Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каковы основные ценности и нормы морали




ДУХОВНАЯ СФЕРА ОБЩЕСТВА

Что означает культура

Под культурой понимается вся пре­образовательная деятельность человека, а также ее резуль­таты. Культура включает в себя идеи и ценности, опреде­ляющие поведение людей, а также институты культуры, посредством которых эти идеи и ценности сохраняются и распространяются в обществе. Принято различать материальную и духовную культу­ру. Материальная культура создается в процессе матери­ального производства, и все, что является результатом про­изводства, будет являться вещественной формой культу­ры. Духовная культура включает в себя процесс духовно­го творчества, ее результатом являются произведения ис­кусства, научные открытия. Все элементы материальной и духовной культуры неразрывно связаны между собой. Накопление культурных ценностей связано с пе­редачей от поколения к поколению духовного опыта, тра­диций и основных достижений человечества. В рамках определенной исторической эпохи существу­ют различные культуры: интернациональная инацио­нальная, светская и религиозная, взрослая и молодежная, западная и восточная. Выделяются следующие формы культуры: 1.Эстетическая культура характеризует состояние об­щества с точки зрения его способности приобщаться к прекрасному, обеспечивать развитие искусства и эсте­тических отношений в обществе. 2. Нравственная культура характеризует общество с точ­ки зрения соблюдения им моральных норм иправил. 3.В сфере этической культуры находятся нравственные отношения: любовь, дружба; представления о таких понятиях, как героизм, счастье. 4. Профессиональная культура характеризует уровень и качество профессионального мастерства и подготовки. 5. Политико-правовая культура касается сферы деятель­ности, связанной с системой властных отношений меж­ду классами, нациями, другими социальными группа­ми. 6. Экологическая культура предполагает признание единства системы «человек-природа», причем опре­деляющим является не только воздействие на разви­тие общества географической среды и народонаселе­ния, но и обратное влияние человека на природную среду. 7. Бытовая культура - это налаженный уклад повсе­дневной жизни человека. Вся сфера внепроизводственной социальной жизни составляет систему бытовой культуры. 8. Физическая культура, в центре которой помещена по­требность гармонического развития человеческого тела, основы здоровья членов общества. Есть формы культуры, которые понятны и доступны для восприятия любому члену общества и не требуют спе­циальной подготовки, - это массовая культура. Радио, телевидение, современные средства связи способствуют ее распространению. Неотъемлемой частью массовой куль­туры является реклама. Существует элитарная культура, которая сложна для восприятия и требует специальной под­готовки. Произведения, созданные в рамках этой культу­ры, рассчитаны на узкий круг тонко разбирающихся в ис­кусстве людей и служат предметом спора среди искусст­воведов и критиков. Национальная культура отражает осо­бенности общественной жизни той или иной социально-исторической или этнической общности людей, ее взаи­мосвязи с природой. Каждая национальная культура не­повторима, уникальна. Причинами интернационализации культур выступают НТП, общие тенденции в развитии об­разования, международное разделение труда, это способ­ствует взаимообогащению, взаимопроникновению нацио­нальных культур. Это происходит через культурный об­мен (выставки, концерты, фестивали).

Субкультура Контркулътура
Часть общей культуры, сис­тема ценностей, присущих определенной группе (половоз­растные: женская, детская, молодежная и др.; профессио­нальные: научное сообщест­во, современный бизнес и др.; досуговые (по предпочитае­мым занятиям в свободное время); религиозные; эт­нические; криминальная) Оппозиция и альтернати­ва по отношению к гос­подствующей в обществе культуре (битники, хип­пи и панки; левые радика­лы; андеграунд и др.)

Каковы основные ценности и нормы морали

Мораль - это исторически сложив­шаяся система принципов и норм поведения людей в об­ществе. Моральные нормы хранятся в социальной памяти и воспроизводятся в соци­альных отношениях как традиции поведения. Правила «Не делай другому ничего того, чего не жела­ешь себе», «Не воруй», «Не лги, «Почитай старших» явля­ются нормами морали. Сущность морали проявляется в ее функциях: регулировать общественные отношении; адаптировать индивида к данной системе обществен­ных отношений. Мо­ральными нормами выступают следующие качества: самоуважение; стремление к саморазвитию; любовь к близким и забота о них, уважение к чле­нам семьи; преданность и любовь к отечеству; трудолюбие; честное исполнение долга; уважение к другим народам, к другим традициям и системам ценностей; осуждение агрессивности; сохранение природы, бережное отношение к есте­ственным ресурсам. Знание норм морали дает человеку рациональное обо­снование его поведения и тем самым повышает эффек­тивность его деятельности.

Моральный идеал - абсолютный критерий оценки нравственности.В содержание идеала включались представления о выс­шем благе, о счастье, о совершенстве, об абсолютном доб­ре, о свободном выборе и долге. Так, для Эпикура, жившего в эпо­ху крушения эллинского мира, когда исчезали привыч­ные ценности и появлялись новые, идеалом нравственной жизни было состояние атараксии - безмятежности, не­возмутимости. В эпоху европейского Просвещения, когда человеческий разум осознал свою силу в деле руководства гражданским действием, И. Кант обосновывает учение о долге как нравственном идеале. Повиновение дол­гу - вот идеал нравственного поведения, по Канту. Долг же состоит в том, чтобы относиться к человеку как к цели, а не как к средству. Это требование (Кант называет его категорическим императивом) обосновывается тем, что че­ловек как существо разумное не имеет внешней цели сво­ей жизни; само его существование есть его цель. Перед нравственным законом все рав­ны, все обязаны действовать в соответствии с долгом. Моральный идеал, что бы под ним ни понимали, не­достижим, но стремление к нему делает жизнь нравствен­ней и чище.

Критерием оценки деятельности будет моральная норма. Оценивая поступок, мы сравниваем его с нормой, с тем, как традиционно принято поступать в подобных слу­чаях. Существование моральных законов помогает людям по­нять, что такое добро и зло. Почитание родителей, прав­дивость, верность в браке - оцениваются как положитель­ные качества личности и охватываются общим понятием добра. Таким образом, нравственная оценка необходима для различения добра и зла в наших действиях. Нравственная оценка отражает соотношение между мотивом действия и его результатом. Древнегреческий философ Демокрит считал, что для оценки поступка важ­ны в первую очередь мотивы-намерения. Христианская мо­раль сосредоточивает внимание на результате деятельнос­ти. Нельзя узнать, способен ли ты к добру, насколько причастен к добру, в полном безделье. Но и деятельность без критерия оценки не ведет к совершенствованию, к моральному прогрессу. Нравственная оценка деятельности - это одоб­рение или осуждение ее в соответствии с нормами и зако­нами морали.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...