Педагогический подход к творческому студенческому коллективу - основа процесса его формирования и развития
Человечество вступило в эру, когда мир без границ становится реальностью, раздвигает рамки познания людей, творчество - наполняет жизнь смыслом и радостью, социально и личностно значимым содержанием. Учить познанию и творчеству - таков императив современного образования. На значимость этого подхода указывал В.А. Сухомлинский, говоря о том, что воспитательный аспект творчества - почти нетронутая целина теории и самый слабый участок практики. Наука до сих пор не определила закономерности становления личности в условиях творческой деятельности. Сделать это сегодня призвана педагогика творчества - особая область педагогической теории и практики. Педагогика творчества - не дань моде. Она открывает путь к воплощению идеи воспитывающего общества, социализация молодёжи в котором является высшим приоритетом [38, С. 46]. Ключевым понятием педагогики творчества является творческая направленность личности, исходящая из сформированной потребности в творчестве. Рассматривая потребность в творчестве в развитии, мы предполагаем, что она формируется и реализуется в специально организуемой творческой деятельности. Первичный интерес, переходящий в увлеченность, азарт, самоотдачу, объединение с единомышленниками, лидерство в творчестве, а затем и в жизни - таковы стадии личностного роста в творчестве. В целях достижения реального социализирующего эффекта творческая деятельность должна отвечать следующим требованиям: ) должна удовлетворять познавательные интересы, увлекать, включать в творческие коллективы, ) в процессе деятельности должно быть обеспечено достижение реальных достижений, ) творческие достижения должны вести к личностному росту, прежде всего - к включению механизма самореализации,
) в процессе творческой деятельности должен обогащаться социальный опыт, формироваться субъектная, нередко - лидерская позиция, ) задачи, решаемые в процессе творчества, должны носить социально значимый, общественно полезный характер, стимулировать стремление к интеграции с членами коллектива, развитие лидерских черт. Творческая направленность представляет собой иерархию мотивов познания, увлеченности, достижений, самореализации, а также производных от них мотивов интеграции, общественной пользы и лидерства. Важным показателем творческой направленности личности является новаторская позиция - творческое, новаторское отношение к действительности. Очевидна близость двух парадигм - теории воспитательных систем и педагогики творчества. В сочетании они дают слияние эффективной организационно-педагогической формы и креативного содержания, гармонизирующее воспитательный процесс. Воспитательная система как система социальная подразумевает формирование уникальной общности - коллектива, связанного творческой деятельностью и общением, социализирующими людей. Она практически всегда обеспечивает синергетический эффект, умножая усилия всех своих субъектов в направлении повышения результативности воспитания. Воспитательная система проявляется атмосферой познания и творчества, формирующейся в коллективе. На основе анализа своего опыта А.С. Макаренко определил, что коллектив - это такая группа, которую объединяют общие, имеющие общественно ценный смысл цели и совместная деятельность, организуемая для их достижения [33, С. 91]. Объединенные единством цели и деятельности, члены коллектива вступают в определенные отношения ответственной зависимости, руководства и подчинения при безусловном равенстве всех членов и их одинаковой ответственности перед коллективом. Каждый коллектив имеет свои органы управления и является частью более общего коллектива, с которым связан единством цели и организации.
Разработаны основные параметры гуманистической воспитательной системы в творческом коллективе: наличие продуманной программы; гуманистический характер межличностных отношений; личностно и социально значимый, событийный характер деятельности; взаимопроникновение воспитывающего коллектива и социума; наличие зон свободного развития. Наиболее адекватная воспитательным системам педагогическая технология в работе со студенчеством - организация творческих студенческих коллективов. Под творческими коллективами мы понимаем коллективы, увлеченные решением общих творческих задач. В педагогике творчества они рассматриваются и как цель, и как процесс, и как результат. Значимость их для воспитания заключается в том, что, интегрируя студентов, обладающих различным уровнем творческой мотивации, коллективы за счет действия механизмов мотивации, заражения познанием и творчеством, быстро сплачивают, развивают и социализируют их. Общие интересы + коллективные поиск и творчество + взаимообогащающее общение + совместное решение значимых задач и переживание успехов + заинтересованность в продолжении поиска и творчества - таковы механизмы творческого коллектива как структурно-функциональной основы педагогики творчества. Работа педагогов-организаторов творческих студенческих коллективов идет как в направлении обеспечения личностного роста студентов, так и в направлении формирования творческого коллектива. Первое подразумевает закрепление потребности в творчестве, развитие новаторской позиции, побуждающей к интеграции со сверстниками. Второе ведет к переходу от спонтанных объединений по интересам к стабильным коллективам, сплоченным значимой творческой деятельностью. С точки зрения педагогики творчества творческие коллективы могут формироваться только естественным путем, когда его участники свободны в выборе деятельности. В то же время творческие коллективы так или иначе должны участвовать в реализации социально значимых проектов. Важно добиться осознания студентами общественной значимости творчества, необходимости работы над собой, сотрудничества со сверстниками. Сумма полезных знаний о творчестве должна дополняться практикой творческого коллектива, концертами, экскурсиями, встречами, презентациями.
В условиях творческих коллективов имеет место особая восприимчивость студентов к педагогическим воздействиям, они быстро переходят от репродукционных, подражательных практик к сотворчеству и самостоятельному творчеству в избранном виде деятельности. Как по лестнице поднимаются они к вершинам творчества, проходя закономерные фазы творческого роста и самореализации, обретая творческую направленность:
Воспитательный процесс, оптимизируемый системой, становится эффективнее, так как при этом формируется особая общность людей, тесно связанных социально значимой деятельностью и гуманистическими отношениями. Как показали исследования, формирование таких общностей не только наполняет особым смыслом образование, но преображает и социум, представляющий собой ничто иное, как комплекс человеческих общностей. Макровоспитательная система, формирующаяся в нем, улавливает, поддерживает и распространяет социальные новации, мощную энергию коллективной творческой деятельности. Вопрос об отношениях творческого коллектива и личности его участника - один из ключевых и в условиях современных педагогических и социальных тенденций приобретает особую важность. творческий студенческий коллектив педагогический
Взаимоотношения творческого коллектива и личности его участника в условиях творческой деятельности обусловлены следующими факторами: типом личности студента; соответствием характера суждений, системы ценностей, традиций личности и творческого коллектива; наличием и характером неформальных микрогрупп; неизбежностью возникновения конфликтных ситуаций и успешностью их разрешения руководителем творческого коллектива; заботой руководителя о творческом росте и личностном развитии каждого студента. Творческое преобразование мира - высшее проявление человеческой природы, обеспечивающее движение к более сложным, совершенным формам общественной жизни. Люди творят, созидая культуру, а культура творит людей. Культура динамична и изменчива в силу творческой природы людей, неустанно созидающих, сохраняющих и транслирующих грядущим поколениям культурные ценности. Воздействие их на людей огромно. Творцы заставляют сопереживать им, осмысливать их идеи, проникаться их духом, открывать новые горизонты реальности в направлениях, заданных ими. Памятники духа вызывают известный эффект катарсиса - потрясения, воспринимаются и навсегда остаются в сознании. В силу этого трансляция ценностей, опыта, идеалов, традиций составляет предметную основу воспитания как приобщения к культуре и ее творцам. Наследуя культуру человечества, человек становится не только ее носителем, но и продолжателем, проводником, творцом. Но для этого ему нужна Встреча. Встреча с Наставником-творцом, лидером, гражданином, дарящим богатства своей души - преподавателем, руководителем творческого студенческого коллектива. Педагогика творчества рассматривает руководителей творческих студенческих коллективов как таких наставников, предъявляя им очень высокие требования. Мыслящие оригинально и широко, увлекающие, вдохновляющие, ведущие за собой, они заботятся о творческом росте не только воспитанников, но и коллег [33, С. 172]. Существуют определённые методы и приёмы воспитательной работы руководителя творческого студенческого коллектива, которые напрямую связаны с педагогической деятельностью. Метод воспитания (от греч. «методос» путь) это путь достижения заданной цели воспитания. Можно сказать также, что методы - это способы воздействия на дознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств. Методы и приёмы воспитательной работы руководителя с творческим коллективом напрямую связаны с педагогической деятельностью. Уровень соответствует достигнутому на данный момент результату воспитания. Ставится новая цель, достижение которой выводит воспитанника на новый, более высокий уровень воспитанности. Процесс перевода артиста с более низкого уровня на более высокий называется процессом воспитания. Цели воспитания можно достичь различными путями. Сколько же их всего? В принципе столько, сколько может найти руководитель, сотрудничая со своими воспитанниками, опираясь на их силы, возможности и желания. Несомненно, одни пути могут привести к цели быстрее, чем другие. Практика воспитания использует, прежде всего, те пути, которыми вели своих учеников воспитатели, жившие прежде нас. Эти пути называются общими методами воспитания.
Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными, поэтому перед руководителем всегда стоит задача найти новые неизведанные пути, которые максимально соответствуют конкретным условиям воспитания, позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиваться намеченного результата. Конструирование, выбор и правильное применение методов воспитания - вершина педагогического профессионализма режиссера. Отыскать правильные пути, максимально соответствующие условиям конкретного процесса воспитания, очень сложно. Однако создать принципиально новый метод воспитания ни одному руководителю не под силу. Задача совершенствования методов стоит постоянно, и каждый руководитель в меру своих сил и возможностей ее решает, внося в разработку общих методов свои частные изменения, дополнения, соответствующие конкретным условиям воспитательного процесса. Такие частные совершенствования методов называются приемами воспитания. Прием воспитания - часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение. Образно говоря, приемы это неизведанные тропинки, которые прокладывает руководитель творческого студенческого коллектива вместе со своими участниками, чтобы быстрее достичь цели. Если ими начинают пользоваться и другие руководители, то постепенно приемы могут превратиться в широкие столбовые пути - методы. Знание методов и приемов воспитания, умение правильно их применять в работе с творческим коллективом - это одна из важнейших характеристик уровня педагогического мастерства руководителя творческого коллектива. Под приемом понимается единичное воздействие, под средством - совокупность приемов. Средство - это уже не прием, но еще не метод. Например, труд - средство воспитания, но показ, оценка труда, указание на ошибку в работе - это приемы. Слово (в широком понимании) - средство воспитания, но реплика, ироническое замечание, сравнение - приемы. В связи с этим иногда метод воспитания определяют как систему приемов и средств, используемых для достижения поставленной цели, так как в структуре метода приемы и средства есть обязательно. Нет методов хороших или плохих, ни один путь воспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учета тех условий, в которых он применяется. Испытанный веками опытный путь решения проблем, основанный на педагогическом чутье, интуиции, глубоком знании особенностей методов и причин, вызывающих определенные последствия. Тот руководитель творческого коллектива, который лучше учел конкретные условия, использовал адекватное им педагогическое действие и предвидел его последствия, всегда достигнет более высоких результатов воспитания. Выбор методов воспитания - высокое искусство. Рассмотрим общие условия, определяющие выбор методов воспитания. Общие условия в выборе методов воспитания: . Индивидуальные и личностные особенности членов студенческого творческого коллектива. . Условия воспитания и отношения, складывающиеся в коллективе, стиль педагогического руководства и др. Абстрактных условий, как известно, не бывает, они всегда конкретны. Их сочетание порождает конкретные обстоятельства. Обстоятельства, в которых совершается воспитание, получили название педагогических ситуаций в работе руководителя студенческим творческим коллективом. . Уровень педагогической квалификации. . Время воспитания. . Ожидаемые последствия. Правила выбора методов воспитания. Общий принцип выбора методов воспитания - отношение руководителя творческого студенческого коллектива к воспитаннику. Методы воспитания в свете гуманистического подхода - это не набор чисто профессиональных средств в руках руководителей, равнодушных к судьбе своих воспитанников. Метод требует эластичности, гибкости, даже нежности - эти качества придает ему режиссёр. Рассмотренные выше общие условия выбора методов определяют крупные зависимости, между тем в воспитательном процессе приходится учитывать и множество тончайших нюансов. Любое разумное и подготовленное действие руководителя коллективом должно быть доведено до конца, метод требует логического завершения. Выполнять это правило важно потому, что только в этом случае участники коллектива обретают полезную привычку доводить дело до конца, а руководитель укрепляет свой авторитет организатора. Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому руководитель всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает потребность в определенном воздействии. Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия. Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние членов творческого коллектива время, когда методы будут применяться. По характеру методы воспитания в студенческом творческом коллективе делятся на убеждение, упражнение, поощрение и наказание. В данном случае общий признак «характер метода» включает в себя направленность, применимость, особенность и некоторые другие стороны методов. К этой классификации тесно примыкает другая система общих методов воспитания, трактующая характер методов более обобщённо. Она включает в себя методы убеждения, организации деятельности, стимулирования поведения участников. По результатам методы воздействия можно разделить на два класса: . Влияния, создающие нравственные установки, мотивы, отношения, формирующие представления, понятия, идеи. . Влияния, создающие привычки, определяющие тот или иной тип. Руководитель в полной мере должен владеть всеми методами и приемами воспитательного воздействия на творческий коллектив, не только как руководитель-организатор, но и как руководитель-педагог. Таким образом, руководитель, несомненно, влияет на создание особой атмосферы в студенческом творческом коллективе [50, С. 182]. В идеале создание творческого студенческого коллектива - это создание союза единомышленников. Но практически эта проблема представляет огромные трудности, так как каждый руководитель имеет перед собой по-разному творчески и методологически воспитанных людей. Обычно их делят на одаренных, менее одаренных и совсем неодаренных. Это, пожалуй, единственный критерий отбора студентов в творческий коллектив. Но одна сторона дела - формирование коллектива, другая - его воспитание. По какой линии должно идти это творческое воспитание? В студенческом творческом коллективе, главное - это репетиционный процесс. Нужно, чтобы каждая репетиция проходила с нужной мерой требовательности, в атмосфере настраивающей на работу, чтобы все время было ощущение неосуществленной цели. Стоит делать попытки, чтобы уловить в творческую деятельность коллектива всё положительное, обнаружить, чего удалось добиться и что мешает, тянет назад. Очень важно, например, анализировать успех у зрителя. Это очень трудно, но, если не пытаться этого делать, невозможно двигаться дальше. Важно анализировать репетиции, понять - почему, например, сегодня репетиция художественно не состоялась или почему сегодня она прошла лучше, чем вчера, осмыслить творческие процессы, вникнуть в их существо. Нужно приучать коллектив не ссылаться на хорошие рецензии. Такие вещи имеют огромное значение в процессе становления коллектива. Очень важно удержать его от упоения успехами, но не менее важно поддержать в нем веру в себя. В этом смысле едва ли не самое страшное - воспитывать коллектив в духе упоения успехами, которых он достиг. И задача руководителя - возбуждать в коллективе чувство неудовлетворенности, чтобы, несмотря на успех, в самом коллективе жило сознание того, что многое еще не сделано, многого не хватает. Для этого и самому руководителю необходимо преодолевать в себе чувство самоуспокоенности, воспитывать умение не воспринимать критические замечания артистов как выпад лично против себя. Сила авторитета заключается не в том, чтобы все вокруг говорили, что у руководителя все идеально. Творческий студенческий коллектив находится в постоянной борьбе за утверждение своих принципов. Но важно, чтобы объединённость коллектива на основе этих принципов не вела к слепоте по отношению к собственным недостаткам. Когда говорят о единомышленниках, это не значит, что амнистируют недостатки друг друга. Ведь легче всего объединяться против других. Надо внутри собственного коллектива научиться говорить друг другу правду. Нельзя воспитывать в артисте страх, нельзя держать его в ощущении, что критическое замечание по выступлению может поставить его в положение оппозиции по отношению к руководителю коллектива. Наоборот, артист должен постоянно чувствовать, что он имеет право говорить о том, что не удалось, что плохо, если только он делает это с позиций искренних и честных. Смелость, откровенность, принципиальность никогда не разрушат творческий коллектив, как это кажется некоторым руководителям, а, напротив, будут способствовать его объединению. Иногда руководители обеспечивают себе в коллективе довольно спокойную жизнь тем, что дают работу людям, готовым вступить с ними по поводу любой роли в конфликт. Всех ртов все равно не заткнуть, и не успеет такой руководитель оглянуться, как его разорвут на части. При всех трудностях и насыщенности нашей повседневной жизни можно, вероятно, найти какие-то новые формы работы, мобилизующие творческую активность. Воспитание коллектива - сложнейшая, тончайшая, требующая знания актерской души область работы руководителя. И очень важная, если речь идет о строительстве коллектива, а не просто о постановке очередного мероприятия. Здесь вопросы чисто художественные переплетаются с вопросами этическими. Беда же многих руководителей в том, что никто из них коллектива не строит. А раз этого нет, то все слова о единомыслии в искусстве не имеют никакой реальной цены. Вл. И. Немирович-Данченко очень верно сказал, что жизнь в театре есть непрерывная цепь компромиссов, важно только в каждый данный момент идти на компромисс наименьший. Абсолютно бескомпромиссная жизнь теоретически возможна, но она требует тех идеальных условий, которых никто из руководителей коллективов не имеет. Поэтому необходимо искать тот минимальный компромисс, который не скомпрометирует цели. Проблема воспитания творческого коллектива - проблема, которая всегда актуальна, ибо только на основе морально-этического кодекса можно искать современные формы искусства. Мы живем в то время, когда большие процессы, происходящие в мире, всё непосредственней касаются каждого человека. И если суметь воспитать себя и актеров таким образом, что окажемся способными говорить о жизни языком сегодняшним, современным, тогда сможем решить огромные задачи, которые поставлены перед творческим коллективом, за выполнение которых, прежде всего, отвечает руководитель. Творчество каждого руководителя творческого коллектива есть не что иное как выражение идейно-творческих устремлений всего коллектива. Без объединенного, идейно сплоченного, увлеченного общими творческими задачами коллектива не может быть полноценного произведения искусства. Коллектив должен обладать общностью мировоззрения, общими идейно-художественными устремлениями, единым для всех членов творческим методом. Важно также подчинение всего коллектива строжайшей дисциплине. «Коллективное творчество, на котором основано наше искусство, - писал К. С. Станиславский, - обязательно требует ансамбля, и те, кто нарушают его, совершают преступление не только против своих товарищей, но и против самого искусства, которому они служат» [38, С. 17]. Задача воспитания члена творческого студенческого коллектива в духе коллективизма вытекает из самой природы искусства, которое предполагает всемерное развитие чувства преданности интересам коллектива и непримиримую борьбу с проявлениями индивидуализма. Для создания атмосферы творчества руководитель студенческого творческого коллектива материал берёт из жизни, из самой действительности. Также самостоятельно, а не только через руководителя, должен коллектив воспринимать жизнь для того, чтобы создавать подлинное искусство. Только исходя из своего собственного знания жизни, они могут определенным образом истолковать художественный образ, найти нужные сценические формы. И у руководителя и у коллектива один и тот же предмет творческого отображения: жизнь, действительность. Необходимо, чтобы образы, идеи жили в сознании участников коллектива и руководителя, насыщенные богатством их собственных жизненных наблюдений, подкрепленные множеством впечатлений, извлеченных из самой действительности. Только на этой основе может быть построено творческое сотрудничество и взаимодействие между коллективом и руководителем, мастером и исполнителем. Основная задача, которая стоит перед руководителем творческого студенческого коллектива заключается в творческой организации идейно-художественного единства замысла. Руководитель не может и не должен быть диктатором, чей творческий произвол определяет лицо замысла. Руководитель концентрирует в себе творческую волю всего коллектива. Он должен уметь угадывать потенциальные, скрытые возможности коллектива, настраивать на нужную, рабочую атмосферу. Он отвечает за идейную направленность замысла, за правдивость, точность и глубину отражения в нем действительности. Артист как творец - вот настоящий материал для руководителя творческим студенческим коллективом. Творческие мысли и мечты артиста коллектива, его художественные замыслы и намерения, творческая фантазия и чувства, личный и социальный опыт, знания и жизненные наблюдения, вкус, темперамент, юмор, актерское обаяние, сценические действия и сценические краски - все это вместе взятое - материал для творчества руководителя коллективом, а вовсе не одно только тело артиста или его способность по заданию руководителя вызывать в себе нужные чувства. Творческое взаимодействие между руководителем и артистом, является основой режиссерского метода в современном искусстве. Всемерно создавать условия для развития артиста - такова важнейшая задача, стоящая перед руководителем творческого студенческого коллектива. Настоящий руководитель является для артиста не только учителем сцены, но и учителем жизни. Он - выразитель, вдохновитель и воспитатель того коллектива, с которым работает. Он «настройщик» своего ансамбля. Именно так подходили к своей профессии К.С. Станиславский, В.И. Немирович-Данченко, Е.Б. Вахтангов [31, С. 83]. Помогая артистам находить ответы на волнующие их творческие вопросы, увлекая их идейными задачами замысла и объединяя вокруг этих задач мысли, чувства и творческие устремления всего коллектива, руководитель неизбежно становится его идейным воспитателем и создателем определённой атмосферы. Характер каждой репетиции, ее направление и успех в значительной степени зависят от руководителя. Он использует все приемы и способы для того, чтобы разбудить органическую природу артиста для полноценного, глубокого, самостоятельного творчества. Огромное значение для полноценного функционирования творческого студенческого коллектива принадлежит климату и атмосфере коллектива. В педагогике и психологии существует научная трактовка понятия климат, но с иным содержанием этого термина. В творческой деятельности принято употреблять понятие атмосфера, в этом случае эти два понятия, не зависимо от аналогичного названия наполняются другим содержанием - не физического порядка, а духовного. Как климат и атмосфера неразрывно связаны в природе, так социально психологический климат неразрывно связан с творческой атмосферой. Многие типологии социально-психологического климата весьма статичны, они фиксируют лишь отдельные его состояния и не поясняют, каким образом эти состояния перманентно сменяют друг друга. С развитием группы расширяется и зона социально-психологического климата в ней, усложняется его структура. Имеет смысл говорить об определенных этапах, фазах развития социально-психологического климата коллектива. Между «творческой атмосферой» и социально-психологическим климатом можно провести параллель, т.к. общее «настроение» ситуации, её психологическое содержание, возникает из эмоционального отношения к ситуации, происходящему, к другим в целом, все это является атмосферой. «Жизнь полна атмосфер, мы не живём в пустом пространстве», - утверждал Михаил Чехов. Роль руководителя в формировании (атмосферы) социально-психологического климата в творческом коллективе, напрямую связана с педагогической деятельностью, так как межличностные отношения общения и ролевые отношения деятельности в их органическом социо-персоналистском синтезе - это не спонтанный, не стихийный, а регулируемый, управляемый процесс взаимоотношения индивидов с социальной средой обитания. Выделяется ряд необходимых для руководителя качеств, позволяющих ему довольно длительное время "управлять" групповой динамикой в условиях гиперустойчивой ситуации: а) Руководитель должен быть своим человеком в коллективе. б) Руководитель должен легко приспосабливаться к изменениям ситуации. Он должен создавать и поддерживать моральный дух коллектива, а для этого постоянно указывать на цели коллектива, предвидеть опасность, даже если ее нет, изыскивать ее, уметь найти «козла отпущения», а если его нет, то взять на себя эту роль, чтобы сплотить актёрскую труппу. в) Руководитель должен быть хорошим администратором или иметь хороших помощников. Отсюда известный афоризм: "Ничего не делай сам, если есть хороший зам". г) Руководитель должен понимать и чувствовать своих последователей, их установки, цели, идеалы и т.д. д) Руководитель должен учитывать личные интересы последователей, должен быть в состоянии их награждать и наказывать, но делать это, учитывая мнения коллектива о так называемой "справедливости". Таким образом, использование вышеперечисленных принципов воспитания обуславливают педагогический подход к творческому студенческому коллективу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|