Глава 1. Теоретические основы исследования проблемы формирования и развития творческого студенческого коллектива
Стр 1 из 5Следующая ⇒ ОГОУ ВПО «СМОЛЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВ»
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА (по материалам учебного Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств)
Студента Дасюкова Романа Валентиновича Научный руководитель: Чернова В.Е.
Смоленск, 2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА Творческий студенческий коллектив как объект исследования 1.2 Педагогический подход к творческому студенческому коллективу - основа процесса его формирования и развития ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧЕБНОГО ТЕАТРА НАРОДНОЙ ПЕСНИ И ТАНЦА СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ИСКУССТВ 2.1 Использование современных педагогических технологий по формированию и развитию творческого студенческого коллектива учебного Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств 2.2 Авторский проект образовательной программы «Педагогическая практика на базе учебного театра народной песни и танца СГИИ» ЗАКЛЮЧЕНИЕ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ Актуальность исследования. В условиях осуществления структурных реформ в обществе усиливается внимание к социальному фактору развития современного производства, к нуждам и потребностям каждого специалиста. С одной стороны, это отражает человекоцентрическую позицию в работе с персоналом, с другой - позволяет создать новую основу экономических отношений, направленных на реализацию в профессиональной деятельности выпускниками высших учебных заведений культуры и искусств своего личностного и художественно-творческого потенциала. В современных условиях постиндустриального общества как никогда ранее востребованы специалисты, обладающие художественно-творческой активностью в профессиональной деятельности, высоким уровнем профессионального интеллекта, способностью к самообразованию, восприимчивостью к инновациям, креативностью.
Серьезные изменения, происшедшие в нашей стране за последние годы, существенно трансформировали цели, содержание и функции высшего профессионального образования, расширили его границы, и, следовательно, потребовали переосмысления ценностей, технологий организации целостного педагогического процесса в вузах. Остро ставшая перед наукой проблема переосмысления значения и места художественного творчества как фактора развития личности, связана с обращением к нравственно-духовной сфере и поисками результативного механизма осознанной адаптации студенческой молодежи к социокультурной среде. Целью современного высшего образования является всестороннее развитие личности. Решение этой задачи должно осуществляться на протяжении всего процесса обучения в высшем учебном заведении в русле развития творческой деятельности студенческой молодёжи, так как творчество - не удел избранных, а биологическая потребность. Творчество предполагает не только способность личности к выживанию в существующих и предполагаемых обстоятельствах при условии приспособления к ним без утраты имеющегося потенциала, но и осознанность ею самоидентификации на уровне общественной пользы. Поэтому на современном этапе трансформационных изменений, базирующихся на поведении и действиях больших социальных общностей, очевидна необходимость изучения и систематизации разобщенного многообразия положений, форм и методов, педагогических технологий, используемых преподавателями, направленных на формирование и развитие творческого студенческого коллектива, которые сформировались в последние годы и находят отражение в теориях общественных наук.
Современная социально-экономическая ситуация во многом требует осознания того, что от качества образования и воспитания во многом зависит развитие личности, ее творческого потенциала, морального и материального благополучия. Художественно-творческий потенциал личности является важным фактором, обеспечивающим поступательное движение общества, уровень его благосостояния и развития в целом. Поэтому требуется глубокое и всестороннее осмысление образовательно-воспитательного процесса, подготовки творчески работающих специалистов, способных успешно адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях, повышать эффективность своего труда, поэтому проблема знания педагогических особенностей формирования и развития творческого студенческого коллектива чрезвычайно актуальна. Естественно, что в современных условиях требуются новые подходы к решению исследуемой проблемы, где реализация личностного потенциала в динамично изменяющейся рыночной экономике, занимает одно из ведущих мест. Степень научной разработанности. Творчество и процесс его формирования в научных исследованиях - явление сравнительно не новое, но не в полной мере изученное. Обусловлено это не только сложностью научного анализа данного феномена, но и в определенной недооценке его обществом как социально необходимой формы эффективной самореализации личности. Творчество как имманентную сущность бытия раскрыли Платон, Аристотель, А. Блаженный [2, 36, 37]; как творение людьми языка, искусств, философии, нравов, то есть, по существу, истории - Дж. Вико; как случайную комбинацию уже существующих элементов - Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк; как процесс, протекающий в сознании и оказывающий влияние на социальные структуры существования индивидов - Г.В. Лейбниц, И.Т. Гердер [28, 13]; И. Кант [19] характеризовал творчество как способность создавать то, что может быть образцом для подражания; Ф.В. Шеллинг [49] выделил творческую активность, которая сопутствует индивиду в течении всей жизни, обеспечивая непрерывность процесса самопознания и самоопределения; Г.В.Ф. Гегель [12] творчество считал одним из путей осознания и выражения идеального; Б. Спиноза [43] исследовал продуктивную составляющую деятельности, производящую вещи под воздействием «свободной необходимости». К Маркс и Ф. Энгельс [29] представляли творчество как социокультурное явление, органически связанное с общественно-трудовой практикой: с одной стороны, это производство и реализация преобразующей сущности индивида; с другой - продуктивная основа предметного мира культуры и реальный базис всестороннего развития личности. Представители немецкой классической философии раскрыли творчество в аспекте познавательной и практической деятельности субъекта, который способен в творческой самореализации выйти за рамки имеющихся собственных социальных потенций.
В работах российских мыслителей наметились два подхода к исследованию феномена «творчество»: В.Г. Белинский и А.И. Герцен [5, 14] рассматривали его как неотъемлемый элемент социальности субъекта и истории; Вл. Соловьев, Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков - как внутреннюю жизнь индивида, выходящую «за границы данного мира» [42, 6, 9]. В науке сложились определенные предпосылки для разработки проблемы развития творческого коллектива. В фундаментальных трудах А.Г. Асмолова, Ю.К. Бабанского, Ю.К. Васильева, B.C. Кузина, Я.А. Пономарева, М.Н. Скаткина, Д.И. Фельдштейна, Р.Х. Шакурова и др. заложены основы решения проблемы формирования творческой личности специалиста [38]. Проявления творческой активности связаны с творческой деятельностью в области искусства. Для исследования представляют интерес исследования психологов: Д.Б. Богоявленской, А.И. Крупнова, А.М. Матюшкина, А.И. Савенкова, П.М. Якобсона, в которых изучается структура и динамика познавательной активности личности, различные аспекты развития интеллектуальной, творческой деятельности, как в общепсихологическом, так и возрастных аспектах. Психологической основой разработки концепции творческой деятельности явились, прежде всего, теория культурно-исторического развития психики, созданная Л.С. Выготским и А.Р. Лурия, а также учение К.Г. Юнга об архетипах коллективного бессознательного в искусстве.
О значении обучения в творческой деятельности подчеркивается в психолого-педагогических трудах Б.Г. Ананьева, В.Н. Крутецкого, А.В. Петровского [33, 34, 35], Н.М. Сокольниковой и др. Философскому осмыслению проблемы творчества способствовало ознакомление с работами Е.А. Ануфриева, Т.С. Лапиной, В.И. Мишина, М.С. Кагана, рассматривающих творчество в культурно-историческом плане. Особенно ценным для нашего исследования является высказывание М.С. Кагана, который считал творческую деятельность формой качественного развития человека, его культуры и среды обитания. При всей несомненной теоретической и практической значимости исследований вышеназванных авторов следует подчеркнуть, что в психолого-педагогической науке еще недостаточно накоплено материала, необходимого для решения проблемы формирования и развития творческого студенческого коллектива. Эта проблема не выступала предметом специального исследования. Сказанное обусловливает актуальность данной проблемы, исследованию которой посвящена настоящая работа. Объектом исследования является творческий студенческий коллектив. Предметом исследования - педагогические особенности формирования и развития творческого студенческого коллектива учебного Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств. Цель исследования: выявить основные педагогические особенности формирования и развития творческого студенческого коллектива учебного Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств. Указанная цель определила проблему исследования. Исходя из поставленной цели исследования, вытекают следующие задачи: . Уточнить особенности творческого студенческого коллектива; . Определить основу процесса формирования и развития творческого студенческого коллектива - педагогический подход; . Систематизировать современные педагогические технологии, направленные на формирование и развитие творческого студенческого коллектива учебного Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств; . Разработать проект создания образовательной программы «Педагогическая практика на базе учебного театра народной песни и танца СГИИ».
В основу исследования положена гипотеза о том, что основные педагогические особенности формирования и развития творческого студенческого коллектива учебного Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств базируются на: 1. обязательном наличии продуманной образовательной и воспитательной программ; . гуманистическом характере межличностных отношений в коллективе; . личностно и социально значимом, событийном характере деятельности коллектива; . наличии зон свободного развития участников коллектива. Методологической базой исследования явились философские, методологические, социальные и психолого-педагогические труды, в которых представлены: общая теория профессиональной деятельности; гуманистические идеи адаптации системы образования к индивидуальным особенностям студенческой молодёжи и к социокультурным изменениям среды; принципы взаимосвязи теории и практики; концепции самоактуализации, саморазвития и самовыражения личности в процессе профессиональной деятельности. Для решения задач исследования был использован комплекс методов: теоретические: теоретико-методологический анализ состояния проблемы исследования; анализ и синтез философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования; анализ и обобщение передового педагогического опыта; обобщение собственного опыта; эмпирические: прямое, косвенное и включенное наблюдение; метод рефлексии; метод эмпатического слушания; диалогическая беседа; анкетирование, тестирование; социологические исследования; самооценка и экспертная оценка. Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав по два параграфа в каждой, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|