Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Состояние высшего профессионального образования к началу 20-х годов 20 века




 

Советское правительство уделяло достаточно большое внимание, системе высшего образования, воспринимая ее как важнейший инструмент формирования нового советского общества и подготовки квалифицированных кадров для строительства коммунизма. С самого момента возникновения советского государства ведется активная работа по созданию нормативно-правовой базы, которая должна была обеспечить первоочередное право пролетариата, крестьянства и представителей коренного населения нерусских районов страны на высшее образование. Еще В.И. Ленин отмечал необходимость принятия мер для "безусловного приема лиц из среды пролетариата и беднейшего крестьянства".

Первый народный комиссар просвещения А.В. Луначарский также отмечал, что приоритетной задачей советской власти в деле реформирования высшей школы является обеспечение доступа в высшие учебные заведения широких масс пролетарской молодежи. Преобразования высшей школы развернулись по трем основным направлениям: создание нормативно - правовой базы высшего образования, формирование новой системы руководства вузами, реорганизация сети высших учебных заведений, отбор в вузы необходимого для строительства социалистического общества пролетарского контингента.

"Коммунистическая партия и Советское правительство с первых дней Октябрьской революции проявляли неослабную заботу о создании широкой сети высших учебных заведений и совершенствовании высшего образования в стране. Основатель Советского государства В.И. Ленин указывал, что подготовка высококвалифицированных специалистов для всех отраслей народного хозяйства, науки и культуры является непременным условием успешного строительства социализма. "Без руководства специалистов различных отраслей знания, техники, опыта, - писал В.И. Ленин, - переход к социализму невозможен, ибо социализм требует сознательного и массового движения вперед к высшей производительности труда по сравнению с капитализмом и на базе достигнутого капитализмом".

В первые годы советской власти в большом количестве открывались новые учебные заведения, и в первую очередь - университеты. Авторитет университетского образования был еще так высок, что новые органы власти не только губернских, но и уездных городов хотели создать свои собственные университеты и скоропалительно открывали их, не имея ни помещения, ни оборудования, ни преподавательских кадров, ни контингента студентов с соответствующей подготовкой. Многие из таких университетов вскоре же прекратили свое существование. В Москве и Петрограде возникло по три университета, но Петроградские вскоре же слились в один, а в Москве объединились 1-й и 3-й, 2-й просуществовал до 30-х гг. Большинство новых университетов прибавляло к своему названию социально-классовый признак: народный, пролетарский, рабоче-крестьянский, солдатский и т.п. Бурный процесс открытия новых университетов проходил в 1918 г., когда было создано 16 государственных университетов, в том числе Нижегородский на базе политехнического института, Воронежский - на основе приехавших 80 преподавателей и 800 студентов из Юрьевского, Ярославский, преобразованный из Демидовского лицея, Самарский - из пединститута.

На проходившем в январе 1918 года III Всероссийском съезде Советов прозвучал тезис о необходимости реформирования системы высшего образования. Подготовкой и разработкой проекта реформы должна была заняться специально созданная комиссия в составе А.В. Луначарского, К.А. Тимирязева, П.К. Штейнберга. Подчеркивалось, что реформа высшей школы должна открыть доступ к высшему образованию всему трудящемуся населению.

Согласно этой политической линии были существенно изменены правила приема в вузы: 2 августа 1918 г. Издается декрет "О правилах приема в высшие учебные заведения", а также принимается постановление "О приеме в высшие учебные заведения РСФСР", предоставлявшие право преимущественного поступления в вузы представителям рабочего класса и трудового крестьянства.

Декрет "О правилах приема в высшие учебные заведения" закреплял положение, что "каждое лицо, независимо от гражданства и пола, достигшее 16-ти лет, может вступить в число слушателей любого высшего учебного заведения без представления диплома, аттестата или свидетельства об окончании средней или какой-либо школы", при этом запрещалось "требовать от поступающих какие бы то ни было удостоверения, кроме удостоверения об их личности и возрасте". Далее говорилось о том, что все учебные заведения должны принимать лиц независимо от пола, запрещалось взимание платы за учебу в высших учебных заведениях. Недействительными считались "произведенный на основании аттестатов или же конкурсных экзаменов прием в число студентов первого курса на предстоящий 1918/19 г" и "внесенная уже за первое полугодие 1918/19 учебного года плата", которая подлежала возвращению.

В 1918 году при отделе вузов Наркомпроса был создан Совет по делам высшей и средней школы, а в 1919 г. - Государственный ученый совет, разрабатывающий единое направление в области образования в республике, выполнявший теоретические работы по вопросам научной жизни, научного и научно-технического образования.

А.Ф. Лапко в статье "Развитие высшего образования в СССР в период первых трех пятилеток" сравнивая ситуацию в дореволюционной России с изменениями, произошедшими в системе высшего образования, отмечал: "Развитие науки в дореволюционной России сильно тормозилось самой системой ее организации. Научных учреждений было очень мало, они плохо финансировались и работали почти без всякого согласования. … Для того чтобы отстоять, закрепить и умножить завоевания социалистической революции, Советскому государству необходимо было обратить внимание на развитие производительных сил страны. Решение этой важной задачи Владимир Ильич связывал со всемерным развитием науки и техники, с крупным подъемом образования и культурного уровня трудящихся. Под руководством В.И. Ленина в нашей стране уже в первые годы Советской власти создается ряд научно-исследовательских институтов и лабораторий, опытных станций и других научных учреждений. Только за два года, в 1918-1919 гг., в стране было создано 33 крупных по тому времени института. К 1923 г. число научно-исследовательских институтов достигло 55, а в 1927 г. их было уже свыше 90".

В то же время в 1919 году делались первые попытки оптимизации вузовской сети, что нашло отражение в постановлении Коллегии НКП "Об устранении параллелизма в высшей школе". В постановлении отмечалась нецелесообразность наличия в некоторых городах "однотипных высших учебных заведений", "ставящих себе одинаковые задачи", "поскольку отдельное существование их не оправдывается количеством учащихся". Постановление предписывало "немедленно принять меры по устранению параллелизма", мотивируя это тем, что "высшая школа буржуазного типа явно не удовлетворяет потребности широких народных масс и насущных нужд Социалистической республики", а также необходимостью мобилизации всех сил для борьбы с контрреволюцией.

С целью форсирования процесса пролетаризации вузов и подготовки студентов из рабоче-крестьянской среды при высших учебных заведениях открывались рабочие факультеты. Необходимость создания рабфаков объяснялась как объективными причинами - нехваткой студентов с хоть какой-нибудь образовательной базой, так и идеологическими - уже упоминавшейся задачей формирования студенчества из рабоче-крестьянской молодежи. В подтверждение первой причины создания рабфаков говорит свидетельство профессора В.Д. Зернова, который писал о событиях 1918 г., что на первых лекциях "были заняты не только все места и все хоры, но все проходы были забиты народом. Слушатели стояли прямо перед лекционным столом и едва ли не сидели на самом столе. … Но наплыв публики быстро таял, и к зиме…университет замерз, и лекции читались двум-трем десяткам настоящих студентов в кабинете". Хлынувшие благодаря отсутствию любых ограничений потоки студентов быстро иссякли из-за отсутствия базовых знаний у подавляющего числа новых обучающихся.

сентября 1919 г. было издано постановление Наркомпроса "Об организации рабочих факультетов при университетах", предписывающее всем высшим учебным заведениям страны открыть рабфаки не позднее 1 ноября 1919 г. В преамбуле документа заявлялось, что рабфаки создаются "в целях предоставления рабочим и крестьянам возможности фактически и широко использовать свое право поступления в высшие учебные заведения, принимая во внимание, что препятствием к такому использованию служит недостаточная подготовленность пролетарских масс к занятиям в высшей школе, особенно по предметам точного знания (математика, физика, химия и др.)". Примечательна также ст.12. указанного документа, которая гласит: "На курсы принимаются рабочие и крестьяне, представившие или от фабричного комитета, или от коммунистической ячейки удостоверение в том, что принадлежат к классу рабочих или крестьян, не эксплуатирующих чужого труда, и что стоят на платформе советской власти".

Организация рабфаков стала серьезным шагом к кардинальному реформированию старой высшей школы. Рабфаки ускорили процесс пролетаризации высшего образования. А.В. Луначарский дал рабфакам образное определение" пожарных лестниц", позволявших пролетарской молодежи проникать в вузы. Также нарком просвещения видел именно в рабфаках эффективный инструмент по созданию благоприятных условий для окончательной ликвидации дореволюционных принципов работы высшей школы.

Серьезному реформированию подверглась факультетская система: в большом количестве появлялись инженерные, агрономические факультеты, постепенно ликвидировались юридические факультеты, происходило образование факультетов общественных наук (ФОН), в которых объединилось большинство гуманитарных наук. Первый ФОН был открыт 3 марта 1919 года в 1-м Московском университете на базе юридического и историко-филологического факультетов. Именно на ФОНах создавались первые кафедры истории социализма, истории рабочего движения, Конституции РСФСР и т.п. Здесь, в первую очередь, внедрялся марксизм-ленинизм как теоретическая основа всех наук, удалялась старая профессура, основной набор студентов шел за счет рабочих факультетов.

Подводя итог состоянию высшего образования к 20 году, уместно будет сослаться на прозвучавший, на заседании Совнаркома 23 февраля 1925 года доклад И.И. Ходоровского "Состояние ВУЗов в РСФСР":

"До революции на территории, занимаемой ныне РСФСР, во всех высших учебных заведениях обучалось в круглых цифрах 95.000 студентов. В годы революции в вузы хлынула большим потоком рабочее - крестьянская молодежь, которой в дореволюционный период доступ в высшее учебное заведение был закрыт. Особенно много этой молодежи направилось в вузы после окончания гражданской войны. В то же самое время в первые годы революции всюду, во всех городах стихийно стали возникать высшие учебные заведения, перестраиваясь из высших школ и т.д. … В 1919 - 1920 гг. мы имели 164 вуза, включая сюда практические институты, позже реорганизованные в техникумы, с 170.000 учащихся…".

Уже к 20-м гг. систематически проводились организационные перестройки внутри университетов: ликвидировались одни факультеты, сливались другие, проходило перепрофилирование, вместо широкой фундаментальной подготовки вводилась узкая специализация, забвению предавалась такая функция университетов, как подготовка студентов к научной работе. Государству диктатуры пролетариата не нужны были кадры юристов (ведь они могли поставить вопрос о нарушении властными структурами Конституции, законов, правовых норм), поэтому университеты лишались юридических факультетов; медицинские факультеты постепенно выводились из состава университетов и создавались на их основе медицинские институты; физмат стремились превратить в педагогический или технический факультет и т.д. Например, в Саратовском университете, получившем в 1922 г. имя Н.Г. Чернышевского, к 1924 г. все гуманитарные и естественнонаучные специальности были объединены в педагогический факультет, ФОН преобразован в факультет хозяйства и права, из старых сохранился только медицинский факультет. Таким образом, исчезал классический университет с присущим ему набором факультетов, с сочетанием широкой образовательной и научной подготовки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...