Фрагмент иконы. Тайная вечеря.
Что символом его было красное знамя называемое «станица». И что он защищал родную землю от врагов. В христианской же традиции красный цвет был символом мученичества. Не случайно средневековые русские воинские знамёна обычно были красного цвета. Фрагмент иконы. «Благословенно воинство небесного Царя...» («Церковь воинствующая») 1550-е гг. Православное воинство с красным знаменем и православным крестом на нём. О нём не сохранилось точных легенд и преданий. Но даже из этих перечисленных внешних атрибутов видно, что славянин – язычник мог найти внешние и внутренние параллели между образами своего главного бога творца и Богом христиан. Символическая четырёхглавость Свентовита, в простом графическим исполнении, безусловно, являлась знаком креста. Известно, что балтийские славяне дольше всех сопротивлялись распространению католицизма на своих землях. Немецких христиан просто не пускали или изгоняли. При этом так же хорошо известно, что христиане православные жили во множестве среди этих язычников, были ими уважаемы и даже ходили в битвы под знаменем креста против католиков, совместно с язычниками. Видимо, поэтому Православное христианство в этом регионе называлось у католиков «славянской верой». И именно эта ненависть католиков к славянам позже гнала их на уже христианские земли Новгорода и Пскова Возможно, в общении с православными священниками, языческие жрецы слышали что-то знакомое, понятое с точки зрения славянской теологии. А мягкость, с которой православные христиане (сначала ирландцы, а потом и болгары) распространяли среди славян Православие, располагали к себе и народ, и славянское языческое духовенство. Вероятно, всё было именно так. Слишком велик контраст между ненавистью балтийских славян к христианам-германцам и той полнотой свобод и прав, которыми пользовались в этих землях православные верующие любой национальности. Видимо, не случайно у балтийских славян крест стал основным графическим символом верховного бога.
Копия креста Свентовита из исторического музея в Стрелине теперь -(Stralsund). Север Германии в земле Мекленбург-Передняя Померания.
Христианский крест, как религиозный символ и знак Бога - Христа Спасителя, рождал у балтийских славян язычников ассоциацию с крестом, символом главного славянского бога – Свентовита (Святовита). Археологические находки крестов с четырьмя ликами на концах, не редки на славянском юге Балтийского моря. И очень трудно уверенно сказать, христианский это крест или крест Свентовита. Но многие учёные уверенны, что это именно языческий символ.
Происходил синтез религиозных представлений, создававший мост, по которому постепенно приходило понимание не только некоторых общих внешних сходств религиозных взглядов, но и внутренних отличий Православной Христианской веры от славянского язычества. Наверное, по этому, ободритские[iii] племена к IIX веку были уже крещены в православную веру ирландскими монахами и христианство своё настойчиво сохраняли. При этом, и крещёные в Православие, и славяне- язычники этого племенного объединения продолжали объединено сопротивляться немецкой оккупации, проводившейся под предлогом распространения католического христианства аж до XIII века.[iv]
Русская прялка. Интересна легенда об ирландском проповеднике святом Патрике, который объясняя Православие друидам почитающим солнце, нарисовал на круге, символизирующим солнечный диск крест, сказав, что Христос – это Солнце Правды. В Ирландии и Шотландии символ креста с кругом получил широкое распространение. Так же широко распространен подобный крест на северо-западе России. Вероятно, он попал на Псковщину и Новгородчину от балтийских славян крещёных ирландскими монахами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|