Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Как развивается наука




Наука - это: 1. Особая система знаний о при­роде, обществе, человеке. 2. Особый вид деятельности человека, система научных исследований, направленных на получение новых зна­ний. 3. Система специфических организаций и учреждений. Научное знание отличается от обыденного тем, что имеет целью выявить суть явления, причины и законо­мерности его проявления. Ему соответствует точность, строгая определенность. Функции современной науки: 1.Познавательная. 2.Непосредствен­ная производительная сила общества. 3.Катализатор процесса непрерывного совершенствова­ния производства. 4.Социальная сила, непосредственно включенная в про­цессы социального развития и управления ими (исполь­зование научных исследований для разработки мас­штабных планов и программ социального и экономи­ческого развития). Научная деятельность предполагает свободу творчества, нрав­ственную ответственность ученого за последствия, осуще­ствленного им открытия. Развитие научных знаний идет двумя путями: первый - накопление научных знаний, второй - развитие самого метода получения научных знаний. На каждом историческом этапе наука суммирует в кон­центрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в науч­ную картину мира. Научные результаты они переосмысли­ваются, уточняются, или могут служить толчком к созда­нию более адекватной системы знаний. Характер­ной чертой современной науки является системный под­ход к решению проблем, основными понятиями которо­го являются: целостность, структура, самоорганизация. Те периоды, когда появляется и становится господству­ющим новый метод научного объяснения действительно­сти, называются научными революциями. Научные ре­волюции обусловлены как развитием материального про­изводства, так и раз­витием самого научного метода.

Всю историю науки пронизыва­ют процессы дифференциации и интеграции. Освоение все новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации науки, к дроблению ее на все более специализированные области знания. Вместе с тем потребность в синтезе знания находит свое выражение в интеграции науки. Первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку. Для современной науки ха­рактерен переход от предметной к проблемной ориентации. Важные интегрирующие функции по отношению к от­дельным отраслям науки выполняют философия, мате­матика, кибернетика, логика. Они могут предложить наукам единый метод теоретического анализа, обеспе­чивающий получение научной картины мира. Элементами эмпирического знания являются факты, которые человек, как правило, получает непосредствен­но, с помощью наблюдений и экспериментов. Факты, прежде всего, констатируют качественные и количествен­ные характеристики объектов. Эмпирические связи меж­ду объектами выражаются с помощью эмпирических за­конов, имеющих вероятностный характер. Теоретический уровень развития научного знания дает возможность выявления законов, которые выражает не внешние связи между объектами и явлениями, а внутрен­ние их взаимоотношения. Получить такое знание можно при помощи методов идеализации, индукции и дедукции, сравнительного анализа и др. На теоретическом уровне познания мы продвигаемся к исследованию сущности яв­ления, к познанию внутренних, устойчивых связей как внутри самого явления, так и между явлениями.

Научная картина мира пред­ставляет собой единую целостность и систему. В более широком смысле научная картина мира по­нимается как обоснованное конкретно-историческое пред­ставление о мире, обусловливающее способ научного мышления. В структуру научной картины мира входит набор теоретических представлений о способах взаимодействия, генезисе (возникновении) и развитии. Различают три этапа эволюции научной картины мира.1. Классическая картина мира основана на достижениях Галилея и Ньютона. В ней утвердился принцип жесткого детерминизма (Лаплас), означающий, что все состояния мира от бесконечно отдаленного прошлого до весьма да­лекого грядущего могут быть просчитаны и предсказаны. Прошлое определяет настоящее так же изначально, как и настоящее определяет будущее. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они суще­ствовали изолированно, сами по себе в строго заданной системе координат. Особую роль играла однозначная при­чинно-следственная зависимость. Классическая научная картина мира стремилась к обнаружению некоего един­ственно верного метода, гарантирующего достижение ис­тины. 2.Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий тер­модинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход к неклассическому мыш­лению был осуществлен в период революции в естество­знании на рубеже XIX-XX вв., в том числе и под влия­нием теории относительности. В ней учи­тывается новый фактор - роль случая. 3. Третий этап эволюции научной картины мира связан с образом постнеклассической картины мира. Он разрабо­тан во второй трети XX в. с учетом достижений Брюссель­ской школы И. Пригожина. В нем с самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается нео­пределенным. Развитие может пойти в одном из несколь­ких направлений, что чаще всего определяется каким-ни­будь незначительным фактором. В современной постнеклассической картине мира ана­лиз общества предполагает исследование динамичных, от­крытых систем, в которых велика роль исходных усло­вий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. Раскрытием научной картины мира занимаются преж­де всего философы. Философия есть форма общественного сознания. Фи­лософия, как и мировоззрение, вырабатывает систему взглядов на мир в целом и на место в нем человека. Эта система взглядов отражается в понятийной и категориаль­ной формах. Предмет философии исторически изменяет­ся в связи с изменением общественной жизни, с развити­ем науки, с развитием самого философского знания. Философия зародилась на заре человеческой цивили­зации в Индии, Китае, Египте, но своей классической фор­мы достигла в Древней Греции. Термин «философия» впер­вые встречается у Пифагора (вторая половина VI в. до н. э.). Зарождение философии исторически совпадает с возник­новением зачатков научного знания, с появлением обще­ственной потребности в изучении общих принципов бы­тия и познания. Первые философы античного мира стремились, глав­ным образом, открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой ис­торической формой философского мышления. По мере накопления частных научных званий, выработки специ­альных приемов исследования начался процесс дифферен­циации перечисленного знания, выделение отдельных на­учных дисциплин. Но в самой философии также активно шел процесс развития. Формируются традиционные дис­циплины, такие, как онтология, гносеология, логика, фи­лософия истории, этика, эстетика. Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между философией и частными науками, протекает все бо­лее ускоряющимися темпами. Но философия как бы сво­дит знания воедино, создавая синтез универсальных зако­нов бытия и мышления.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...