Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое кризис классической рациональности и когда он случился? В каких областях он проявился? Какие авторы размышляли над этим событием и ввели в оборот этот термин?




С какой целью возникает «психология творчества» как дисциплина? Исторический и идейный контекст возникновения «психологии творчества», базовые принципы «психологии творчества» и положения, менявшиеся особенно заметно.

Психология творчества (англ. psychology of creative activity) – раздел психологии, изучающий созидание человеком нового, оригинального в различных сферах деятельности, прежде всего в науке, технике, искусстве, а также в обыденной жизни. Также психология творчества занимается вопросами формирования, развития и структуры человеческого потенциала.

К специфической проблематике психологии творчества относится:

1) Изучение роли воображения, интуиции, мышления и вдохновения;

2) Изучение индивидуально-психологических особенностей, проявляемых в процессе творчества – способности, таланта, гениальности;

3) Изучение влияний, оказываемых на личность ее вхождением в творческий коллектив;

4) Изучение факторов, способных стимулировать творческую активность – групповые дискуссии, мозговые атаки и пр.

Отношение к творчеству в различные эпохи изменялось кардинально. В Древнем Риме в книге ценился только материал или работа переплетчика, а автор был бесправен. В Средние века и позднее творец приравнивался к ремесленнику, а если он хотел проявить творческую самостоятельность, то она никак не поощрялась. Лишь в 19 веке художники, литераторы, ученые и прочие представители творческих профессий получили возможность жить за счет продажи своего творческого продукта. А.С.Пушкин писал: «не продается вдохновенье, но можно рукопись продать». Обществом во все времена разграничивались две сферы человеческой активности: otium и oficium, что означает активность на досуге и деятельность социально регламентированная.

Причем социальная значимость этих сфер менялась со временем. В Древних Афинах жизнь теоретическая считалась более «престижной» и приемлемой для свободного гражданина, чем жизнь практическая. В Древнем Риме жизнь деятельная считалась долгом и основным занятием каждого гражданина и главы семейства, между тем, как жизнь созерцательная и вообще досуг мало ценились на фоне гражданского служения. Возможно, поэтому все гениальные идеи античности родились в Древней Греции, а римляне воплотили их в статьи Римского права, инженерные сооружения и блестящие по форме рукописи, популяризирующие труды великих греков.

Выделяя признаки творческого акта, практически все исследователи подчеркивали его бессознательность, спонтанность, невозможность его контроля со стороны воли и разума, а также изменение состояние сознания. Эту мысль можно подтвердить высказываниями В.Гюго «Бог диктовал, а я писал», Микеланджело «Если мой тяжелый молот придает твердым скалам то один, то другой вид, то его приводит в движение не рука, которая держит его, направляет и руководит им: он действует под давлением посторонней силы».

Творец всегда испытывает замешательство при попытках объяснить причину, источник своих фантазий. С. О. Грузенберг (1923) выделяет несколько вариантов объяснения художниками творческой одержимости. Наиболее распространены «божественная» и «демоническая» причины творчества. Причем художники и писатели принимали эти версии в зависимости от своего мировоззрения. Если Байрон полагал, что в человека вселялся «демон», то Микеланджело считал, что его рукой водит Бог.

В психологии существует три основных подхода к проблеме творчества и творческих способностей:

1. Как таковых творческих способностей нет. Интеллектуальная одаренность выступает в качестве необходимого, но недостаточного условия творческой активности личности. Главную роль в обусловленности творческого поведения играют мотивация, ценности и личностные черты (А.Танненбаум, А.Маслоу).

2. Творческая способность (креативность) является самостоятельным фактором, независимым от интеллекта (Дж. Гилфорд, Г. Грубер, Я.А.Пономарев).

3. Высокий уровень развития интеллекта предполагает высокий уровень творческих способностей и наоборот. Творческого процесса как специфической формы психической активности нет. Эту точку зрения разделяют почти все специалисты в области интеллекта (Д. Векслер, Л. Термен, Р. Стернберг).

Что такое кризис классической рациональности и когда он случился? В каких областях он проявился? Какие авторы размышляли над этим событием и ввели в оборот этот термин?

Классическая рациональность – понятие, характеризующее специфический строй человеческого мышления, опирающийся на принципы классической картины мира, классической логики, физики и евклидовой геометрии. Античное мышление, питавшее европейскую культуру, было глубоко рационалистичным. Однако возникновение современного научного метода связано с научно-технической революцией 17-18 веков и трудами Коперника, Ф. Бэкона, Декарта и Ньютона. Система мышления, сложившаяся на основании новых научных данных и получила название классической рациональности или классической общенаучной парадигмы. Наиболее важным для этой системы мышления принципом был провозглашенный Ф.Бэконом девиз, известный в неточном переводе как «Знание – сила».

Кризис классической рациональности обнаружился во второй половине 19 века. Немалую роль в возникновении этого кризиса сыграла гегелевская философия тотального рационализма, попытавшаяся из мировой идеи – разума как основы мироздания, вывести объективную и субъективную реальность и дать им разумное объяснение.

В недрах философии и других формах духовного освоения мира наметился поворот к проблеме человека, что сделало позиции классической рациональности в этой области уязвимыми. Классическая рациональность всегда культивировала приоритет общего над единичным и тем самым оставляла проблему существования человеческой индивидуальности, растворяя ее в общих абстракциях, соотносимых либо с человеческим родом вообще, либо с человеком как абстрактным представителем рода.

Особенно заметно ограниченность классической рациональности обнаружилась при оценке результатов человеческой деятельности. Рассматривая человека как существо разумное, классический рационализм, искал разумное начало в его практической деятельности. А между тем, реальная жизнь людей, социальные процессы все более демонстрировали возрастающую роль иррационального в деятельности людей. Все более иррациональной становилась сама общественная жизнь, которая вынуждала оставлять романтические идеи о возможности ее разумной организации.

Выражением кризиса классического рационализма явилось стремление ряда выдающихся мыслителей того времени найти иные основополагающие принципы философского построения мироздания. Одним из таких направлений был волюнтаризм, получивший свое классическое выражение в философских учениях Артура Шопенгауэра и Фридриха Ницше. Они, будучи ярыми противниками рационалиста Гегеля оставались приверженцами его идеалистического принципа, согласно которому в основе мироздания сохраняется духовное начало, однако его основным свойством является не разум, а воля. Принципу гегелевской рациональности «разум-воля» они противопоставили принцип «воля-разум».

Что означает термин «алгоритм»? Исторический, идейный и социальный контекст идеологии тотальной алгоритмизации. Представление о «творчестве» как о решении задач. Сфера применимости и неприменимости алгоритмов.

Алгоритм – набор инструкций или команд, которые описывают порядок выполнения действий для достижения конкретного результата в решении поставленной задачи.

В настоящее время создано множество различных технических систем, основанных на алгоритмах, призванных помочь человеку в процессе его трудовой деятельности.

Одни заменяют ручной труд человека, освобождая его от однообразных, физически утомительных операций.

Вторые освобождают человека от умственного труда, повышая при этом эффективность его деятельности.

Третьи помогают комплексно решать задачи организационного характера (автоматизированные системы управления – АСУ), оставляя за человеком право вырабатывать принципы управления такими системами.

Тотальная алгоритмизация на сегодняшний день постепенно начинает достигать критического уровня. У людей отмечается деградация мышления, блокирование творческих центров мозга, неспособность к самостоятельному и адекватному принятию решений и осмыслению увиденного и услышанного.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...