Создание и развитие материально-технической базы высшей школы
В период с 1918 по 1925 год в системе высшего образования происходили постоянные изменения, связанные с процессом становления вузовского образования в СССР. Эти изменения коснулись сети вузов и материально - технической базы высших учебных заведений. В докладе "Высшее образование и работа Главпрофобра в 1924 - 25 гг.", озвученном на Всероссийском ректорском совещании 18 мая 1925 года, приводятся данные о существовавшей в тот период вузовской сети: "Мы в 1919 году имели 164 вуза и в них 170.000 учащихся. На 1921 год мы имели 159 вузов и 197.00. В 1922 году практические институты реорганизуются в техникумы и в, небольшой части своей. В высшие учебные заведения. В итоге мы имеем на 1922 год 99 вузов и 130.000 учащихся, на 1923 год - 96 вузов и 134.000 учащихся, на 1 июня 1924 года мы имеем 96 вузов и 140.000 учащихся. В данный момент (1925 год) мы имеем 87 вузов и 113.000 учащихся. К концу учебного года мы будем иметь 74 вуза и 110.000 учащихся". Существующая сеть была названа результатом большой плановой работы, которую проделал Наркомпрос, Госплан и Совнарком, а также отмечалось, что она "отвечает современному состоянию нашего хозяйства и потребностям этого хозяйства в специалистах высшей квалификации". Вместе с тем, одной из главных проблем в вузах на раннем этапе становления высшего образования было полное отсутствие материально - технической базы. Профессор СГУ А.А. Богомолец на одном из заседаний Ученого Совета медицинского факультета сетовал, что "нет замков, но и воровать нечего, нужны не замки, нужны приборы, аппараты". Единственный микроскоп в клинике инфекционных болезней медицинского факультета был от профессора В.В. Вормса. Зарплаты работников вузов были невысокими: в 1925-1926 гг. профессор получал 140 руб. в месяц, а доценты, ассистенты и ординаторы - не более 65 руб. Ассистент кафедры органической химии Казанского университета В.В. Евлампьев, ставший затем ее заведующим, вынужден был для получения дополнительного заработка играть на скрипке в кинотеатре.
Несколько другие цифры приводит И.И. Ходоровский в докладе "Состояние вузов в РСФСР", указывая, что в 1925 году заработная плата профессора за 6 основных часов в неделю составляет 80 рублей в месяц. "Это, конечно же, совершенно недостаточно и в несколько раз ниже того, что получал профессор в довоенное время, но это в 2 ½ раза больше того, что профессор получал в 1924 году…". Б.А. Плюснин-Кронин в 1925 году писал, что "научная работа в вузах до последнего времени протекала в очень тяжелых условиях: научные учреждения остро нуждались в ремонте, пополнении инвентаря, даже подчас - топливе, научные силы оплачивались плохо. Но значение науки было достаточно ясно победившему пролетариату, и еще в ноябре 1921 года при Совнаркоме РСФСР была создана "Центральная комиссия по улучшению быта ученых", получившая для этих целей специальные ассигнования, добившаяся ряда льгот для ученых. Затем были проведены специальные ассигнования на ремонт учебных учреждений и к 1924 году они восстановлены почти полностью". О материально - техническом положении вузов в 1925 году в докладе 1925 года "Состояние вузов в РСФСР" говорилось: " Несмотря на то, что материальная база высшего образования за последнее время значительно усилилась, все же она не может быть признана сколько-нибудь достаточной и нуждается в дальнейшем укреплении. Бюджет каждого учебного заведения ниже бюджета довоенного времени… Мы видим и чувствуем, что правительство принимает серьезные меры к усилению бюджета высших учебных заведений, но задача дальнейшего укрепления этого бюджета очевидна. Особо должна быть выдвинута задача улучшения и обновления учебного оборудования высших учебных заведений, которое за годы гражданской войны и революции износилось и обветшало и, что самое главное, отстало от мировой техники, которая за эти годы значительно двинулась вперед".
Ходоровский называет переломным для состояния всего высшего образования в целом и его финансирования - в частности, 1925 год, указывая, что сумма финансирования вузов в этом году приблизилась к 28 млн. рублей. Основными источниками финансирования вузов были ассигнования по бюджету и специальные средства, которые вузы получали от введения платности образования, но укрепление финансовой базы высшего образования в первую очередь шло на улучшение материального положения научных работников и преподавателей. На 1926 бюджетный год власти поставили 4 задачи: . оборудование и переоборудование вузов; . поднятие зарплаты педагогического персонала . поднятие зарплаты технического обслуживающего персонала . улучшение хозяйственной стороны жизни вузов: "Все то, что относится к ремонту, освещению, отоплению, - все это должно быть поднято, чтобы вуз перестал каждый день дрожать от угроз электрической станции или городского водопровода лишить его света и воды". Действительно, во второй половине 20-х гг. у государства появилась возможность выделить некоторые средства на капитальное строительство в ряде университетов, закупку нового оборудования и книг. Так, в Томском университете был проведен капитальный ремонт, создан крупный научный центр - Сибирский физико-технический НИИ. В Саратовском университете в 1926 г. построены несколько зданий клиник медицинского факультета. В период развернувшегося в начале индустриализации бурного строительства и открытия узко - специализированных вузов и втузов, многие из них были совершенно не обеспечены материально - технической базой, лабораторным оборудованием, поэтому частым было явление, что вновь открывавшиеся вузы и втузы либо закрывались, либо уплотнялись, либо реорганизовывались, подобный процесс отмечался вплоть до начала войны. Примером такого неподкрепленного материальной базой открытия вузов может стать утвержденное постановлением СНК СССР № 694 от 13 августа 1931 г. разрешение Наркомфину создать на основе выделяемого из одного из университетов недавно созданного экономического факультета финансово-экономический институт. При открытии данного учебного заведения возникли характерные для всех новых вузов трудности: отсутствие необходимых помещений и оборудования, нехватка литературы и учебников, отсутствие учебно-методической базы.
В то же время, несмотря на тяжелые условия, в которых приходилось работать ученым вузов и научных лабораторий, создавались новые научные аппараты, совершенствовалось лабораторное оборудование. Примером тому можно назвать разработку нового переносного сейсмографа: "Академией наук был изобретен переносной сейсмограф (прибор для изучения колебаний почвы), весящий всего 1 ½ кило, тогда как прежний сейсмограф весил 17 кило и требовал установки на особом фундаменте. Эти переносные сейсмографы особенно важны для изучения колебаний почвы…". Как отмечает Лапко, во вторую пятилетку широко развернулось строительство материальной базы высших учебных заведений. После 1934 г. были сооружены учебные и жилые помещения Московского рыбного института, Ленинградского молочного института, Белоцерковского сельскохозяйственного института, Одесского консервного института, Московского пищевого института и т.д.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|