Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Деятельность С.Т. Шацкого в советское время




 

После Великой Октябрьской революции Шацкий долго отвергал предложение участвовать в работе революционного Наркомпроса. Однако ответственность за судьбы детей и стремление заниматься педагогической деятельностью на благо общества побудили его принять через два года предложение новых властей о сотрудничестве. В 1919 году он создаёт в Калужской губернии Первую опытную станцию по народному образованию, которой руководил вплоть до её закрытия в 1932 году. В ней Станислав Теофилович продолжил исследование проблем, которые интересовали его в дореволюционные годы: воспитание как создание наиболее благоприятных условий для естественного свободного развития личности ребёнка, культивирование его потребностей; разносторонняя трудовая деятельность как педагогическое средство организации нормального детства; самоуправление в его естественном саморазвитии и саморегуляции.

В Первой опытной станции было два отделения - городское в Москве и деревенское в Калужской губернии. В состав деревенского отделения входили 4 детских сада, 15 школ первой ступени, школа второй ступени и школа-колония "Бодрая жизнь", бюро по изучению края, педагогические курсы, педагогический центр, обобщающий педагогический опыт школ. В составе московского отделения были детский сад, школа и выставка, отражавшая опыт детских садов и школ. Опытная станция, руководимая Шацким, успешно решала проблемы трудового воспитания, формирования детского коллектива, самоуправления учащихся, физического воспитания школьников. Задуманная в качестве полигона для подготовки сельского варианта школьных программ, станция далеко вышла за рамки этих задач. Шацкий и его сподвижники создали педагогический комплекс, уникальный по замыслу и масштабу. Главной задачей, вокруг которой строилась деятельность комплекса, было взаимодействие школы с окружающей средой.

педагогический шацкий советский педагог

Станция работала в двух основных направлениях: изучалась окружающая среда и в соответствии с крестьянским менталитетом адаптировались образовательные программы. Но и окружающая среда преобразовывалась на новых основах. Шаг за шагом, медленно, но неуклонно продвигалось трудное дело "улучшения жизни" детей (от приучения к соблюдению правил личной гигиены до украшения крестьянских дворов цветниками). Крестьяне всячески вовлекались в жизнь школ - для них читали лекции, им раздавали элитные семена, помогали в ведении хозяйства.

Руководимая Шацким опытная станция использовала также и краеведческие материалы в преподавании, привлекала к краеведческой работе учащихся. Каждый год обучения всё более расширял умственные горизонты школьников, погружая их в родную историю, вызывая подлинную любовь к родному краю. В школьную программу входило наряду с познанием и трудом искусство: слушание народной и классической музыки, хоровое пение, игра на музыкальных инструментах, подготовка спектаклей-импровизаций (В.Н. Шацкая была прекрасной пианисткой). Большое хозяйство колонии (учебные кабинеты, мастерские, учебно-опытное хозяйство, школьная электростанция и др.), вся организация жизни школы были делом школьного самоуправления.

Постепенно в комплексе появились тесные связи с окружающей жизнью, что благотворно сказалось на осуществлении целостности в непрерывности воспитательной работы. Благодаря этому удавалось реализовать главную сверхзадачу коллектива - "организацию всей жизнедеятельности ребёнка". Школа будущего, по мнению Шацкого, должна была вырастать из самой окружающей жизни, работая в ней, постоянно улучшаясь и совершенствуясь.

Под руководством Шацкого в экспериментальных учреждениях разрабатывались и на практике проверялись организация, содержание и методы учебно-воспитательной и общественной работы школы и вопросы подготовки учителей в процессе их педагогической деятельности. Вот основные теоретические выводы по педагогике конца 20-х годов XX века, полученные в ходе работы станции:

·     учебно-воспитательный процесс должен быть направлен на всестороннее развитие личности, а не на её приспособление к узким социальным рамкам жизни;

·     приоритетной задачей образования является развитие способности ученика самостоятельно приобретать знания;

·     школа может и должна участвовать в преобразовании среды;

·     весь учебный процесс должен строиться только в соответствии с закономерностями развития ребёнка и с учётом детского мироощущения, т.е. быть основан на принципе самоценности детства;

·     в процессе обучения необходимо применять такие методы, которые бы давали возможность опереться на реальный опыт ребёнка, иными словами, введение ученика в школьную науку должно происходить в процессе реорганизации уже имеющихся у него знаний, чтобы сделать их живыми, работающими, прочными;

·     соединение обучения с трудом придаёт всему обучению жизненный характер, делает процесс учения более осмысленным, а знания - сознательными и действенными;

·     труд имеет наибольшую воспитательную ценность тогда, когда школьники осознают его необходимость для детского коллектива и как частицу общего труда;

·     игра и искусство неотделимы от детской жизни и являются обязательным условием социализации и развития личности ребёнка;

·     полноценное развитие ребёнка возможно в том случае, если педагог выступает в роли равного друга, товарища.

Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основной формы учебной работы. Под руководством педагога были разработаны методы педагогического исследования - социально - педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

Педагог организовал научную школу, которую представляли В.Н. Шацкая, А.А. Фортунатов, М.Н. Скаткин, Л. H. Скаткин и другие. В основу их концепции легла идея "открытой" школы, центра воспитания детей в социальной среде. Организующим ядром школьной жизни Шацкий считал эстетическое воспитание, которое охватывает весь мир прекрасного и в единстве с трудовым воспитанием выступает катализатором творческих потенций личности в коллективе.

Развернув теоретическую и опытно-экспериментальную работу по созданию школы нового типа, Шацкий стремился сделать школу лучшей частью жизнедеятельности ребёнка, несущей каждодневную радость, увлечение интересным делом и ощущение собственного роста. Она считалась лучшим украшением жизни ребёнка уже потому, что давала ему то, что не могла дать семья: удовлетворение потребности в разносторонней деятельности - потребности, которая, по мнению Шацкого, заложена в каждом из нас.

Станция стала настоящей кузницей педагогических кадров, а её деятельность получила большой резонанс, как в отечественной, так и в мировой педагогике. Известна высокая оценка, которую дал Дж. Дьюи, посетивший Шацкого в конце 20-х годов XX века: "Я не знаю ничего подобного в мире, что могло бы сравниться с этой колонией". [2, 200]

Педагогическая деятельность Шацкого, активно поддерживаемая Н.К. Крупской, в "смутное время" конца 20-х - начала 30-х годов подверглась серьёзным испытаниям. Он был обвинён в педагогическом "руссоизме", чуждых политических взглядах "аграрного толстовства", защите "кулацких настроений деревни". Работа Калужской опытной станции постепенно свёртывалась, утрачивала экспериментальный характер. Конечно, как в любом новом деле, в реализации этой идеи было допущено немало ошибок, сам подход подвергался критике как ведущий к снижению уровня общего образования: увлёкшись интеграцией различных сторон развития личности, он порой нарушал дисциплинарную организацию знаний. Однако исправить ошибки Шацкий не успел. [1,76-78]

В 1932 году Опытная станция была расформирована. Шацкого, по его выражению, "с кровью оторвали от любимого дела". Станислав Теофилович был назначен ректором Московской консерватории. Но там ему было неуютно: масштабность его мышления требовала гораздо большего, чем проявление своего одномерного музыкального Я. Однако и здесь он стремится реализовать свои педагогические идеи. По его предложению создаётся музыкальная школа-интернат для одарённых детей. Её деятельность во многом определила выдающиеся достижения советских музыкантов на мировых конкурсах в 30-50-е годы.

В 1933 году Станислав Теофилович участвовал в международном конгрессе в Париже по вопросам образования, где выступил с докладом. Но неудовлетворённость работой, систематическая травля в печати, потеря смысла жизни привели к катастрофе. 30 октября 1934 г. во время подготовки консерватории к демонстрации Станислав Теофилович скоропостижно скончался. Разносторонне одарённая личность - актёр, певец, переводчик, режиссёр, знаток мировой художественной литературы и естествознания - он не удовлетворялся предпочтением одного рода деятельности и обрёл своё счастье лишь тогда, когда обнаружил способ синтеза их всех в педагогическом призвании. И, совершив синтез всех сторон своего бытия, интеграцию самого себя, он успел создать уникальный опыт, который 50 лет спустя стал возрождаться в мировой педагогической теории и практике. [1,78]

Вывод:

Возникновение первых внешкольных учреждений для детей в России связано c именами С.Т. Шацкого и А. У. Зеленко. Созданные в Москве в районе Бутырской слободы и Марьиной рощи детские клубы и детский сад носили общее название "Дневной приют для приходящих детей". K весне 1906 года приют посещали около 150 детей. При приюте были открыты мастерские (слесарная, столярная, швейная). На базе приюта было организовано культурно-просветительное общество "Сетлемент". Название общества было подсказано опытом создания в Америке сетлементов - поселений культурных интеллигентных людей среди бедных слоев населения для проведения просветительской работы. Общество "Сетлемент", созданное С.Т. Шацким, А.У. Зеленко и другими педагогами, ставило главной целью удовлетворение культурных и социальных потребностей детей и молодежи малообеспеченной и малокультурной части населения, фактически лишённой возможности получить школьное образование. Помимо детского сада и детских клубов общество имело ремесленные курсы и начальную школу. Общество вело культурно-просветительскую работу и среди взрослого населения. Практическая работа c детьми основывалась на педагогической концепции, которую разрабатывали члены общества. Эта концепция исходила из необходимости создания условий, которые помогли бы детям жить богатой эмоциональной и умственной жизнью. B обучении упор был сделан на усвоении практически значимых для жизни детей знаний. Отношения между педагогами и детьми понимались как отношения между старшими и младшими товарищами. Большое значение придавалось воспитанию y детей чувства товарищества, солидарности, коллективизма. Необычным явлением для педагогической практики того времени была организация детского самоуправления.1908 году общество было закрыто по распоряжению правительства, которое увидело в его деятельности попытку проведения социализма среди маленьких детей. B следующем году С.Т. Шацкий и его сподвижники создают общество "Детский труд и отдых". Была продолжена работа детского сада, клуба, начальной школы. Из-за ограниченности средств общество было не в состоянии охватить большое число детей. Руководители общества искали новые формы организации детей.1911 году общество открыло детскую летнюю трудовую колонию "Бодрая жизнь" (на территории современного города Обнинска). B создании колонии большую роль сыграла Валентина Николаевна Шацкая (1882-1978), жена С.Т. Шацкого, впоследствии ставшая крупнейшим специалистом по проблемам музыкального воспитания детей. В этой колонии каждое лето жили 60-80 мальчиков и девочек, занимавшихся в клубах общества "Детский труд и отдых". Основой жизни в колонии был физический труд: приготовление пищи, самообслуживание, благоустройство, работа на огороде, в саду, в поле, на скотном дворе. Свободное время отводилось играм, чтению, беседам, постановкам спектаклей-импровизаций, занятиям музыкой, пением. Анализируя опыт колонии, С.Т. Шацкий сделал вывод, что физический труд оказывает организующее влияние на жизнь детского коллектива. Трудовые занятия детей имели и образовательное значение, они были источником знаний o природе, сельскохозяйственном производстве, способствовали выработке трудовых навыков. Первые внешкольные учреждения во многом выполняли компенсирующую функцию - занятия в этих учреждениях восполняли отсутствие y детей школьного образования. Вместе c тем они помогали устроить досуг детей, способствовали обогащению их общения. Инновационный характер первых внешкольных учреждений был обусловлен благородными мотивами их основателей, a также новыми педагогическими взглядами на вопросы воспитания детей. [3, 55-58]


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...