Нарушение ориентировки (аллопсихическая и аутопсихическая дезориентировка).
Дезориентировка - нарушение ориентировки в окружающем (в месте, времени, лицах, обстановке и пр.). Аллопсихическая дезориентрировка -нарушение ориентировки лишь в окружающем. Дезориентировка во времени. Не могут назвать или называют неправильно текущий час, время суток, календарное число, день недели, месяц, год, время года. При дезориентировке в месте утрачивается правильное представление о своем личном местопребывании. Дезориентировка в месте может проявиться ложной ориентировкой: больной, находящийся в больнице, считает, что находится у себя на работе. С дезориентировкой в месте часто тесно связана дезориентировка в ситуации, в том числе и неправильное определение лиц, окружающих больного. Разновидностью дезориентировки в месте является пространственная дезориентировка: возникает дезориентировка в расположении помещений квартиры, больницы, места службы, на котором долго проработали (болезнь Альцгеймера, синдром Корсакова). Аллопсихическая дезориентировка, как в своих отдельных компонентах, так и в целом, может развиваться остро (обычно в связи с помрачением сознания, различными по структуре острыми бредовыми состояниями), и в этих случаях она кратковременна. При других психопатологических состояниях развитие дезориентировки может происходить исподволь и длительно, с постепенным усложнением определяющих ее расстройств — в первую очередь прогредиентные органические процессы. Аутопсихическая – нарушение ориентировки в собственной личности. Аутопсихическая дезориентировка возникает при развитии манифестных психозов. Одни из них сопровождаются состояниями помрачения сознания (сумерки, онейроид и др.), при других сознание остается непомраченным, но существует большой синдром, например парафренный, синдром Котара и т.д. В ряде случаев аутопсихическая дезориентировка возникает на фоне ослабоумливающих органических процессов, например при сенильной деменции. При состояниях помрачения сознания аутопсихическая дезориентировка представляет собой эпизод, при больших синдромах существует месяцы и годы; при ослабоумливающих процессах, раз возникнув, существует до конца жизни.
21. Определение мышления. Психологические характеристики мышления (понятие, суждение, умозаключение). Виды мышления (наглядно-действенное, образное, абстрактно-логическое). Определение понятия «интеллект». Мышление — надчувственная форма отражения объективной реальности в виде целенаправленного, опосредованного и обобщенного познания связей и отношений вещей. Мышление возникает в процессе общественно-производственной деятельности и протекает преимущественно в форме понятий и категорий, в которых закреплен и обобщен социально-исторический опыт человечества. Опираясь на чувственное познание, мышление преобразует его, позволяя получить знания о таких свойствах и отношениях объектов, которые недоступны ощущению и восприятию. Тем самым оно неизмеримо расширяет познавательные возможности человека, повышает его интеллект, позволяя проникать в закономерности природы, общества и самого мышления. Психологические характеристики мышления. Понятие – выработанные человечеством категории, отражающие самые существенные признаки предметов и явлений. Характеризует явления, которые недоступны чувственному опыту («скорость света»). Суждение – отдельные высказывания о предмете, отражение отношений и связи между предметами и явлениями. Умозаключение – форма мышления, в которой из 1-го или нескольких суждений выводится новое.
Виды мышления: Наглядно-действенное - совокупность способов и процесс решения практических задач в условиях зрительного наблюдения за ситуацией и выполнения действий с представленными в ней предметами. В основе которого лежит моделирование и разрешение проблемной ситуации в плане представлений Образное - мышление в виде образов; входит как существенный компонент во все без исключения виды человеческой деятельности, какими бы развитыми и отвлеченными они ни были. Основная функция образного мышления - создание образов и оперирование ими в процессе решения задач. Реализация этой функции обеспечивается специальным механизмом представления, направленным на видоизменение, преобразование уже имеющихся образов и создание новых образов, отличных от исходных. Абстрактно-логическое - естественная способность здорового человеческого мозга к самостоятельной разработке самостоятельных методов «добывания» из окружающей действительности новых знаний. Высокая способность оперировать с «отвлеченными», «воображаемыми» понятиями (которые в принципе невозможно увидеть или «потрогать руками» и способность к отслеживанию влияния «отвлеченных» понятий на явления конкретной жизни). Отражение связей и отношений, путем оперирования понятий. Интеллект – основа функционирования мышления, способность к мыслительной деятельности, рациональному познанию. Понятие интеллект объединяет все познавательные способности индивида: ощущения, восприятия, памяти, представления, мышления, воображения.
Варианты патологии мышления (расстройства мышления по содержанию, расстройства мышления по форме). Расстройства мышления по содержанию: 1. Навязчивые идеи 2. Сверхценные идеи 3. Бредовые идеи Навязчивые идеи – непроизвольно возникающие мысли, содержание которых не несет адекватной информации, что правильно понимается и оценивается пациентом. В зависимости от механизма возникновения: 1. ситуационные 2. аутоторные (возникают спонтанно) 3. ритуальные По содержанию: 1. идеаторные (навязчивые сомнения, навязчивые абстрактные мысли, контрастные мысли навязчивые воспоминания) 2. фобические (нозофобия, страх пространств, социофобия) 3. другие (навязчивые идеи, связанные с волей – навязчивые влечения, действия).
Критерии навязчивости: 1. возникает непроизвольно 2. критическая оценка своих навязчивостей 3. если навязчивость противоречит морально-этическим принципам, то она не осуществляется 4. присутствует элемент борьбы, для борьбы с навязчивостями используются ритуалы. Сверхценные идеи – продуктивные расстройства мышления, при которых возникает логически обоснованное убеждение, тесно связанное с особенностями личности, базируется на реальных ситуациях и обладает большим эмоциональным зарядом. Возникает на реальной почве, логически обоснована, охватывает все сознание и регулирует поведение, поддается коррекции. Варианты сверхценных идей: 1. Сверхценные идеи, связанные с переоценкой биологических свойств личности. Могут быть в четырех вариантах. А) Дисморфофобические сверхценные идеи. Убеждение человека в том, что имеющийся у него косметический или физиологический дефект настолько выражен, что приводит к уродливости, делает человека неприятным в глазах окружающих. Например, у барышни чуть-чуть оттопырены уши, или нос с небольшой горбинкой, в реальности эти особенности в пределах нормы, и возможно даже придают ей какое-то очарование, но она убеждена, что у нее ужасно, ужасно оттопыренные уши, или уродливый нос. От убеждения в своей внешней неполноценности восприятие действительности искажается, трактуется неверно и однобоко, - взгляды людей она воспринимает как то, что «пялятся на мое уродство», в реакциях на других людей преобладает агрессия и обида, все это приводит конечно к соответствующему общему настрою, личная жизнь у девушки не складывается, что только дополнительно убеждает ее в своей правоте. По статистике, среди пациентов пластических хирургов более половины именно таких, с дефектами не косметическими, а психическими. Б) Ипохондрические сверхценные идеи - преувеличение тяжести имеющегося соматического заболевания. У человека слабо выраженная стенокардия, масштабы ее объективно незначительны. Но у человека образуется убеждение, что он болен смертельно опасным заболеванием, и всю свою жизнь он направляет на страдания от «тяжелой болезни». Он знает все о статистике смертности от сердечных приступов, бесконечно ходит по врачам, он постоянно прислушивается к своим ощущениям и малейшие признаки внутреннего дискомфорта считает начинающимся инфарктом, и т.д. Но в отличие от ипохондрического бреда такие больные не ставят сами себе диагноз, не разрабатывают новых концепций заболевания, не назначают себе лечения, т.е. их мысли и поведение в основе своей рациональны, но однобоко разрослось до совершенно патологических размеров.
В) Сверхценные идеи сексуальной неполноценности. Убеждение в тяжелых медицинских и социальных последствиях незначительных временных или эпизодических неудач в сексуальной сфере. Г) Сверхценные идеи самоусовершенствования. Какая-либо концепция физических упражнений, либо духовного роста, неважно, общепризнанная или спорная, подчиняет себе всю жизнь человека, становится самоцелью, единственным его родом занятий. То, что мы называем «маньяк» чего-то, «помешанные на». Маньяки культуризма, маньяки йоги, люди, помешанные на разных психологических тренингах, восточной мудрости, околорелигиозных и околофилософских учениях. Процесс улучшения себя вытесняет у них собственную жизнь.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|