Основные стехиометрические законы химии
Стр 1 из 5Следующая ⇒ Программа и индивидуальные задания по химии Для студентов открытого факультета Методические указания
Санкт-Петербург Издательство СПбГЭТУ "ЛЭТИ" УДК 546 (076.1)
Программа и индивидуальные задания по химии для студентов открытого факультета: Методические указания / Сост.: И. В. Дмитриева, О. Л. Байдакова, В. Ф. Иванов. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2005. 40 с.
ISBN 5-7629-0610-8
Содержат рабочую программу курса "Химия", указания к решению типовых задач по его основным разделам и задания для самостоятельной работы. Предназначены для студентов вечерней и заочной форм обучения.
Утверждено редакционно-издательским советом университета в качестве методических указаний
Ó СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2005 ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение................................................................................................... 3 1. Основные стехиометрические законы химии..................................... 4 Индивидуальные задания................................................................ 6 2. Периодический закон Д. И. Менделеева. Строение атома и химическая связь. Молекулярное взаимодействие. Кристаллическое состояние вещества ……….......................................…... 8 Индивидуальные задания.............................................................. 10 3. Основы химической термодинамики и химического равновесия.... 13 Индивидуальные задания.............................................................. 14 4. Кинетика химических реакций. Катализ........................................... 19 Индивидуальные задания.............................................................. 21 5. Основы теории растворов................................................................. 24 Индивидуальные задания.............................................................. 26 6. Физико-химический анализ............................................................... 28
7. Основы электрохимии. Коррозия металлов и методы защиты от нее 28 Индивидуальные задания.............................................................. 32 Список рекомендуемой литературы..................................................... 36 Приложения........................................................................................... 37
Редактор Н. В. Лукина
________________________________________________________________ Подписано к печати. Формат 60´84 1/16. Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура "Times New Roman". Печ. л. 2,5. Тираж 400 экз. Заказ. ________________________________________________________________ Издательство СПбГЭТУ "ЛЭТИ" 197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5 ВВЕДЕНИЕ
В процессе обучения студенты должны: 1) усвоить теоретические основы строения вещества, зависимость физических и химических свойств веществ от их строения, основные закономерности и направления протекания химических и физико-химических процессов; 2) уметь использовать теоретические положения курса химии при изучении основ технологических процессов, вопросов конструирования и эксплуатации приборов и аппаратуры; 3) получить представление о роли химии в различных областях науки и техники. Основная форма работы студентов вечерней и заочной форм обучения над изучаемым курсом – самостоятельная работа с книгой. Рекомендуемый учебник для подготовки к выполнению индивидуальных заданий – Глинка Н. Л. "Задачи и упражнения по общей химии". Обозначения физико-химических величин, используемые авторами, аналогичны приводимым в указанном источнике. Изучать курс рекомендуется по темам в следующем порядке: 1. Ознакомиться с требованиями программы по данной теме. 2. Прочитать разделы рекомендуемых учебно-методических изданий, относящиеся к этой теме. Усвоить теоретические положения, математические зависимости и выводы, а также принципы составления уравнений реакций. Для лучшего запоминания и усвоения изучаемого материала рекомендуется завести рабочую тетрадь и заносить в нее формулировки законов и основных понятий, значения незнакомых терминов, формулы, уравнения реакций и т. п.
3. Изучив тему, необходимо ответить на вопросы, помещенные в учебнике в конце параграфа или в программе курса, и только после этого переходить к рассмотрению следующей темы. Цель этих вопросов – обратить внимание студентов на наиболее важные положения изучаемых тем и дать им возможность проверить, все ли главное правильно понято и усвоено. Ответы на контрольные вопросы должны быть ясными, кратко мотивированными, за исключением случаев, для которых суть вопроса не требует мотивировки (например, если требуется уравнять реакцию и т. п.). При решении задач обязательно должны быть приведены весь ход решения и математические преобразования. В процессе изучения курса студент должен выполнить контрольное задание. К выполнению контрольного задания следует приступать только после глубокого изучения соответствующего материала по учебнику, разбора упражнений и решения типовых задач, приведенных после программы по отдельным темам. Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена. Условия задач необходимо писать в том порядке, в каком они указаны в задании. Обязательно оставлять поля для замечаний преподавателя. Если контрольная работа не зачтена преподавателем, необходимо выполнить ее во второй раз, учтя замечания преподавателя, и предъявить на проверку вместе с незачтенной работой. К сдаче экзамена в период лабораторно-экзаменационной сессии допускаются студенты, которые выполнили контрольную работу и лабораторные работы. Студент, сдающий экзамен, должен предъявить экзаменатору зачтенную контрольную работу.
Основные стехиометрические законы химии
Введение. Химия как раздел естествознания. Предмет и содержание курса химии. Основные газовые законы. Определение молекулярных масс веществ. Атомная и молекулярная массы. Вычисление массы атомов и молекул. Моль. Закон Авогадро. Основные стехиометрические законы. Их современное толкование. Понятие о химическом эквиваленте элементов простых и сложных веществ. Молярная масса эквивалента вещества.
Пример 1. На восстановление 3,6 г оксида двухвалентного металла израсходовано 1,7 л водорода (н. у.). Вычислить молярные массы эквивалента оксида и металла. Решение. Вычислим молярную массу эквивалента оксида металла (эквивалентную массу оксида металла) по закону химических эквивалентов, который математически может быть выражен следующей зависимостью: m МеО/ М eqМеО= m H2/ М eqH2, где m МеО– масса оксида металла, m H2– масса водорода, М eqМеО– молярная масса эквивалента оксида металла, М eqH2– молярная масса эквивалента водорода. Так как водород находится в газообразном состоянии, то m H2/ М eqH2нобходимо заменить равным ему отношением V H2/ V eqH2, где V H2– объем водорода при н. у. Тогда получим: m МеО/ М eqМеО= V H2/ V eqH2. Из полученного уравнения следует: М eqМеО= m МеО. V eqH2/ V H2. Зная, что эквивалентный объем водорода равен 11,2 л/моль, вычислим: М eqМеО= 3,6. 11,2/1,7 = 23,72 г. Эквивалентная масса кислорода в оксидах равна 8 г/моль, то есть эквивалентная масса металла равна: М eqМе= 23,72 – 8 = 15,72 г.
Пример 2. Объемное содержание углекислого газа в воздухе составляет 0,03 % (н. у.). Найти количество (моль) и массу (г) СО2, содержащегося в 0,5 м3воздуха. Решение. Объем СО2в 0,5 м3воздуха составит V СО2= 500 л. 0,03 % / 100 % = 0,15 л. Согласно следствию из закона Авогадро, при нормальных условиях 1 моль любого газа занимает объем 22,4 л, тогда: 1 моль СО2 занимает объем 22,4 л х моль ─ 0,15 л х = 0,15/22,4 = 0,0067 моль СО2 Массу углекислого газа находим по формуле m = n. M, где n – количество вещества, М – молярная масса. В результате получаем m = 0,0067 моль. 44 г/моль = 0,295 г.
Пример 3. Масса колбы вместимостью 750 мл, наполненной при 27 °С кислородом, равна 83,3 г. Масса пустой колбы составляет 82,1 г. Определить давление кислорода в колбе. Решение. Вычислим массу кислорода: m = 83,3 – 82,1 = 1,2 г. Используя уравнение Менделеева–Клапейрона: pV = nRT = mRT/M, где p – давление, кПа; V – объем, л; R – универсальная газовая постоянная, 8,31 Дж/моль. К; Т – температура, К, определяем давление кислорода в колбе: p = (1,2 г. 8,31 Дж/(моль. К). 300 К) / (32 г/моль. 0,75 л) = 124,65 кПа.
Индивидуальные задания
1.1. В баллоне вместимостью 20 л находится при 18 °С азот под давлением 10,5 МПа. Какой объем (л) и какое количество (моль) азота можно получить из этого баллона при н. у.? 1.2. Температура кислорода, находящегося в баллоне вместимостью 20 л под давлением 14,5 МПа, равна 22 °С. Определить: а) количество кислорода (моль), находящегося в баллоне; б) предельное значение температуры хранения баллона, если предельное давление баллона составляет 21,0 МПа. 1.3. Рассчитать давление в сосуде емкостью 15 л, в котором содержится 56 г азота при –10 °С. 1.4. Олово образует два оксида. Первый содержит 78,8 % (масс.) Sn, а другой 88,2 % (масс.) Sn. Определить молярные массы эквивалента олова в этих соединениях. 1.5. При одинаковых условиях взяты равные массы водорода, сероводорода и аргона. Найти соотношение объемов взятых газов. 1.6. Вычислить массу: а) 2 л хлороводорода при температуре 20 °С и давлении 85 кПа; б) 1 м3кислорода при температуре 45 °С и давлении 182,5 кПа. 1.7. Вычислить объем: а) 80 г водорода при температуре 25 °С и давлении 30 МПа; б) 4,5 моль метана при температуре 10 °С и давлении 75 кПа. 1.8. Определить объем, занимаемый 14,2 г хлора при температуре 77 °С и давлении 290 кПа. Какое количество хлора (моль) соответствует данной массе? 1.9. Бертолетова соль при нагревании разлагается с образованием KCl и О2. Сколько литров кислорода при н. у. можно получить из 5 молей KClO3? 1.10. Вычислить объем 320 г метана при давлении 2,4. 105Па и температуре 45 °С. 1.11. Плотность газа по водороду равна 8,657. Вычислить массу 5,6. 10–3м3 газа при н. у. 1.12. Газ, плотность которого по воздуху 0,43, содержится в сосуде емкостью 50 л под давлением 2,15. 105Па при температуре 26 °С. Определить массу газа в этом сосуде. 1.13. При каком давлении масса 8. 10–3м3фтора составит 37 г, если температура равна 18 °С? 1.14. Одно и то же количество металла соединяется с 0,6 г кислорода и 9,534 г галогена. Вычислить молярную массу эквивалента галогена. 1.15. Определить давление 240 г метана СН4в сосуде емкостью 25 л при температуре –15 °С. 1.16. При н. у. масса 0,82. 10–3м3газа равна 2,057. 10–3кг. Определить молярную массу газа, плотность газа по воздуху и этану С2Н6. 1.17. Из скольких атомов состоят молекулы ртути в парообразном состоянии, если плотность паров ртути по воздуху равна 6,92? 1.18. При некоторой температуре плотность паров серы по азоту равна 9,14. Из скольких атомов состоят молекулы серы в данных условиях? 1.19. При давлении 120 кПа и температуре 87 °С некоторое количество газа занимает объем 950 мл. Найти объем газа при н. у. и определить его количество (моль). 1.20. 1,6 г Са и 2,61 г Zn вытесняют из кислоты одинаковые количества водорода. Вычислить молярную массу эквивалента Zn, зная, что молярная масса эквивалента Са равна 20,0 г/моль.
1.21. Масса 1,4 л кислорода равна 2,0 г. Сколько литров кислорода расходуется при сгорании 10 г кальция, эквивалент которого равен 1/2 моль? 1.22. Некоторое количество металла, молярная масса эквивалента которого равна 27,9 г/моль, вытесняет из кислоты 0,35 л водорода, измеренного при н. у. Определить массу металла. 1.23. Мышьяк образует два оксида, из которых один содержит 65,2 % (масс.) Аs, а другой – 75,7 % (масс.) Аs. Определить молярные массы эквивалента мышьяка в обоих случаях. 1.24. 5,35. 10–3кг металла вытесняют из кислоты 5. 10–3м3водорода (н. у.). Вычислить молярную массу эквивалента металла. 1.25. Определить массу металла, вытеснившего из кислоты 3,6 л водорода (н. у.), если молярная масса эквивалента металла равна 28 г/моль. 1.26. На восстановление 49. 10–3кг оксида двухвалентного металла израсходовано 30,5. 10–3м3водорода (н. у.). Вычислить молярную массу эквивалента металла. 1.27. Оксид металла содержит 28,57 % (масс.) кислорода, а фторид того же металла – 48,72 % (масс.) фтора. Вычислить молярную массу эквивалента фтора. 1.28. Объемное содержание метана в коксовом газе составляет 25 % (н. у.). Найти количество (моль) и массу (г) СН4, содержащегося в 40 л газа. 1.29. Бертолетова соль при нагревании разлагается с образованием KCl и О2. Какую массу бертолетовой соли KClO3нужно взять для получения 40 л кислорода? 1.30. Масса колбы вместимостью 900 мл, наполненной при 18 °С хлороводородом, равна 127,3 г. Масса пустой колбы составляет 125,9 г. Определить давление хлороводорода в колбе.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|