Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что сближает искусство и творчество, с одной стороны, и игру, с другой? Основные концепции игры и сопоставления искусства и игры.




Искусство – особая подсистема духовной сферы жизни общества, представляющая собой творческое воспроизведение действительности в художественных образах.

Игра – это особый вид деятельности, целью которой не является производство какого-нибудь материального продукта, а сам процесс представляет собой развлечение и отдых. Игра имеет ряд характерных черт:

· происходит в условной ситуации, которая, как правило, быстро меняется;

· в ее процессе используются так называемые замещающие предметы;

· она нацелена на удовлетворение интересов участников;

· игра способствует творческому развитию личности, обогащает ее, вооружает необходимыми для жизни навыками.

«..В игре человек испытывает такое же наслаждение от свободного обнаружения своих способностей, какое художник испытывает во время творчества».

Ф. Шиллер

В игре человек учится мыслить нестандартно, принимать необычные решения, чему способствует, прежде всего, непринужденная обстановка, которая характерна для игры.

Творчество – вид деятельности человека, порождающий новые и неповторимые предметы, отличающиеся оригинальностью, а также совокупность свойств личности, включенной в процесс творчества.

Что такое «восстание масс» и кто автор этой проблематики? Исторический и идейный контекст возникновения темы «восстания масс». Общее представление о «массовой культуре» и ее развитии.

Автором проблематики «восстания масс» является Хосе Ортега-и-Гассет – испанский философ и социолог. В 1930-х годах он стал достаточно известным человеком благодаря своему труду «Восстание масс». На русском языке работа была впервые опубликована в 1989г. в журнале «Вопросы философии» №3-4.

Ученый в своей работе впервые в западной философии изложил основные принципы «массового общества», под которым он понимал духовную атмосферу, сложившуюся на Западе в результате буржуазной демократии, бюрократизации общественных институтов, распространения денежно-меновых отношений на все формы межличностных контактов. По мнению автора, складывается система общественных связей, внутри которой человек чувствует себя исполнителем навязанной ему роли, частицей безличного начала – толпы.

Представители массы живут без определенного «жизненного проекта», находя смысл своего существования в достижении максимальной идентичности с другими. Человек массы социально безответственный.

В противовес «массе» автор вводит понятие «сверхчеловека», который свободно выбирает, как ему действовать, в то время, как «человек-масса» повинуется законам, установленным другими. «Наша жизнь – стрела, пущенная в пространство, но стрела эта должна сама выбирать мишень. Поэтому ничто так достоверно не говорит о человеке, как высота мишени, на которую нацелена его жизнь. У большинства она ни на что не нацелена, что тоже своего рода целенаправленность».

Автор пришел к выводу, что достигнутый прошлым веком технический и социальный прогресс повысил уровень жизни и понизил уровень самого человека, сделав его еще большим варваром, чем он был сто лет назад. «В сущности, произведение «Восстание масс» посвящено болезни века, унесший большое число жизней. Автор исследовал не только облик, но и природу тоталитаризма, общую для всех его ипостасей.

Что такое «дегуманизация искусства»? Традиционно-гуманистические представления об искусстве и творчестве. Критика традиционного «гуманизма» «новой философией» и «новым искусством».

Хосе Ортега-и-Гассет изучает и описывает искусство в своей работе «Дегуманизация искусства» (1927) с социологической стороны, задаваясь вопросом: «Отчего новое в искусстве сопровождается таким оглушительным неуспехом?» Он ищет и находит причины столь очевидной непопулярности нового искусства в массах. Оказалось, что неуспех нового искусства – это не случайность, а закономерность, ведь большинство людей, несведущих в искусстве, больше всего ценит в нем его близость к жизни. Чем больше искусство походит на жизнь, отражает то, что обычному человеку привычно, тем полнее счастье среднестатистического человека, вдруг почувствовавшего себя в родном, и потому чрезвычайно милом его сердцу художественном окружении. Часто бывает так, что, погуляв по картинной выставке, человек, увидевший что-то новое, неблизкое его пониманию, придет за картиной на ближайший рынок на набережной, где висят картины с родными березками, полями и лугами. Поэтому, замечает автор, новое искусство далеко от народа. Но одновременно с этим Ортега-и-Гассет утверждает, что не всякое новое искусство может потерпеть поражение в идейной схватке со зрителем.

Автор выказывает позицию, согласно с которой подразумевается наличие двух видов искусства: отдельного искусства для масс и соответственно для «привилегированных». «Большинству не нравится новое искусство, а меньшинству нравится». Низведение масс по признаку их антихудожественности, невосприимчивости к новому искусству автор описал следующим образом: «Новое искусство характеризуется тем, что делит людей на тех, кто его понимает, и тех, кто не понимает». Новое искусство – «это искусство для художников, а не для масс людей». Новое надменно отворачивается от зрителя, его не интересует успех среди многих, ему важнее прослыть законодателем художественной моды. Оно не боится преобладания эстетики над человеческими образами, оно не боится быть непонятым, ведь это только подтвердит его новизну в отличие от традиций.

Ортега-и-Гассет считает, что искусству невозможно быть одновременно направленным на красоту художественных форм и на «человечность» восприятия. В таком случае искусство стало бы «косоглазым». Реализм и истинная художественность – две несовместимые друг с другом вещи.

Автор отвечает и на вопрос о сущности нового искусства, утверждая, что оно возвращается к стилю. Ключевым становится слово «стилизация». Стилизация - деформация реального, его дереализация. «Стилизация включает в себя дегуманизацию. Нет другого пути дегуманизации».

Что такое «модернизм»? Исторический и социальный контекст модернизма, сфера его основных идей и принципов. Модернизм и распространение «эстетического отношения» на технику и другие сферы проектирования.

Модернизм ( от итал. modernismo – «современное течение» и от лат. modernus – «современный», «недавний») – направление в искусстве конце 19 – начала 20 века, стремившееся утвердить новые, нетрадиционные начала в искусстве путем обновления художественных форм, схематизацией и отвлеченностью стиля.

Наиболее значительными модернистскими течениями были импрессионизм, кубизм, футуризм, позднее абстрактное искусство и сюрреализм.

Импрессионизм – направление в искусстве, зародившееся во Франции, представители которого стремились разрабатывать методы и приемы, которые позволяли естественно и живо запечатлеть реальный мир в его подвижности и изменчивости, передать свои мимолетные впечатления.

Кубизм – модернистское направление в изобразительном искусстве, прежде всего в живописи, характеризующееся использованием геометризированных форм с целью раздробления реальных объектов на стереометрические примитивы.

Футуризм – название движения, присущего в 1910-1920 гг. в России и Италии. Футуристов интересовало не столько содержание, сколько форма стихосложения. Они придумывали новые слова, использовали вульгарную лексику, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш. Главными особенности футуризма в живописи были наличие энергичных композиций, где фигуры раздроблены на фрагменты, и движение передается путем наложения последовательных фаз на одно изображение.

Абстрактное искусство – направление искусства, целью которого является создание «гармонизации» путем использования определенных цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у людей разнообразные ассоциации.

Сюрреализм – направление в искусстве, сформировавшееся к началу 1920-х годов во Франции. Отличительные особенности: использование аллюзий и парадоксальных сочетаний форм.

Модернизм рассматривается как начало пересмотра классических традиций. Датой зарождения модернизма часто называют 1863 год – год открытия в Париже «Салона отверженных», куда принимались работы художников. Модернизм – это «другое искусство», главной целью которого является создание оригинальных произведений, основанных на внутренней свободе и на особом видении мира автором, применяющим новые выразительные средства изобразительного языка, которые нередко сопровождаются эпатажем и определенным вызовом устоявшимся канонам.

В литературе модернизм пришел на смену классическому роману. Вместо жизнеописания читателю стали предлагать литературные произведения в стиле, позднее названном, «Поток сознания», который характеризовался глубоким проникновением во внутренний мир героев. Важное место в литературе модернизма занимает тема осмысления войны и тема потерянного поколения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...