Русский Север. Узор на женской одежде. Из книги: Качаева М. А. Сокровищница русского орнамента. Москва. «Белые альвы». 2008.
В христианстве свастика была распространена так же широко как в древнем мире. Ею украшали кресты церквей, иконы и священническое облачение. И только трагические события второй мировой войны бросили тень на этот древний, светлый и любимый людьми символ. Особенно широко свастика использовалась ранними христианами. Некоторые исследователи полагают, что таким образом они маскировали символ креста, но вероятнее всего, что это не так. Часто изображение креста соседствует со свастикой, следовательно, свастика имела свой отличный от равноконечного креста смысл. Роман Багдасаров в своём подробном исследовании «Свастика. Священный символ»[ix] писал: «Одно из центральных мест в символическом языке ранних христиан занимает свастика: «Гамматический крест встречается на христианских памятниках, прежде всего, рядом с эпитафиями, раньше Константина. Мы видим его возле надписи III столетия из катакомб города Кьюзи в Тоскане; на надгробной плите римского происхождения, сохраняющейся теперь в собрании древностей города Бергамо, вместе с монограммой Константиновской, возле эпитафии 363-го г. и в сопровождении монограммы, венка и пальмы. Во многих других примерах равносторонний крест с загнутыми концами, является пополнением катакомбных надгробий, или отдельно подле имени умершего, или между А и Q. Несколько раз повторён этот же знак на христианском саркофаге IV столетия (теперь в городе Милане)» [x] «По мнению А. фон Фрикена, свастика («крест с загнутыми концами») замещала обычный крест, для того, «чтобы напомнить орудие искупления не изображая его открыто», так как прямой образ Распятия не был тогда ещё принят. Той же версии придерживался ранее И. Бердников, писавший: «Что касается до памятников, относящихся к II, III и к началу IV вв., то за немногими разве исключениями, на них употребляются только прикровенные изображения крестного знамения, как то: особенная фигура, представляющая четвероконечныи крест с загнутыми концами» [37, с. 241 со ссылкой на: Rossi «DetitulisCarthagin» // Spicilegium, t. IV, p. 522,532; см. также: 516, p. 271-284].» [xi]
«Употреблявшийся римлянами задолго до Рождества Христова, свастичный крест не вызывал подозрений у сограждан-язычников и в то же время прикровенно содержал в себе изображение четвероконечного креста. Трудно согласиться, однако, что христиане использовали свастику лишь как прикрытие креста, не вкладывая в неё особенного, свойственного только ей оттенка. Тот же равносторонний крест в катакомбах часто соседствует со свастикой. Следовательно, последняя обладала другим самостоятельным значением.» [xii]
Мозаика Софийского собора в Киеве. «Буква у «гамма» в греческом языке имеет числовое значение «3», поэтому она выражает идею Св. Троицы. Англиканские археологи, которым часто приходилось находить свастику -fylfot или -triskele на раннехристианских каменных крестах и плитах, писали, что она символизировала «краеугольный камень в основании Церкви». С подобными взглядами полемизировал Р. Генон, доказывая, что приписывание свастике значения «краеугольного камня» позднейшая новация» [xiii] В главе пятой - «Свастика – символ Святого Духа», Богдасаров основываясь на анализе множества изображений свастики и цитат из христианской литературы, убедительно доказывает, что свастика у христиан являлась знаком благодати и символом Святого Духа - одной из ипостасей Святой Троицы. Не случайно мы встречаем у ранних христиан изображение свастики внутри чаши причастия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|