Как развивается наука
Наука - это: 1. Особая система знаний о природе, обществе, человеке. 2. Особый вид деятельности человека, система научных исследований, направленных на получение новых знаний. 3. Система специфических организаций и учреждений. Научное знание отличается от обыденного тем, что имеет целью выявить суть явления, причины и закономерности его проявления. Ему соответствует точность, строгая определенность. Функции современной науки: 1.Познавательная. 2.Непосредственная производительная сила общества. 3.Катализатор процесса непрерывного совершенствования производства. 4.Социальная сила, непосредственно включенная в процессы социального развития и управления ими (использование научных исследований для разработки масштабных планов и программ социального и экономического развития). Научная деятельность предполагает свободу творчества, нравственную ответственность ученого за последствия, осуществленного им открытия. Развитие научных знаний идет двумя путями: первый - накопление научных знаний, второй - развитие самого метода получения научных знаний. На каждом историческом этапе наука суммирует в концентрированном виде свои прошлые достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в научную картину мира. Научные результаты они переосмысливаются, уточняются, или могут служить толчком к созданию более адекватной системы знаний. Характерной чертой современной науки является системный подход к решению проблем, основными понятиями которого являются: целостность, структура, самоорганизация. Те периоды, когда появляется и становится господствующим новый метод научного объяснения действительности, называются научными революциями. Научные революции обусловлены как развитием материального производства, так и развитием самого научного метода.
Всю историю науки пронизывают процессы дифференциации и интеграции. Освоение все новых областей реальности и углубление познания приводят к дифференциации науки, к дроблению ее на все более специализированные области знания. Вместе с тем потребность в синтезе знания находит свое выражение в интеграции науки. Первоначально новые отрасли науки формировались по предметному признаку. Для современной науки характерен переход от предметной к проблемной ориентации. Важные интегрирующие функции по отношению к отдельным отраслям науки выполняют философия, математика, кибернетика, логика. Они могут предложить наукам единый метод теоретического анализа, обеспечивающий получение научной картины мира. Элементами эмпирического знания являются факты, которые человек, как правило, получает непосредственно, с помощью наблюдений и экспериментов. Факты, прежде всего, констатируют качественные и количественные характеристики объектов. Эмпирические связи между объектами выражаются с помощью эмпирических законов, имеющих вероятностный характер. Теоретический уровень развития научного знания дает возможность выявления законов, которые выражает не внешние связи между объектами и явлениями, а внутренние их взаимоотношения. Получить такое знание можно при помощи методов идеализации, индукции и дедукции, сравнительного анализа и др. На теоретическом уровне познания мы продвигаемся к исследованию сущности явления, к познанию внутренних, устойчивых связей как внутри самого явления, так и между явлениями. Научная картина мира представляет собой единую целостность и систему. В более широком смысле научная картина мира понимается как обоснованное конкретно-историческое представление о мире, обусловливающее способ научного мышления. В структуру научной картины мира входит набор теоретических представлений о способах взаимодействия, генезисе (возникновении) и развитии. Различают три этапа эволюции научной картины мира.1. Классическая картина мира основана на достижениях Галилея и Ньютона. В ней утвердился принцип жесткого детерминизма (Лаплас), означающий, что все состояния мира от бесконечно отдаленного прошлого до весьма далекого грядущего могут быть просчитаны и предсказаны. Прошлое определяет настоящее так же изначально, как и настоящее определяет будущее. Классическая картина мира осуществляла описание объектов, как если бы они существовали изолированно, сами по себе в строго заданной системе координат. Особую роль играла однозначная причинно-следственная зависимость. Классическая научная картина мира стремилась к обнаружению некоего единственно верного метода, гарантирующего достижение истины. 2.Неклассическая картина мира, пришедшая на смену классической, родилась под влиянием первых теорий термодинамики, оспаривающих универсальность законов классической механики. Переход к неклассическому мышлению был осуществлен в период революции в естествознании на рубеже XIX-XX вв., в том числе и под влиянием теории относительности. В ней учитывается новый фактор - роль случая. 3. Третий этап эволюции научной картины мира связан с образом постнеклассической картины мира. Он разработан во второй трети XX в. с учетом достижений Брюссельской школы И. Пригожина. В нем с самого начала и к любому данному моменту времени будущее остается неопределенным. Развитие может пойти в одном из нескольких направлений, что чаще всего определяется каким-нибудь незначительным фактором. В современной постнеклассической картине мира анализ общества предполагает исследование динамичных, открытых систем, в которых велика роль исходных условий, входящих в них индивидов, локальных изменений и случайных факторов. Раскрытием научной картины мира занимаются прежде всего философы. Философия есть форма общественного сознания. Философия, как и мировоззрение, вырабатывает систему взглядов на мир в целом и на место в нем человека. Эта система взглядов отражается в понятийной и категориальной формах. Предмет философии исторически изменяется в связи с изменением общественной жизни, с развитием науки, с развитием самого философского знания. Философия зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей классической формы достигла в Древней Греции. Термин «философия» впервые встречается у Пифагора (вторая половина VI в. до н. э.). Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания, с появлением общественной потребности в изучении общих принципов бытия и познания. Первые философы античного мира стремились, главным образом, открыть единый источник многообразных природных явлений. Натурфилософия явилась первой исторической формой философского мышления. По мере накопления частных научных званий, выработки специальных приемов исследования начался процесс дифференциации перечисленного знания, выделение отдельных научных дисциплин. Но в самой философии также активно шел процесс развития. Формируются традиционные дисциплины, такие, как онтология, гносеология, логика, философия истории, этика, эстетика. Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между философией и частными науками, протекает все более ускоряющимися темпами. Но философия как бы сводит знания воедино, создавая синтез универсальных законов бытия и мышления.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|