Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Какова роль религии как формы культуры




Религия - одна из древнейших форм культуры. В античности у древних греков и римлян reiigio - связывать, привязывать. В санскрите у древних, жителей Индии reiigio соответствует dharma, что означало - добродетель, учение, долг, закон, идеал. В исламе у древних арабов - din понималось как подчине­ние, предание себя Богу. В Китае - Chiao - учение. На славянском - это вера. Но в этимологии всех этих слов можно найти смысл «связи» - связь человека с Богом, священным, сверхъестественным, или тем, что так назы­вают. Выделено множество видов связи человека с Богом, священным, сверхъестественным. 1. Связь посредством сознания, познания, бессознатель­ного. Бога, священное, сверхъестественное можно ощу­щать, воспринимать, воображать, эмоционально пережи­вать. Наиболее часто - это переживание страха и любви, страдания и покорности, чувства веры, умиления и вос­торга. Бога, священное, сверхъестественное осознают и познают непосредственно и опосредованно. Непосредствен­но - через откровения, озарения, видения, просветления, интуицию. Опосредованно - в мышлении - путем суж­дений, умозаключений, выводов и доказательств, в более или менее систематизированных учениях. При этом в раз­витых религиях Бог понимается как источник абсолютно­го Знания, носитель абсолютной Истины. Последняя, так или иначе, передается людям и со временем фиксируется в Священных писаниях: в буддизме - это Трипитака, в иудаизме - Тора, в христианстве - Библия, в исламе - Коран. Предназначение человека - двигаться от незна­ния и невежества к Знанию, от заблуждений и лжи к Ис­тине. В религиозной духовности различают религиозную идеологию (доктрину) и религиозную психологию, Докт­рина, или учение, обычно включает теологию - учение о Боге, космологию - учение о мире, антропологию - уче­ние о человеке. 2. Связь предметно-практическая - в виде религиоз­ного культа, или ритуала, в соответствии с религиозными представлениями человека. К культу относятся все виды духовно-практического воздействия на Бога, священное, сверхъестественное, или то, что так называют: поклоны, коленопреклонения, определенные жесты, жертвоприно­шения, магия, богослужения, праздники, таинства, доб­рые дела, паломничества и др. Различают два основных вида культовой, или риту­альной деятельности. Магический культ - это действия и обряды, совершаемые с целью повлиять сверхъестествен­ным способом па явления природы, животных, человека. Наиболее известные виды магии; охотничья, лечебная, лю­бовная. Умилостивительный культ пред­ставляет собой обряд приношения даров в виде жертвы богам, священному, сверхъестественному с целью умило­стивить, задобрить их. Это могла быть и человеческая жер­тва, и животное, и продукты, и услуги, и др. Неотъемлемой составляющей современных культов, или ритуалов, является чтение Священных писаний. Культовая деятельность обычно предполагает исполь­зование различных материальных средств: церкви, мече­ти, синагоги, живопись, скульптура, музыка, культовые предметы, например, кресты, четки, коврики, благовония и др. 3. Связь через общение непосредственно верующего индивида или посредника с Богом, священным, сверхъес­тественным. Такими посредниками были шаманы, жре­цы, пророки, маги. В мировых религиях первоначально - это обычно реальный или легендарный родоначальник ре­лигии. В буддизме - принц Гаутама, в христианстве - Иисус Христос, Апостолы, в исламе - Мухаммед. Позже эти функции общения переносятся на социальные инсти­туты - Церковь в христианстве, Сангху в буддизме, Умму в исламе в качестве мистических коллективных, собор­ных субъектов общения люден с Богом, священным, сверхъестественным. В процессе религиозного общения ре­лигиозные группы сплачиваются в единые социальные организации. 4. Ценностно-ориентационные виды связи человека с Богом, священным, сверхъестественным представляют со­бой ценностные ориентации, деятельность по выбору меж­ду Богом и его противниками в поисках религиозного добра или зла, навыки различать «истинную» или «ложную» ре­лигию, прекрасное и безобразное в сфере религии. Таким образом, с теологической точки зрения сущность религии заключается в том, что она связывает человека с Богом, священным и сверхъестественным. Нерелигиозные определения религии, ее сущности даются представителями философии, социологии, психоло­гии и других сфер знания. В XVII в. французские просветители (Вольтер, Голь­бах, Дидро) утверждали, что религия есть следствие об­мана и невежества людей, она исчезнет в результате про­свещения. Немецкий философ Фейербах усматривал сущность ре­лигии (христианства) в чувстве зависимости людей от не­подвластных их воле сил. Богу приписаны свойства, принадлежащие человечеству, - бессмертие, всесилие, всезнание, вездесущность, любовь и др.

Роль религии в жизни общества нельзя оценить однозначно. Так, с одной стороны важно подчеркнуть ее позитивное влияние, которое выражается в укреплении и поддержке социального взаимодействия и достижения согласия и сотрудничества между людьми. Религия не только регламентирует вопросы социальных и бытовых отношений, но и укрепляет моральные устои общества, формирует критерии нравственного воспитания и поведения, призывает людей соответствовать им, смяг­чает и сглаживает развитие конфликтных ситуаций в об­ществе. Кроме того, обращение к религии позволяет по­лучить людям мощную психологическую поддержку, по­могая решению их внутренних психологических проблем, утешая и умиротворяя их. Религиозные организации стре­мятся бороться с такими острыми проблемами общества, как наркомания, алкоголизм, поддерживают малоимущих и социально незащищенные слои населения. С другой стороны, религиозный консерватизм порой проявляет себя и с негативной стороны.

Религия как система включает четыре основных компонен­та - религиозное мировоззрение, религиозный культ, религиозную организацию и ре­лигиозные ценности (нормы). Религиозное мировоззрение - совокупность представ­лений о мире, связанных с верой в сверхъестественный абсолют. Религиозный культ объединяет в себе множество спе­цифических (ритуальных, символических) действий и свя­занных с ними представлений. Выполнение культовых дей­ствий верующими отражает их отношение к предмету сво­его почитания, поклонение и служение ему, стремление к установлению связи с ним, либо попытки воздействовать на него. Религиозные организации представляют собой систе­му учреждений и форм деятельности, призванных удов­летворять религиозные потребности верующих определен­ной конфессии, регламентировать, контролировать и оп­ределенным образом регулировать их поведение. Во мно­гих религиях принято считать, что религиозная организа­ция (церковь) является связующим звеном между Богом и верующими. Религиозные ценности (нормы) включают в себя все множество моральных ценностей и убеждении, представ­лении «о хорошем и плохом» для верующих соответству­ющем религии, религиозной группы. Подобные ценности могут, с одной стороны, отражать некоторые общие прин­ципы приемлемого или неприемлемого поведения («не убий», «не укради», вегетарианство, необходимость зани­маться благотворительностью и т. д.). С другой стороны, как правило, предписывается регулярное выполнение оп­ределенных действий: соблюдение поста в определенное время, регулярное посещение богослужения, даже конкретная регламентация стиля одежды, образа повеления имыслей.

Религия выполняет в жизни общества функ­ции: собственно религиозную функцию - связь человека и Бога; мировоззренческую - по созданию религиозной кар­тины мира, объяснению природы, общества, челове­ка; религиозного утешения, когда тяготы и лишения зем­ной жизни «о сравнению с небесной кажутся несуще­ственными и даже оправданными и желательными; социальной интеграции общества или каких-то боль­ших социальных групп: единоверцев, народов и др.; регулятивную, посредством создания религиозных норм и ценностей, которые определяют в основном культовое поведение, но затрагивают другие сферы че­ловеческой жизни, например, брак, семью, быт; управления и контроля, когда с помощью различных религиозных средств - послания, поощрения и санк­ции - религиозные служители руководят и направля­ют жизнь единоверцев особенно в вопросах культа, спа­сения; прогнозирования - в качестве совокупности религи­озных представлений о будущем человечества и отдель­ных людей: пророчество о конце света, Страшном суде, перерождениях и др.; лигитимации социального порядка - веры в то, что от сохранения подоб­ного порядка зависит высшее благо и спасение людей; функцию иллюзорной компенсации бессилия, слабости человека, его страданий, болезней, смерти; передачи из поколения в поколение религиозной куль­туры, и др. Исторически первыми примитивными формами ре­лигиозности выступают фетишизм, тотемизм, анимизм, магия. Фетишизм представляет собой поклонение неодушев­ленным предметам, в основе которого лежит уверенность в наличии у них сверхъестественных свойств — способно­сти защитить, предохранить, исцелить человека и т.п. Фе­тишем может выступать практически любой природный предмет (камень, дерево, перо птицы, зуб зверя) или пред­меты, специально изготовленные для этих целей в виде, например, разнообразных фигурок — идолов или специ­альных предметов, изготовленных из конкретного мате­риала в виде определенной формы, возможно, с изобра­жением символов — амулетов. Тотемизм — это вера в существование сверхъестествен­ной связи через родство между человеческим родом и жи­вотным или растением. Анимизм — вера в души и духов, существующих в материальных предметах или независимо от них. Магия (колдовство, волшебство, чародейство) — ре­лигиозные действия с целью воздействия на окружающий мир (природные стихии, животных, людей) - сверхъес­тественным, непосредственно не воспринимаемым спосо­бом.

Религии разделя­ются на политеистические и монотеистические. Политеис­тическая религия предполагает веру в существование множества богов, которые могут находиться в определен­ней субординации, но качественно при этом располагают­ся на одном уровне, не превосходят друг друга. Подобные верования были широко распространены в прошлом у боль­шинства народов: в Древнем Египте, Древней Греции, Древнем Риме, среди древних народов Междуречья (рек Тигр и Евфрат), у европейских и славянских народов, ин­дейцев Америки и др.. Монотеистическая религия основывается на вере в су­ществование единого, абсолютного Бога, творца всего су­щего и принимающего участие в судьбе каждого челове­ка. Традиционно к этому типу относят иудаизм, христианство, ислам. Иудаизм - религия еврейского народа (возникновение в конце II тысячелетия до н. э.). Термин «иудаизм» проис­ходит от названия одного из еврейских племен - племе­ни Иуды, которое в конце XI в. до н. э. стало господству­ющим среди еврейских племен. Согласно этой религии, Бог избрал еврейский народ для того, чтобы через него поведать о себе всем пародам мира. Позднее на основе иудаизма возникли христианство и ислам. Христианство возникло, как считается, врезульта­те проповедей Иисуса Христа, жившего в Израиле вI в. и. э., провозгласившего себя сыном Божьим и пропове­довавшим на основе древнееврейской религии новое веро­учение о необходимости развития в себе любви к Богу и ближним. Христианство получило быстрое распростране­ние, сначала среди народов Европы, а позднее - в других районах мира. В настоящее время христианство - самая распространенная религия в мире. Внутри самого христи­анства выделились три ведущих направления - правосла­вие, католицизм и протестантизм. Ислам (магометанство, мусульманство) - самая мо­лодая и вторая (после христианства) по количеству при­верженцев мировая религия. Ислам возник на Аравийс­ком полуострове в начале VII в. н. э. Основатель рели­гии — пророк Мохаммед (Мухаммед, Магомет). В этой ре­лигии также подчеркивается необходимость преданности и верности верховному абсолютному Богу - Аллаху. Наи­более широкое распространение в исламе получили такие его направления, как суннизм, шиизм и суфизм. Монотеистические религии к настоящему времени по­лучили наиболее широкое распространение в мире - к чис­лу их последователей относят себя около 3 млрд человек в мире. Несколько встороне от упомянутых религий находят­ся так называемые восточные религии - буддизм и ин­дуизм. Буддизм - это своего рода «религия без Бога». Будда (принц Сиддхартха Гаутама VII- VIвв. до н. э.) считается не Богом, а «просветленным» т.е. человеком, познавшим Истину. В основе этой рели­гии лежит вера в «мировой порядок», подчиненный дей­ствию кармы ив реинкарна­цию (посмертное существование и перемещение душ живых существ из одного тела в другое). Цель духовной прак­тики буддистов состоит в стремлении к прекращению стра­даний. Основные вероучительные положения буддизма были заимствованы из религиозных доктрин, составля­ющих ядро современного индуизма. Этот термин объе­диняет совокупность вероучений, йогических и тантри­ческих практик, родиной и ареалом распространения ко­торых стало междуречье Ганга и Инда (полуостров Ин­достан). В этой религиозной системе одновременно при­сутствуют элементы политеистических и монотеисти­ческих религиозных верований, хотя последние преоб­ладают. Наиболее известны два направления — вайшнаизм (вишнуизм) (поклонение Вишну (Кришне)) и шиваизм (поклонение Шиве). Исходной и объединяю­щей основой религиозных течений индуизма являются его священные тексты — Веды. В последние десятилетия религиозные учения Востока получают широкое распространение и в западных странах, благодаря возросшему здесь интересу к восточной фило­софии и Йоге. Общее число последователей буддизма со­ставляет более 300 млн человек, индуизма — более 1 млрд человек.

Христианство возникает в I в. в Палестине. Основоположником христианства считается Иисус Христос. Он жил в Палестине в годы царствования римских императоров Августа и Тиберия. Основы христи­анской веры выводятся из Священного писания — Биб­лии и Священного предания, включающих религиозные источники, в которых были зафиксированы проповеди апо­столов, постановления Вселенских и некоторых помест­ных соборов, творения отцов церкви, древняя богослужеб­ная практика. Окончательный вариант зафиксирован в хри­стианском символе веры, принятом на Вселенских Собо­рах в 325 и 381 гг., он содержит 12 членов (пунктов) и звучит так: «Верую в одного Бога Отца, Вседержителя, Творца неба и земли, и всего видимого и невидимого». Исторически возник раскол между западным и восточ­ным христианством. В настоящее время наиболее круп­ными христианскими конфессиями являются: православие, католицизм, протестантизм. В православии принято считать, что формирование хри­стианского учения завершилось в эпоху первых семи Все­ленских Соборов, потому нельзя изменять ни количество догматов, ни их содержание и формулировки. В мире на­считывается 15 независимых Православных Церквей. Одной из центральных идей католической церкви на протяжении всей ее истории было стремление объединить христиан всего мира под властью римского епископа (папы) и обеспечить верность ему, а в его лице — Христу. Протестантизм возник в XVI в. в эпоху Реформации сначала в Германии, а потом за ее пределами в Авст­рии, Скандинавских странах, Прибалтике, Швейцарии, Англии, позже широко распространился в Северной Аме­рике и других странах. Основатель протестантизма Мар­тин Лютер (1488—1546 гг.), теолог и общественный де­ятель эпохи Реформации. Протестантизм разделяет мно­гие общехристианские представления о бытии Бога, его триединстве, о бессмертии души, об откровении и пр., но имеет и отличительные особенности: спасение толь­ко личной верой, в отличие от православной и католической церкви, утверждающих, что «вне церкви нет спа­сения». С точки зрения протестантизма человек оправ­дывается перед Богом верою, т. е. осуществляется на­деление верующих особой благодатью «святого духа», в отличие от православия и католицизма, у которых та­кой благодатью обладают только священнослужители; исключительный авторитет Библии — она считается единственной Святой Книгой, чудесным сводом боже­ственных истин, содержащей все, что нужно для жизни человека и его спасения.

Атеизм столь же древен, как и религия, он возникает в ответ на неспособность религии решать встающие перед человеком проблемы. Атеизм (буквально — безбожие) — система взглядов и убеждений, отрицающая существование Бога, каких-либо сверхъестественных сил, существ, религию вообще.

Христианская религия обратила внимание на пробле­му личной моральной ответственности каждого человека за все, что с ним происходит, за все его поступки. Ответственность за зло, совершаемое людьми, за пороки людей не возлагается только на Бога, ко предполагается, что и человек усилиями своей души, своего сердца и ума должен искоренять зло в себе и в мире. Верующий человек надеется на вознаграждение от Бога за правильное исполнение Его моральных требований и испытывает страх за свою судьбу в случае отступления от моральных норм, пренебрежения ими. Таким образом, религия выступает по отношению к морали ее обоснованием, а мораль усиливает религиозное чувство, придает ему практическую значимость.

Под государственной религией понимается конфессиональная организация (Церковь, Сангха, Синагога) — господ­ствующее положение которой в государстве закреплено определенными законодательны­ми актами. В настоящее время более 40 государств мира имеют государственные религии, особое положение кото­рых зафиксировано в их Конституциях. Государственные конфессии принимают активное участие в решении важ­нейших государственных проблем, полностью или частич­но финансируются за счет государственного бюджета, пользуются определенными льготами и привилегиями. Принцип отделения религиозных объединений от го­сударства в Российской Федерации имеет конституцион­ный статус. Он определен в Федеральном законе «Осво­боде совести и религиозных объединениях».

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...