Методы регулирования компрессоров
Регулирование может быть прерывистым (периодическое прекращение работы компрессора), ступенчатым и плавным; ручным или автоматическим.
Универсальные способы регулирования (применяемые для всех видов машин):
временная остановка компрессора, изменение частоты вращения вала компрессора,
дросселирование на входе в компрессор, перепуск газа из нагнетательной линии в подводящую линию (или в атмосферу).
О с т а н о в к а одной или нескольких машин позволяет регулировать общую подачу компрессорной станции. При работе одиночного компрессора периодическая его остановка обеспечивает снижение подачи в среднем за период пуска. Остановка компрессора выполняется двумя способами: остановкой двигателя и отключением компрессора от работающего двигателя с помощью пневматических или электромагнитных муфт. Преимущество первого способа – прекращение расхода энергии с момента остановки агрегата. Преимущество второго способа – поддержание установившегося режима работы двигателя и упрощение автоматизации управления агрегата (редкие пуск и остановка осуществляются вручную). При частых остановках (обычно объёмных машин) выявляется общий недостаток метода регулирования остановками – нарушение теплового режима компрессора, что приводит к
неравномерному нагреву рабочих органов и заставляет устанавливать в машине повышенные зазоры, что нежелательно. Остановки и пуски можно делать редкими, но тогда необходимо иметь большой ресивер.
И з м е н е н и е ч а с т о т ы в р а щ е н и я вала компрессора – универсальный способ
изменения характеристики компрессора при условии, что двигатель допускает
экономичное изменение частоты вращения. Способ применяется для компрессоров,
имеющих привод от газовой или паровой турбины или от двигателя внутреннего
сгорания, преимущественно от дизеля, допускающего большое изменение скорости вращения – около 50 %. Частота вращения вала газомоторных компрессоров в небольших пределах регулируется автоматическим приспособлением. В случае привода от трёхфазного электродвигателя возможно ступенчатое регулирование, если двигатель имеет переменное число полюсов. Однако этот двигатель имеет крупные габариты и высокую стоимость. Существует метод плавного регулирования асинхронных. Эта схема нашла некоторое применение на компрессорных станциях магистральных газопроводов.
Метод регулирования изменением частоты вращения вала компрессора наиболее экономичный. Искалечение составляют некоторые типы роторных компрессоров. Например, в пластинчатом компрессоре удельный расход энергии при снижении частоты вращения вала повышается, так как относительные потери мощности от не плотности возрастают. Диапазон выгодного регулирования зависит от типа компрессора и формы кривой зависимости КПД от частоты вращения и степени повышения давления.
При постоянной частоте вращения двигателя ступенчатое регулирование компрессора можно осуществлять при помощи коробки передач, что усложняет привод, а главное – посредством гидродинамической муфты, что, однако, снижает экономичность регулирования почти до уровня, присущего дросселированию в потоке газа.
Д р о с с е л и р о в а н и е н а в х о д е в к о м п р е с с о р приводит к уменьшению плотности газа и, следовательно, к снижению подачи компрессора. Объёмный расход газа , зависящий от степени повышения давления, при постоянном конечном давлении падает из-за увеличения, что ещё больше снижает количество подаваемого газа. Понижение давления перед компрессором при сохранении конечного давления вызывает возрастание конечной температуры, что может быть особенно опасным при работе на воздухе, содержащем пары масла. При перекачивании горючих газов разрежение при входе в компрессор может привести к подсасыванию, из атмосферы воздуха вследствие негерметичности узла регулирования, к образованию полимерных соединений и взрывоопасных смесей. Дросселирование сопровождается увеличением удельного расхода энергии, что снижается эффективность его применения по сравнению с другими способами длительного регулирования.
П е р е п у с к г а з а из нагнетательной линии в область всасывания – основное средство разгрузки компрессора при пуске. Если при этом нагнетательный трубопровод остаётся под давлением, то на нём устанавливают обратный клапан или задвижку. Дроссельный
перепуск применяется в сочетании с другими методами ступенчатого регулирования.
Методы регулирования динамических компрессорных машин
1. Д р о с с е л и р о в а н и е н а в ы х о д е к о м п р е с с о р а по своему принципу и эффективности аналогично такому же способу регулирования центробежного насоса.
2. Д р о с с е л и р о в а н и е н а в х о д е в к о м п р е с с о р. Каждому положению дросселя соответствует своя линия изменения начального давления в зависимости от расхода газа и, следовательно, свои характеристики p к - при постоянной частоте вращения (рис.18.3, а).
Рис. 18.3. Способы регулирования подачи компрессоров:
а – характеристики при дросселировании во всасывающей линии;
б – характеристики при изменении частоты вращения; в – схема
устройства для регулирования лопастями при входе: 1 – рабочее
колесо, 2 – поворотные лопасти, 3 – корпус компрессора, 4 – вал;
г – изменение характеристик:? – угол поворота лопастей;
д – регулирование перепуском газа
Линии всех характеристик 1, 2, 3, … сходятся в одной точке, поскольку при закрытой задвижке на выходе дросселиование на входе не имеет значения. При дросселировании критическая точка характеристики k смещается влево. Поэтому при запуске и остановке машины, чтобы избежать работы в помпажной зоне, следует закрывать дроссель, а затем манипулировать с задвижкой на выходе.
3. И з м е н е н и е ч а с т о т ы в р а щ е н и я. После характеристик машины при различных частотах вращения (рис. 18.3. б) может быть использовано для определения и поддержания той частоты вращения, при которой компрессор подаёт необходимое количество газа при заданном противодавлении (по пересечению линии AB потребных режимов с кривыми p к - ).
4. П о в о р о т л о п а с т е й н а п р а в л я ю щ е г о а п п а р а т а (рис. 18.3, в). При закручивании потока газа перед входом в рабочее колесо с помощью лопастей скоростью c 0u может иметь, как положительное, так и отрицательное значение. Скорость c 0u, согласно уравнению Эйлера, изменяет удельную работу рабочего колеса, а следовательно, и характеристику - компрессора (рис. 18.3, г), особенно значительно для рабочего колеса с малым отношением D 2 / D 1. По эффективности этот способ выше, чем дросселирование, но уступает регулированию частотой вращения.
5. П о в о р о т л о п а с т е й д и ф ф у з о р а. При изменении угла установки лопастей диффузора и уменьшении входного угла наклона лопастей диффузора и уменьшении входного угла наклона лопастей? 2л граница помпажа отодвигается в сторону меньших значений . По расходу энергии этот способ экономичнее, нежели предыдущий, но конструктивно более сложный.
6. П е р е п у с к г а з а. Для устойчивой работы компрессора при малых расходах газа (за границей помпажа) применяется перепуск газа на вход в компрессор (или выпуск в атмосферу). При уменьшении подачи непосредственно перед границей зоны помпажа P – P (точка A на рис. 18.3, д) открывается клапан, выпускающий часть газа из нагнетательной линии. При этом потребитель получает количество газа в объёме , а на вход компрессора направляется объём .
Методы регулирования поршневых компрессоров.
Рассмотрим особенности применения некоторых универсальных методов, а также присущие только поршневым компрессорам.
1. Д р о с с е л и р о в а н и е н а в х о д е в к о м п р е с с о р. Объёмный расход газа на входе компрессора зависит от степени повышения давления, и поэтому при постоянном давлении в сети нагнетания и снижении его перед компрессором уменьшается из-за увеличения (рис. 18.4, а), в результате чего ещё больше (помимо влияния уменьшения плотности всасываемого газа) уменьшается подача газа ( или ).
Характер изменения объёмного расхода и мощности поршневого компрессора при изменении начального давления всасывания рассмотрен выше. Частный случай дросселирования – полное перекрытие всасывания (рис. 18.4, б).
Рис. 18.4. Индикаторные диаграммы при регулировании:
а – дросселированием во всасывающей линии; б – перекрытием
всасывающей линии; в – включением дополнительной полости;
г – отжимом всасывающего клапана
2. И з м е н е н и е о б ъ ё м а м ё р т в о г о п р о с т р а н с т в а цилиндров осуществляется присоединением к нему дополнительных полостей, благодаря чему уменьшается объёмный коэффициент. Объёмный расход газа на входе компрессора при наименьшем (собственном) мёртвом пространстве объёма П ропорционален объёму V 1 (рис. 18.4, в), а при подключении дополнительной полости V Д – объёму , который меньше объёма V 1. Дополнительные полости постоянной ёмкости (карманы) или переменной ёмкости (вариаторы) выполняют в крышке цилиндра или в отдельных баллонах. Экономичность этого способа высокая; при снижении расхода на 30 % повышение удельного расхода энергии не превышает 2 %. При определённом значении объёма мёртвого пространства V о = 0, и данная рабочая камера прекращает подачу.
Присоединением дополнительной полости только к первой ступени многоступенчатого компрессора нельзя регулировать объёмный расход газа на входе компрессора в широких пределах. В последней ступени может возникнуть недопустимо высокая температура из-за возрастания отношения давлений. Для такого регулирования дополнительной полостью снабжают, кроме первой ступени, также последнюю ступень.
3. П р и с о е д и н е н и е д о п о л н и т е л ь н о й п о л о с т и н а ч а с т и х о д а. Сущность этой разновидности предыдущего метода, обеспечивающего плавность регулирования, заключается в том, что клапан 1 (рис. 1, а), присоединяющий карман 2, остаётся открытым до тех пор, пока с изменением положения поршня сила давления газа на клапан не превзойдёт усилие со стороны датчика 6. При расширении газа в мёртвом пространстве клапан 1 снова открывается, когда давление в цилиндре падает ниже давления газа в кармане, зависящего от усилия датчика с пружиной 6 (см рис. 18.5, а).
Рис. 21.5. Регулирование присоединением дополнительной полости на части хода
а – схема устройства: 1 – клапан, 2 – карман, 3 – регулятор давления,
4 – сжатый воздух, 5 – всасывающий коллектор двигателя,
6 – датчик; б – индикаторная диаграмма при регулировании
Это усилие можно поставить в зависимость от нагрузки на двигатель так, чтобы обеспечить её постоянство автоматическим изменением подачи компрессора.
Рис. 18.6. Схема устройства для отжима всасывающего клапана
4. О т ж и м в с а с ы в а ю щ и х к л а п а н о в производится вилкой, действующей на пластину клапана. На схеме (рис.18.6) вилка 4 связана с поршнем 2, находящимся в цилиндре 3 и нагруженным пружиной.
К цилиндру подводится газ из области нагнетания. Поршень опускается, и вилка держит клапан 1 открытым до тех пор, пока давление на выходе компрессора не снизится до нормального. Здесь осуществлено автоматическое прерывистое регулирование. Имеются также автоматические системы с плавным регулированием, обеспечивающим открытие клапана на части хода, а также устройства для отжима клапана вручную. По экономичности этот способ уступает рассмотренным выше, так как при отжатом клапане в цилиндре затрачивается некоторая мощность (см. рис. 18.4, г).
5. И з м е н е н и е х о д а п о р ш н я применяют в СПДК (см. рис. 14.4). При небольшом уменьшении хода поршня не только уменьшается описываемый им объём, но и увеличивается мёртвое пространство, вследствие чего достигается значительное снижение объёма всасываемого газа.
6. К о м б и н и р о в а н н о е р е г у л и р о в а н и е сочетает достоинства различных методов. Все виды ступенчатого регулирования могут быть дополнены дроссельным перепуском через обводную линию. Для сокращения числа дополнительных полостей применяют подъёмники всасывающих клапанов, которые также служат для разгрузки компрессора при пуске.
Воспользуйтесь поиском по сайту: