Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2 Средства физического воспитания




2. 2 Средства физического воспитания

 

Основными средствами физического воспитания детей 12–15 лет являются физические упражнения, с помощью которых у подростков формируются жизненно важные умения и навыки, повышаются физические способности (качества) и адаптивные свойства организма. К ним относятся пишет Хазова С. А., Бгуашев А. Б. [28]:

Гимнастические и акробатические упражнения: 1) упражнения в построениях и перестроениях; 2) общеразвивающие упражнения без предметов на месте и в движении; 3) общеразвивающие упражнения с предметами: мальчики с набивными мячами, гантелями (1–3 кг), девочки с обручами, булавами, большим мячом, палками, скакалками; 4) упражнения в висах и упорах на различных гимнастических снарядах; 5) опорные прыжки (прыжки через козла и коня с разбега); 6) акробатические упражнения (кувырки вперед и назад, стойка на лопатках, стойка на голове, длинный кувырок вперед с трех шагов разбега, «мост» и др. ).

Гимнастические упражнения являются эффективным средством развития координационных и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища, силовой выносливости, гибкости), содействуют воспитанию смелости, решительности, уверенности (упражнения на снарядах).

Легкоатлетические упражнения: 1) бег с высокого и низкого старта (10–60 м); 2) бег с ускорением (20–50 м); 3) бег с максимальной скоростью (40–80 м); 4) бег в равномерном темпе: мальчики – до 20 мин; девочки – до 15 мин; 5) кросс; 6) прыжки в длину с разбега с 9–13 шагов способом «согнув ноги»; 7) прыжки в высоту с разбега с 6–8 шагов способом «перешагивание»;

8) метание малого мяча (150 г) в горизонтальную и вертикальную цель: мальчики – с расстояния 8–18 м, девочки – 8–14 м;

9) метание малого мяча на дальность с разбега и др.

Лыжная подготовка: 1) передвижения на лыжах различными классическими ходами (попеременным двухшажным, одновременным бесшажным, одновременным одношажным, одновременным двухшажным); 2) подъемы на лыжах в гору; 3) спуски с гор на лыжах; 4) торможения при спусках; 5) повороты на лыжах в движении; 6) прохождение учебных дистанций (1, 2, 3 км).

Спортивные игры. В качестве базовых игр рекомендуются баскетбол, ручной мяч (гандбол), волейбол, футбол (для мальчиков), а в качестве дополнительных – флорбол, настольный теннис, бадминтон и др. По своему воздействию спортивная игра является комплексным и универсальным средством физического воспитания. Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные возможности для развития координационных, скоростных, скоростно-силовых способностей, выносливости, оказывают многостороннее влияние на развитие психических процессов учащегося (восприятие, внимание, память, быстрота и рациональность мышления, воображение и др. ).

Плавание: 1) специальные плавательные упражнения для изучения кроля на груди, спине, брасса; 2) повторное проплывание отрезков 25–50, 100–150 м; 3) игры и развлечения на воде.

Элементы единоборств: подводящие упражнения по овладению основными приемами техники греко-римской борьбы (юноши).

Физическая подготовленность. Дети среднего школьного возраста должны показывать результаты не ниже среднего уровня показателей, характеризующих развитие основных физических качеств пишет Никитушкин В. Г. [20].

 

2. 3 Особенности методики обучения двигательным действиям в среднем звене школьной программы

 

В процессе физического воспитания учащиеся обучаются различным двигательным действиям в целях развития способности управлять своими движениями, а также в целях познания закономерностей движений своего тела.

На уроках физической культуры обучают правильному выполнению движений, используемых в качестве общеразвивающих упражнений для управления физическим развитием, технике двигательных действий, необходимых в труде, быту или на спортивной тренировке.

При овладении техникой какого – либо двигательного действия вначале возникает умение его выполнять, которое появляется на основе следующих предпосылок: знания о технике действия; наличия двигательного опыта; достаточного уровня физической подготовленности; при творческом мышлении в процессе построения новой системы движений.

Исходя из этого, под двигательным умением понимается такая степень владения двигательным действием, которая характеризуется сознательным управлением движением, неустойчивостью к действию сбивающих факторов и нестабильностью итогов [7].

Гулько дает следующее определение: «двигательное умение – приобретенная способность осуществлять двигательное действие при ведущей роли мышления в управлении движениями, то есть при умении обучающегося думать о том, как данное движение следует выполнять» [3]

Роль двигательных умений в физическом воспитании может быть различной.

В ряде случаев материал школьной программы по физической культуре должен быть усвоен на уровне умения, без последующего перевода их в навыки.

Дальнейшее совершенствование двигательного действия при многократном повторении приводит к автоматизированному его выполнению, то есть умение переходит в навык. Это достигается постоянным уточнением и коррекцией движения.

Двигательный навык – это оптимальная степень владения техникой действия, характеризующаяся автоматизированным управлением движениями, высокой прочностью и надежностью исполнения [27].

Двигательный навык – двигательное действие, которое не требует к себе внимания и выполняется автоматически [3]

Эффективность процесса обучения, продолжительность перехода от умения до уровня навыка зависят от ряда условий:

- двигательная одаренность (врожденные способности) и двигательный опыт обучающегося;

- возраст обучающегося;

- координационная сложность двигательного действия;

- профессиональное мастерство преподавателя;

- уровень сознательности, мотивации, активность обучающегося.

Эффективность обучения двигательным действиям во многом зависит от правильной организации учебного процесса в соответствии с физиологическими, психологическими, педагогическими и структурными закономерностями, лежащими в основе современных теорий и концепций обучения.

Овладение двигательным действием осуществляется в следующей методической последовательности:

1. формируется положительная учебная мотивация. Преподаватель, приступая к обучению своих учеников, должен побудить их к сознательному, осмысленному отношению к предстоящему овладению новыми двигательными действиями;

2. формируются знания о сущности двигательного действия. На данном этапе учащиеся получают знания, которые формируются на основе наблюдения за выполнением действия и прослушивания сопровождающего показ комментария.

3. Создаются полноценные представления об изучаемом движении по каждой ООТ (ориентировочной основе действия). Эти представления должны включать:

- зрительный образ двигательного действия;

- логический (смысловой) образ, основанный на знании, получаемом при комментарии;

- двигательный (кинестезический) образ, создаваемый на основе уже имеющегося у ученика двигательного опыта;

4. Осваивается изучаемое двигательное действие в целом. К выполнению двигательного действия приступают, когда сформированы необходимые знания и представления.

При первоначальных попытках необходимо использовать методы и приемы обучения, помогающие ориентироваться в управлении движениями, так как первые попытки сопровождаются повышенным напряжением всего двигательного аппарата, лишними движениями, замедленным и скованным выполнением.

После завершения попытки выполнить действие следует анализ и оценка его выполнения и постановка задач по совершенствованию действия при следующей попытке.

Двигательное действие, сформированное путем неоднократного повторения и доведенное до автоматизма, переходит в двигательный навык.

Формирование двигательного навыка протекает в соответствии с рядом законов [8]:

1. закон изменения скорости в развитии навыка. Навык формируется неравномерно, что выражается в разной мере качественного прироста в отдельные моменты его становления;

2. закон «плато» (задержки) в развитии навыка. Длительность задержки обусловлена двумя причинами:

- внутренней, которая характеризуется протеканием незаметных приспособительных изменений в организме, которые лишь с течением времени переходят в заметные качественные улучшения навыка;

- внешней, вызванной неправильной методикой обучения или недостаточным уровнем развития физических качеств.

3. закон угасания навыка, который проявляется, когда длительное время не повторяется действие. Однако полностью навык не исчезает, его основа сохраняется длительное время, и после повторений быстро восстанавливается;

4. закон отсутствия предела в развитии двигательного навыка. Совершенствование двигательного действия практически продолжается на протяжении всего времени занятий в избранном направлении физического воспитания;

5. закон переноса двигательного навыка может носить как положительный (ранее сформированный навык способствует становлению нового навыка), так и отрицательный (имеющийся навык затрудняет образование нового двигательного навыка) характер.

Методика обучения двигательным действиям проходит в три этапа:

1. этап начального разучивания;

2. этап углубленного разучивания;

3. этап совершенствования двигательного действия.

Каждому этапу соответствует определенная стадия формирования двигательного действия.

 

Этапы обучения Стадия формирования двигательного навыка
Начальное разучивание техники действия (овладение основой техники) Образование двигательного умения
Углубленное разучивание техники (детализация техники) Совершенствование умения и частичный переход к навыку
Совершенствование действия (стабилизация) Упрочение навыка и формирование умений использовать действие в различных условиях

 


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...