на несовершеннолетних Выбор средств и способов реализации своих потребностей и желаний зависит как от самого человека (его врожденных генетических наклонностей), так и от того влияния, которое на него оказывает окружающая среда. Практически все авторы, занимающиеся преступностью несовершеннолетних, в своих трудах исследовали, прежде всего, причины возникновения преступности несовершеннолетних и искали пути их разрешения, и почти все авторы находили (с некоторыми вариациями) практически одни и те же причины и пути разрешения. Наиболее полно, по-видимому, объединила и сформулировала причины преступности несовершеннолетних и указала пути их разрешения А. Михайлова в статье «7 основных причин подростковой преступности и пути их решения», это: - слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. - плохая организация общественной работы с несовершеннолетними. - отсутствие воспитательной функции в системе обучения. - недостаточная организация системы безопасности учебных заведений. - проблемы межведомственного взаимодействия. - излишне мягкая ответственность за совершение преступления. - отсутствие системы пробации (пробация - форма условного осуждения). Необходимо признать, что вышеуказанные причины появления преступности несовершеннолетних действительно являются важными проблемами, борьбе с которыми следует отводить особое внимание. Нельзя не согласиться так же и с тем, что как в статье Михайловой, так и в работах других авторов указаны верные пути их разрешения, которые необходимо реализовывать на практике.
«Негативные явления и процессы идеологического, экономического, культурно-воспитательного, социально-психологического, демографического характера, происходящие в обществе, наиболее болезненно отражаются на наиболее незащищенной части населения — на детях и подростках». На сегодняшний день государство не в состоянии выделить необходимые материальные ресурсы для содействия развитию и воспитанию подрастающего поколения, охране здоровья и отдыха, помощи семьям. В результате среди подростков растет постоянная безнадзорность, а также их заболеваемость. Несовершеннолетние нарушители в период внутриутробного развития, младенчества и раннего детства подвержены формированию различных нарушений психического развития; выраженным категориям особенностей и реакций; алкоголизму и наркомании; физическим отклонениям; задержке развития, что вызывает проблемы в работе и учебе, отношениях со сверстниками. Подростки большую часть времени проводят в роли учеников и студентов. Какой опыт они приобретут в образовательных учреждениях — атмосферу дружелюбия и доверия, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт обучения в атмосфере безразличия, безразличия, жестокости — во многом зависит от их успеха в обществе. В подростковом возрасте, когда у ребенка еще не выработаны внутренние критерии оценки, внешняя оценка, основанная на мнении окружающих, имеет решающее значение. Как правило, 92% детей с трудностями в обучении изолированы в классе: одноклассники не проявляют желания сидеть с ними за одним столом, помогать им учиться, дружить; на классных собраниях их часто ругают, высмеивают сверстники, дают обидные прозвища. Указанные обстоятельства обусловлены тем, что школа исключила из сферы своей деятельности задачи предупреждения преступности, в том числе и из-за отсутствия прямого нормативного порядка. Поэтому, как правило, педагоги не уделяют достаточного внимания ранней профилактике правонарушений, личностно-профилактической работе, состоящей на учете в полиции (условная судимость и др. ), т. к. это считается не их функцией. Если рассматривать систему образования в целом, то основной причиной является система бизнесобразования, которая ограничивает доступ многих молодых людей к профессиональным знаниям. Самое слабое звено — отсутствие юридического образования и воспитания подрастающего поколения — правовой нигилизм. Юридические дисциплины в школе обычно преподаются в краткой форме в рамках обществознания.
«Так, результаты анкетирования показали, что среди осужденных несовершеннолетних, отбывающих срок лишения свободы в воспитательной колонии за совершение преступления корыстной направленности, 64% задумывались о возможном наказании, но надеялись его избежать, 17% не задумывались об этом. Ощущение безнаказанности увеличивает криминальную активность подростков, влияет на степень опасности совершаемых преступлений, ее качественную и количественную характеристики». По результатам опроса, проведенного Жигаревым, 30, 5% несовершеннолетних мужчин и 22, 7% несовершеннолетних женщин правильно ответили на вопрос о возрасте, с которого начинается уголовная ответственность за отдельные виды преступлений. Недостаточная правосознанность несовершеннолетних, совершающих преступления, проявляется негативным отношением к правовым нормам и нежеланием соблюдать их положения. Значительный пробел в правовых знаниях подростков привел к дискуссии о «несправедливости» закона. Несовершеннолетние, совершающие противоправные деяния в раннем возрасте и позже, как правило, труднее поддаются исправлению, а потому составляют основной резерв взрослых и рецидивистов. Рост агрессивного поведения подростков шокирует общество в целом. Возрастные особенности подростков определяют развитие нарушений адаптации при неблагоприятных воздействиях окружающей среды и повышают вероятность различных поведенческих отклонений. Наиболее распространенными негативными социальными явлениями в обществе являются пьянство и алкоголизм. В настоящее время в России существует целый ряд социальных явлений, порождающих употребление алкоголя, превращающих пьянство для некоторых граждан в образ жизни. Причем следует заметить, что алкоголизм «молодеет» и уверенно распространяется среди женского населения страны. В свою очередь, причины пьянства и алкоголизма, как и сама преступность, обусловлены совокупностью многочисленных объективных и субъективных факторов.
Негативные антисоциальные тенденции подростка берут свое начало в обществе, поскольку его формирование происходит в постоянном общении с окружающей средой: в процессе реализации различных социальных ролей в повседневной жизни, взрослыми, родителями, товарищами. Окружающая среда может порождать разнообразные отклонения, которые могут отражаться в виде преступных деяний в конкретных жизненных ситуациях. При этом следует отметить, что не только социальный аспект определяет поведение индивида, но и психологический аспект, так называемое психологическое состояние, необходимо учитывать. Поэтому для того, чтобы социальные факторы оказывали влияние на формирование личности подростков, необходима основа, а именно психология, где происходят социальные и биологические взаимодействия. Однако личность подростка характеризуется особым набором психологических характеристик и качеств, которые обусловлены возрастными особенностями. Именно поэтому большое внимание уделяется всестороннему изучению личностных качеств личности несовершеннолетних. Неблагоприятные условия жизни и отсутствие образования повышают вероятность девиантного поведения, в том числе преступных деяний. В то же время следует отметить, что негативные воздействия социальной среды не всегда приводят к формированию преступной личности и, следовательно, не обязательно приводят к совершению противоправных деяний. Исходя из этого, для того чтобы подросток сформировался личностью, необходимо играть роль внешних и внутренних факторов, определяющих его поведение. Также стоит отметить влияние сети Интернет на преступность несовершеннолетних. Так, согласно статистике, большинство российских детей выходят в Интернет бесконтрольно. Около 80% детей пользуются всемирной сетью при помощи отдельных компьютеров, которые находятся в их комнате, либо при помощи мобильных телефонов или планшеты. Так называемый «родительский контроль» — это скорее формальность, чем реальная защита от существующих в сети Интернет угроз. У большинства современных подростков на сегодняшний день имеется профиль в соцсетях, и каждый 6-ой из них «дружит» боле, чем со 100 интернет-пользователей. Многие дети и подростки, при этом, после сетевого общения встречаются со своими виртуальными знакомыми в офлайне.
В соответствии с данными криминальной статистики, на сегодняшний день налицо неблагоприятные тенденции преступности в отношении несовершеннолетних. При этом, все более очевидной становится в последнее время еще одна, озвученная нами ранее причина преступности среди детей и подростков — противоправные действия в отношении детей и подростков в сети Интернет. Как известно, интернет-технологии оказывают положительное влияние на подростков и детей, помогая им развиваться с ранних лет жизни, черпать знания, выходящие за рамки школьной программы. Однако нельзя отрицать и того, что обилие информации, находящейся в интернете, а также большое количество злоумышленников, способствуют тому, что несовершеннолетние пользователи могут быть вовлечены в преступные действия и разного рода зависимости. Так, медиасреда может стать причиной доведения подростков до самоубийства посредством моббинга, вовлечения их в кибермошеничество, хищение денег со счетов родителей, порнографию. Интернет — хорошая среда для знакомства педофилов с несовершеннолетними, свободного доступа к экстремистским сайтам, распространению наркотиков и т. д. В связи с различными особенностями возраста, уровня воспитания и качества работы педагогов, а также существования неограниченных возможностей интернетпространства, подростки наиболее подвержены влиянию киберпреступников, и склонны сами встать на преступный путь. Все вышесказанное объясняет психосоциальный характер ситуаций, приводящих к возникновению преступности в подростковой среде, которые определяют формирование личности несовершеннолетних. Поскольку психосоциальные детерминанты представляют собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, то среди этих факторов существующие неблагоприятные условия социальной среды, взаимодействующие с возрастными особенностями подростков, образуют устойчивые изменения, которые могут в сочетании со специфическими условиями жизни выражаться в преступности.
Следует согласиться с утверждением, что человек не рождается с социально положительными или социально отрицательными признаками кодирования. Личность человека, его становление и сущность формируются в ходе всего его жизненного пути-в процессе социализации, поэтому индивид приобретает определенные атрибуты и качества, определяющие его поведение. Важной задачей является анализ осведомленности несовершеннолетних о запрете уголовного права, который зависит от их возраста и учитывает психосоциальные факторы, вытекающие из конкретных обстоятельств развития возраста, а также их влияние на уровень общественной опасности, характерный для личности и совершаемых деяний. Это обеспечит эффективность и последовательность реализации уголовно-правовых мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Однако в силу формальной определенности уголовного закона и индивидуальных психосоциальных особенностей ребенка, конкретных обстоятельств, запрещенных уголовным законом, механизм сознания и его признаки трудно отразить в уголовном праве. На сегодняшний день законом предусмотрен только предполагаемый возраст, в котором несовершеннолетний осознал общественную опасность тех или иных преступлений (закон также предусматривает перечень этих преступлений) и должен нести уголовную ответственность за совершенные преступления. Однако это возрастное ограничение довольно условно. Учитывая условия формирования личности подростка, криминология должна исходить из непрерывного взаимодействия и взаимозависимости психосоциальных факторов. Для этого необходима так называемая «золотая середина», при которой нельзя допускать приоритета, не вызванного необходимостью, психосоциальных причин и условий, а также закономерностей, влияющих на криминализацию личности подростков. При этом необходимо учитывать, что связь между противоправным (преступным) поведением индивида и неблагоприятными условиями социальной среды носит вероятностный характер. Это связано с тем, что, помимо внешней среды социальной среды, противоправные (преступные) деяния могут быть предотвращены, а во многом даже исключены, существует механизм, постоянно связывающий индивидов с другими, являющийся основой человеческой жизни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|