Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 2. Технологии формирования и развития творческого студенческого коллектива учебного Театра народной песни и танца смоленского государственного института искусств




ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ И РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО СТУДЕНЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА УЧЕБНОГО ТЕАТРА НАРОДНОЙ ПЕСНИ И ТАНЦА СМОЛЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ИНСТИТУТА ИСКУССТВ

Творческая деятельность - важнейший вид духовной деятельности человека, эффективность которой обуславливается сочетанием мотивационно-целевой, операционной, содержательной, когнитивно-творческой составляющих, направленных на проявление и реализацию индивидуальности [38, С. 162].

Среди видов искусства, оказывающих влияние на развитие художественно-творческих способностей, танец, пластика занимает особое место в связи с тем, что помимо духовного и эстетического развития здесь большую роль играет развитие физической сферы и сферы общения. Экспрессивные способы самовыражения и художественного общения, свойственные танцевальному искусству, выполняющие информационные, коммуникативные и регулятивные функции стимулируют развитие способности к эмпатии, увеличивают, направляют и совершенствуют ассоциативные связи. Музыкальный художественный образ, выраженный в танцевальных движениях, несет в себе различные аспекты эстетического начала, способствующие, в свою очередь, развитию информативной, коммуникативной, нравственно-эстетической и психотерапевтической сфер развития студентов. Это направление имеет развитую традицию и восходит к глубокой древности. Описание танцев мы можем встретить у Аристотеля, в трагедиях Эсхила, Софокла, Еврипида, в комедиях Аристофана. Ключевым понятием культуры античности была калокагатия - гармония тела и духа, что делало человека подобным богам. В произведениях Платона «Государство» и «Законы» центральная роль в деле воспитания совершенных граждан отводилась мусическому искусству - музыкально-поэтическому и танцевальному творчеству, где музыке предназначалась центральная роль в познании сути бытия, в приближении к моральному совершенству.

В процессе развития искусства танца от века к веку техника его значительно усложнялась, и область балетного танца постепенно становится профессиональной, доступной людям с высокой специальной подготовкой. Возрождение античной традиции в области хореографии произошло в конце ХIХ века, когда появляется так называемый «свободный танец», яркой представительницей которого стала А. Дункан. Особое внимание в этом направлении уделялось взаимодействию искусств, роли музыки в создании пластического образа, а также двигательной импровизации на основе звучащего музыкального произведения.

Развитию и обогащению внутреннего мира учеников посвятила свое творчество Л.Н. Алексеева - выдающийся педагог, направляющий своих воспитанников в мир ритмической гармонии, где «органическая связь музыки и движения воздействует не только на слух и чувства человека, но через движения активно охватывает и все его психофизическое существо» (Л.Н. Алексеева. Двигаться и думать. - М., 2000. - С. 37). Воспитательному воздействию ритма было посвящено творчество Э. Жак-Далькроза, основателя школы «Институт ритма». Он считал, что объединяющая, созидательная сила ритма способствует развитию творческих сил человека, развивает такое специфическое качество, как «ритмическая дисциплина», открывая в нем новые возможности для самовыражения и творческого общения со всеми участниками процесса.

Существуют определённые художественно-творческие черты участников учебного Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств, который мы определяем как содружество индивидуальностей с учетом их вокальных и танцевальных данных и возрастных особенностей, объединенных общей художественно-творческой задачей, в решении которой значительную роль играют педагогические условия, создаваемые руководителем коллектива.

Лауреат международных конкурсов и фестивалей Театр народной песни и танца Смоленского государственного института искусств, созданный в 1991 году, является самобытным творческим коллективом, активно участвующим в культурной жизни региона. На протяжении 16 лет Театр радует зрителей Смоленска, Смоленской области, других регионов России Центрального Федерального округа, а также других государств ближнего и дальнего зарубежья своим искусством.

Театр является популяризатором народной отечественной культуры и национального искусства на Смоленщине, в России и за рубежом. Основное направление в работе коллектива - сохранение и развитие народного творчества, его песенной, танцевальной и музыкальной культуры.

На сегодняшний день в репертуаре Театра народной песни и танца более 150 русских народных песен и танцев, а также танцев и песен народов мира.

Театр народной песни и танца - это яркий, перспективный творческий коллектив, который является не только учебно-творческой базой для подготовки высокопрофессиональных специалистов в области народного художественного творчества, но и хранителем народной песенной и танцевальной культуры России. Самой благодарной аудиторией коллектива всегда был и остаётся смоленский зритель. Участники коллектива - студенты института искусств - молоды и красивы. Всё это делает каждое выступление Театра ярким и незабываемым зрелищем. Артисты привлекают своим искусством, своим мастерством не только представителей среднего и старшего поколения, но молодёжь. Не менее ста концертов в год дает Театр в городах и сёлах Смоленщины.

В репертуаре Театра постановки известных мастеров в области вокального и хореографического искусства: балетмейстеров - заслуженного деятеля искусств России, лауреата Государственной премии, профессора Михаила Мурашко и заслуженного артиста РФ Анатолия Полозенко; хормейстеров - заслуженного работника культуры РФ Ларисы Лебедевой и заслуженного работника культуры РФ Татьяны Латышевой; режиссёра- постановщика - заслуженного работника культуры РФ Нины Лукашенковой. Все концертные программы Театра органично сопровождаются выступлением ансамбля русских народных инструментов под руководством Александра Андреева.

В процессе создания необходимых педагогических условий руководителем коллектива, выстраиваются приоритеты, согласно которым определяющими художественно-творческими способностями участников учебного Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств будут следующие: способность к активному вниманию; способность к анализу, обобщению и переносу полученной информации; способность к диалогическим и коллективным действиям; способность к активному «включению» воображения и фантазии; способность к действию в образе; способность к свободному воплощению в движении музыкального образа.

Перечисленные способности, являясь основными и необходимыми для участников творческого коллектива, составляют, одновременно ядро комплекса способностей, необходимых для художественно-творческого продвижения участников в процессе развития и продуктивной художественной деятельности. Они распространяются не только на классические общедидактические принципы формирования творческой личности, но и на принципы, возникшие под влиянием самой природы искусства, такие как выразительность, воображение, вариативность, эмпатийность, динамичность.

В развитии коллектива Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств особая роль принадлежит совместной деятельности. Это определяет, во-первых, необходимость вовлечения всех учащихся в разнообразную и содержательную в социальном и нравственном отношении коллективную деятельность, а во-вторых, необходимость такой ее организации и стимулирования, чтобы она сплачивала и объединяла воспитанников в работоспособный самоуправляемый коллектив. Отсюда два существенных вывода: 1) в качестве важнейших средств формирования коллектива Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств выступают учебная и другие виды разнообразной деятельности студентов; 2) деятельность студентов должна строиться с соблюдением ряда условий, таких, как умелое предъявление требований, формирование здорового общественного мнения, организация увлекательных перспектив, создание и умножение положительных традиций коллективной жизни.

Педагогическое требование по праву считается важнейшим фактором становления коллектива Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств. Оно помогает быстро навести порядок и дисциплину, вносит дух организованности в деятельность воспитанников; выступает как инструмент руководства и управления студентами, т.е. как метод педагогической деятельности; возбуждает внутренние противоречия в процессе воспитания и стимулирует развитие студентов; помогает укреплять взаимоотношения и придает им общественную направленность. Диалектика педагогического процесса такова, что педагогическое требование, будучи сначала методом в руках педагогов, в своем развитии становится методом деятельности воспитательного коллектива и одновременно превращается во внутренний стимул деятельности студентов, отражается в их интересах, потребностях, личных стремлениях и желаниях.

Предъявление требований тесно связано с приучением и упражнением студентов. При его реализации необходимо учитывать их настроение и общественное мнение коллектива Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств, опираясь на них. Очень важно, чтобы требования педагога поддерживались если не всеми, то большинством. Достичь такого состояния может актив, поэтому так важно его воспитание.

Общественное мнение в коллективе Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств - это совокупность тех обобщенных оценок, которые даются в среде студентов различным явлениям и фактам коллективной жизни. Характер и содержание общественного мнения, его зрелость можно выявить только наблюдая студентов в реальных условиях жизнедеятельности или посредством создания ситуаций свободного выбора. Принято выделять два основных пути формирования общественного мнения в коллективе Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств: налаживание практической деятельности; проведение организационно-разъяснительных мероприятий в форме бесед, собраний, сборов и т.п. Если организуется содержательная деятельность студентов с активным участием всех, они не только переживают радость успеха, но и приучаются критически относиться к недочетам и стремятся к их преодолению. При наличии принципиальных, здоровых отношений между студентами, всякое воздействие на коллектив Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств оказывает влияние на его членов и, наоборот, воздействие на одного студента воспринимается другими и как обращение к ним.

Большое значение для развития коллектива Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств имеет организация перспективных устремлений студентов, т.е. вскрытый А.С. Макаренко закон движения коллектива. Если развитие и укрепление коллектива во многом зависят от содержательности и динамики его деятельности, то он должен постоянно двигаться вперед, добиваться все новых и новых успехов. Остановка в развитии коллектива ведет к его ослаблению и распаду. Поэтому необходимым условием развития коллектива Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств является постановка и постепенное усложнение перспектив: близких, средних и далеких. Их уместно в соответствии с требованиями задачного подхода соотнести с оперативными, тактическими и стратегическими задачами и помочь каждому воспитаннику на фоне общей коллективной перспективы выделить и свою личную.

Важным условием развития коллектива Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств является организация самоуправления. Оно не может создаваться "сверху", т.е., начиная с создания органов, оно естественно должно вырастать "снизу", с самоорганизации тех или иных видов, деятельности. При этом самоуправление в первичном коллективе и в масштабах всей педагогической системы в своем формировании должно подчиняться следующим довольно жестким алгоритмическим шагам: разделению конкретного дела на законченные части и объемы; формированию микрогрупп соответственно частям и объемам; выбору ответственных за каждый участок деятельности; объединению ответственных в единый орган самоуправления; выбору главного, ответственного лица (старосты Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств). Таким образом, органы самоуправления формируются в зависимости от конкретных дел и видов деятельности, подготовкой которых заняты и в реализацию которых включены члены коллектива на данный момент.

С перечисленными выше условиями развития коллектива тесно связано такое условие как накопление и укрепление традиций коллективной жизни. Традиции - это такая форма коллективной жизни, которая наиболее ярко, эмоционально и выразительно воплощает характер коллективистических отношений и общественное мнение в данной области.

Творческий коллектив учебного Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств - это единый развивающийся организм, в котором действуют определенные психолого-педагогические закономерности. В процессе совместного творчества создается эстетическая среда, которая служит катализатором творческих процессов, преобразует межличностное общение, переводя его на более высокий уровень.

Для художественно-творческого диалогического развития личности в условиях творческого коллектива учебного театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств, для его формирования и развития необходимо гармоническое взаимодействие педагогических условий, обеспечивающих эффективность педагогического воздействия.

Процесс становления культуры творческой деятельности студента учебного Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств содержит пять этапов-ступеней.

Первый этап - диагностический, когда создаются оптимальные условия для диагностики и самодиагностики уровней подготовленности студента к процессу формирования культуротворчества.

Второй этап - мотивационный, во время которого включается механизм мотивации познавательной системы студента.

Третий этап- развивающий, в ходе которого формируются принципы и функции культуры творческой деятельности студента, представления о видах и формах творческой деятельности; расширяется система знаний студента; накапливаются и развиваются творческие методики, как следствие рефлексии и анализа опыта предшественников.

Четвертый этап- самопроцессов, в рамках которого происходит построение системы перехода от познавательной деятельности к самопознавательной, самоуправленческой.

Пятый этап - саморазвития - предполагает сформированность системы культуры творческой деятельности студента и непрерывность процессов взаимовлияния всех пяти слагаемых модели культуротворчества: ценностей деятельности; механизмов самопостроения; индивидуальных творческих культур; профессиональных компетентностей; видов и форм творческой деятельности. Этот этап проходит в условиях вузовского образовательного и самообразовательного комплекса. Выявлена закономерность: система самопроцессов всегда оказывает влияние на процессы организации культуротворческой деятельности студента посредством развития профессиональных индивидуальных культур, составляющих систему культуры творческой деятельности студента.

Исходя из того, что развитие в широком смысле определяется как приобщение к культуре социума, уровень овладения культурой зависит от того, насколько индивидуальные цели, ценностные ориентации, установки, а также сами практические действия соответствуют принятым в социальной среде нормам и правилам.

Коллектив учебного Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств - важнейший фактор целенаправленной социализации, воспитания личности. Его влияние на личность во многом зависит от того, в какой мере цели и задачи коллектива осознаны его членами и воспринимаются ими как свои личные. Органическое единство личного и социального рождается в коллективной общественно полезной деятельности и проявляется в коллективизме.

Коллективизм - это чувство солидарности с группой, осознание себя ее частью, готовность к действиям в пользу группы и общества. Воспитание коллективизма в коллективе учебного Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств достигается различными путями и средствами: организацией сотрудничества и взаимопомощи в учебе, труде, практической работе; совместным участием студентов в культурно-досуговых мероприятиях; постановкой перед студентами перспектив (целей деятельности) и совместным участием в их осуществлении.

Таким образом, коллектив учебного Театра народной песни и танца Смоленского государственного института искусств - это организованная группа, в которой ее члены объединены общими ценностями и целями деятельности, значимыми для всех студентов, и в которой межличностные отношения опосредствуются социально и личностно значимым содержанием совместной деятельности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...