Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитательная система С.Т. Шацкого




 

Термин "воспитание" С.Т. Шацкий употреблял в широком и узком смысле. Воспитание, которое ребенок получал в стенах школы, он называл малым педагогическим процессом, а воздействие семьи, сверстников, взрослых и т.д. - большим педагогическим процессом.С.Т. Шацкий справедливо утверждал, что, занимаясь обучением и воспитанием детей только в стенах школы, мы обрекаем усилия педагогов на неудачу, так как воспитательные действия, не поддержанные самой жизнью, будут либо немедленно отброшены учащимися, либо будут способствовать воспитанию двуликих Янусов, на словах соглашающихся с установками педагогов, а поступающих вопреки им. Поэтому он определил задачу школы - изучить организованные и неорганизованные воздействия на ребенка для того, чтобы, опираясь на положительные влияния, бороться с отрицательными воздействиями среды. В этой работе школа выступала центром, координирующим и направляющим педагогические воздействия советских общественных организаций и населения района.

"С точки зрения связи школы с окружающей средой С.Т. Шацкий выделял три возможных типа школы:

1. Школа, изолированная от окружающей среды.

2. Школа, интересующаяся воздействиями среды, но не сотрудничающая с ней.

3. Школа, выступающая организатором, контролером и регулятором воздействий среды на ребенка".

Школы первого типа организуют учебно-воспитательный процесс в рамках учебного учреждения, считая, что социальная среда обычно учит детей только плохому, а задача школы - выправить эти воздействия и сформировать детей по старым представлениям школьной педагогики.

Для школ второго типа характерен определенный интерес к среде, который выражается в привлечении жизненного материала к обучению. Такая иллюстративная школа широко пользуется лабораторными методами, она активизирует мышление ребенка, но на этом ее связь со средой обрывается.

Школа третьего типа, над практическим воплощением которой С.Т. Шацкий работал в Первой опытной станции по народному образованию, в окружающей социальной среде выполняла функции организатора, регулятора и контролера детской жизни.

Во-первых, такая школа организовывала учебно-воспитательный процесс, учитывая жизненный опыт ребенка, его возрастные особенности. Дети получали глубокие и прочные знания, которые широко использовались в общественно-полезной деятельности. Во-вторых, взяв на себя функции центра воспитательной работы с детьми, школа "связывалась" с теми сферами среды, где проходил процесс формирования ребенка (семья, улица, деревня и т.д.), внимательно изучала средства воздействия среды на ребенка, их эффективность и, реконструируя их, добивалась усиления положительных влияний среды и нейтрализации отрицательных. И, наконец, школа выступала в окружающей среде как проводник влияния партии на полупролетарские и непролетарские слои населения, активный фактор переустройства жизни на социалистических началах. Вместе с советскими и партийными организациями школа работала над повышением культуры местного населения, улучшением быта, созданием благоприятных условий для достижения целей социалистического воспитания.

При такой постановке вопроса школа ставила перед собой сложные задачи, и было бы ошибкой утверждать, что все школы справлялись с этими требованиями. Только передовым учреждениям, в основном входившим в число опытно-показательных учреждений, это было под силу. Они имели хорошо подготовленные кадры, опыт работы, материальное снабжение выше среднего и, что особенно важно, значительное число разнотипных учреждений, расположенных на одной территории.

Эволюция взглядов С.Т. Шацкого на цели воспитания подрастающего поколения хотя и отмечалась советскими исследователями его творчества, но до недавнего времени трактовалась упрощенно, в духе ортодоксальных партийно-классовых установок: до Октября 1917 г. "искал и ошибался", потом - перешел на "идейно-выдержанные позиции". На самом деле все было гораздо сложней.

Возможно, что подобное упрощенное толкование было в какой-то степени спровоцировано самим Станиславом Теофиловичем, который, вспоминая начало своего пути, писан об этом как-то легковесно, несерьезно:". соберем детей и попытаемся организовать детскую жизнь, а там видно будет, что из этого получится. У детей нет предрассудков, они - настоящие творцы, полные верных инстинктов, чувств и мыслей, их подвижность и оригинальность - наши главные помощники. <. > Мы - товарищи детей. Мы должны делать все, что делают дети, и не должны цепляться за свой авторитет, чтобы не подавить ребят. Мы должны подчиняться всем правилам, которые вырабатывают дети" [15,69, 202]

Обратим, однако, внимание на то, что эти заявления не означали отрицания необходимости целей воспитания как таковых, а были в первую очередь способом выразить неприятие той "педагогики", которая господствовала и в семье, и в гимназии и выражала сущность самодержавного сословно-классового царского режима.

Вместе с тем следует подчеркнуть, что уже тогда у С.Т. Шацкого начинают складываться представления о некой идеальной системе воспитания, в которой гармонически сольются труд физический и умственный, и в основе которой будут тесные доверительные взаимоотношения детей и взрослых, принципы самодеятельности и самоуправления. При этом он настаивал на том, что не должно быть никаких обязательных учебников. Последнее просто замечательно, если вспомнить его позицию. По данному вопросу в конце 20-х гг. Все же вместе взятое и сегодня представляется как нечто туманное, неопределенное.

Однако характерно, что в первом его серьезном опыте - организации детского комплекса, культурного центра для подростков из Марьиной Рощи - многое приобретает реальные, земные очертания: действуют дружно, согласованно разнообразные кружки, секции, мастерские, налажено сотрудничество взрослых и детей, самоуправление, демократия на "американский манер" и многое другое, но никакой анархии и вседозволенности! Оценивая опыт "Сетлемента", можно оказать, что он являет собой поворотный пункт в формировании педагогического мировоззрения С.Т. Шацкого.

Если вначале он мечтал, используя его метафору, как бы раствориться в детях, подобно хорошему режиссеру, который "умирает" в актере, то теперь он приходит к пониманию того, что разнообразная деятельность воспитанников должна быть организована воспитателем на основе изучения и учета их интересов и устремлений. Следует согласиться с мнением одного из первых исследователей творчества С.Т. Шацкого Д.С. Бершадской, которая писала, что "свободу воспитания" он понимал как хорошо налаженную самодеятельность, когда открыт простор для самореализации каждого и обеспечено выполнение требований детского сообщества, коллектива, когда "каждый знал, что делать и как делать для себя и для обшей пользы". [11]

В свете сказанного представляется в высшей степени знаменательным следующее заявление педагога: "Дети не могут помочь себе сами. Их воля слаба, их средства недостаточны. Познание и свобода детской индивидуальности будут реальны только в условиях свободного воспитания". [12] Это принципиально новый взгляд на проблему определения целей воспитания, качественно новое представление о содержании ключевого термина "свободное воспитание". Каковы движущие силы этой эволюции? Представляется, что первоначальное отрицание возможности и целесообразности подготовки детей к реальной жизни можно объяснить следующим образом. Видя безрадостность перспективы для детей рабочих, а именно с ними он начинал свои педагогические опыты, С.Т. Шацкий хотел максимально "расцветить", пусть хоть и небольшой, отрезок этой их жизни. Лозунг "Вернуть детям детство!" имел по сути дела глубоко гуманистическое содержание и общедемократическую направленность. Вместе с тем он был выражением социальной конфронтации с господствующим самодержавным режимом, демонстрирующим свое пренебрежительное, враждебное отношение к пролетарским детям. Это был своеобразный вызов педагога-демократа существующей сословно-классовой системе образования.

С.Т. Шацкий полагал, что ему удастся сделать "Сетлемент" "аполитичным и беспартийным по самому существу своей организации". Однако государство и школа, педагогика и политика в самодержавной России тесно связаны, и "Сетлемент" был, как и следовало ожидать, запрещен "за пропаганду идей социализма среди детей".

Это обстоятельство оказало сильное влияние на подход С.Т. Шацкого к организации всей его педагогической деятельности. Теперь он стремился к тому, чтобы изолировать своих воспитанников от враждебных влияний социальной среды, приблизив их к природе. Он видит организационно-педагогическое решение этой задачей в создании учебно-воспитательного учреждения интернатного (закрытого) типа. Не требуя помощи от государственных структур и уповая на поддержку благотворителей-спонсоров, он мечтает, чтобы ему только не мешали, позволили находиться, как теперь говорят, в "автономном плавании". Поэтому, когда известная московская благотворительница А.Н. Морозова предложила ему освоить участок пустоши в "медвежьем углу" Калужской губернии, он с радостью принял это предложение, где и создал знаменитую потом на весь мир школу-колонию "Бодрая жизнь".

В принципе подобная практика организации воспитательной работы тормозит общее развитие ребенка, поскольку резко сужает его сферу общения. Однако в тех конкретно-исторических обстоятельствах выбор С.Т. Шацким именно такой формы организации детской жизни представляется педагогически обоснованным, а главное - исторически перспективным. Он исходил из того положения, что "правильно организованная школа всегда должна идти впереди жизни". Его крылатая фраза-метафора "Дети - работники будущего" исторически точно выражала общедемократическую направленность экспериментального поиска и на самом деле, фактически стала девизом революционно-пролетарской стратегии, направленной на то, чтобы разрушить старую царскую школу и на ее обломках построить нечто принципиально новое.

Такова наша, может быть, несколько противоречивая оценка взглядов С.Т. Шацкого в начальный период его деятельности. Включившись в общедемократическое движение "за свободное воспитание", в целом весьма своеобразно, как мы показали, понятое, он воспринял самое главное, действительно ценное: любовь к детям, обостренное внимание к их интересам и запросам, веру в их творческие силы и возможности. Это и определяло основное направление организации педагогического процесса, выраженное метафорой "учиться жизни у детей".

В итоге собственных исканий, основательного знакомства с зарубежным опытом он формулирует цель и методы, строит описательную модель трудовой школы следующим несколько парадоксальным образом: "Идти надо от кухни, а не от Канта. Все здоровое, живое и глубокое можно основать на этих привычках к деятельности. Когда я посещаю класс и вижу умственные потуги, то засыпаю и прихожу в угнетенное состояние. Когда же вертят, строгают, жужжат, то воспаряю вновь. Это фундамент, а остальное здание интеллекта может быть превосходно достроено". [13,121]

Надо сказать, что свое представление о трудовой школе С.Т. Шацкий вынашивал давно. В первом своем приближении это было реализовано в "Сетлементе". В обществе "Детский труд и отдых", которое согласно утвержденному уставу "имеет своей целью доставлять детям всевозможные разумные занятия и развлечения, укреплять их здоровье и оказывать им медицинскую помощь", главная целевая установка оставалась прежней: воспитание сознательного отношения к общественно полезному труду, готовности к активной социальной работе, к творческой деятельности в сфере искусства.

Объединяя, таким образом, в едином учебно-воспитательном процессе учение, труд, искусство, С.Т. Шацкий уже в дореволюционный период сознательно и последовательно ориентируется на идею всестороннего, гармоничного развития как доминанту всех воспитывающих воздействий. Но как человек реалистически мыслящий он видит наиболее естественный и педагогически эффективный вариант ее воплощения в устройстве определенным образом обособленной колонии-сообщества, где дети вместе с наставниками-сотрудниками входят в близкое соприкосновение с природой и развивают свои силы и способности, основываясь "на разумном, серьезном труде". "Я считал, - писал он, - что трудовая школа есть по существу хорошо организованная детская жизнь, что если бы мы сумели это сделать, если бы сумели обслуживать детей всесторонне - и со стороны общественной и трудовой, и со стороны умственной и эмоциональной, то мы имели бы наиболее совершенный образец организации трудовой школы". [15, 62] Иными словами, С.Т. Шацкий уже тогда глубоко осознавал, что наиболее полное решение проблемы всестороннего развития возможно лишь в условиях соответствующим образом организованного учебно-трудового коллектива, поскольку между основными сторонами детской жизни - физическим трудом, игрой, искусством, умственным и социальным развитием ребенка - существует определенная связь, обнаруживается постоянное взаимодействие и в конечном счете те или другие изменения в одном направлении (это касается форм детских деятельностей и их организации) вызывают соответствующие изменения в другом. [15, 297-298]

По сути дела, здесь выражена идея комплексного подхода в его современном полномасштабном понимании. Подводя предварительные итоги своим поискам до 1917 г., он писал:". канву материальную, Дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой - деловое самоуправление. Повторяет и приспосабливает к жизни, повторяет пройденные этапы человечества - игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования - работа Ума. Соединение всех элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни". [3,33]

С.Т. Шацкий еще в дореволюционные годы исходил из того, что смысл жизни человека заключается в развитии всех его "сущностных сил" и что условием этого развития являются воспитание и образование, которые переходят в самообразование лишь при реализации в педагогическом процессе принципа саморазвития. Этот принцип имеет две стороны: главную, внутреннюю, обусловленную самой природой ребенка, и внешнюю, которая выражает эт5 внутреннюю данность человека в различных формах самодеятельности в самом широком ее понимании. Уже "Сетлемент" стал по сути дела первым в России детским клубом, созданным и функционирующим как самоуправляющаяся "автономная" общность

При организации детской жизни он опирался на "реальный опыт" ребенка, который "известным способом должен быть выявлен педагогом". На этой базе строятся соответствующие занятия в школе-лаборатории, где происходит "соприкосновение с накопленным человеческим опытом в виде готовых знаний". При этом, хотя и с помощью наставника, ученик должен обязательно все "пропустить через себя". В результате, как надеялся С.Т. Шацкий, ребенок будет "расти, как на дрожжах".

Новаторская система педагогического процесса требовала и особым образом подготовленного наставника.С.Т. Шацкий начал готовить их из числа колонистов, которые трудились вместе с ним летом в Щелкове. Позже многие его воспитанники становятся энергичными помощниками е школе-колонии "Бодрая жизнь", затем - на Первой опытной станции по народному образованию. Именно такой способ подготовки педагогических кадров, полагаем, объясняется тем, что в дореволюционный период деятельности С.Т. Шацкого организация жизни детей представляла собой достаточно закрытую систему и потому могли существовать лишь за счет внутренних кадровых ресурсов.

Известно, что С.Т. Шацкий не принял октябрьский переворот. Многие исследователи предпочитали не углубляться в этот вопрос, ограничиваясь тем объяснением, которое он дал десять лет спустя: ему помешали "наше культурничество, аполитичность, обычное отношение интеллигента того времени к большевикам как разрушителям". [15, 64]

В действительности все выглядело иначе. После Февральской революции он сразу стал видным общественным деятелем - руководителем школьного отдела Московской городской думы. Вместе с Н.И. Поповой - его единомышленником и одним из лидеров московского учительства - он получил возможность беспрепятственно реализовать те проекты, которые вынашивал долгие годы. И вдруг - Октябрь. Думается, он просто испугался надвигавшихся перемен. Как еще иначе объяснить эту загадку С.Т. Шацкого? Почему он, придя к идее всестороннего развития личности ребенка путем создания трудовой школы, враждебно отнесся к той власти, которая объявила реализацию этой задачи целью и содержанием всех своих преобразований в сфере просвещения?

Однако он твердо знал одно: работу в "Бодрой жизни" надо продолжать, что он и делал. По воспоминаниям Р.К. Шнейдера, С.Т. Шацкий изменил свою позицию после того, как познакомился с текстом "Декларации о единой трудовой школе" - этим манифестом революционной педагогики.

Теперь он утверждает, что "школа не может быть замкнутой, школа "в себе" - не наша школа, школа, которая только изучает окружающую жизнь, - также не наша", "трудовая школа - это та, которая организует изучение жизни и активно участвует в ней". [3, 141, 289] Он приходит к признанию объективной необходимости широкого и тесного взаимодействия школы с окружающей средой, что и составит одну из генеральных идей его новаторской педагогической системы.

В статье "Система детского сада" (1921), которую многие исследователи проблем общеобразовательной школы почему-то не замечают, на вопрос: "Из каких элементов состоит детская жизнь?" - он отвечает так: "Физическое развитие, искусство, умственная жизнь, социальная жизнь, игра и физический труд". [3, 55-56] Это демонстрирует его явное продвижение в осмыслении структуры и основных направлений всестороннего воспитания ребенка. При этом он начинает отчетливо различать "общую" и "ближние" цели. Первые ставит сама жизнь, то ее направление, которое характерно для каждой исторической эпохи. Общая цель воспитания зависит "от направления экономики эпохи и данной страны, от ее быта, от ее идеалов". Вторые - "от тех средств, которыми страна располагает". [3, 138]

Такое разграничение целей является, по нашему мнению, существенным методологическим продвижением в решении этой важнейшей научно-практической проблемы. В самом деле, теперь цель воспитания это не абстрактная общечеловеческая категория-абсолют, а конкретно-исторический феномен, существующий во времени и пространстве. Более того, главным и единственным субъектом в определении целей выступает "сама жизнь". Но возникает вопрос: что имел в виду С.Т. Шацкий, употребляя эту метафору? Может быть, то, что это прерогатива властных структур? А может и быть, он, таким образом, попытался, как бы замаскировать свою прежнюю позицию: "школа - вне партий"? Или он хотел более строго определить круг профессиональных обязанностей и прав педагогики, которая призвана обеспечивать реализацию "запросов жизни", требований времени в виде конкретных технологических процедур?

Если цели воспитания диктует "дух времени", то, как это должно выглядеть в России? - задает себе вопрос С.Т. Шацкий. В эпоху революционных перемен, полагает он, дать четкое определение целей воспитания невозможно. Однако есть детерминанты, векторы, "нечто бесспорное", что позволит получить о них определенное представление, а именно: "Каждая страна ныне ставится в ясную необходимость энергичного участия во всемирном обмене, границы и стены стран в сильнейшей степени потрясены, отсюда вытекает необходимость широкого взгляда на вещи, расширения горизонтов, т.е. интернациональное должно занимать важнейшее место в жизни. Проблемы нового строя входят в положительные идеалы воспитания. Проблемы коллективизма приобретают доминирующее значение. Переоценка ценностей выдвигает проблемы учета, анализа, экономии сил. Особое значение приобретает реальная действительность, жизненность воспитания, Проблема среды в формировании личности выдвигается на первый план Истощение всех материальных ресурсов, колоссальное развитие массовых потребностей в грядущем строе заставляют особенно думать об активном проявлении сил, целесообразности их расходования и продуктивности. Сильное влияние техники и связанных с ней научных знаний - отсюда ясны общие цели современности; гражданин будущего интернационален, коллективист, организатор, реалист, мастер своего дела, отдающийся своему настоящему призванию. К этому лишь надо готовить наших детей". [3, 139]

Поразительное проникновение в сущность своего исторического времени и видение проблем будущего в глобальном, как бы мы сказали сегодня, масштабе!

В это время С.Т. Шацкий, вскоре член партии большевиков, окончательно порывает с идеологией "свободного воспитания". Однако интересы ребенка, пути раскрытия его индивидуальности остаются для него базисом, на котором строится вся его педагогическая система. Он далек от идеализации природы и возможностей ребенка, от желания предоставить ему полную свободу в учебно-воспитательном процессе. "Новая школа, - заявляет он, - это школа чрезвычайно серьезно организованная. Новая школа не может строиться на беспорядочном потоке различных интересов детей". [14, 135]

Революция, подчеркивал он, "совершила переворот и в педагогическом деле. Переворот этот отразился, прежде всего, на постановке самой цели воспитания. Мы думаем, что мы должны, прежде всего, воспитывать советского гражданина - гражданина, призванного для строительства социализма в нашей стране. Эта задача является одной из важнейших задач, которые ставит перед собой революция". Здесь уже очевиден политический "окрас" партийца-большевика. "Дух времени" властно требовал своего. Можно сказать, этим завершаются, а точнее, прерываются попытки С.Т. Шацкого решить проблему целей воспитания в духе общедемократических, либеральных традиций и устремлений. Под влиянием пролетарской партийно-классовой идеологии траектория его новаторского поиска деформируется, что и привело в итоге к трагедии этого новатора, попытавшегося перешагнуть из одной исторической эпохи в другую.

Вывод:

B мае 1919 года С.Т. Шацкий устраивает на основе учреждений общества "Детский труд и отдых" опытно-показательные учреждения Народного комиссариата просвещения РСФСР, которые составили Первую опытную станцию по народному образованию. Сельское отделение станции в Калужской губернии включало 13 школ первой ступени, школу второй ступени и четыре детских сада. Задачи методического центра отделения выполняла колония "Бодрая жизнь". Городское отделение станции в Москве объединяло детский сад и школы первой и второй ступени. В состав станции входили внешкольные учреждения для детей и взрослых, а также курсы по подготовке и повышению квалификации учителей. Опытная станция вела работу c детьми, устраивала совместную работу школы и населения по воспитанию детей, занималась исследовательской деятельностью. По образцу Первой опытной станции были созданы и другие опытные станции Наркомпроса, которые просуществовали до 1936года.

Известно, что С.Т. Шацкий пытался создать детское производство (кирпичный завод), но получил отказ. Также неудачно закончилась и попытка стать депутатом местного совета.

С.Т. Шацкий организовал научную школу, которую представляли А.А. Фортунатов, М.Н. Скаткин, Л.К. Шлегер, В.Н. Шацкая и др. Примечательно, что ставший известным и уважаемым академиком АПН СССР М.Н. Скаткин, также как и сам Шацкий, не имел диплома о высшем образовании.С.Т. Шацкий внёс значительный вклад в разработку вопросов содержания образования в школе и повышения роли урока как основоной формы учебной работы. Под руководством С.Т. Шацкого были разработаны методы педагогического исследования - социально-педагогический эксперимент, наблюдение, опрос.

В августе 1932 года в Московской консерватории, по инициативе её директора С.Т. Шацкого и профессора А.Б. Гольденвейзера было создано Детское отделение для подготовки способных учеников к поступлению в музыкальный вуз - будущая центральная музыкальная школа.

 


Заключение

 

Полвека - достаточный срок для оценки воспитательной системы. Признание опыта С.Т. Шацкого, которое проявляется в постоянно растущем интересе педагогической общественности к его творчеству, активном использовании идей С.Т. Шацкого в практике современной школы, говорит о большом творческом потенциале созданной им воспитательной системы. Ученый доказал высокую эффективность синтеза научных и учебно-воспитательных структур, которые отмечают, с одной стороны, ориентацию исследователей на решение прикладных педагогических задач, а с другой стороны, ставят перед практиками проблемы, которые невозможно решить без теоретически обоснованных решений. Научно-производственное объединение, впервые в истории педагогики, созданное С.Т. Шацким и доказавшее свою жизнеспособность на современном этапе, должно стать, по мнению известных советских педагогов (В.А. Караковского, М.Н. Скаткина, А.Н. Тубельского), распространенным типом педагогического учреждения. Культивирование воспитательной системы типа Первой опытной станции в современных условиях позволит решить одну из самых сложных проблем - установить эффективную связь педагогической науки и педагогической практики, связать школу и педагогику с жизнью. Проведенный анализ воспитательной системы С.Т. Шацкого позволяет выделить ряд факторов, определивших успех талантливого педагога.

Педагогические идеи С.Т. Шацкого, которые нашли воплощение в структуре и деятельности Первой опытной станции, получили широкое распространение именно потому, что они удовлетворяли потребностям развития общества.

В анализе педагогических явлений у Шацкого органически сочетались глубина подхода, проникновения в суть явлений с постоянным поиском нового, что могло продвинуть вперед сложное и тонкое дело, каким является обучение и воспитание детей и молодежи.

Всякий, кто, так или иначе, связан с проблемами педагогики, будь то научный работник, общественный деятель или учитель, читая Шацкого, несомненно, обогатит свои представления о славном пути становления и развития советской педагогической мысли и получит новые возможности для лучшего понимания современных вопросов школы и педагогической науки.

Педагогические сочинения С.Т. Шацкого отличаются ясностью мысли, простотой изложения и постоянной опорой на живой опыт, идет ли речь о работе новаторского коллектива Первой опытной станции, которым много лет руководил Шацкий, или о практике работы школ страны. Он глубоко и всесторонне знал педагогический процесс, тонко понимал психологию ребенка, хорошо видел сильные и слабые стороны в работе педагогов.

Шацкий - блестящий педагог-экспериментатор. Весьма значителен вклад С.Т. Шацкого в разработку вопросов советской дидактики. Огромное значение придавал Шацкий работе детских коммунистических организаций, а также вопросам самоуправления воспитанников. С.Т. Шацкий сделал большой вклад в разработку проблем социальной педагогики, и прежде всего педагогики социальной среды.


Список использованной литературы

 

1. Титовец, Т.Е. Педагогика целостности: к 130-летию со дня рождения С.Т. Шацкого // Адукацыя i выхаванне. - 2008. - N 6. - С.73-79.

2. Дьюи, Д. Школа и общество. М., 1925.

.   Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения в 4 т. / Под ред. И.А. Каирова, Л.Н. и М.Н. Скаткиных, В.Н. Шацкой. М., 1962. - Т.2.

.   Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2 т. / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина. М., 1980. - Т.2

.   Беляев, В.И. Крупнейший теоретик и практик трудовой школы: [О С.Т. Шацком (1878-1934)] // Шк. и пр-во. - 1998. - N5. - С.2-6.

.   Шацкий, С.Т. Школа для детей или дети для школы? // Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1980. - Т.2.

.   Шацкий, С.Т. Что такое клуб? // Избр. пед. соч.: В 2 т. - М., 1980. - Т.1.

.   Мельничук, И.А.С.Т. Шацкий о школе как центре социального воспитания // Сац. - пед. работа. - 2004. - N6. - С.110-115.

.   Шацкий, С.Т. Избранные педагогические сочинения в 2 т. / Под ред. Н.П. Кузина, М.Н. Скаткина. М., 1980. - Т.1

.   Пискун, Т.А.С.Т. Шацкий о природе как факторе развития личности ребенка / Е.А. Стреха // Гармонизация психофизического и социального развития детей. - Мн., 2006. - С.140-143.

.   Бершадская Д.С. Педагогические взгляды и деятельность С.Т. Шацкого. - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960.

.   Свободное воспитание и свободная трудовая школа // На путях к трудовой школе. 1918. № 10-12. С.21

.   Шацкий С.Т. Работа для будущего / Сост.В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин. - Москва: Просвещение, 1989.

.   Этапы новой школы. Сборник статей и докладов / Под ред.С.Т. Шацкого. - Москва: Работник просвещения, 1923.

.   Шацкий, С.Т. Педагогические сочинения в 4 т. / Под ред. И.А. Каирова, Л.Н. и М.Н. Скаткиных, В.Н. Шацкой. М., 1962. - Т.1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...