Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Введение в учение о тканях. Эмбриональный гистогенез низших позвоночных.




ЭМБРИОНАЛЬНЫЕ И ТКАНЕВЫЕ СТВОЛОВЫЕ КЛЕТКИ

Цель занятия

На примере развития некоторых низших позвоночных изучить основные этапы эмбриогенеза. Знать механизмы образования зародышевых листков и эмбриональных зачатков тканей. Иметь представление о локализации стволовых клеток в составе эмбриональных зачатков тканей.

Работа с учебными таблицами и препаратами.

Ориентировочная основа действий

Задание1. Учебная таблица "Яйцеклетка ланцетника".

Рас­смот­реть таб­ли­цу и за­ри­со­вать с нее изо­ле­ци­таль­ную яй­це­клет­ку лан­цет­ни­ка, от­ме­тив в яй­це­клет­ке ани­маль­ный и ве­ге­та­тив­ный по­лю­сы.

Задание2. Учебная таблица "Полное равномерное дробление зиготы".

Рас­смот­реть дро­бя­щую­ся зи­го­ту лан­цет­ни­ка. Об­ра­тить вни­ма­ние на рав­ные по ве­ли­чи­не клет­ки - бла­сто­ме­ры, об­ра­зо­вав­шие­ся в ре­зуль­та­те ми­то­за, и на пер­вую бо­роз­ду дроб­ле­ния, про­хо­дя­щую в зи­го­те ме­ри­дио­наль­но - от ани­маль­но­го по­лю­са к ве­ге­та­тив­но­му.

Задание3. Учебная таблица "Бластула ланцетника".

Рас­смот­реть од­но­слой­ную бла­сту­лу лан­цет­ни­ка. Об­ра­тить вни­ма­ние на прак­ти­че­ски оди­на­ко­вый раз­мер бла­сто­ме­ров в бла­сту­ле. Зарисовать и обозначить: бластомеры, бластодерма, бластоцель, анимальный и вегетативный полюсы, краевая зона, пре­зумптивные эмбриональные зачатки (кожной эктодермы, кишечной энтодермы, нервной пластинки, хорды, мезодермы).

Задание4. Учебная таблица "Гаструла ланцетника (попе­речный срез)".

Зарисовать по­пе­реч­ный срез га­ст­ру­лы, сде­лав сле­дую­щие обо­зна­че­ния: эк­то­дер­ма, эн­тодер­ма, ме­зо­дер­ма, нерв­ная пла­стин­ка, хор­да, по­лость пер­вич­ной киш­ки.
Задание5. Учебная таблица "Гаструла ланцетника (саги­ттальный срез)".

Рассмотреть двухслойную гаструлу ланцетника и найти на таблице следующие структуры: эктодерму, энтодерму, мезодерму, нервную пластинку, хорду, бластопор, гастроцель. Обратить внимание на формирование осевого комплекса зачатков.

Задание6. Препарат "Пол­ное не­рав­но­мер­ное дроб­ле­ние зи­го­ты ля­гуш­ки" (окраска - пик­ро­фук­син).

При малом увеличении рас­смот­реть дро­бя­щую­ся зи­го­ту ля­гуш­ки. Най­ти бо­роз­ды дроб­ле­ния. Изу­чить строе­ние бла­сто­ме­ров, об­ра­зо­вав­ших­ся в ре­зуль­та­те ми­то­за. За­ри­со­вать дро­бя­щую­ся зи­го­ту ля­гуш­ки на ста­дии 2-х или 4-х бла­сто­ме­ров и обо­зна­чить: бла­сто­ме­ры, бо­роз­ды дроб­ле­ния.

Задание7. Препарат "Бла­сту­ла ля­гуш­ки" (окраска - пик­ро­фук­син). При малом увеличении рас­смот­реть мно­го­слой­ную бла­сту­лу ля­гуш­ки. Об­ра­тить вни­ма­ние на раз­ную ве­ли­чи­ну бла­сто­ме­ров в бла­сту­ле. Мел­кие и пиг­мен­ти­ро­ван­ные клет­ки-бла­сто­ме­ры с жел­точ­ны­ми вклю­че­ния­ми рас­по­ло­же­ны на ани­маль­ном по­лю­се и об­ра­зу­ют кры­шу бла­сту­лы. Круп­ные свет­лые клет­ки-бла­сто­ме­ры с круп­ны­ми жел­точ­ны­ми вклю­че­ния­ми об­ра­зу­ют тол­стое дно бла­сту­лы. В мес­те смы­ка­ния тон­кой кры­ши бла­сту­лы с утол­щен­ным дном вы­де­ля­ют­ся клет­ки-бла­сто­ме­ры крае­вой зо­ны. В цен­траль­ной час­ти име­ет­ся по­лость, не­сколь­ко сме­щен­ная к ани­маль­но­му по­лю­су. Обо­зна­чить на ри­сун­ке бла­сту­лы лягуш­ки: мел­кие пиг­мен­ти­ро­ван­ные бла­сто­ме­ры кры­ши, круп­ные свет­лые бла­сто­ме­ры дна, бла­сто­ме­ры крае­вой зо­ны, бла­сто­цель.

Задание8. Препарат " Га­ст­ру­ла ля­гуш­ки" (окраска - пикрофуксин). При малом увеличении рас­смот­реть пре­па­рат и определить в га­ст­ру­ле ля­гуш­ки бла­сто­ме­ры де­тер­ми­ни­ро­ван­ных эм­брио­наль­ных за­чат­ков. В эк­то­дер­ме это мел­кие, тем­ные клет­ки; в эн­то­дер­ме - круп­ные, свет­лые клет­ки; в хор­де и ме­зо­дер­ме - мел­кие клет­ки, рас­по­ло­жен­ные ме­ж­ду за­чат­ка­ми эн­то­дер­мы и эк­то­дер­мы в ви­де хор­до­-ме­зо­дер­маль­но­го пла­ща. Най­ти ука­зан­ные за­чат­ки, га­ст­ро­цель, бла­сто­пор, пе­ред­нюю и зад­нюю гу­бы бла­сто­по­ра, жел­точ­ную проб­ку. Обо­зна­чить на ри­сун­ке га­ст­ру­лы ля­гуш­ки: эк­то­дер­му, эн­то­дер­му, хор­до-ме­зо­дер­маль­ный плащ, бла­сто­пор, пе­ред­нюю гу­бу бла­сто­по­ра, зад­нюю гу­бу бла­сто­по­ра, жел­точ­ную проб­ку.

Задание9. Препарат "Ней­ру­ла ля­гуш­ки" (окраска - пик­ро­фук­син). При малом уве­ли­че­нии най­ти на по­пе­реч­ном сре­зе за­ро­ды­ша ля­гуш­ки осе­вой ком­плекс эм­брио­наль­ных за­чат­ков. Рас­смот­реть по­верх­но­ст­ный слой кле­ток эк­то­дер­мы и рас­по­ло­жен­ные под ней уд­ли­нен­ные клет­ки, об­ра­зую­щие нерв­ную труб­ку с по­ло­стью - нев­ро­це­лем. Об­ра­тить вни­ма­ние на ок­руг­лое об­ра­зо­ва­ние под нерв­ной труб­кой - хорду. От­ме­тить рас­по­ло­жен­ные по бо­кам от хор­ды и нерв­ной труб­ки мас­сив­ные скопления кле­ток за­чат­ка ме­зо­дер­мы. Уметь вы­де­лять в за­чат­ке ме­зо­дер­мы со­ми­ты, сег­мент­ные нож­ки, вис­це­раль­ный и па­рие­таль­ный ли­ст­ки спланх­но­то­ма и по­лость ме­ж­ду ни­ми - це­лом. Рас­смот­реть за­ча­ток ки­шеч­ной эн­то­дер­мы, об­ра­зо­вав­ший пер­вич­ную киш­ку. Обо­зна­чить на ри­сун­ке за­ро­ды­ша ля­гуш­ки: эк­то­дер­му, энтодерму, нерв­ную труб­ку, хор­ду, со­ми­ты.

 

ДЕ­МОН­СТ­РА­ЦИ­ОН­НЫЙ ПРЕ­ПА­РА­Т

"За­ро­дыш фо­ре­ли с жел­точ­ным меш­ком" ( окраска - пик­ро­фук­син).

При ма­лом уве­ли­че­нии. Рас­смот­реть по­пе­реч­ный срез за­ро­ды­ша фо­ре­ли. Най­ти кож­ный эпи­те­лий, клет­ки нерв­ной труб­ки, рас­по­ло­жен­ные под нерв­ной труб­кой клет­ки хор­ды, ме­зен­хи­му по бо­кам от хор­ды и нерв­ной труб­ки. В брюш­ной по­лос­ти те­ла за­ро­ды­ша рас­смот­реть по­пе­реч­ные сре­зы уча­ст­ка неф­ро­ген­ной тка­ни и пер­вич­ной киш­ки. В те­ле за­ро­ды­ша от­ме­тить кож­ный эпи­те­лий, тка­не­вые эле­мен­ты нерв­ной труб­ки и хор­ды, ме­зен­хи­му, неф­ро­ген­ную ткань, ки­шеч­ный эпи­те­лий. В стен­ке жел­точ­но­го меш­ка изу­чить: жел­точ­ный эпи­те­лий, раз­ви­ваю­щий­ся из вне­за­ро­ды­ше­вой ки­шеч­ной эн­то­дер­мы, и ме­зен­хи­му с кро­ве­нос­ны­ми со­су­да­ми, раз­ви­ваю­щую­ся из вне­за­ро­ды­ше­вой ме­зо­дер­мы. Рас­смот­реть по­лость жел­точ­но­го меш­ка, за­пол­нен­ную желт­ком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...