Символическое изображение причастия, которого удостоена душа праведника (голубь) в райских обителях. Катакомбы Присциллы, cubicolo dei Bottai (Рим).
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Подкрепляя свои выводы примерами Роман Багдасаров далее пишет: «Литургический символизм свастики долгое время оставался недоступен для посторонних глаз. Тщетно было бы искать ряд наиболее тонких моментов священнодействия в печатных изданиях. Такие моменты весьма сложны в описании, но в ходе богослужения просты и естественны. Некоторые из них зафиксированы в «Практическом руководстве по совершению Божественной литургии», рукописи, составленной архимандритом Спиридоном (Лукичём, 1908 -1991).» «Символ свастики возникает при объяснении архим. Спиридоном как правильно изымать из просфоры Агнец, соответствующий Искупителю. В этом действии воспроизводится добровольная жертва Спасителя, принесшего Себя в жертву за род человеческий. Агничная просфора должна обладать максимальной устойчивостью, так как в богословском плане важно, чтобы изъятие кубика-Агнца было именно его извлечением, а не обтёсыванием, отсечением крайних частей просфоры, пока не останется средняя. Делая надрезы на просфоре, священник должен изобразить на ней свастичный квадрат.» «Направления надрезов на Агнце совершаются: 1) на восток, 2) на запад, 3) на юг, 4) на север. «Монастырское предание сохранило и верный способ, и ведение его значения - пишет о. Спиридон. Кроме того, что способ этот даёт крестообразное направление резам, он ещё даёт возможность все четыре разделённые ими части просфоры получить равными по размеру и достаточно устойчивыми». После свастического изъятия по ходу литургии происходит крестообразное раздробление Агнца, чему свв. Отцами придавалось космологическое значение. Свастическое надрезание Агнца является распространённой традицией Русской церкви, не угасшей по сю пору.»
Рисунок из книги Багдасарова. Свастика в литургии: 1-4) свастичный квадрат, вырезаемый из агничной просфоры по ходу проскомидии на православной литургии: направление и очерёдность резов (1-й на восток, 2-й на запад. 3-й на юг, 4-й на север) (1); неправильные способы нанесения резов (2); вид просфоры с изъятым агнцем (3); 1-й (по солнцу) и 2-й (против солнца) повороты копья перед окончательной выемкой агнца. Таким образом, мы видим, что символ свастики существовал с древнейших времен и дошел до нас, сохраняясь в христианской символике и богослужении. И если в древности он означал преимущественно свет и огонь, то в православной христианской традиции стал символизировать в первую очередь свет не вещественный – благодать Святого Духа. Можно так же утверждать, что свастика в христианской традиции использовалась и как собственный символ Святого Духа – ипостаси Святой Троицы.
«Бог есть свет». «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». (Ин.1, 5)
[i] Александр Гильфердинг. Когда Европа была нашей. История балтийских славян.М. 2010; Степан Гедеонов. Варяги и Русь. Разоблачение «норманнского мифа». М. 2011. В. И. Меркулов. Откуда родом варяжские гости? М. 2005. [ii] Гельмольд. Славянская хроника (XII в.) Пер. Л. В. Разумовской. [iii] Ободри́ты (бо́дричи, ра́роги) — средневековый союз славянских племен, так называемых полабских славян. Ареал проживания — нижнее течение Эльбы (Лабы), запад современного Мекленбурга, восточная часть земли Шлезвиг-Гольштейн и северо-восточная часть современной Нижней Саксонии (области, восточнее города Гамбург — так называемый «Вендланд», район Люхова-Данненберга) где проживали древане. Причем в этой области, ободритский — полабский славянский язык просуществовал до XVIII века. В VIII—XII вв. бодричский союз представлял собой федеративное объединение бодричей, вагров, полабов, глинян, смолян, варнов, древан. Крупнейший город ободритов— Рерик (Рюрик?) на побережье Балтийского моря. Другие центры: Старгард, Любице, Велеград, Варнов, Зверин, Илово, Добин (около Висмара).
[iv] Протоиерей Георгий Бирюков. Православие с… запада. Нестеров. 2004. С.13. [v] Кержаки́ — этнографическая группа русских старообрядцев. Название происходит от названия реки Керженец в Нижегородской области. Носители культуры северорусского типа. После разгрома в 1720-х Керженских скитов десятками тысяч бежали на восток. С Урала расселились по всей Сибири, до Алтая и Дальнего Востока. Вели достаточно замкнутый общинный образ жизни со строгими религиозными правилами и традиционной культурой. Позднее кержаками стали называть всех старообрядцев, в противовес «ми́рским» — приверженцам официального православия. [vi] Статья «Свастика» в БСЭ. [vii] Кутенков П.И. - Ярга-свастика - знак русской народной культуры. С.-Петербург. 2008. [viii] Эрза́ц (нем. Ersatz), или суррога́т — неполноценный заменитель чего-либо. [ix] Р. Багдасаров. СВАСТИКА: СВЯЩЕННЫЙ СИМВОЛ. Этнорелигиоведческие очерки. Белые Альвы. Москва 2001. [x] Р. Багдасаров. СВАСТИКА: СВЯЩЕННЫЙ СИМВОЛ. Этнорелигиоведческие очерки. Глава, IV. Гаммадион Свастика в раннем христианстве. Белые Альвы. Москва 2001. [xi] Там же. [xii] Там же. [xiii] Там же.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|