Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Что такое «креативность»? Креативность как способность. Тренинги развития креативности.




Впервые использовал понятие «креативность» в 1922г. Д.Симпсон. Этим термином он обозначил способность человека отказываться от стериотипных способов мышления.

В самом общем виде креативность понимается как общая способность к творчеству.

Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.

К.Роджерс (1994) понимает под креативностью способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения.

Тейлор пишет, что уже в 60-х 20-го века было дано 60 определений креативности. Они были разделены на 6 типов:

1) Гештальтистские, описывающие креативный процесс как разрушение существующего гештальта для построения лучшего;

2) Инновационные, ориентированные на оценку креативности по новизне конечного результата;

3) Эстетические, или экспрессивные, делающие упор на самовыражении творца;

4) Психоаналитические, или динамические, описывающие креативность в терминах взаимоотношений (Оно, Я и сверх-Я);

5) Проблемные, определяющие креативность через ряд процессов решения задач, к этому типу относится и определение Гилфордом креативности как дивергентного мышления;

6) Определения, не попавшие ни в один из вышеперечисленных типов, в том числе и весьма расплывчатые.

Тренинги развития креативности.

Упражнение «Применение предметов»

Цель: развитие творческого интеллекта.

Материалы: скрепка для бумаг, зубная щетка, карандаш, спичка

Время: 10 минут

Процедура: За 10 минут найдите как можно больше применений этих предметов и запишите их. Это упражнение на развитие творческого потенциала.

Противоположности

Описание: участникам предлагаются краткие описания нескольких ситуаций и необходимо придумать ситуации, которые можно было бы рассматривать как противоположные предложенным. Упражнение выполняется в группах, состоящих из 3-4 человек, время работы: 2-3 минуты на ситуацию. После выполнения задания представители каждой из групп озвучивают придуманные варианты и их аргументируют.

Варианты ситуаций:

1) боксер выходит на ринг;

2) девушка едет с горки на роликах;

3) Фотокорреспондент передает в редакцию снимки с соревнований.

Смысл упражнения: тренировка мышления «от противного» - способ поиска решения проблем, при котором для более полного понимания их сути представляется их противоположность.

Чем «креативность» отличается от «творчества»? Представление о «производительной» функции творчества, «функционально-производственное» значение «творчества» и исторический контекст возникновения представлений о творчестве.

Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.

Творчество – вид деятельности человека, порождающий новые и неповторимые предметы, отличающиеся оригинальностью, а также совокупность свойств личности, включенной в процесс творчества.

Креативность прежде всего связана с умением вырабатывать нестандартные, необычные идеи и воплощать их в различных видах творчества.

Конструктивизм принято считать советским явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства. Так, провозвестником этого стиля в архитектуре явилась ещё Эйфелева башня, сочетающая в себе элементы как модерна, так и оголённого конструктивизма.

В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшего забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству, а производство — народу.

Большинство тех, кто впоследствии примкнул к течению конструктивистов, были идеологами так называемого «производственного искусства». Они призывали художников «сознательно творить полезные вещи» и мечтали о новом гармоничном человеке, пользующемся удобными вещами и живущем в благоустроенном городе.

Так, один из теоретиков «производственного искусства» Борис Арватов писал, что «…будут не изображать красивое тело, а воспитывать настоящего живого гармоничного человека; не рисовать лес, а выращивать парки и сады; не украшать стены картинами, а окрашивать эти стены…»

«Производственное искусство» стало не более чем концепцией, однако сам по себе термин конструктивизм был произнесён именно теоретиками этого направления (в их выступлениях и брошюрах постоянно встречались также слова «конструкция», «конструктивный», «конструирование пространства»).

Что такое «институциональное оформление» творчества? Краткая история институциализации творчества в Европейской культуре. От цехов и сословий – к «креативным фабрикам» и далее – к жителям «мировой деревни».

«Институализация» - превращение какого-либо явления или движения в организованный, упорядоченный процесс с определенной структурой отношений, иерархией власти, дисциплиной и правилами поведения.

Если попытаться определить сферы институционализации искусства в современной культуре, исходя из анализа исторически сложившихся взаимоотношений между материальной, духовной и художественной, то пространство их институционализации будет выглядеть следующим образом:

· Разнообразие арт-практик и наук об искусстве;

· Установление связи между художественным творчеством и духовной культурой;

· Дизайн как участие визуальных искусств в созидании и трансляции социальных и политических проектов;

· Конструирование различных образов мужественности и женственности в рамках моды.

 

Последний период развития европейской культуры, когда целостность мира осуществлялась под патронажем религии, и существовало равновесие между материальным, духовным и художественным в человеке, – это Эпоха Возрождения. Обращение человека к поиску всеобщей гармонии стимулировало ее поиски и в окружающем мире, активизировало развитие изобразительных искусств, которые в то время представляли собой «науку» сродни математике, где мастерство автора – это увидеть и точно передать искомую гармонию мира.

Автор (художник) в эпоху Возрождения впервые получил возможность осознать себя индивидуальностью: не воплощением всеобщего, общепринятого, а отличным от всех других, оригинальным образом выражающей себя личностью, наделенной «божественной» способностью к творчеству.

В 17-ом веке оформляются две позиции эстетического: основанная на разуме (Рене Декарт) и основанная на чувствах (Д.Юм, Д.Локк).

18-ый век – век рационализма и дифференцирующей мысли – пытается четко зафиксировать в своей эстетике систему различных видов искусства.

Искусство в это время осознало возможность независимости от религиозно-мифологического традиционализма и ремесленного цеха. В этот период еще не утвердилась и не могла утвердиться «свобода творчества», и как следствие, не утвердилась свобода интерпретации художественного образа, а важную роль стали играть академии художеств.

В 19 веке искусство становится важным предметом философских размышлений. Для Шиллера культура – условие бытия и совершенствования человека, а искусство – регулятор гармонии между культурой и человеком.

В 19 веке впервые возникает феномен искусства, абсолютно свободного не только от церковных канонов, но и от официальных институтов искусства, в первую очередь, академии художеств. Деятельность французских импрессионистов и отечественных передвижников замечательна не только открытиями в области искусства, но и демонстрацией нового типа автора – не защищенного и не скованного академическими рамками.

Осознав возможность тотальной свободы от других форм человеческой деятельности, искусство начинает утверждать не только свои особые принципы, пытается брать на себя функции культуры духовной, влиять на социальную жизнь человека.

Внимание искусства в 20 веке к технике оказалось значимым для всего последующего его развития. Взаимодействие культуры и техники отразилось не только на понимании модернистского человека, но и на инструментарии художественного творчества.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...