Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое «личностный аспект» творчества? Как сугубо личностные моменты, включая неосознаваемые, могут оказаться продуктивными в смысле социально-значимого результата творчества?




Готовность к творчеству предполагает наличие у человека общих и специальных способностей, мотивов, знаний и умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся своей новизной, оригинальностью и уникальностью. Изучение личностных аспектов творчества выявляет решающую роль силы воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности. Личностный аспект творчества – это изучение личности творца.

Интуитивное решение – способ, когда решение не осознается. Часто бывает так, что решение оказывается возможным, если ключ к нему содержится в неосознаваемом опыте.

Помимо прямого, осознаваемого продукта действия, отвечающего сознательно поставленной цели, в составе результата действия содержится побочный, неосознаваемый продукт, возникающий вопреки сознательному намерению и складывающийся под влиянием тех свойств предметов и явлений, которые включены во взаимодействие, но не существенны с точки зрения цели действия.

Побочный продукт не осознается тем, кто его производит, однако при определенных условиях он может регулировать последующие действия человека, создавшего этот продукт, в частности, приводить к решению творческой задачи. Осознание факта решения происходит при этом неожиданно. Вначале осознается факт удовлетворения потребности, а тем самым и решения задачи. В этом решении важнейшая роль принадлежит побочному продукту. Но эта роль сама по себе не осознается, так как на первых порах не осознается способ решения.

Именно поэтому решение переживается как непонятно откуда взявшееся, самопроизвольное, как озарение. Тип поведения определяется, таким образом, доминированием неосознаваемого.

Основные психологические подходы к исследованию творчества. Исследовательские: биографический подход, когнитивный подход, концепция «побочного продукта» Я.А.Пономарева; психотехнические: ТРИЗ, различные тренинги креативности.

Биографический подход. Судьба художника является ключом к смыслу его произведения. Произведение всегда уникально и оригинально: в нем запечатлевается неповторимая личность его создателя. На эту особенность художественного творчества опирается биографический подход, являющийся способом прочтения художественного произведения через личность автора.

Гюго замечал: «…писателей нужно судить…согласно низменным законам…искусства и особым законам, связанным с личностью каждого из них» (Гюго. 1956). Эстетические идеи романтиков стали отправным пунктом разработки биографического подхода французским литературоведом Сент-Бевом, с именем которого связывают возникновение этого типа анализа.

«Меня всегда привлекало, - пишет Сент-Бев, - изучение писем, разговоров, мыслей, различных особенностей характера, нравственного облика – одним словом, биографии великих писателей…»

Тынянов и Эйхенбаум ввели существенное для биографического метода понятие «литературный быт» и обратили внимание на взаимоотношения между художниками, на их личностные особенности, на их психологию. Это сблизило художественно-критический анализ с художественной прозой. И не случайно исследования Тынянова часто превращались в романы о поэтах, где литературный быт раскрывался особенно рельефно. Личность писателя запечатлевается в произведении и можно установить его автора по стилю, по неповторимому «сцеплению слов».

Когнитивная теория творчества Дж. Келли рассматривает творчество как альтернативу банальному. Не используя термин «творчество», Келли между тем разработал оригинальную теорию творчества и творческой личности, впервые описав альтернативное гипотетическое мышление. Для Келли человек – это исследователь, ученый, который эффективно, творчески взаимодействует с миром, интерпретируя мир, перерабатывая информацию, прогнозируя события. Жизнь человека – это исследование, постоянное выдвижение гипотез о реальности, с помощью которых он пытается предвидеть и контролировать события. Картина мира гипотетична, и люди формулируют гипотезы, проверяют их, т.е. осуществляют те же умственные действия, что и ученые в ходе научного поиска. Жизнь – это творческий исследовательский процесс.

Я.А. Пономарев изучал вопросы, связанные со взаимоотношениями осознанного и неосознанного в мышлении. Он полагал, что любое предметное действие неоднородно. Существует два вида продуктов деятельности:

Прямой продукт - он осознаваем и получается в результате успешного, целенаправленного действия;

Побочный продукт – это результат, который не был предусмотрен в сознательной цели.

По Пономареву, «Творчество – не только феномен человеческой деятельности, но и поведение животных и свойство материи. Любой процесс развития можно рассматривать как творчество, что не следует отождествлять с творческой деятельностью».

Творческая деятельность, по его мнению, - всякая практическая или теоретическая деятельность человека, в которой возникают новые, по крайней мере, для субъекта деятельности, результаты.

ТРИЗ

ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Автор ТРИЗ – Генрих Саулович Альтшуллер.

Основные функции ТРИЗ:

4) Решение творческих и изобретательских задач любой сложности и направленности без перебора вариантов;

5) Прогнозирование развития технических систем (ТС) и получение перспективных решений;

6) Развитие качеств творческой личности.

Появление ТРИЗ было вызвано потребностью ускорить изобретательский процесс, исключив из него элементы случайности: внезапное и непредсказуемое озарение, слепой перебор и отбрасывание вариантов, зависимость от настроения. Кроме того, целью ТРИЗ является улучшение качества и увеличения уровня изобретений за счет использования различных методик снятия психологической инерции и усиления творческого воображения.

Когда техническая проблема встает перед изобретателем впервые, она обычно имеет расплывчатую формулировку и не содержит в себе указаний на пути решения. В ТРИЗ такая форма постановки задачи называется изобретательской ситуацией. Главный ее недостаток состоит в том, что перед инженером оказывается чересчур много путей и методов решения. Полный их перебор является трудоемкой и дорогой операцией, а выбор путей наудачу приводит к малоэффективному методу проб и ошибок. Поэтому первым шагом на пути к изобретению является переформулирование ситуации таким образом, чтобы уже сама формулировка отсекала бесперспективные и неэффективные пути решения.

Г. Альтшуллер предположил, что самое эффективное решение проблемы – такое, которое достигается само по себе, только за счет уже имеющихся ресурсов. Таким образом, он пришел к формулировке идеального конечного продукта (ИКР): «Некий элемент (Х-элемент) системы или окружающей среды сам устраняет вредное воздействие, сохраняя способность выполнять полезное воздействие».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...