Глава 2. Педагогические идеи С.Т. Шацкого
Идеи "трудовой школы"
С.Т. Шацкий считал, что трудовая школа есть хорошо организованная детская жизнь, дающая разностороннее развитие: "Если бы мы сумели обслуживать детей всесторонне - и со стороны общественной и трудовой, и со стороны умственной и эмоциональной, то мы имели бы наиболее совершенный образец организации трудовой школы" [3, 62]. Таким образом, в основу его проекта трудовой школы был положен труд, который органично сочетался с интеллектуальной, физической, эмоциональной и общественной работой. Это была уникальная модель трудовой школы: она строилась исходя из интересов и возможностей ребенка, и была направлена на его всестороннее развитие. Аналогов такой школы в мировой теории и практике не было. Таков был главный итог его дореволюционной деятельности. После революции она продолжалась так же активно и в том же русле. В 1918 г.С.Т. Шацкий так представлял модель трудовой школы:". канву материальную, дисциплинирующую и опытную дает физический труд, обслуживающий детей и посильный для них. Организует жизнь и делает ее более легкой - деловое самоуправление. Украшает жизнь и питает эстетическое чувство - искусство. Повторяет и приспособляет к жизни, повторяет пройденные этапы человечества - игра, дающая такой бодрый тон общей жизни. Направляет общую жизнь и удовлетворяет дух исследования - работа ума. Соединение всех элементов усиливает социальные навыки. И скелетом этого организма служит постоянное упражнение, появляющееся в должное время и не заслоняющее основной цели организации детской жизни" [4, 24]. Трудовая школа строилась для детей - их разностороннего развития. Она должна была обеспечить им радостную и содержательную жизнь, учитывать их индивидуальные и возрастные различия, способствовать развитию ребенка, не приносить его в жертву "социальному заказу общества". Это сознательное отрицание учета потребностей общества в воспитании составляло основной недостаток проекта трудовой школы С.Т. Шацкого. Главное достоинство было в том, что педагог рассматривал воспитание как организацию разнообразной деятельности ребенка, как сложный и противоречивый процесс, организуемый педагогом.
Ему было ясно, что школа должна строиться на научной основе. Главная ее задача - создание благоприятной для каждого ребенка среды, т.е. детского сообщества, развивающегося и непрерывно растущего. Дается определение этой школы: место "организованной жизни детей, ставящей первой задачей своей дать детям жить сейчас, в данный момент, а не готовить к будущему". Единственное назначение школы и учителя - организовывать разнообразную деятельность детей, все время их изучая. Она должна "содействовать явлениям роста, индивидуального и группового, детей в специально организованных формах" [4, 36-40]. Впервые С.Т. Шацким была сформулирована идея о необходимости исследовательской работы в школе: педагог должен быть организатором детской жизни, ее наблюдателем и исследователем. В центре находится ребенок с его интересами и потребностями. Задача государства состоит не в том, чтобы "отливать в готовые формы нужных ему для соответствующих функций людей, а в том, чтобы создать наиболее благоприятные условия для организации детской жизни в каждый данный момент". Школа, по мнению С.Т. Шацкого, является определяющим фактором в развитии интеллекта, воли, эмоций ребенка через активное усвоение им социального опыта. Определяются основные принципы трудовой школы: приоритет детских интересов коллективизм; разносторонняя деятельность эволюционность; научность; единство теории и практики [4, 60-65]
Со временем С.Т. Шацкий уделяет все большее внимание организации социального опыта ребенка, подготовке его к трудовой и общественной деятельности, связи школы с жизнью. "Мы хотим от школы крепкой спайки с жизнью, а, следовательно, и познания ее". Он уточняет и развивает характеристику учителя нового типа: педагог - общественный работник с широким горизонтом; педагог-организатор своего дела и детской жизни; педагог - умелый наблюдатель и исследователь. Принципиально новым в этой профессиограмме является постановка педагогической работы как социальной функции, возведение в ранг ведущей его организаторской деятельности. Социальный фактор начинает все более выходить на авансцену педагогической проблематики. Эта тенденция получила развитие в докладе "Советская школа, ее теория и практика", с которым С.Т. Шацкий выступал в апреле 1928 г. в Лейпциге на Международной педагогической неделе. Следует иметь в виду, что доклад С.Т. Шацкого - коллективное творчество, что он был отредактирован Наркомпросом в русле официально политики Советского государства. Отмечая влияние революции на сферу образования С.Т. Шацкий подчеркнул, что это нашло свое выражение прежде всего в постановке цели - воспитание гражданина-строителя социализма. Впервые он говорил о том, что трудовая школа должна изучать и оценивать трудовую деятельность советских людей и вводить детей в посильное участие в социалистическом строительстве. Это школа, которая возможна при участии в ее работе "огромной массы трудового населения". Это школа политехническая, что создает возможность дать общее образование как основу будущего профессионального. Она, безусловно, светская, опирающаяся на краеведческий принцип районирования [4, 179]. Цели и принципы трудовой школы, указывалось в докладе, реализуются в программах, предусматривающих комплексное учение природы, труда, общества. Установление связей между ними должно создавать основу деятельности трудовой школы, обеспечивать единство теории и практики, расширять возможности участия школы и каждого Ученика в строительстве нового общества. Каждая школьная тема, так или иначе, должна была иметь отражение в окружающей жизни. Здесь С.Т. Шацкий уже соглашается с тем, что нужно готовить будущих строителей социализма и достаточно прямолинейно выстраивает логику этого воспитания: чем более регулярно учащийся привлекается по мере сил и возможностей к социалистическому строительству, тем более он воспитывается как советский гражданин. Мы видим серьезные изменения его педагогической логики: он идет от потребностей революционной практики, интересы ребенка отодвигаются на второй план.
Дальнейшее развитие идея трудовой школы получила в статье "Методика и качество работы школы" (1931). В ней С.Т. Шацкий предпринимает одну из последних попыток вернуться к своим принципам: он видит слабость работы школы по комплексным программам. Одним из выходов, по его мнению, было бы соединение обучения с производительным трудом, что является главным условием формирования всесторонне развитой личности. И тем не менее можно констатировать: в конце 20-х - начале 30-х гг. под давлением обстоятельств он начинает отходить от своих педагогических постулатов. Вместе с тем и в публикациях, и в его практической деятельности остается много ценного и поучительного. Педагогический процесс, по мнению С.Т. Шацкого, должен иметь для ребенка смысл, он его должен вдохновлять и стимулировать в следующей логике: "Я учусь - и вот мне лучше, интереснее стало жить; я учусь - и отношение взрослых, занятых своими делами, с которыми я познакомлюсь, когда "буду большой", меняется: меня признают, со мной считаются, я кое-что значу; я Учусь и приобретаю товарищей, вместе с которыми строятся новые формы ЖИЗНИ; я Учусь - и присоединяюсь к великому потоку жизни, в которой начинаю разбираться, которую начинаю понимать; я учусь - и чем больше учусь, тем больше дело спорится у меня в руках, - вот те настроения, которые должны…охватить нашу молодежь в связи с школой." [4, 161]. Без связи школы жизнью этого достичь невозможно. Таким образом, этот принцип по-прежнему является одним из основополагающих в концепции педагога, так как он обращен к детям, их интересам и возможностям; он наиболее способствует организации "бодрой жизни", в которой происходит всестороннее развитие ребенка. Именно здесь находится главная точка опоры трудовой школы: отражая возможности и потребности общества, она должна способствовать личностному росту ребенка, осознанию им ее полезности и необходимости, что и включает механизм мотивации и т.д. Принцип связи школы с жизнью коренным образом изменял и преобразовывал организацию, содержание, управление школой. Активное участие трудящихся в ее строительстве также радикально изменяло содержание, формы и методы учебно-воспитательного процесса. С.Т. Шацкий выходил на высший уровень причинно-следственной обусловленности педагогического процесса: вопросы педагогические - в то же время вопросы экономические и бытовые, и политические [4, 147-148].
Таким образом, идея трудовой школы несет в себе различные педагогические аспекты и смысл: личностный, общественный, экономический, политический и др. Исходя из значения и возможностей трудовой школы для развития личности ребенка.С.Т. Шацкий утверждал и поддерживал эту идею как лучшую и наиболее эффективную форму организации детской жизни. Он видел необходимость соотнесения ее целей и задач с потребностями общества, но основные проблемы ее организации и развития рассматривал, прежде всего, с позиций их полезности и значимости для детей. Трудовая школа С.Т. Шацкого имела принципиальные отличия от всех зарубежных проектов: она носила общеобразовательный характер, строилась на основе ведущих элементов жизнедеятельности ребенка, удовлетворяла его потребности и интересы, организовывала разнообразную трудовую деятельность не только в школе, а и во вне. Наконец, она всесторонне развивала ребенка. [5]
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|