Раздел II. Теоретические основы профессиональной этики
Тема № 2. Моральные ценности и категории этики: общая характеристика. Категории этики: добро и зло Своеобразие этики как науки. Основные задачи этического знания. Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность». Мораль – как регулятор человеческого общежития. Специфика профессиональной морали. Структура морали. Нравственность профессиональной деятельности. Золотое правило нравственности. Роль морали в общественно-управленческих процессах. Реальность нравов и идеальность нравственных требований. Согласование личных и общественных интересов. Социальные функции морали. Нравственный мир человека как единая система мировоззренческих понятий, нравственных чувств и поступков. Специфика нравственного мира субъекта. Нравственная сущность и регулятивное проявление категории «Добро» в профессиональной деятельности. Добро и зло – наиболее объективные и важнейшие категории регуляторы в этике. Разновидности зла в профессиональной деятельности. Взаимосвязь добра и зла в практике профессиональных действий. Проблема истины добра и зла. Основные законы добродеяния и их проявление в профессиональной деятельности. Проблема «добра с кулаками». Формы проявления добра и зла в профессиональной деятельности. Ложные формы добра и профессиональная практика. Кодекс чести специалиста МЧС России о добре и добродеянии. Тема № 3. Нравственный долг и ответственность, их регулятивная роль в системе управленческой деятельности Содержание категории «нравственный долг» и его место в управленческой деятельности и деятельности управления. Сущность нравственного долга как явления практики регуляции взаимоотношений людей. Совесть как внутренний регулятор нравственного долга управленца. Основные нравственные формы переживания совести в управленческой деятельности. Внешние и внутренние стороны совести как механизма функционирования нравственного долга. Основные функции совести в проявлении нравственного долга. Понятие нравственной ответственности, ее виды в управленческой деятельности. Формы существования ответственности. Безответственность и ее проявление в практике управления. Взаимосвязь свободы, ответственности и нравственного долга в управленческой деятельности. Кодекс чести специалиста МЧС России о нравственном долге и ответственности.
Тема № 4. Честность и справедливость в системе профессиональной деятельности МЧС России Справедливость как нравственное понятие, ее сущность и содержание, ее исторические формы и виды. Чувство справедливости и его созидание: возмущение несправедливостью; стремление установить справедливость; беспристрастность и правдивость. Суровость, безжалостность и сострадание, великодушие как антиподы в установлении справедливости. Правда как образцовый порядок бытия и человеческих отношений, как соответствие наших представлений объективному положению дел. Правда и правдивость; правда и правдивость; правда и достоинство человека. Правда и истина. Правда и «высшая правда». Правда и «правда-матка». Полнота правды. как честность и ложь, обман, их взаимоотношение. Обман, ложь как коварство. Формы лживого поведения в профессиональной деятельности: невыполнение обещаний, договоров; хитрость; клевета; ханжество и лицемерие; лесть; розыгрыши и шутки; ложь во спасение или добродетельный обман; умолчание. Формы проявления честности в профессиональной деятельности: верность; добросовестность (надежность); справедливость; неприсвоение чужого; обладание честью (человек чести); подлинность личности; максимальное реалистическое видение себя; позитивность позиции по отношению к другим; доверительность (к миру, к себе, к другим). Кодекс чести специалиста МЧС России о справедливости и честности в его деятельности.
Тема № 5. Достоинство и честь как этические регулятивные категории Сущность категории чести и достоинства. Исторические формы понятия достоинства и чести. Профессиональная честь и достоинство. Специфика проявления чести и достоинства в профессиональной деятельности. Внутренние и внешние стороны чести и достоинства. Достоинство как добродетель; как умение противостоять низменным влечениям и страстям как способность стойко и мужественно встречать испытания и трудности. Попрание достоинства, чести как проблема профессиональной практики. Страх и надежда как враги достоинства. Диалектика чести и достоинства. Проблема «чести мундира» и достоинства человека в профессиональной практике. Достоинство, гордость, гордыня, зависть, скромность, смирение как механизмы функционирования достоинства и чести личности в жизни и профессиональной деятельности специалиста МЧС России. Тема № 6. Профессиональная этика и моральныйоблик сотрудников МЧС России Сущность и виды профессиональной этики. Профессиональная мораль как внутренний регулятор служебной деятельности. Определение профессиональной морали как кодекса поведения; как способа обоснования кодекса поведения. Основные нормы, требования, оценки профессиональной морали. Взаимосвязь профессиональной морали и общества. Профессиональная компетентность и ее моральные показатели. Социальные функции профессиональной этики. Профессиональная этика сотрудника МЧС России. Профессиональная деятельность и ее этика. Профессиональные качества сотрудников МЧС России и его моральный облик. Личные моральные качества специалиста МЧС России: нравственные знания, нравственные чувства, нравственные убеждения, нравственные поступки. Морально-политические качества специалиста МЧС России. Нравственно-профессиональные качества специалиста МЧС России. Тема № 7. Этическая культура профессиональной деятельности Этическая культура профессиональной деятельности в конфликтных ситуациях. Структурные элементы культуры профессиональной деятельности.
Нравственная ответственность и дисциплина сотрудников МЧС России. Этикетные факторы регуляции отношений в профессиональном коллективе. Этикет: его основные нормы в коммуникативных взаимодействиях. Основные регулятивные факторы этикета. Этико-культурная регуляция отношений в профессиональной деятельности специалистов МЧС России. Характеристика конфликта как специфической формы проявления профессиональной деятельности. Культура разделения конфликта. Положения приказа Министра России №345 от 07.07.2011. об этической культуре специалиста МЧС России. Тема № 8. Этика распорядительной и организационной профессиональной деятельности специалиста МЧС России Понятие распорядительной и организаторской деятельности в профессиональной деятельности. Прямые этические способы организации: убеждение; принуждение; внушение; указание на образец поведения. Косвенные этические методы организационно-распорядительной деятельности: создание ориентирующей ситуации; метод символьной регуляции; метод изменения элементов исполнительной роли; метод формирующего стимулирования. Неформализированные поручения и факультативные поручения; четко очерченные задачи. Методы организационно-управленческого влияния: туманные приказы; уговоры; угрозы; просьбы; подкуп; требования – их этические составляющие. Степени единства командования и степени единства распорядительности. Соотношение кооперационных, субординационных и линейных связей при решении профессиональных ситуаций. Правила отдачи распоряжения: правило наименьшего действия; правило заинтересованности исполнителя; правило двойного контроля; правило постфактического контроля; правило необходимой квалификации; правило информированности; правило необходимой производительности. Правила управления процессом выполнения распоряжений. Критерии эффективности организационно-распорядительной деятельности. Тема № 9. Культура коммуникативного управления и ее этические
основы. Сущность коммуникационного процесса в профессиональной деятельности. Виды коммуникаций в профессиональной деятельности. Основные функции коммуникации в профессиональной деятельности. Этические условия коммуникации. Основные этапы коммуникационного процесса и их этические правила: начало обмена информацией; воплощение идеи в слова; передача информации; декодирование информации; отклик получателя на информацию. Причины плохой коммуникации и способы их демпферизации. Виды общения в коммуникации. Вербальные и невербальные средства общения. Синтоническая модель общения. Гибкость как основное этическое средство обеспечения успеха в профессиональном общении. Конгруэнтность в общении. Раппорт с собеседником. Ресурсное состояние субъекта общения. Пойнтеры и их роль в профессиональной деятельности. Манера профессионального общения. Виды и техника слушания: деловая беседа; деловые переговоры; деловые совещания; деловые дискуссии. Правила коммуникативной речи. Работа с деловой корреспонденцией. Основные заповеди этики делового коммуникативного взаимодействия. Тема № 10. Этическая культура профессиональной деятельности в конфликтных ситуациях. Типы конфликтогенов в профессиональном общении. Нравственная стратегия и модели профессиональных действий в конфликтных ситуациях: стратегия «смягчения» конфликта; стратегия «свертывания» конфликта; стратегия «трансформации» конфликта; стратегия устранения конфликта. Модели нравственного разрешения конфликтов: «силовая»; компромиссная; интегративная. Равновесие и консенсус интересов как фактор разрешения конфликтов. Моральная тактика воздействия на конфликтующие стороны. Сглаживание спорных вопросов. Компромисс. Создание ситуации переговоров. Достижение договоренности о взаимной конфронтации. Использование принуждения. Механизмы социальной защиты (отступление, агрессия, рационализация, переключение) и мнимое улаживание конфликтов. Моральные правила разрешения профессиональных конфликтов. Исключение альтернативы: «победитель - побежденный». Оценка действий, а не людей. Противодействие аккумуляции отрицательных эмоций. Посредничество третьей (нейтральной) стороны. «Фрагментация» конфликта. Апелляция к позитивному прошлому. Обращение к эффекту «общего врага». Провоцирование на положительные поступки. Переключение на более значимые ценности. Отвлечение. Позитивное мышление как основа демпфирования конфликтогенов в профессиональной деятельности. Тема № 11 Этикетные факторы регуляции отношений в
профессиональном коллективе. Родословная этикета и этикетных форм. Судьбы отечественного этикета. Современный этикет, его основные характеристики как общественного явления. Типология этикета. Структура этикета. Общегражданский этикет. Профессионально-служебный этикет. Бытовой этикет. Ситуативный этикет. Дипломатический этикет. Сущность управленческого этикета. Золотое правило этикета. Основные принципы этикета. Понятие культуры поведения, «хорошего тона» и этикета. Содержание и формы в культуре профессиональной деятельности. Простые нормы поведения и этикет. Пределы требований этикета. Этикет и мода, этикет и «массовая культура». Стандарты мирового этикета в сфере профессиональной деятельности. Требования приказа Министра МЧС РФ № 263 от 19.05.2003 «Об Основных положениях протокольной практики Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий» к этикету специалиста МЧС России. III. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|