Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Семейное неблагополучие как один из факторов формирования криминогенного поведения




Семья представляет собой систему социального функционирования человека, один из основных институтов общества.

Современная семья переживает сложный этап эволюции — переход от традиционной модели к новой. Изменяются виды семейных отношений, иными становятся система власти и подчинения в семейной жизни, роли и функциональная зависимость супругов, положение детей. Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное.

 Семья представляет собой фундаментальный социальный институт и в настоящий момент сталкивается с непониманием тех сил, которые формируют процесс ее развития. Выступая в качестве социального института в последней инстанции, она обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей, молодежи и, что важнее всего, объединяя своих членов чувством любви и общности, дает возможность делить с другими трудности и радости жизни.

 Сегодня вопросы уровня жизни, социальной и демографической политики явно вытесняются на второй план. Нынешнее состояние социальной защиты семей с детьми показывает отношение государства к институту семьи, степень его ответственности за воспроизводство населения, готовность поддержать семьи, в которых родились и воспитываются дети. Под угрозой оказались здоровье и благополучие самого ценного достояния нации — подрастающего поколения, будущего страны.

В настоящее время в России наблюдается весьма значительное количество неблагополучных семей, которые в силу объективных или субъективных причин находятся в состоянии жизненного затруднения, нуждаются в помощи со стороны государственной системы защиты и социального обслуживания.

Это семьи малообеспеченные; беженцев и вынужденных переселенцев; с избыточной иждивенческой нагрузкой (многодетные или имеющие в своем составе инвалида), в которых на одного работающего приходится более одного иждивенца; воспитывающие детей инвалидов; полные; военнослужащих срочной службы; ведущие аморальный образ жизни. Одновременно возникают новые категории семей: безработных; военнослужащих-контрактников; проживающие в неблагополучных регионах; члены которых работают на предприятиях и в учреждениях, годами не выплачивающих заработную плату.

Можно сказать, что комплекс проблем всех типов семей обусловлен вопросом о предназначении семьи в современном мире. Возникнув как основная форма жизнеустройства, семь я первоначально сосредоточила в себе все основные функций по обслуживанию человеческой деятельности. Поскольку семья постепенно избавлялась от ряда этих функций, разделяя их с другими социальными институтами, в последнее время трудно выделить специфический вид деятельности, мешающий только семье.

Современная семья сталкивается с множеством разнообразных проблем – социально-экономическими; социально-бытовыми; социально-психологическими; проблемами рождаемости и планирования семьи; проблемами семейного воспитания. Отдельно можно выделить социально-экономические проблемы семей «группы риска».

Это проблемы, связанные с пониманием жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.

 В современной России удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума весьма значителен, и они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в них.

Наиболее сложным оказалось положение семей с двумя и более детьми, неполных семей, которые скатились за черту бедности. Как пишет Г. И. Осадчая, среди многодетных в категорию нищих попали 84% семей, среди неполных 75% семей. Выигрывали семьи с одним ребёнком, а также городские семьи, чья обеспеченность в 2, 03 раза превышала аналогичный показатель сельских семей. Эти тенденции показывают, что есть все основания для нарастания застойной бедности и более того воспроизводства её в новых поколениях.

 Снижение возможностей у бедных семей может привести к потере части интеллектуального потенциала страны. Низкий уровень заработанной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обуславливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними.

Поскольку семья и родственные отношения являются неотъемлемой частью жизни любого человека, то семейная жизнь в свою очередь полностью определяет эмоциональный опыт человека. Семейные отношения — между женой и мужем, родителями и детьми, братьями и сестрами, или между дальними родственниками — могут быть теплыми и удовлетворительными во всех отношениях. Но также они могут быть наполнены самыми острыми разногласиями и проблемами, доводящими людей до отчаяния, глубочайшего чувства тревоги и вины.

«Теневая сторона» семейной жизни обширна, и противоречит тем розовым картинкам гармонии, которыми нас «угощают» телевидение и другие средства массовой информации. Существует множество непривлекательных сторон семейной жизни, включая конфликты и противоречия, которые ведут к разводу и распаду семьи. Некоторые психические заболевания также влияют на характер семейных отношений.

Однако наиболее тяжелыми по своим последствиям являются инцесты с детьми и насилие в семейной жизни. Характеристика неблагополучных семей очень разнообразна — это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, ведут аморальный образ жизни, эксплуатируют детей, бросают их, запугивают «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т. д. В свою очередь, семейное неблагополучие порождает массу проблем в поведении детей, их развитии, образе жизни и приводит к нарушению ценностных ориентаций. Нет более глубоких душевных ран, чем те, что человек получает в детстве от родителей. Эти раны не заживают всю жизнь, воплощаясь в неврозах, депрессиях, разнообразных психосоматических болезнях, отклоняющемся поведении, потере ценности себя, неумении строить свою жизнь.

Тяжелые последствия вызывают наказания, которые используют родители с применением силы. Любой вид жестокого обращения с членами семьи ведет к самым разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб для здоровья или опасность для жизни. Практически все дети, проживающие в неблагополучных семьях, отличаются определенными личностными, эмоциональными и поведенческими особенностями, отрицательно влияющими на их дальнейшую жизнь. В трудностях поведения детей и подростков очень часто отзываются проблемы самих родителей, корнями уходящие в их собственное детство. Большинство родителей, у которых девиантные дети, сами в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. Стиль родительского поведения непроизвольно «записывается», «запечатлевается» в психике ребенка. Это происходит очень рано, еще в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит этот стиль как вполне «естественный». Он не знает других отношений в семье. Из поколения в поколение происходит социальное наследование стиля отношений в семье; большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. Под отклонениями в поведении детей и подростков понимаются такие его особенности и их проявления, которые не только обращают на себя внимание, но и настораживают общественность.

 Эти особенности свидетельствуют об отклонениях от общепринятых норм, требований, несут в себе зачатки и истоки будущих проступков, нарушений нравственных, социальных, правовых, требований закона, представляют собой потенциальную угрозу субъекту поведения, развитию его личности, окружающим людям, обществу в целом. Отдельные поступки значимы не сами по себе, а лишь в связи с тем, какие особенности личности, тенденции их развития за ними скрываются. Отклоняющееся поведение детей и подростков, с одной стороны, может рассматриваться как симптом, сигнал, признак зарождения и развития соответствующих особенностей личности, с другой стороны, выступать в качестве проводника воспитательного влияния на развитие личности, средства ее формирования или целенаправленного воздействия на ее формирование. Рассматривая поведение как феномен, свидетельствующий о том или ином состоянии личности, тенденции ее развития, необходимо помнить, что одни и те же внешне сходные особенности поведения могут свидетельствовать о разных процессах, происходящих в психике индивида, и наоборот. Поведенческие реакции вызываются неблагоприятными обстоятельствами или условиями жизни, действующими однократно или систематически. В последнем случае изменения в поведении, приводящие к той или иной реакции, накапливаются и проявляются постепенно или приводят к резкому срыву. Примером могут служить реакции отказа, протеста, ухода, агрессии. Форм проявлений этих реакций может быть очень много. Они всегда возникают в ответ на ту или иную психологическую ситуацию и с ее устранением исчезают.

 Среди функционально несостоятельных семей, не справляющихся с воспитанием детей, большинство составляют такие, которые характеризуются неблагоприятными социально-психологическими факторами, так называемые конфликтные семьи, где хронически обострены отношения супругов, и педагогически несостоятельные семьи с низкой психолого-педагогической культурой родителей, неправильным стилем детско-родительских отношений. Наблюдаются самые разнообразные стили неправильных детскородительских отношений: жестко-авторитарный, педантично-подозрительный, увещевательный, непоследовательный, отстраненно-равнодушный, попустительски-снисходительный и др.

Как правило, родители с социально-психологическими и психолого-педагогическими проблемами осознают свои трудности, стремятся обращаться за помощью к педагогам, психологам, однако далеко не всегда без помощи специалиста способны справиться с ними, понять свои ошибки, особенности своего ребенка, перестроить стиль отношений в семье, выйти из затянувшегося внутрисемейного, школьного или другого конфликта. Вместе с тем есть значительное число не осознающих свои проблемы семей, условия в которых, тем не менее, столь тяжелы, что они угрожают жизни и здоровью детей. Это, как правило, семьи с криминальными факторами риска, где родители из-за своего антиобщественного или преступного образа жизни не создают элементарных условий для воспитания детей, допускается жестокое обращение с детьми, женщинами, имеет место вовлечение детей, подростков в преступную и антиобщественную деятельность.

Семьи с прямым десоциализирующим влиянием демонстрируют асоциальное поведение и антиобщественные ориентации, выступая, таким образом, институтами десоциализации.

К ним можно отнести криминально-аморальные семьи, в которых преобладают криминальные факторы риска, и аморально-асоциальные семьи, которые характеризуются антиобщественными установками и ориентациями.

Таким образом, для несовершеннолетних правонарушающего поведения типичным является формирование личности и поведения в условиях дефектности важнейших сфер социализации (семьи, сферы образовательной, трудовой деятельности), типичность связей с криминогенной средой, устойчивость таких связей. Забрянский Г. И. Социология преступности несовершеннолетних. Минск, 1997.

Преобладающая часть совершивших преступления подростков испытывала негативное воздействие и со стороны семьи, и в ближайшем бытовом окружении при явной недостаточности (неуспешности) компенсирующего и коррегирующего воздействия субъектов общего воспитания и предупреждения.

Значение этого обстоятельства для профилактики трудно переоценить, поскольку личность и поведение субъекта практически не могут быть устойчиво изменены без воздействия на среду, продолжающую оказывать влияние на несовершеннолетнего в процессе взаимодействия с ним.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...