Рынок труда и занятость населения
Стр 1 из 4Следующая ⇒ Основные результаты работы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в 2016 году Демографическая политика На 1 января 2017 года, по предварительной оценке Росстата, численность постоянного населения Российской Федерации составила 146,8 млн человек и увеличилась за год на 267,3 тыс. человек. В целом за 12 месяцев 2016 года сохраняется естественный прирост населения. Предварительная оценка ожидаемой продолжительности жизни – 72 года (в 2015 году – 71,4 года). Естественный прирост населения составил +5,3 тыс. человек (в 2015 году +32,7 тыс. человек). На фоне ухудшения половозрастной структуры населения (сокращение женщин активного репродуктивного возраста) произошло снижение абсолютного числа родившихся. В январе – декабре 2016 года родилось 1893,2 тыс. детей, или на 50,9 тыс. детей (на 2,6%) меньше, чем за соответствующий период 2015 года. Суммарный коэффициент рождаемости составил, по предварительной оценке, 1,76 (2015 год – 1,78). Распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2016 года №669-р утверждён План мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года. План включает комплекс мероприятий, направленных на повышение рождаемости, снижение смертности от предотвратимых причин, снижение смертности за счёт улучшения условий и охраны труда, снижение материнской и младенческой смертности, улучшение репродуктивного здоровья, формирование мотивации к здоровому образу жизни, занятиям физкультурой и спортом и регулирование миграции. Основные резервы сохранения позитивной демографической динамики находятся в области снижения смертности.
Россия по уровню рождаемости достигла среднеевропейских показателей, а по уровню смертности (общему коэффициенту смертности) Россия отстаёт от развитых европейских стран на 27%. По показателю ожидаемой продолжительности жизни Россия отстаёт от стран «Группы восьми» и Европейского союза в среднем на 7–10 лет. Поэтому в предстоящие пять лет особое значение приобретает проблема снижения смертности. Основные действия по снижению смертности должны обеспечиваться за счёт повышения качества работы системы здравоохранения. Однако наряду с медицинскими аспектами в качестве одного из резервов снижения смертности рассматривается улучшение условий труда. Для поддержания рождаемости продлено действие программы материнского (семейного) капитала на 2017–2018 годы. В целях повышения уровня материального положения семей с детьми принят Федеральный закон от 23 июня 2016 года №181-ФЗ «О единовременной выплате за счёт средств материнского (семейного) капитала в 2016 году». В 2016 году правом на единовременную выплату в размере 25 тыс. рублей воспользовалось 1 860 980 владельцев государственного сертификата на материнский (семейный) капитал на сумму 45,5 млрд рублей. Продолжена реализация ежемесячной денежной выплаты в размере определённого в субъекте Федерации прожиточного минимума для детей, назначаемой в случае рождения третьего ребёнка или последующих детей до достижения ребёнком возраста трёх лет. За счёт средств бюджетов субъектов Федерации (без поддержки из федерального бюджета) ежемесячная денежная выплата предоставлялась в 16 регионах с благоприятной демографической ситуацией. В регионах с неблагоприятной демографической ситуацией указанная выплата осуществляется при софинансировании из средств федерального бюджета. В 2016 году за счёт средств федерального бюджета осуществлялось софинансирование расходных обязательств 53 субъектов Федерации. Средний размер данной выплаты составляет по состоянию на 1 января 2017 года 9824 рубля.
В 2017 году указанная выплата осуществляется в 69 субъектах Федерации, в том числе в 50 субъектах Федерации при софинансировании из федерального бюджета (распоряжение Правительства Российской Федерации от 5 октября 2016 года №2090-р). В целом в России суммарный коэффициент рождаемости за 2013–2015 годы вырос на 5,1%. В субъектах Федерации, в которых ежемесячная денежная выплата осуществляется при поддержке федерального бюджета (субъекты с неблагоприятной демографической ситуацией и низкой рождаемостью), суммарный коэффициент рождаемости за указанный период в среднем увеличился на 9,9%. В субъектах Федерации, в которых такая выплата производится за счёт собственных средств, – в среднем на 4,9%, а в субъектах Федерации, в которых такая выплата не производится, суммарный коэффициент рождаемости снизился в среднем на 1%.
Рынок труда и занятость населения В целом по 2016 году ситуация на рынке труда характеризуется как стабильная. Согласно данным Росстата, численность экономически активного населения в среднем за 2016 год составила 76,6 млн человек, в их числе: 72,4 млн человек были заняты экономической деятельностью; 4,2 млн человек не имели доходного занятия, но активно его искали и были готовы приступить к работе (в соответствии с методологией Международной организации труда они классифицируются как безработные). По сравнению с 2015 годом численность безработных увеличилась на 20 тыс. человек, или на 0,5%. Уровень общей безработицы в среднем составил 5,5% от численности экономически активного населения, что на 0,1 процентного пункта выше, чем в 2015 году. Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, в среднем за 2016 год составила 956 тыс. граждан, что на 11,8 тыс. человек, или на 1,2%, меньше, чем в 2015 году. Уровень регистрируемой безработицы в целом по России по сравнению со среднегодовым значением 2015 года снизился на 0,1 процентного пункта и составил в среднем за 2016 год 1,2% от численности экономически активного населения. Количество вакансий в 2016 году превышало численность безработных, состоящих на учёте в органах службы занятости. В 2016 году заявленная в органы службы занятости потребность в работниках в среднем составила 1293 тыс. человек, что на 11,4 тыс. человек, или на 0,9%, выше среднегодового уровня 2015 года. Коэффициент напряжённости (численность незанятых граждан, состоящих на регистрационном учёте в органах службы занятости, в расчёте на одну вакансию) составил в среднем за 2016 год 0,89 человека на одну вакансию (в 2015 году – 0,91 человека).
В 2016 году 34 субъектам Федерации (Республике Башкортостан, Республике Мордовия, Республике Татарстан, Республике Удмуртия, Республике Дагестан, Чеченской Республике, Республике Бурятия, Республике Ингушетия, Республике Коми, Республике Карелия, Чувашской Республике, Алтайскому краю, Красноярскому краю, Забайкальскому краю, Брянской, Владимирской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Псковской, Самарской, Тамбовской, Калининградской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тульской, Ивановской, Нижегородской, Курганской, Ульяновской, Свердловской, Челябинской и Ярославской областям) выделены субсидии из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряжённости на рынке труда субъектов Российской Федерации. Принято четыре распоряжения Правительства Российской Федерации: от 30 апреля 2016 года №836-р, от 28 июня 2016 года №1336-р, от 18 июля 2016 года №1521-р, от 10 октября 2016 года №2134-р, в соответствии с которыми утверждено распределение субсидии. По состоянию на 31 декабря 2016 года в реализации дополнительных мероприятий принимали участие 143 065 человек, или 119% от запланированной численности (120 тыс. человек), в том числе: на опережающее профессиональное обучение и стажировку направлено 31 067 человек; трудоустроены 8309 человек из числа работников, уволенных из иных организаций, и выпускников профессиональных образовательных организаций в рамках мероприятия по возмещению работодателям затрат на частичную оплату труда принятых работников; во временных работах заняты 102 174 работника, находящихся под риском увольнения;
оказано содействие в трудоустройстве 994 инвалидам с привлечением 521 наставника. В целях повышения трудовой мобильности граждан в 2015 году была введена в промышленную эксплуатацию и функционирует общероссийская база вакансий «Работа в России». В 2016 году произведена доработка портала «Работа в России»: создана отдельная страница со справочной информацией о реализуемых мероприятиях по стимулированию внутренней мобильности трудовых ресурсов; реализован алгоритм поиска вакансий, позволяющий информировать всех пользователей о вакансиях, участвующих в региональных программах стимулирования трудовой мобильности; реализована возможность подтверждения учётной записи работодателя сотрудником МФЦ; функционал позволяет регистрировать работодателей в МФЦ в качестве дополнительной услуги, исключая необходимость проведения модерации учётной записи; создан отдельный раздел, который позволяет осуществлять поиск вакансий в зависимости от ограничений функций жизнедеятельности инвалида; получить доступ к информации о квотируемых рабочих местах; представлена информация о существующих социальных услугах для инвалидов и правилах их оформления; нововведением в разделе «Работа для инвалидов» стала возможность указать, в соответствии с какими ограничениями функций жизнедеятельности системе необходимо осуществить подборку предложений по трудоустройству. За 2016 год численность граждан, обратившихся на портал «Работа в России», составила 14 млн человек, что в 2,15 раза (или на 115,4%) превышает плановый показатель на 2016 год. В 2016 году осуществлялось софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов. Соответствующие субсидии выделены Камчатскому, Красноярскому, Пермскому, Приморскому и Хабаровскому краям, Амурской, Архангельской, Калужской, Липецкой, Магаданской, Мурманской, Новосибирской и Ульяновской областям, Чукотскому автономному округу. В 2016 году в рамках региональных программ было привлечено 464 человека. В субъектах Федерации реализовывался комплекс мер, направленных на снижение численности экономически активных лиц, находящихся в трудоспособном возрасте и не находящихся в неформальных трудовых отношениях. По итогам ежедекадного мониторинга деятельности субъектов Федерации по снижению неформальной занятости в 2016 году выявлено 2 430 782 человека (в 2015 году – 2 266 000 человек), находящихся в неформальных трудовых отношениях, из них легализовано 2 285 383 работника (в 2015 году – 2 022 000 человек). В 2016 году продолжалась реализация мер по защите рынка труда от избыточного привлечения иностранной рабочей силы.
На 2017 год актом Правительства России в отдельных видах экономической деятельности установлена допустимая доля иностранных работников. Установление допустимой доли иностранных работников в настоящее время является одной из наименее затратных для бюджета организационных мер защиты национального рынка труда, формирования рабочих мест для российских граждан, стимулирует хозяйствующие субъекты внедрять современные технологии в производство и участвовать в программах повышения мобильности трудовых ресурсов. Из года в год допустимая доля иностранных работников снижается. Допустимая доля в сфере транспорта в 2017 году снижена до 30% (указанная доля на 2015 год была установлена в размере 50%, в 2016 году – 40%). В течение двух лет, начиная с 2015 года, действует допустимая доля в сфере сельского хозяйства. На 2017 год установлена допустимая доля в размере 50%. На уровне прошлых лет установлены допустимые доли иностранных работников в таких сферах, как розничная торговля алкогольными напитками, розничная торговля табачными изделиями, розничная торговля лекарственными средствами, торговля в нестационарных торговых объектах, розничная торговля вне магазинов, палаток и рынков. В целях защиты национального рынка труда проводится системная работа по определению потребности в привлечении иностранных работников, прибывающих в Россию на основании визы, установлению квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу и приглашений на въезд в Россию с целью осуществления трудовой деятельности. Серьёзно повышена оперативность механизма квотирования. Сегодня квоты выделяются максимально оперативно. В течение 2016 года квоты корректировались семь раз в году, вплоть до декабря 2016 года. Новый оперативный механизм корректировки квот позволяет удовлетворить спрос работодателей в квалифицированных работниках, реализовать инвестиционные проекты, включая необходимые для проведения в России Кубка конфедераций по футболу FIFA в 2017 году, а также чемпионата мира по футболу FIFA в 2018 году, без роста напряжённости на рынке труда. Результатом данной работы является также отсутствие роста численности трудовых мигрантов в приграничных субъектах Федерации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|