Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные стехиометрические законы химии




Программа и индивидуальные задания по химии

Для студентов открытого факультета

Методические указания

 

 

Санкт-Петербург

Издательство СПбГЭТУ "ЛЭТИ"


УДК 546 (076.1)

 

Программа и индивидуальные задания по химии для студентов открытого факультета: Методические указания / Сост.: И. В. Дмитриева, О. Л. Байдакова, В. Ф. Иванов. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2005. 40 с.

 

ISBN 5-7629-0610-8

 

 

Содержат рабочую программу курса "Химия", указания к решению типовых задач по его основным разделам и задания для самостоятельной работы.

Предназначены для студентов вечерней и заочной форм обучения.

 

 

Утверждено

редакционно-издательским советом университета

в качестве методических указаний

 

Ó СПбГЭТУ "ЛЭТИ", 2005


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение................................................................................................... 3

1. Основные стехиометрические законы химии..................................... 4

Индивидуальные задания................................................................ 6

2. Периодический закон Д. И. Менделеева. Строение атома

и химическая связь. Молекулярное взаимодействие.

Кристаллическое состояние вещества ……….......................................…... 8

Индивидуальные задания.............................................................. 10

3. Основы химической термодинамики и химического равновесия.... 13

Индивидуальные задания.............................................................. 14

4. Кинетика химических реакций. Катализ........................................... 19

Индивидуальные задания.............................................................. 21

5. Основы теории растворов................................................................. 24

Индивидуальные задания.............................................................. 26

6. Физико-химический анализ............................................................... 28

7. Основы электрохимии. Коррозия металлов и методы защиты от нее 28

Индивидуальные задания.............................................................. 32

Список рекомендуемой литературы..................................................... 36

Приложения........................................................................................... 37

 

 

Редактор Н. В. Лукина

 

 

________________________________________________________________

Подписано к печати. Формат 60´84 1/16.

Бумага офсетная. Печать офсетная. Гарнитура "Times New Roman".

Печ. л. 2,5. Тираж 400 экз. Заказ.

________________________________________________________________

Издательство СПбГЭТУ "ЛЭТИ"

197376, Санкт-Петербург, ул. Проф. Попова, 5


ВВЕДЕНИЕ

 

В процессе обучения студенты должны:

1) усвоить теоретические основы строения вещества, зависимость физических и химических свойств веществ от их строения, основные закономерности и направления протекания химических и физико-химических процессов;

2) уметь использовать теоретические положения курса химии при изучении основ технологических процессов, вопросов конструирования и эксплуатации приборов и аппаратуры;

3) получить представление о роли химии в различных областях науки и техники.

Основная форма работы студентов вечерней и заочной форм обучения над изучаемым курсом – самостоятельная работа с книгой. Рекомендуемый учебник для подготовки к выполнению индивидуальных заданий – Глинка Н. Л. "Задачи и упражнения по общей химии". Обозначения физико-химических величин, используемые авторами, аналогичны приводимым в указанном источнике. Изучать курс рекомендуется по темам в следующем порядке:

1. Ознакомиться с требованиями программы по данной теме.

2. Прочитать разделы рекомендуемых учебно-методических изданий, относящиеся к этой теме. Усвоить теоретические положения, математические зависимости и выводы, а также принципы составления уравнений реакций. Для лучшего запоминания и усвоения изучаемого материала рекомендуется завести рабочую тетрадь и заносить в нее формулировки законов и основных понятий, значения незнакомых терминов, формулы, уравнения реакций и т. п.

3. Изучив тему, необходимо ответить на вопросы, помещенные в учебнике в конце параграфа или в программе курса, и только после этого переходить к рассмотрению следующей темы. Цель этих вопросов – обратить внимание студентов на наиболее важные положения изучаемых тем и дать им возможность проверить, все ли главное правильно понято и усвоено.

Ответы на контрольные вопросы должны быть ясными, кратко мотивированными, за исключением случаев, для которых суть вопроса не требует мотивировки (например, если требуется уравнять реакцию и т. п.). При решении задач обязательно должны быть приведены весь ход решения и математические преобразования.

В процессе изучения курса студент должен выполнить контрольное задание.

К выполнению контрольного задания следует приступать только после глубокого изучения соответствующего материала по учебнику, разбора упражнений и решения типовых задач, приведенных после программы по отдельным темам.

Контрольная работа должна быть аккуратно оформлена. Условия задач необходимо писать в том порядке, в каком они указаны в задании. Обязательно оставлять поля для замечаний преподавателя.

Если контрольная работа не зачтена преподавателем, необходимо выполнить ее во второй раз, учтя замечания преподавателя, и предъявить на проверку вместе с незачтенной работой.

К сдаче экзамена в период лабораторно-экзаменационной сессии допускаются студенты, которые выполнили контрольную работу и лабораторные работы.

Студент, сдающий экзамен, должен предъявить экзаменатору зачтенную контрольную работу.

 

Основные стехиометрические законы химии

 

Введение.

Химия как раздел естествознания.

Предмет и содержание курса химии.

Основные газовые законы. Определение молекулярных масс веществ. Атомная и молекулярная массы. Вычисление массы атомов и молекул. Моль. Закон Авогадро. Основные стехиометрические законы. Их современное толкование. Понятие о химическом эквиваленте элементов простых и сложных веществ. Молярная масса эквивалента вещества.

 

Пример 1. На восстановление 3,6 г оксида двухвалентного металла израсходовано 1,7 л водорода (н. у.). Вычислить молярные массы эквивалента оксида и металла.

Решение. Вычислим молярную массу эквивалента оксида металла (эквивалентную массу оксида металла) по закону химических эквивалентов, который математически может быть выражен следующей зависимостью:

m МеО/ М eqМеО= m H2/ М eqH2,

где m МеО– масса оксида металла, m H2– масса водорода, М eqМеО– молярная масса эквивалента оксида металла, М eqH2– молярная масса эквивалента водорода.

Так как водород находится в газообразном состоянии, то m H2/ М eqH2нобходимо заменить равным ему отношением V H2/ V eqH2, где V H2– объем водорода при н. у. Тогда получим:

m МеО/ М eqМеО= V H2/ V eqH2.

Из полученного уравнения следует:

М eqМеО= m МеО. V eqH2/ V H2.

Зная, что эквивалентный объем водорода равен 11,2 л/моль, вычислим:

М eqМеО= 3,6. 11,2/1,7 = 23,72 г.

Эквивалентная масса кислорода в оксидах равна 8 г/моль, то есть эквивалентная масса металла равна:

М eqМе= 23,72 – 8 = 15,72 г.

 

Пример 2. Объемное содержание углекислого газа в воздухе составляет 0,03 % (н. у.). Найти количество (моль) и массу (г) СО2, содержащегося в 0,5 м3воздуха.

Решение. Объем СО2в 0,5 м3воздуха составит

V СО2= 500 л. 0,03 % / 100 % = 0,15 л.

Согласно следствию из закона Авогадро, при нормальных условиях 1 моль любого газа занимает объем 22,4 л, тогда:

1 моль СО2 занимает объем 22,4 л

х моль ─ 0,15 л

х = 0,15/22,4 = 0,0067 моль СО2

Массу углекислого газа находим по формуле

m = n. M,

где n – количество вещества, М – молярная масса. В результате получаем

m = 0,0067 моль. 44 г/моль = 0,295 г.

 

Пример 3. Масса колбы вместимостью 750 мл, наполненной при 27 °С кислородом, равна 83,3 г. Масса пустой колбы составляет 82,1 г. Определить давление кислорода в колбе.

Решение. Вычислим массу кислорода: m = 83,3 – 82,1 = 1,2 г.

Используя уравнение Менделеева–Клапейрона:

pV = nRT = mRT/M,

где p – давление, кПа; V – объем, л; R – универсальная газовая постоянная, 8,31 Дж/моль. К; Т – температура, К, определяем давление кислорода в колбе:

p = (1,2 г. 8,31 Дж/(моль. К). 300 К) / (32 г/моль. 0,75 л) = 124,65 кПа.

 

 

Индивидуальные задания

 

1.1. В баллоне вместимостью 20 л находится при 18 °С азот под давлением 10,5 МПа. Какой объем (л) и какое количество (моль) азота можно получить из этого баллона при н. у.?

1.2. Температура кислорода, находящегося в баллоне вместимостью 20 л под давлением 14,5 МПа, равна 22 °С. Определить:

а) количество кислорода (моль), находящегося в баллоне;

б) предельное значение температуры хранения баллона, если предельное давление баллона составляет 21,0 МПа.

1.3. Рассчитать давление в сосуде емкостью 15 л, в котором содержится 56 г азота при –10 °С.

1.4. Олово образует два оксида. Первый содержит 78,8 % (масс.) Sn, а другой 88,2 % (масс.) Sn. Определить молярные массы эквивалента олова в этих соединениях.

1.5. При одинаковых условиях взяты равные массы водорода, сероводорода и аргона. Найти соотношение объемов взятых газов.

1.6. Вычислить массу:

а) 2 л хлороводорода при температуре 20 °С и давлении 85 кПа;

б) 1 м3кислорода при температуре 45 °С и давлении 182,5 кПа.

1.7. Вычислить объем:

а) 80 г водорода при температуре 25 °С и давлении 30 МПа;

б) 4,5 моль метана при температуре 10 °С и давлении 75 кПа.

1.8. Определить объем, занимаемый 14,2 г хлора при температуре 77 °С и давлении 290 кПа. Какое количество хлора (моль) соответствует данной массе?

1.9. Бертолетова соль при нагревании разлагается с образованием KCl и О2. Сколько литров кислорода при н. у. можно получить из 5 молей KClO3?

1.10. Вычислить объем 320 г метана при давлении 2,4. 105Па и температуре 45 °С.

1.11. Плотность газа по водороду равна 8,657. Вычислить массу 5,6. 10–3м3 газа при н. у.

1.12. Газ, плотность которого по воздуху 0,43, содержится в сосуде емкостью 50 л под давлением 2,15. 105Па при температуре 26 °С. Определить массу газа в этом сосуде.

1.13. При каком давлении масса 8. 10–3м3фтора составит 37 г, если температура равна 18 °С?

1.14. Одно и то же количество металла соединяется с 0,6 г кислорода и 9,534 г галогена. Вычислить молярную массу эквивалента галогена.

1.15. Определить давление 240 г метана СН4в сосуде емкостью 25 л при температуре –15 °С.

1.16. При н. у. масса 0,82. 10–3м3газа равна 2,057. 10–3кг. Определить молярную массу газа, плотность газа по воздуху и этану С2Н6.

1.17. Из скольких атомов состоят молекулы ртути в парообразном состоянии, если плотность паров ртути по воздуху равна 6,92?

1.18. При некоторой температуре плотность паров серы по азоту равна 9,14. Из скольких атомов состоят молекулы серы в данных условиях?

1.19. При давлении 120 кПа и температуре 87 °С некоторое количество газа занимает объем 950 мл. Найти объем газа при н. у. и определить его количество (моль).

1.20. 1,6 г Са и 2,61 г Zn вытесняют из кислоты одинаковые количества водорода. Вычислить молярную массу эквивалента Zn, зная, что молярная масса эквивалента Са равна 20,0 г/моль.

1.21. Масса 1,4 л кислорода равна 2,0 г. Сколько литров кислорода расходуется при сгорании 10 г кальция, эквивалент которого равен 1/2 моль?

1.22. Некоторое количество металла, молярная масса эквивалента которого равна 27,9 г/моль, вытесняет из кислоты 0,35 л водорода, измеренного при н. у. Определить массу металла.

1.23. Мышьяк образует два оксида, из которых один содержит 65,2 % (масс.) Аs, а другой – 75,7 % (масс.) Аs. Определить молярные массы эквивалента мышьяка в обоих случаях.

1.24. 5,35. 10–3кг металла вытесняют из кислоты 5. 10–3м3водорода (н. у.). Вычислить молярную массу эквивалента металла.

1.25. Определить массу металла, вытеснившего из кислоты 3,6 л водорода (н. у.), если молярная масса эквивалента металла равна 28 г/моль.

1.26. На восстановление 49. 10–3кг оксида двухвалентного металла израсходовано 30,5. 10–3м3водорода (н. у.). Вычислить молярную массу эквивалента металла.

1.27. Оксид металла содержит 28,57 % (масс.) кислорода, а фторид того же металла – 48,72 % (масс.) фтора. Вычислить молярную массу эквивалента фтора.

1.28. Объемное содержание метана в коксовом газе составляет 25 % (н. у.). Найти количество (моль) и массу (г) СН4, содержащегося в 40 л газа.

1.29. Бертолетова соль при нагревании разлагается с образованием KCl и О2. Какую массу бертолетовой соли KClO3нужно взять для получения 40 л кислорода?

1.30. Масса колбы вместимостью 900 мл, наполненной при 18 °С хлороводородом, равна 127,3 г. Масса пустой колбы составляет 125,9 г. Определить давление хлороводорода в колбе.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...