Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Криминогенные факторы, влияющие на формирование противоправного поведения несовершеннолетних




Глава 2. Криминогенные факторы, влияющие на формирование противоправного поведения несовершеннолетних

2. 1. Влияние социальной среды на несовершеннолетних

Выбор средств и способов реализации своих потребностей и желаний зависит как от самого человека (его врожденных генетических наклонностей), так и от того влияния, которое на него оказывает окружающая среда. Практически все авторы, занимающиеся преступностью несовершеннолетних, в своих трудах исследовали, прежде всего, причины возникновения преступности несовершеннолетних и искали пути их разрешения, и почти все авторы находили (с некоторыми вариациями) практически одни и те же причины и пути разрешения.

Наиболее полно, по-видимому, объединила и сформулировала причины преступности несовершеннолетних и указала пути их разрешения А. Михайлова в статье «7 основных причин подростковой преступности и пути их решения», это: - слабая профилактика правонарушений среди несовершеннолетних. - плохая организация общественной работы с несовершеннолетними. - отсутствие воспитательной функции в системе обучения. - недостаточная организация системы безопасности учебных заведений. - проблемы межведомственного взаимодействия. - излишне мягкая ответственность за совершение преступления. - отсутствие системы пробации (пробация - форма условного осуждения).

Необходимо признать, что вышеуказанные причины появления преступности несовершеннолетних действительно являются важными проблемами, борьбе с которыми следует отводить особое внимание. Нельзя не согласиться так же и с тем, что как в статье Михайловой, так и в работах других авторов указаны верные пути их разрешения, которые необходимо реализовывать на практике.

«Негативные явления и процессы идеологического, экономического, культурно-воспитательного, социально-психологического, демографического характера, происходящие в обществе, наиболее болезненно отражаются на наиболее незащищенной части населения — на детях и подростках». На сегодняшний день государство не в состоянии выделить необходимые материальные ресурсы для содействия развитию и воспитанию подрастающего поколения, охране здоровья и отдыха, помощи семьям. В результате среди подростков растет постоянная безнадзорность, а также их заболеваемость. Несовершеннолетние нарушители в период внутриутробного развития, младенчества и раннего детства подвержены формированию различных нарушений психического развития; выраженным категориям особенностей и реакций; алкоголизму и наркомании; физическим отклонениям; задержке развития, что вызывает проблемы в работе и учебе, отношениях со сверстниками. Подростки большую часть времени проводят в роли учеников и студентов. Какой опыт они приобретут в образовательных учреждениях — атмосферу дружелюбия и доверия, уважения к своим правам и человеческому достоинству или опыт обучения в атмосфере безразличия, безразличия, жестокости — во многом зависит от их успеха в обществе.

 В подростковом возрасте, когда у ребенка еще не выработаны внутренние критерии оценки, внешняя оценка, основанная на мнении окружающих, имеет решающее значение. Как правило, 92% детей с трудностями в обучении изолированы в классе: одноклассники не проявляют желания сидеть с ними за одним столом, помогать им учиться, дружить; на классных собраниях их часто ругают, высмеивают сверстники, дают обидные прозвища.

 Указанные обстоятельства обусловлены тем, что школа исключила из сферы своей деятельности задачи предупреждения преступности, в том числе и из-за отсутствия прямого нормативного порядка. Поэтому, как правило, педагоги не уделяют достаточного внимания ранней профилактике правонарушений, личностно-профилактической работе, состоящей на учете в полиции (условная судимость и др. ), т. к. это считается не их функцией. Если рассматривать систему образования в целом, то основной причиной является система бизнесобразования, которая ограничивает доступ многих молодых людей к профессиональным знаниям. Самое слабое звено — отсутствие юридического образования и воспитания подрастающего поколения — правовой нигилизм. Юридические дисциплины в школе обычно преподаются в краткой форме в рамках обществознания.

«Так, результаты анкетирования показали, что среди осужденных несовершеннолетних, отбывающих срок лишения свободы в воспитательной колонии за совершение преступления корыстной направленности, 64% задумывались о возможном наказании, но надеялись его избежать, 17% не задумывались об этом. Ощущение безнаказанности увеличивает криминальную активность подростков, влияет на степень опасности совершаемых преступлений, ее качественную и количественную характеристики».

 По результатам опроса, проведенного Жигаревым, 30, 5% несовершеннолетних мужчин и 22, 7% несовершеннолетних женщин правильно ответили на вопрос о возрасте, с которого начинается уголовная ответственность за отдельные виды преступлений. Недостаточная правосознанность несовершеннолетних, совершающих преступления, проявляется негативным отношением к правовым нормам и нежеланием соблюдать их положения. Значительный пробел в правовых знаниях подростков привел к дискуссии о «несправедливости» закона. Несовершеннолетние, совершающие противоправные деяния в раннем возрасте и позже, как правило, труднее поддаются исправлению, а потому составляют основной резерв взрослых и рецидивистов. Рост агрессивного поведения подростков шокирует общество в целом. Возрастные особенности подростков определяют развитие нарушений адаптации при неблагоприятных воздействиях окружающей среды и повышают вероятность различных поведенческих отклонений.

Наиболее распространенными негативными социальными явлениями в обществе являются пьянство и алкоголизм. В настоящее время в России существует целый ряд социальных явлений, порождающих употребление алкоголя, превращающих пьянство для некоторых граждан в образ жизни. Причем следует заметить, что алкоголизм «молодеет» и уверенно распространяется среди женского населения страны. В свою очередь, причины пьянства и алкоголизма, как и сама преступность, обусловлены совокупностью многочисленных объективных и субъективных факторов.

Негативные антисоциальные тенденции подростка берут свое начало в обществе, поскольку его формирование происходит в постоянном общении с окружающей средой: в процессе реализации различных социальных ролей в повседневной жизни, взрослыми, родителями, товарищами. Окружающая среда может порождать разнообразные отклонения, которые могут отражаться в виде преступных деяний в конкретных жизненных ситуациях. При этом следует отметить, что не только социальный аспект определяет поведение индивида, но и психологический аспект, так называемое психологическое состояние, необходимо учитывать. Поэтому для того, чтобы социальные факторы оказывали влияние на формирование личности подростков, необходима основа, а именно психология, где происходят социальные и биологические взаимодействия. Однако личность подростка характеризуется особым набором психологических характеристик и качеств, которые обусловлены возрастными особенностями.

Именно поэтому большое внимание уделяется всестороннему изучению личностных качеств личности несовершеннолетних. Неблагоприятные условия жизни и отсутствие образования повышают вероятность девиантного поведения, в том числе преступных деяний. В то же время следует отметить, что негативные воздействия социальной среды не всегда приводят к формированию преступной личности и, следовательно, не обязательно приводят к совершению противоправных деяний. Исходя из этого, для того чтобы подросток сформировался личностью, необходимо играть роль внешних и внутренних факторов, определяющих его поведение. Также стоит отметить влияние сети Интернет на преступность несовершеннолетних. Так, согласно статистике, большинство российских детей выходят в Интернет бесконтрольно. Около 80% детей пользуются всемирной сетью при помощи отдельных компьютеров, которые находятся в их комнате, либо при помощи мобильных телефонов или планшеты. Так называемый «родительский контроль» — это скорее формальность, чем реальная защита от существующих в сети Интернет угроз. У большинства современных подростков на сегодняшний день имеется профиль в соцсетях, и каждый 6-ой из них «дружит» боле, чем со 100 интернет-пользователей. Многие дети и подростки, при этом, после сетевого общения встречаются со своими виртуальными знакомыми в офлайне.

 В соответствии с данными криминальной статистики, на сегодняшний день налицо неблагоприятные тенденции преступности в отношении несовершеннолетних. При этом, все более очевидной становится в последнее время еще одна, озвученная нами ранее причина преступности среди детей и подростков — противоправные действия в отношении детей и подростков в сети Интернет. Как известно, интернет-технологии оказывают положительное влияние на подростков и детей, помогая им развиваться с ранних лет жизни, черпать знания, выходящие за рамки школьной программы. Однако нельзя отрицать и того, что обилие информации, находящейся в интернете, а также большое количество злоумышленников, способствуют тому, что несовершеннолетние пользователи могут быть вовлечены в преступные действия и разного рода зависимости.

 Так, медиасреда может стать причиной доведения подростков до самоубийства посредством моббинга, вовлечения их в кибермошеничество, хищение денег со счетов родителей, порнографию. Интернет — хорошая среда для знакомства педофилов с несовершеннолетними, свободного доступа к экстремистским сайтам, распространению наркотиков и т. д.

В связи с различными особенностями возраста, уровня воспитания и качества работы педагогов, а также существования неограниченных возможностей интернетпространства, подростки наиболее подвержены влиянию киберпреступников, и склонны сами встать на преступный путь. Все вышесказанное объясняет психосоциальный характер ситуаций, приводящих к возникновению преступности в подростковой среде, которые определяют формирование личности несовершеннолетних. Поскольку психосоциальные детерминанты представляют собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых факторов, то среди этих факторов существующие неблагоприятные условия социальной среды, взаимодействующие с возрастными особенностями подростков, образуют устойчивые изменения, которые могут в сочетании со специфическими условиями жизни выражаться в преступности.

Следует согласиться с утверждением, что человек не рождается с социально положительными или социально отрицательными признаками кодирования. Личность человека, его становление и сущность формируются в ходе всего его жизненного пути-в процессе социализации, поэтому индивид приобретает определенные атрибуты и качества, определяющие его поведение.

Важной задачей является анализ осведомленности несовершеннолетних о запрете уголовного права, который зависит от их возраста и учитывает психосоциальные факторы, вытекающие из конкретных обстоятельств развития возраста, а также их влияние на уровень общественной опасности, характерный для личности и совершаемых деяний. Это обеспечит эффективность и последовательность реализации уголовно-правовых мер воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Однако в силу формальной определенности уголовного закона и индивидуальных психосоциальных особенностей ребенка, конкретных обстоятельств, запрещенных уголовным законом, механизм сознания и его признаки трудно отразить в уголовном праве.

На сегодняшний день законом предусмотрен только предполагаемый возраст, в котором несовершеннолетний осознал общественную опасность тех или иных преступлений (закон также предусматривает перечень этих преступлений) и должен нести уголовную ответственность за совершенные преступления. Однако это возрастное ограничение довольно условно.

Учитывая условия формирования личности подростка, криминология должна исходить из непрерывного взаимодействия и взаимозависимости психосоциальных факторов. Для этого необходима так называемая «золотая середина», при которой нельзя допускать приоритета, не вызванного необходимостью, психосоциальных причин и условий, а также закономерностей, влияющих на криминализацию личности подростков. При этом необходимо учитывать, что связь между противоправным (преступным) поведением индивида и неблагоприятными условиями социальной среды носит вероятностный характер.

Это связано с тем, что, помимо внешней среды социальной среды, противоправные (преступные) деяния могут быть предотвращены, а во многом даже исключены, существует механизм, постоянно связывающий индивидов с другими, являющийся основой человеческой жизни.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...