Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политика государства по развитию высшего образования




 

Важнейшим шагом по организации высшего образования в стране стало принятие 3 июля 1922 г. "Положения о высших учебных заведениях". Уже в 1923-1924 году все без исключения вузы стали осуществлять образовательную деятельность на основании этого положения, которое, по сути, являлось новым уставом высших учебных заведений и действовало вплоть до 1930 г. На основе положения компартия и советское правительство смогли осуществлять всесторонний контроль и руководство вузами в эти годы.

В контексте данной работы наибольший интерес представляют объявлявшиеся цели высших учебных заведений, заключавшиеся в следующем:

.   создавать кадры специалистов по различным отраслям научно - технической деятельности;

2. подготовлять научных работников для обслуживания деятельности научно - технических и производственных учреждений Республики, в частности - для самих Высших Учебных Заведений;

.   распространять научные знания среди широких пролетарских и крестьянских масс, интересы которых во всей деятельности Высшего Учебного Заведения должны стоять на первом плане.

На проходившем в декабре 1922 года Всероссийском съезде советов Наркомпрос отчитался о проведенной в области реорганизации системы образования работе, в том числе и принятых мерах по кардинальному реформированию высшей школы. Съезд принял постановление, в котором отмечалось, что "ВЦИК и Народный Комиссариат по Просвещению совершенно правильно наметили широкую программу народного образования".

Как отмечалось в литературе того периода: "основная задача ВУЗа - подготовить строителя будущего, приучить его к построению правильного прогноза, к планированию работы вперед, на основании точно изученных, научно - проработанных данных сегодняшней действительности. "Коммунист, не думающий о будущем - чудовище", так выразился А.В. Луначарский на совещании наркомпросов. Конечная ориентация на строительство чисто социалистического общества - вот основной педагогический подход ко всякому организационному и производственному заданию, который должен привить своим слушателям ВУЗ…".

Новый этап реформирования высшей школы был связан с изменением в политике партии и объявленным курсом на индустриализацию. А.Ф. Лапко отмечает, что в первое десятилетие советской власти была заложена база для дальнейшего развития высшего образования в нашей стране, приводя следующие данные: "К 1926/1927 учебному году в нашей стране имелось 148 вузов, контингент студентов в которых составлял 168 тысяч человек. В последующие два года эти цифры практически не менялись. Так, в 1928/1929 учебном году вузов было 152, а студентов в них 176 тысяч. На преподавательской работе в эти годы было занято 18 000 человек. Число высших технических учебных заведений к этому времени достигло 60 с контингентом учащихся в 73,7 тысячи", добавляя, что "дальнейшие реформы высшей школы теснейшим образом связаны с выполнением пятилетних планов развития народного хозяйства и культуры. В этих планах высшая школа занимала видное место: она способствовала успешной реализации заданий пятилеток, подготовляя специалистов, как для промышленности, так и для сельского хозяйства".

В октябре - ноябре 1926 года в Москве прошла 15 партийная конференция, на которой подводились некоторые экономические и политические итоги развития страны. Руководством партии был сделан вывод, что в стране сложилась благоприятная экономическая обстановка для проведения индустриализации. Председатель СНК СССР А.И. Рыков обратил особое внимание на то, что темпы индустриализации будут во многом зависеть от наличия необходимого количества кадров и уровня квалификации специалистов, от уровня их подготовки или переподготовки. В соответствии с этим перед вузами страны была поставлена новая задача - подготовить необходимые высококвалифицированные кадры для осуществления в стране политики индустриализации.

Пленум ЦК ВКП (б), проходивший в июле 1928 года, принял постановление "Об улучшении подготовки новых специалистов", который положил начало новому этапу в преобразовании высшего образования - его профессионализации. Высшие учебные заведения переводились на отраслевое подчинение, что было закреплено в Постановлении ЦИК СССР и СНК СССР "О реорганизации вузов, техникумов и рабфаков" от 23 июля 1930 года. В постановлении говорилось, что "бурные темпы социалистического переустройства страны с исключительной остротой выдвинули неотложную задачу подготовки новых пролетарских кадров специалистов, в первую очередь руководителей и организаторов народного хозяйства СССР. Эти кадры специалистов, обладая широким общественно - политическим кругозором, должны находиться по своим техническим и экономическим знаниям на уровне современной науки и техники и вполне удовлетворять требованиям социалистической реконструкции. Разрешение этой задачи невозможно без коренной реорганизации существующих вузов, техникумов и рабфаков на основе решительного сближения теоретического обучения и производственной практики, специализации учебных заведений по отраслевому признаку и приведения самой системы образования в соответствие с экономическим районированием страны, хозяйственным и культурным строительством национальных районов и с организацией промышленности, сельского хозяйства, торговли, транспорта и т.д.".

Постановление предусматривало реорганизацию многофакультетных высших учебных заведений и техникумов в отраслевые учебные заведения и техникумы; технические учебные заведения передавались в ведение отраслевых хозяйственных объединений соответствующих наркоматов, а введении народных комиссариатов просвещения союзных республик сохранялись педагогические и художественные учебные заведения, а также университеты в составе факультетов, не реорганизуемых данным постановлением в специальные вузы. По мнению ряда современных исследователей, данную политику можно охарактеризовать как ликвидацию университетского образования. Классическое университетское образование заменялось узко - профильным и прикладным, сам принцип университетского образования подвергался сомнению. Очень показательна в этом плане статья Г. Бровмана и Е. Поповкина в журнале "Революция и культура" (1929, № 21), в которой авторы заявляли, что университеты своей замкнутостью соответствовали корпоративности феодального общества, что они полностью оторваны от жизни, являются порождением культуры паразитических классов, выпускают из своих стен никуда не пригодных людей, паразитов, кроме медиков и юристов. Поэтому университет как единое целое должен быть уничтожен, превращен в ряд узкоспециализированных вузов.

В 1930-1931 гг. большинство вузов перешло на принципы подготовки специалистов для конкретных отраслей быстро развивающегося народного хозяйства, а также для конкретных объектов производства в промышленности и в сельском хозяйстве.

Для выполнения решений июльского и ноябрьского пленумов ЦК в первые годы первой пятилетки на базе соответствующих факультетов крупных политехнических институтов и университетов создавались мелкие узкоспециализированные учебные заведения, которые могли бы готовить специалистов в более сокращенные сроки. Одновременно создаются и новые втузы, необходимые бурно развивающейся промышленности. В 1930 г. на базе Московской горной академии была создана группа втузов: Институт стали, Институт цветных металлов и золота, Нефтяной институт, Горный институт, Геологоразведочный институт, Торфяной институт. Из МВТУ выделилось 5 самостоятельных втузов: Механико-машиностроительный, Аэромеханический, Инженерно-строительный, Энергетический, Химико-технологический. На базе кораблестроительного факультета Ленинградского политехнического института создан Ленинградский кораблестроительный институт; на базе электротехнического факультета - Ленинградский электротехнический институт. В Свердловске на базе факультетов Уральского политехнического института были организованы самостоятельные институты: Институт черных металлов, Институт цветных металлов, Химический институт, Строительный институт, Лесотехнический институт и др. В Казани на базе химических факультетов Казанского политехнического института и Казанского университета создан Химический институт. В Новочеркасске на базе факультета Донецкого сельскохозяйственного института был организован Донской инженерно-мелиоративный институт. В Средней Азии на базе Среднеазиатского университета и Среднеазиатского хлопково-ирригационного института было создано 18 вузов и втузов, а затем в 1931 г. вновь организовано еще 9 новых вузов. В Сибири (до периода перестройки втузов) было два втуза: Томский технологический институт и Дальневосточный политехнический институт. При реорганизации втузов на базе факультетов Томского технологического института были созданы: Химико-технологический институт, Механический институт, Горный институт, Строительный институт (позднее переведенный в Новосибирск), Металлургический институт (позднее переведенный в Кузбасс - в Новокузнецк). На базе факультетов Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева создаются институты: Институт механизации и электрификации сельского хозяйства, Институт инженеров водного хозяйства, Институт рыбной промышленности и хозяйства. На базе университетов в 1930 и 1931 гг. возникло около 45 вузов и втузов. В 1930 г. открывается ряд новых горных и металлургических институтов в Сибири, на Донбассе и в других районах СССР. Тогда же открывается ряд строительных и архитектурных институтов, Ростовский институт сельскохозяйственного машиностроения, Сталинградский механический, Бежицкий машиностроительный, Харьковский авиационный, Днепропетровский институт инженеров железнодорожного транспорта, Одесский и Горьковский институты водного транспорта, Иркутский институт цветных металлов. В это же время открывается ряд институтов связи, были созданы институты пищевой и легкой промышленности. Наряду с отраслевыми институтами открываются и политехнические институты в Ереване, Куйбышеве.  В ряде университетов продолжали создаваться технические факультеты. Это лишь некоторые примеры проводившейся реорганизации вузов, имевшей своей целью привести высшее образование в соответствие с потребностями индустриализации.

С одной стороны переход к отраслевой системе организации высшего образования во - многом решил проблему подготовки специалистов, обеспечил экономику необходимыми кадрами. По масштабам профессиональной подготовки кадров для промышленного и сельского хозяйства Советский Союз в 30-40 е годы вышел на лидирующее место в мире. Но, с другой стороны, подобная политика привела к снижению общего уровня вузовской и фундаментальной науки, значительно снизилось качество научных кадров.

В таких условиях особое внимание уделялось повышению качества подготовки специалистов. В развернутом постановлении ЦИК СССР от 19 сентября 1932 года "Об учебных программах и режиме в высшей школе и техникумах" говорилось, что от советского специалиста требуется все более высокая квалификация, овладение глубокими знаниями научных основ современной техники, знанием системы советского хозяйства и его планирования; ЦИК СССР предложил наркоматам пересмотреть список специальностей, по которым вели подготовку вузы, втузы и техникумы, в целях максимального сокращения номенклатуры специальностей и установления их с учетом перспектив развития данной отрасли народного хозяйства и достижений науки и техники, а также необходимости дать специалисту широкую общенаучную и общетехническую подготовку для полного овладения данной специальностью.

Необходимость повышения общего качества студенчества заставило власти пересмотреть и некоторые принципы приема в вузы, что нашло отражение в Постановлении ЦИК и СНК СССР "О приеме в высшие учебные заведения и техникумы" от 29 декабря 1935 года, в котором отменялись ограничения, связанные "с социальным происхождением", для поступления в вузы детей нетрудящихся и лиц, лишенных избирательных прав "ввиду того, что в данное время это ограничение не вызывается необходимостью".

Подобные предложения звучали и раньше. В частности, в докладе "Итоги приема в ВУЗы в 1924 году и некоторые перспективы на будущее" заведующий Главного управления профессионального образования И. Ходоровский отмечал: "Абсолютно права Крупская, которая неоднократно высказывалась в печати в том смысле, что в нашу задачу вовсе не входит закрыть доступ к высшему образованию детям мелкой буржуазии. Наша задача состоит в том, чтобы детей мелкой буржуазии подчинять нашему идеологическому и организационному влиянию, переваривать и ассимилировать их, сделать их соучастниками нашей работы по строительству социализма. Политически необходимо и выгодно открыть отдушину в высшую школу для детей мелкой буржуазии (разумеется, не торгово-промышленной и спекулянтской) и через вторую ступень, даже через броню определенного количества мест за детьми советской интеллигенции (агрономов, инженеров, врачей, научных работников и т.п.). Все это ни в малейшей степени не отразится на интересах рабочего класса".

Принятая в 1936 году новая советская Конституция, вошедшая в историю как "сталинская", гарантировала всем гражданам страны право на образование, в том числе и высшее: "Это право обеспечивается всеобщеобязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся".

Произошедшие в высшем образовании изменения были зафиксированы в новом "Типовом уставе высшего учебного заведения", утвержденном СНК СССР 5 сентября 1938 года. В уставе провозглашались цели высшего образования, подробно расписывался учебный процесс, говорилось о прохождении практики, работе кафедр, структуре и руководстве, внутреннем распорядке и дисциплине, а также об общественных организациях и т.п.

Во вступлении Типового положения говорилось: " В соответствии с 121-й ст. Конституции СССР высшие учебные заведения осуществляют право на образование всех граждан Союза ССР и имеют своей целью подготовку кадров, способных овладеть современной наукой и техникой, вооруженных знаниями научного социализма, готовых защищать советскую родину и беззаветно преданных делу построения коммунистического общества".

Положение определило следующие задачи высших учебных заведений СССР:

.   Организация учебно-методического процесса, обеспечивающего подготовку высококвалифицированных специалистов в своей области (инженеров - технологов, химиков, строителей, путейцев, судостроителей, агрономов, педагогов, врачей и т.д.), способных полностью освоить новейшие достижения науки, "по-большевистски сочетать теорию с практикой, сочетать производственный опыт с наукой";

2. идейно - политическое воспитание студентов и преподавателей на основе учения Маркса - Ленина - Сталина;

.   создание высококачественных учебников и учебных пособий, стоящих на уровне современной науки и отвечающих задачам идейно - политического воспитания молодежи;

.   проведение научно - исследовательской работы, способствующей разрешению важнейших задач социалистического строительства;

.   повышение квалификации профессорско-преподавательских кадров и подготовка научно - педагогического состава "смело ведущего борьбу против устаревшей науки и прокладывающего дорогу для новой науки" (Сталин);

.   популяризация научных и технических знаний и новейших достижений науки и техники, основанных на практике стахановского движения.

Как видно из данного положения, основную задачу вузов власти в предвоенный период видели в идейно - политическом воспитании и подготовке кадров для социалистического строительства. Основная же тенденция, обозначенная в послереволюционный период, сохранялась: государство стремилось сделать высшую школу по своему составу пролетарской и готовило в вузах - крестьянскую интеллигенцию.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...