Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задания для самостоятельной работы




1. Нарисовать схему строения десмосомы, предварительно изучив электронные микрофотографии.

2. Нарисовать схематично строение ресничек и микроворсинок.

 

Литература

1. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология. Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – С.66-69.

2. Гистология, эмбриология, цитология: учебник / Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Е.Ф.Котовский и др.; под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной. – 6-е изд. перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – С.105-113.

 

РеакЦИЯ клетОк НА ПОВРЕЖДАЮЩИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ

Цель занятия

Знать обратимые и необратимые изменения клет­ки и ее органелл. Уметь определять на электронных микрофотог­рафиях реактивные изменения ультраструктур клетки. Уметь оце­нивать по строению клетки и ее органелл функциональную активность и жизнеспособность клетки. Иметь представление о роли внутриклеточной и клеточной форм регенерации в сохране­нии жизни клеток в норме и измененных условиях существования.

Ориентировочная основа действий

Задание 1. По электронным микрофотографиям, рисункам, таблицам сделать схематический рисунок реактивно измененной клетки с обратимыми реактивными изменениями ультраструктур. Обозначить плазмолемму, ядро, митохондрии, комплекс Гольджи, эндоплазматическую сеть и указать вид обратимого изменения каждой структуры.

Задание 2. По электронным микрофотографиям, рисункам, таблицам сделать схематический рисунок клетки с необратимыми реактивными изменениями. Сделать те же обозначения, что и в задании 1, указав вид необратимого изменения каждой из структур.

Задание 3. Составить (устно или письменно) протокол описания электронной микрофотографии реактивно измененной клетки. В качестве дополнительного материала используйте методическую разработку «Реакция клеток и клеточных органелл на повреждающее воздействие»/ Под ред. Р.К. Данилова. – СПб.: ВМедА, 1993.

Материалы для самоконтроля

1. Что такое реактивность клетки и каковы ее морфологические проявления?

2. Каковы признаки обратимых изменений клеточных структур?

3. Какие вы знаете необратимые изменения клеточных структур?

4. Что такое апоптоз?

5. Что такое кариопикноз, кариорексис и кариолизис?

Контрольные тесты

Вопрос 1. Обратимыми изменениями органелл являются:

1. Отек и набухание митохондрий.

2. Гиперплазия комплекса Гольджи.

3. Уменьшение числа рибосом.

4. Расширение перинуклеарного пространства.

 

Вопрос 2. В клетке ослаблена синтетическая активность, потому что в ней произошло:

1. Увеличение доли гетерохроматина.

2. Просветление матрикса митохондрий.

3. Фрагментация ядрышка.

4. Неравномерное расположение рибосом на мембранах эндоплазматической сети.

 

Вопрос 3. Необратимыми изменениями клетки являются:

1. Кариолизис.

2. Разрыв цитолеммы.

3. Увеличение количества лизосом.

4. Отсутствие включений.

 

Вопрос 4. Кариопикноз - это:

1. Уплотнение и сморщивание ядра.

2. Фаза митоза.

3. Период интерфазы.

4.Снижение синтеза ДНК.

 

Вопрос 5. В какой период жизненного цикла клетка наиболее чувствительна к повреждающим воздействиям:

1. Старения.

2. Деления.

3. Специализации.

4. Дифференцировки.

 

Вопрос 6. Термин «паранекроз» предложили ученые:

1. Т. Шванн и М. Шлейден.

2. Д.Н. Насонов и В.Я. Александров.

3. А.А. Заварзин и Н.Г. Хлопин.

4. А.А. Максимов.

 

Учебно-исследовательские задачи

1. На электронной микрофотографии клетки видны крупные митохондрии с расширенным межмембранным пространством, просветленным матриксом, немногочисленными сглаженными кристами. Определить, сохраняет жизнеспособность такая клетка или нет.

2. Под действием неблагоприятного фактора в клетке наблюдаются расширение цистерн комплекса Гольджи и эндоплазматической сети, увеличение перинуклеарного пространства, отек митохондрий. Что ждет клетку после прекращения воздействия?

3. В клетке печени обнаружено ядро, в котором хроматин имеет вид темных полулуний. Какое явление наблюдается в этой клетке?

 

Задания для самостоятельной работы

1. Нарисовать схемы форм гибели ядра клетки.

2. Схематично нарисовать варианты обратимых и необратимых изменений митохондрий

 

 

Литература

1. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология. Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – С.69-72.

2. Гистология, эмбриология, цитология: учебник / Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Е.Ф.Котовский и др.; под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной. – 6-е изд. перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – С.100-104.

 

ДИАГНОСТИКА ГИСТОЛОГИЧЕСКИХ ПРЕПАРАТОВ И ЭЛЕКТРОННЫХ МИКРОФОТОГРАФИЙ ПО МОДУЛЮ

«цитологиЯ. УЧЕНИЕ О СТВОЛОВЫХ КЛЕТКАХ»

Цель занятия

Обобщить и систематизировать теоретические знания по цитологии. Отработать навыки микроскопирования и анализа (диагностики) гистологических препаратов, «чтения» электронных микрофотографий.

Ориентировочная основа действий

 

Задание 1. Уметь ответить на теоретические вопросы, контрольные тесты и учебно-исследовательские задачи по пройденным темам, содержащиеся в данном практикуме (см. материалы для самоконтроля к каждому занятию и комплекты материалов для самоподготовки, разработанный на кафедре).

Теоретические вопросы:

1. Гистология как наука и учебная дисциплина.

2. Вклад гистологов Военно-медицинской академии в развитие учения о тканях.

3. Современные методы гистологических исследований.

4. Основные этапы приготовления гистологического препарата. Понятие о гистологических красителях.

5. Структурные уровни организации живого.

6. Структурная организация клетки по данным световой и электронной микроскопии.

7. Ультраструктура и функции интерфазного клеточного ядра.

8. Ультраструктура и функции клеточной мембраны. Клеточные рецепторы. Межклеточные соединения.

9. Классификация, ультраструктура и функции клеточных органелл.

10. Опорно-двигательные структуры клетки (цитоскелет).

11. Клеточные включения.

12. Воспроизведение клеток.

13. Понятие о жизненном цикле клетки. Митотический цикл.

14. Взаимосвязь структуры и функции на клеточном и субклеточном уровнях.

15. Регенерация обновляющихся, растущих, стационарных тканей (клеточных популяций).

16. Дифференцировка клеток.

17. Реактивные изменения клеток и их ультраструктур.

 

Задание 2. Решить тестовые задания по цитологии (см. комплект материалов для самоподготовки, разработанный на кафедре; «Тесты по цитологии, эмбриологии и общей гистологии»/ Под ред. Р.К.Данилова. - СПб.: ВМедА, 1998. – С. 3 - 16).

Задание 3. Уметь диагностировать следующие гистологические препараты.

1. Нервные клетки чувствительного (спинномозгового) узла. Окраска - гематоксилин и эозин.

2. Митоз в растительных клетках корешка лука. Окраска- железный гематоксилин.

3. Комплекс Гольджи в нервных клетках. Окраска - импрегнация тетраоксидом осмия.

4. Жировые включения в клетках печени. Окраска - сафранин и тетраоксид осмия.

5. Жировые клетки сальника (окраска судан III и гематоксилин).

6. Включения гликогена в клетках печени. Окраска - кармин по Бесту и гематоксилин.

7. Пигментные включения в клетках. Препарат не окрашен.

8. Секреторные гранулы в клетках эпителия. Окраска - гематоксилин и эозин.

9. Однослойный плоский эпителий брюшины - мезотелий (плоскостной препарат). Окраска - импрегнация нитратом серебра с докраской ядер гематоксилином.

10. Клетки и межклеточное вещество рыхлой соединительной ткани. Окраска - гематоксилин.

11. Симпласты поперечнополосатой мышечной ткани. Окраска - гематоксилин.

12. Нервные клетки спинного мозга. Окраска – импрегнация серебром.

Задание 4. Уметь определять на электронных микрофотографиях различные ультраструктурные компоненты клеток организма, в том числе реактивно измененные (см. комплект материалов для самоподготовки, разработанный на кафедре).

Задание 5. Уметь составить протоколы описания препаратов, перечисленных в задании 3 (см. приложение 3).

Задание 6. Представить преподавателю для контроля конспекты лекций по пройденному материалу, тетради для самостоятельных работ, альбомы для зарисовки гистологических препаратов.

 

Цель занятия достигнута, если Вы правильно решили не менее 50% предложенных тестовых задач; в процессе индивидуального собеседования с преподавателем продемонстрировали умение правильно диагностировать гистологические препараты, узнали все структуры на электронных микрофотографиях, показали знание теоретического материала по пройденным темам.

 

За­клю­че­ние

В ре­зуль­та­те изу­че­ния раздела «Цитология. Учение о стволовых клетках» Вы знае­те: уст­рой­ст­во мик­ро­ско­па, пра­ви­ла мик­ро­ско­пи­ро­ва­ния и ме­то­ды мик­ро­ско­пии; тер­ми­но­ло­гию, ос­нов­ные прин­ци­пы структурной организации клет­ки и ее ком­пар­тмен­тов в свя­зи с вы­пол­няе­мой функ­ци­ей; мор­фо­ло­ги­че­ские про­яв­ле­ния диф­фе­рен­ци­ров­ки и реактивных изменений кле­ток, фор­мы де­ле­ния клеток. Вы оз­на­ком­ле­ны с эта­па­ми при­го­тов­ле­ния и ок­ра­ски пре­па­ра­тов, методами гистохимического анализа клеток; имеете представления о клеточной теории и ее значении для развития цитологии и гистологии.

 

 

Основная литература

1. Данилов Р.К. Гистология. Эмбриология. Цитология. Учебник для студентов медицинских вузов. – М.: ООО «Медицинское информационное агентство», 2006. – С. 12-72.

2. Гистология, эмбриология, цитология: учебник / Ю.И.Афанасьев, Н.А.Юрина, Е.Ф.Котовский и др.; под ред. Ю.И.Афанасьева, Н.А.Юриной. – 6-е изд. перераб. и доп. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. – С. 17-104.

3. Елисеев В.Г., Афанасьев Ю.И., Котовский Е.Ф., Яцковский А.Н. Атлас микроскопического строения клеток, тканей и органов. – М.: Медицина, 2004.

4. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Гистология человека в мультимедиа. Учебник для студентов медицинских вузов. – СПб.: ЭЛБИ-СПб., 2004. – 362 с.

5. Тесты по цитологии, эмбриологии и общей гистологии /Под ред. Р.К.Данилова. – СПб.: ВМедА, 1998. – С. 3 – 16.

6. Конспекты лекций.

 

Дополнительная литература

1. Руководство по гистологии (в двух томах) / Под ред. Р.К. Данилова. – 2-е изд. испр. и доп. - СПб.: СпецЛит, 2011.

2. Жункейра Л.К., Карнейро Ж. Гистология: атлас: учебное пособие: пер. с англ. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – 576 с.

3. Международные термины по цитологии и гистологии человека с официальным списком русских эквивалентов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009.

 

Раздел (модуль): ОБЩАЯ ГИСТОЛОГИЯ (УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ)

 

 

Необходимый исходный уровень знаний

Клеточная теория и учение о клетке.

Понятие о стволовых клетках.

Закономерности пролиферации и дифференциации клеток.

Реактивные изменения клеток и их ультраструктур.

 

ГРАФ ЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ РАЗДЕЛА

 

ВВЕДЕНИЕ В УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ. ЭМБРИОНАЛЬНЫЙ ГИСТОГЕНЕЗ. ЭМБРИОНАЛЬНЫЕ И ТКАНЕВЫЕ СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИ

Эмбриональный гистогенез низших позвоночных. Эмбриональные и тканевые стволовые клетки

Эмбриональный гистогенез высших позвоночных

ВВЕДЕНИЕ В УЧЕНИЕ О ТКАНЯХ

Эпителиальные ткани

Эпителии кожного типа

Эпителии кишечного, почечного и целомического типов

Эпителии нейроглиального типа

Железистый эпителий

Кровь и лимфа как ткани

Кроветворение

Рыхлая волокнистая соединительная ткань

Соединительные ткани со специальными свойствами

Ткани с опорно-механической функцией

Плотные волокнистые соединительные ткани

Хрящевые ткани

Костные ткани

Мышечные ткани

Система нейральных тканей и нейроглия

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...