Каковы основные элементы системы образования
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 Образование - это процесс приобретения знании и навыков, необходимых для их применения в практической деятельности; система учебных заведений, обеспечивающих непрофессиональное и профессиональное обучение и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение и повышение квалификации специалистов. Как социальный институт общества образование оформилось в XII—XV вв. В современном мире институт образования выполняет следующие основные функции: 1. Профессионально-экономическая функция (воспроизводство рабочей силы различной квалификации; переподготовка и повышение квалификации кадров; участие образовательных учреждений в повышении производительности труда и создании новых технологий). 2. Социальная функция (социализация и воспитание личности; институт образования — один из основных каналов социальных перемещений). 3. Культурно-гуманистическая функция (обучение новых поколений знаниям, навыкам, традициям, социально-культурному опыту, необходимым для их вступления в жизнь; участие института образования в производстве новых знаний, материальных и культурных ценностей; использование личностью достижений культуры для формирования и развития своей творческой деятельности). Данная функция обладает четырьмя основными принципами: а) принцип гуманизации образования - состоит в большем внимании общества к личности, ее психологии, интересам; сосредоточение усилий на нравственном воспитании человека; изменении отношений между учащимся и преподавателями; б) принцип гуманитаризации образования заключается в усилении внимания общества к изучению социально-гуманитарных дисциплин; в) принцип интернационализации образования реализуется в создании единой системы образования для разных стран, т. е. обеспечение совместимости различных форм и систем обучения, проведении более активного обмена учащимися; г) интеграция в процессе обучения. 4. Политико-идеологическая функция (государственное регулирование деятельности института образования во избежание политических, научных, религиозных и прочих разногласий; контроль со стороны государственных институтов, политических и общественно-политических партий и движений за содержанием учебного процесса и учебных программ; формирование в учебных заведениях политической и правовой культуры личности данного общества). Под образованием в Законе РФ «Об образовании.. (1992 г.) понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижений обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов). Получение обучающимся образования квалифицируется как достижение и подтверждение им определенного образовательного ценза, которое удостоверяется соответствующим документом. Право на получение образования - одно из основных и неотъемлемых конституционных прав граждан России. Основной путь получения образования - обучение в учебных заведениях, где оно связано с воспитанием. Большое значение в образовании имеют самообразование, культурно-просветительские учреждения. В целом система образования включает общее среднее образование, среднее и высшее профессиональное образование. В современном мире уровень экономического развития страны определяется ее интеллектуальным потенциалом. Высшая школа рассматривается как одна из основных ценностей, без которых невозможно дальнейшее развитие общества. В настоящее время за счет образования развитые страны получают до 40% прироста валового национального продукта. Важным принципом развития образования выступает усиление внимания к приобщению учащихся к человеческой культуре. Основными элементами системы образования в РФ выступают: дошкольное; общее (начальная, основная, старшая школа); профессиональное (начальное, среднее и высшее); дополнительное (аспирантура, ординатура, докторантура). Согласно закону РФ»Об образовании», в РФ обязательной ступенью образования является основное общее образование (1—9 классы).
Роль высшего профессионального образования можно представить в виде двух групп системообразующих функций: социально-культурные и производственно-экономические. Социальный аспект профессионального образования базируется на его роли в развитии социальной структуры общества. Культурный аспект предполагает изучение сущности и специфики социализации личности в этом образовательном звене и ее взаимосвязей с процессами социализации в общем системе образовательного комплекса. Экономический аспект профессионального образования связан с формированием социально-профессиональной структуры общества, подготовкой профессионалов, способных эффективно трудиться в определенной сфере практической деятельности в конкретной экономической ситуации. Характерным явлением для современного состояния высшей школы в мире является диверсификация системы высшего профессионального образования, представляющая собой создание разнообразных но типам, учебным программам и срокам обучения учебных заведений. Результатом диверсификации явилось введение многоуровневой системы высшего образования. В ее основу положены такие принципы, как расширение доступности и права на выбор уровня получаемого образования, создание реальных возможностей для реагирования высшей школы на требования рыночной экономики. Многоуровневая система позволит приблизить российскую систему высшего образования к ее мировым стандартам. Многоуровневая система образования включает довузовскую профессиональную ориентацию учащихся 10— 11-х классов средней школы, что позволяет значительно повысить уровень подготовки абитуриентов вузов. Одновременно ведущие вузы страны перешли к двухступенчатой системе «бакалавр—магистр» с количеством лет обучения «4 + 2». Уровень бакалавриата позволяет получить широкую базовую подготовку. Магистерский цикл переносит акцент на специализированную подготовку исследователей и аналитиков. Появление магистерского цикла позволяет части студентов с бакалаврским дипломом включиться в трудовую деятельность, а остальным - продолжить более трудный и сложный путь «восхождения к вершинам» науки. Разумеется, что магистерский цикл могут пройти наиболее одаренные студенты, способные и желающие освоить более сложные и напряженные программы обучения. Состояние высшего образования в стране является одним из факторов экономического и культурного потенциала и определяет способность к динамическому росту. Недостаток финансирования государственных вузов привел к формированию особой структуры среднего и высшего специального образования - негосударственной. Увеличение количества вузов в стране, не соответствующее кризисному состоянию экономики, влечет за собой ряд проблем: еще большее осложнение кадрового, материально-технического и финансового обеспечения высшей школы, что, в конечном счете, отразится на качестве предоставляемых образовательных услуг. С целью обеспечения повышения качества образования и экономии бюджетных средств актуальной является проблема оптимизации сети образовательных учреждений на муниципальном, региональном и федеральном уровнях. Под образовательной программой понимается содержание образования определенного уровня (начальное, основное общее, среднее, среднее специальное, высшее, поствысшее) и направленности (юридическое, экономическое, медицинское, и т. д.).
В РФ образовательные программы подразделяются на: общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные). К образовательным относятся: дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование. Профессиональные программы включают в себя: начальное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное образование Образовательные программы с учетом потребностей и возможностей личности могут осваиваться, в образовательном учреждении с отрывом (преимущественно) и без отрыва от производства, в форме семейного образования, самообразования и экстерната. Допускается сочетание различных форм получения образования. Образование может быть бесплатным и платным. К образовательным относятся учреждения следующих типов: дошкольные (ясли, детские сады), общеобразовательные (начальные, средние школы, гимназии, лицеи); начального, среднего и высшего профессионального образования (ПТУ. училища, колледжи, техникумы, институты, академии, университеты); специальные (коррекционные) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии (специализированные школы, интернаты, училища); учреждения дополнительного образования (музыкальные школы и др.); учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детские дома, приюты, училища); другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Особенности развития обществ в современном мире выдвинули необходимость разработки и внедрения концепции непрерывного образования, которое следовало бы за человеком всю жизнь, стало бы неотъемлемой частью его образа жизни. Непрерывность образования напрямую связана с быстрой сменой технологий, постоянной и возрастающей потребностью в новых знаниях.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|