Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Каковы основные элементы системы образования




Образование - это процесс приобретения знании и навыков, необходимых для их при­менения в практической деятельности; система учебных заведений, обеспечивающих непрофессиональное и про­фессиональное обучение и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение ква­лификации специалистов. Как социальный институт об­щества образование оформилось в XII—XV вв. В современном мире институт образования выполня­ет следующие основные функции: 1. Профессионально-экономическая функция (воспроиз­водство рабочей силы различной квалификации; пере­подготовка и повышение квалификации кадров; участие образовательных учреждений в повышении про­изводительности труда и создании новых технологий). 2. Социальная функция (социализация и воспитание лич­ности; институт образования — один из основных ка­налов социальных перемещений). 3. Культурно-гуманистическая функция (обучение новых поколений знаниям, навыкам, традициям, социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь; участие института образования в производ­стве новых знаний, материальных и культурных цен­ностей; использование личностью достижений куль­туры для формирования и развития своей творческой деятельности). Данная функция обладает четырьмя основными прин­ципами: а) принцип гуманизации образования - состоит в боль­шем внимании общества к личности, ее психологии, ин­тересам; сосредоточение усилий на нравственном воспи­тании человека; изменении отношений между учащимся и преподавателями; б) принцип гуманитаризации образования заключает­ся в усилении внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин; в) принцип интернационализации образования реали­зуется в создании единой системы образования для раз­ных стран, т. е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения, проведении более активного об­мена учащимися; г) интеграция в процессе обучения. 4. Политико-идеологическая функция (государственное регулирование деятельности института образования во избежание политических, научных, религиозных и про­чих разногласий; контроль со стороны государствен­ных институтов, политических и общественно-поли­тических партий и движений за содержанием учебно­го процесса и учебных программ; формирование в учеб­ных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества). Под образованием в Законе РФ «Об образовании.. (1992 г.) понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государ­ства, сопровождающийся констатацией достижений обучающимся определенных государством об­разовательных уровней (образовательных цензов). Полу­чение обучающимся образования квалифи­цируется как достижение и подтверждение им определен­ного образовательного ценза, которое удостоверяется со­ответствующим документом. Право на получение образования - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Основной путь получения образования - обучение в учебных заведениях, где оно связано с воспитанием. Боль­шое значение в образовании имеют самообразование, куль­турно-просветительские учреждения. В целом система образования включает общее сред­нее образование, среднее и высшее профессиональное об­разование. В современном мире уровень экономического разви­тия страны определяется ее интеллектуальным потенциа­лом. Высшая школа рассматривается как одна из основ­ных ценностей, без которых невозможно дальнейшее раз­витие общества. В настоящее время за счет образования развитые страны получают до 40% прироста валового на­ционального продукта. Важным принципом развития образования выступает усиле­ние внимания к приобщению учащихся к человеческой культуре. Основными элементами системы образования в РФ выступают: дошкольное; общее (начальная, основная, старшая школа); профессиональное (начальное, среднее и высшее); дополнительное (аспирантура, ординатура, докторан­тура). Согласно закону РФ»Об образовании», в РФ обязатель­ной ступенью образования является основное общее обра­зование (1—9 классы).

Роль высшего профессиональ­ного образования можно пред­ставить в виде двух групп системообразующих функций: социально-культурные и производственно-экономические. Социальный аспект профессионального образования базируется на его роли в развитии социальной структуры общества. Культурный аспект предполагает изучение сущности и специфики социализации личности в этом образователь­ном звене и ее взаимосвязей с процессами социализации в общем системе образовательного комплекса. Экономический аспект профессионального образования связан с формированием социально-профессиональной структуры общества, подготовкой профессионалов, спо­собных эффективно трудиться в определенной сфере прак­тической деятельности в конкретной экономической ситу­ации. Характерным явлением для современного состояния высшей школы в мире является диверсификация системы высшего профессионального образования, представляющая собой создание разнообразных но типам, учебным про­граммам и срокам обучения учебных заведений. Резуль­татом диверсификации явилось введение многоуровневой системы высшего образования. В ее основу положены та­кие принципы, как расширение доступности и права на выбор уровня получаемого образования, создание реаль­ных возможностей для реагирования высшей школы на требования рыночной экономики. Многоуровневая систе­ма позволит приблизить российскую систему высшего образования к ее мировым стандартам. Многоуровневая система образования включает дову­зовскую профессиональную ориентацию учащихся 10— 11-х классов средней школы, что позволяет значительно по­высить уровень подготовки абитуриентов вузов. Одновре­менно ведущие вузы страны перешли к двухступенчатой системе «бакалавр—магистр» с количеством лет обучения «4 + 2». Уровень бакалавриата позволяет получить широ­кую базовую подготовку. Магистерский цикл переносит акцент на специализированную подготовку исследователей и аналитиков. Появление магистерского цикла позволяет части студентов с бакалаврским дипломом включиться в трудовую деятельность, а остальным - продолжить бо­лее трудный и сложный путь «восхождения к вершинам» науки. Разумеется, что магистерский цикл могут пройти наиболее одаренные студенты, способные и желающие ос­воить более сложные и напряженные программы обуче­ния. Состояние высшего образования в стране является од­ним из факторов экономического и культурного потенци­ала и определяет способность к динамическому росту. Недостаток фи­нансирования государственных вузов привел к формиро­ванию особой структуры среднего и высшего специально­го образования - негосударственной. Увеличение количества вузов в стране, не соответству­ющее кризисному состоянию экономики, влечет за собой ряд проблем: еще большее осложнение кадрового, мате­риально-технического и финансового обеспечения высшей школы, что, в конечном счете, отразится на качестве пре­доставляемых образовательных услуг. С целью обеспече­ния повышения качества образования и экономии бюджет­ных средств актуальной является проблема оптимизации сети образовательных учреждений на муниципальном, ре­гиональном и федеральном уровнях. Под образовательной программой понимается содер­жание образования определенного уровня (начальное, ос­новное общее, среднее, среднее специальное, высшее, пост­высшее) и направленности (юридическое, экономическое, медицинское, и т. д.).

В РФ образовательные программы подразделяются на: общеобразовательные (основные и дополнительные) и про­фессиональные (основные и дополнительные). К образовательным относятся: дошкольное, начальное общее, ос­новное общее, среднее (полное) общее образование. Про­фессиональные программы включают в себя: начальное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное обра­зование Образовательные программы с учетом потребно­стей и возможностей личности могут осваиваться, в обра­зовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства, в форме семейного образова­ния, самообразования и экстерната. Допускается сочета­ние различных форм получения образования. Образование может быть бесплатным и платным. К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные (ясли, детские сады), общеобразователь­ные (начальные, средние школы, гимназии, лицеи); начального, среднего и высшего профессионального об­разования (ПТУ. училища, колледжи, техникумы, инсти­туты, академии, университеты); специальные (коррекционные) для обучающихся вос­питанников с отклонениями в развитии (специализирован­ные школы, интернаты, училища); учреждения дополнительного образования (музыкаль­ные школы и др.); учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, приюты, училища); другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Особенности развития обществ в современном мире выдвинули необходимость разработки и внедрения кон­цепции непрерывного образования, ко­торое следовало бы за человеком всю жизнь, стало бы неотъемлемой частью его образа жизни. Непрерывность образования напрямую связана с быстрой сменой техно­логий, постоянной и возрастающей потребностью в новых знаниях.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...