Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преимущества и недостатки организационных структур управления




Тип структуры Преимущества Недостатки Особенности
Линейная · Создает реальные условия для единоначалия, обеспечивает единство распоряжения в системе управления, ориентирует руководителей в основном на решение оперативных задач. · Простота управления (один канал связи). · Четко выраженная и личная ответственность руководителя за конечные результаты деятельности своего подразделения. · Высокие требования к руководителю, который должен быть подготовлен всесторонне. · Отсутствие звеньев по планированию и подготовке решений. · Перегрузка информацией. · Затруднительные связи между инстанциями. · Концентрация власти в управляющей верхушке. · Эту структуру используют в малом бизнесе. · Является обязательным элементом всех видов структур.
Линейно-штабная · Освобождение линейных менеджеров от чрезмерной загрузки. · Возможность привлечения специалистов и экспертов в определенных областях.     · Недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение не участвует в его реализации. · Тенденция к чрезмерной централизации. · Сохранение высоких требований к высшему руководству, принимающему решения. · Включает в себя специально созданные при линейных руководителях подразделения (штабы), которые не обладают правом принятия решений. · К штабным подразделениям относят службу контроллинга, отделы координации и анализа, группу сетевого планирования, социологическую, юридическую службы.
Функциональная · Создает условия для повышения квалификации работников аппарата управления. · Требует высокой компетентности специалистов, отвечающих за осуществление конкретных функций. · Уменьшает потребность в специалистах широкого профиля. · Требует от руководителя предприятия большой работы по координации всех управленческих подразделений. · Решение задач стратегического характера отодвигается на второй план, ухудшаются адаптивные свойства предприятия к изменяющимся внешним условиям. · При этом производственные подразделения получают распоряжения от разных управленческих звень-ев. · Это нарушает принцип единоначалия, может повлечь безответственность как производственных, так и управленческих работников. · Функциональная структура не получила распространения в практике управления. · Может быть использована лишь в малом бизнесе.
Линейно-функциональная · Обеспечивает соблюдение принципа единоначалия, и в то же время предполагает рациональную специализацию управленческих звеньев. · Освобождает главного линейного менеджера от глубокого анализа проблем. Возможность привлечения консультантов и экспертов. · Отсутствие тесных взаимосвязей и взаимодействия на горизонтальном уровне между производственными отделениями. · Недостаточно четкая ответственность, так как готовящий решение как правило не участвует в его реализации. · Чрезмерно развитая система взаимодействия по вертикали, тенденция к чрезмерной централизации. · Является наиболее распространенной. · Применима на предприятиях крупного и среднего бизнеса в разных отраслях народного хозяйства.
Дивизиональная -по продукту, -по потребителю, -по региону   · Более тесная связь производства с потребителями, ускоренная реакция на изменения во внешней среде. · Улучшение координации работ в подразделениях вследствие подчинения одному лицу. · Возникновение у подразделений конкурентных преимуществ малых фирм. · Рост иерархичности, вертикали управления. · Дублирование функций управления на разных уровнях приводит к росту затрат на содержание управленческого аппарата. · Дублирование работ для разных подразделений. · Сложность управления. · Трудности в подборе целевого менеджера, обладающего талантом организатора, двойное подчинение, что вызывает конфликты. · Тенденция приспособления структур управления к конкретным условиям производства или продвижения продукции заслуживает внимания, особенно при формировании транснациональных компаний.
Программно-целевая · Высокая целевая ориентация. · Специализация. · Концентрация необходимых ресурсов. · Связанность ресурсов до завершения работ. · Трудность нахождения применения высвобожденным ресурсам. · Централизованный тип применяется редко. · Координационный тип возникает в рамках линейно-функциональных структур.
Матричная · Возможность быстро реагировать и адаптироваться к изменяющимся внутренним и внешним условиям организации. · Повышение творческой активности административно-управленческого персонала за счет формирования программных подразделений, активно взаимодействующих с функциональными структурами. · Рациональное распределение ответственности, прав, функций между линейными, функциональными и программно-целевыми органами. · Является наиболее гибкой формой управления. · Сложная структура соподчинения, в результате чего возникают проблемы, связанные с установлением приоритетов заданий и распределением времени на их выполнение. · Трудность приобретения навыков, необходимых для работы по новой программе. · Трудности установления четкой ответственности за работу подразделения. · Возникновение конфликтов между менеджерами функциональных подразделений и управляющими проектами. · Применяется в основном в наукоемких отраслях. · Создание структуры целесообразно, когда имеется необходимость в освоении ряда новых сложных изделий в сжатые сроки. · Непригодна для работы в критических ситуациях.

 

 

Рис. 11. Организационная структура малой фирмы

Совмещение профессий, и управленческих функций способствует экономному использованию ресурсов.

Главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его адаптивности (приспособляемости и гибкости) к меняющимся условиям хозяйствования.

Поскольку прямых показателей эффективности организационной структуры управления нет, поэтому используются косвенные критерии, такие как затраты на содержание данной структуры управления и их доля в общей сумме производственных затрат предприятия, ее простота (количество уровней, размер структуры, количество отделов и каналов связи, затраты на содержание аппарата управления и др.). Известно, что чем многочисленнее связи, чем больше количество уровней управления, тем ниже эффективность функционирования системы управления.

Основные подходы к оценке эффективности организационной системы управления приведены в табл. 4.

С целью определения эффективности управления предлагается система показателей, всесторонне характеризующих деятельность предприятия и эффективность его системы управления.

Основные показатели эффективности системы управления:

1. Коэффициент управляемости, характеризующий степень средней загруженности каждого руководителя с учетом нормы управляемости (по количеству подчиненных), рассчитывается по формуле:

, (1)

,

где Куп – коэффициент управляемости;

z – число уровней управления;

m – число руководителей данного уровня управления;

– фактическое число работников, приходящееся в среднем на одного руководителя данного уровня управления;

– нормативное число работников, приходящееся в среднем на одного руководителя данного уровня управления.

 

2. Коэффициент уровня механизации и автоматизации труда работников, характеризующий степень соответствия фактической стоимости средств механизации и оргтехники нормативным требованиям в среднем на одного работника аппарата управления рассчитывается по формуле:

, (2)

где Км.а –коэффициент уровня механизации и автоматизации труда работноков;

Сф – фактическая стоимость технических средств в управлении;

Чау – численность аппарата управления.

 

3. Коэффициент экономичности труда работника аппарата управления рассчитывается по формуле:

, (3)

где Кзу – коэффициент экономичности труда работника аппарата управления

Зау – общая сумма затрат на управление;

Зпр – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции за год.

 

4. Коэффициент экономической эффективности управленческой деятельности рассчитывается как отношение прибыли П (дохода) к численности аппарата управления Чау по формуле:

, (4)

где Кэ – коэффициент экономической эффективности управленческой деятельности;

П – прибыль;

Чау – численность аппарата управления.

 

1. Коэффициент результативности управления производством и реализацией продукции показывает отношение объема реализации продукции к численности аппарата управления, и определяется по формуле:

, (5)

где Кэу – коэффициент результативности управления производством и реализацией продукции;

V – объём реализации продукции;

Чау – численность аппарата управления.

 

6. Экономическая результативность деятельности (рентабельность) показывает коэффициент, рассчитываемый как отношение прибыли (дохода) к общей сумме затрат на производство и реализацию продукции за год по формуле:

, (6)

где Кэр – коэффициент, показывающий экономическую результативность деятельности;

П – доход;

Зпр – общая сумма затрат на производство и реализацию продукции за год.

 

7. Производительность труда – степень его эффективности, определяется отношением годового объема реализации продукции к среднесписочной численности работников по формуле:

, (7)

где ПТ – производительность труда;

V – годовой объем реализации продукции;

Чппр – среднесписочная численность работников.

 

На основе анализа состояния управления на предприятии данная система показателей позволяет определить основные направления совершенствования систем управления.

В выпускной квалификационной работе студент должен привести схему существующей организационной структуры управления рассматриваемого объекта; описать функциональные обязанности основных звеньев управления; определить динамику показателей причин текучести кадров, эффективность системы управления, показатели эффективности организационной структуры, обеспеченность предприятия трудовыми ресурсами, оценить квалификационный уровень персонала и изменения в его составе,

 

Таблица 4

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...