1.1 Диалог как форма межкультурного сотрудничества
Понятие о «диалоге» существовало уже в античные времена. В переводе с греческого «диа-» означает «через, сквозь, на протяжении, в развитии». Такое значение «диа-» имеет в словах «диахрония» (эволюция, развитие во времени), «диалектика» (закон всеобщего развития), «диапазон» (через все струны) и т. п. Диалог – это, прежде всего, слово в развитии, слово в поиске истины. Известно, что «истина рождается в споре» (следовательно, в диалоге). Диалог – это принцип существования человека в культурном пространстве, основа отношений «человек – мир», «человек – человек». Эти идеи просматриваются на протяжении многолетнего научного (философского, культурологического, филологического, риторического, педагогического, социолингвистического, этнолингвистического, лингвокультурологического, психологического) изучения личности. Идея диалога как взаимодействия смысловых позиций является центральной и в наследии великого русского ученого М. М. Бахтина, гениально предугадавшего равенство партнеров в диалоге, умение ориентироваться на Другого, умение уважать и понимать его. Обращаем внимание читателей на риторическое требование ориентировки на «Другого», но не на «Чужого». Есть большая разница в этих понятиях: «Другой» воспринимается положительно, как «иной», но «равный», а «Чужой» – с отрицательной оценкой, как «враждебный» [7]. Выявленная М. М. Бахтиным структура диалога в его отличии от монологического высказывания относится не только к словесной форме общения – речь идет здесь о самой сути диалога, независимо от средств, которые он использует: диалог предполагает уникальность каждого партнера, и их принципиальное равенство друг другу... Вот почему он может быть формой связи только субъектов, выражая все те черты, которые отличают субъекта от объектов (М. М. Бахтин) [7].
Диалог культур – это проблема третьего тысячелетия, от решения которой зависит будущее всего человечества. Диалог культур – это общение многих уникально-всеобщих личностей, доминантой которого является не только познание, взаимодействие, но и взаимопонимание. «Диалог культур – это взаимодействие и взаимопонимание многих культур» (В. Г. Костомаров). В расширении диалога этнокультур в конструктивном для межнационального общения направлении особенно важны «такие функции культуры, как социализация, то есть усвоение обязательного минимума культуры общества, и инкультурация, то есть приобщение к культурному наследию и усвоению элементов других культур» [25, c. 76]. Диалог культур, на котором основано современное межкультурное общение, предполагает необходимые знания о представителях той или иной культуры. Так, например, «индуист – человек, стремящийся к должному, к радости; конфуцианец – человек действия и долга; христианин – человек любознательный и ригорический; мусульманин – человек любовный и деятельный; иудей – стремится к знанию и мудрости; буддист – самоуглублен и некорыстен» [39, c. 123]. Полноценный диалог между разными цивилизациями может быть достигнут лишь на основе культуры, так как национальном культура является стержнем, хребтом любого государства-нации, так и на пространстве стран и глобальной арене международное культурно-гуманитарное сотрудничество является исключительно эффективным общеукрепляющим средством для всего цивилизационного организма. Межкультурный диалог был и остается одним из главных аспектов в развитии человеческой цивилизации в целом. На протяжении веков и тысячелетий во всех странах происходило взаимообогащение культур, из которых складывался уникальный калейдоскоп цивилизации. Процесс взаимодействия, межкультурного диалога носит сложный и неравномерный характер. Потому что не все структуры, элементы национальной культуры активны для усвоения накопленных творческих ценностей. Наиболее активный процесс диалога культур происходит при усвоении близких тому или иному типу национального мышления художественных ценностей. Многое, конечно, зависит от соотношения стадий развития культуры, от накопленного опыта. Внутри каждой национальной культуры дифференцированно развиваются различные компоненты культуры.
В современном мире межкультурный диалог усложнился в силу ряда обстоятельств. С взаимодействием культур разных народов связаны и современные проявления фундаментальных проблем. Особенность решения этих проблем состоит в рамках систематического диалога культур, а не одной, даже преуспевшей культуры. Решение этих проблем предполагает такую глобализацию взаимодействия культур в пространстве и во времени, при которой реальностью становится самореализация всех и каждой культуры через взаимодействие всех с каждой и каждой со всеми другими. Сам механизм взаимодействия культур на этом пути проблематизируется. Прошедший в 2005 году в Варшаве Третий саммит глав государств и правительств стран-участниц Совета Европы определил межкультурный диалог (включая его религиозное измерение) в качестве средства продвижения компетентности, понимания, примирения и толерантности, а также предотвращения конфликтов и обеспечения интеграции и социальной сплочённости. В начале XXI века межкультурный диалог стал ключевым понятием международной и внутренней политики; в условиях кризиса доминировавшей на Западе на протяжении последних десятилетий политики и практики мультикультурализма межкультурный диалог рассматривается (цитирую координатора Совета Европы по вопросам межкультурного диалога, с июня 2012 года заместителя генерального секретаря Совета Европы Габриелу Баттаини-Драгони) как «профилактический метод предотвращения конфликтов внутри общества, как политический ответ на угрозы, вызванные культурным многообразием, как противодействие социальному расслоению, стереотипам, расизму и дискриминации» [1, с. 1].
7 мая 2008 года в Страсбурге на 118 сессии Комитета министров иностранных дел стран-членов Совета Европы была утверждена «Белая книга» по межкультурному диалогу» [2] (в 2013 году осуществлён перевод «Белой книги» на белорусский язык). В «Белой книге» содержатся концептуальные основы и условия межкультурного диалога, политические принципы, рекомендации и ориентиры для его продвижения. Межкультурный диалог понимается как «открытый и уважительный обмен мнениями на основе взаимопонимания и уважения между отдельными людьми, а также группами людей различной этнической, культурной, религиозной и языковой принадлежности, имеющими разными исторические корни» [2, с. 10]. «Белая книга» закрепила основные необходимые условия межкультурного диалога [2, с. 20-23]: 1. Соблюдение прав человека, демократия и верховенство закона: этнические, культурные, религиозные и лингвистические традиции не могут быть основанием для того, чтобы препятствовать индивидам в осуществлении их основных прав или участии в общественной жизни, закон же обеспечивает защиту прав и недопустимость дискриминационных решений. 2. Соблюдение равного достоинства и взаимоуважения: межкультурный диалог предполагает открытость к размышлению, способность посмотреть на себя глазами других, требует уважения к индивиду как человеческому существу, равного признания равных ценностей, а также беспристрастного отношения в рамках разделяемых всеми правил. 3. Гендерное равенство: равенство между мужчинами и женщинами является неотъемлемой частью прав человека, и дискриминация по половому признаку препятствует осуществлению прав и свобод человека. 4. Борьба с барьерами, препятствующими межкультурному диалогу: преодоление сложностей общения на нескольких языках, а также политических и административных проблем, связанных с дискриминацией, бедностью, маргинальным положением отдельных групп и эксплуатацией, проявлений расизма, ксенофобии, различных форм нетерпимости, а также дискриминации.
Развитие межкультурного диалога может вестись в пяти взаимосвязанных направлениях [2, с. 42-58]: 1. Демократическое управление культурным многообразием 2. Демократическая гражданственность и участие 3. Изучение и преподавание навыков межкультурного диалога 4. Пространства для межкультурного диалога 5. Международные отношения В рамках концепции межкультурного диалога интеграция (социальная интеграция, вовлечённость) понимается как двусторонний процесс и способность людей жить вместе, уважая достоинство каждого индивида, принципы общего блага, плюрализм и многообразие, на основе солидарности и отказа от насилия, а также как их способность принимать участие в социальной, культурной, экономической и политической жизни. Понятие интеграции охватывает все аспекты социального развития и все направления политики [2, с. 11]. Диалог как форма общения пронизывает всю нашу жизнь. Он является по своей действительности средством осуществления коммуникационных связей, условием взаимопонимания людей. Взаимодействие культур, их диалог – наиболее благоприятная основа для развития межэтнических, межнациональных и межличностных отношений. Культура живет в диалоге, в том числе – в диалоге культур, который обогащает их взаимодействие. Диалог культур в человеческой истории неизбежен, поскольку культура не может развиваться обособленно, она должна обогащаться за счет других культур. Диалог необходим каждой культуре и для осознания своей уникальности, как условие самосохранения человечества [22]. Идея диалога культур основана на приоритете общечеловеческих ценностей. Препятствиями в диалоге могут служить разнонаправленные системы ценностей, что затрудняет диалог. Значимость информации, идущей от одного человека к другому, связана с мощным аксиологическим контекстом. Сообщая информацию, человек вольно или невольно передает и свое отношение к ней, обусловленное его системой ценностей. Если сам человек относится к ней позитивно, то и его высказывания звучат убедительно. Информация, к которой субъект, ее высказывающий, не имеет доверия, теряет шансы на адекватное восприятие и интерпретацию. Диалог – это продуктивное общение с культурой, реализация и воспроизводство ее достижений, это обнаружение и понимание ценностей других культур, способ присвоения последних, возможность снятия политической напряженности между государствами и этническими группами. Диалог – необходимое условие научного поиска истины и процесса творчества в искусстве. Диалог предполагает активное взаимодействие равноправных субъектов. Взаимодействие культур и цивилизаций предполагает и наличие определенных общих культурных ценностей. Межкультурный диалог может выступать как примиряющий фактор, предупреждающий возникновение войн и конфликтов. Он может снимать напряженность, создавать обстановку доверия и взаимного уважения.
Для современной мировой цивилизации функционирование полноценного диалога особенно актуально. Сам процесс взаимодействия и есть диалог, а формы взаимодействия представляют собой различные виды диалогических отношений. Идея диалога имеет своё развитие в глубоком прошлом. Древние тексты культуры Индии наполнены идеей единства культур и народов, макро и микрокосмоса, раздумьями о том, что здоровье человека во многом зависит от качества его взаимоотношений с окружающей средой, от сознания силы красоты, понимания как отражение Вселенной в нашем бытии. В настоящее время особо востребован именно объемный взгляд на национальные истории, их совместное прочтение профессиональными сообществами специалистов различных общественных наук (историками, философами, этнологами, культурологами, социологами, политологами и т. д. ), выявление в них предпосылок позитивного сосуществования народов, их совместного движения к диалогу и добрососедству.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|