Профессиональные квалификации
В целях создания механизма независимой оценки уровня профессиональной квалификации, а также условий для стимулирования участия работодателей и работников в её проведении приняты федеральные законы от 3 июля 2016 года №238-ФЗ «О независимой оценке квалификации», №239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”» и №251-ФЗ «О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О независимой оценке квалификации”». Для широкого информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций утверждён порядок формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации, а также Российским союзом промышленников и предпринимателей разработан соответствующий информационный ресурс, который с января 2017 года доступен в интернете. В реестре содержится информация о независимой оценке квалификации, в том числе сведения о советах по профессиональным квалификациям, центрах оценки квалификаций, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по соответствующим квалификациям. Таким образом, граждане и работодатели смогут получить информацию о том, в каком центре оценки квалификаций можно пройти оценку квалификации, какие документы необходимо предоставить для прохождения независимой оценки квалификации, срок действия свидетельства о квалификации.
Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности Национального совета обеспечивает автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций». Определено, что функции и полномочия учредителя Национального агентства от имени Российской Федерации осуществляют Минтруд России и Минобрнауки России. В соответствии с утверждённым Правительством России планом-графиком формирования сети независимых центров оценки квалификаций при Национальном совете образовано 28 советов по профессиональным квалификациям по различным сферам профессиональной деятельности: в сфере атомной энергии, строительства, электроэнергетики, машиностроения, здравоохранения, железнодорожного транспорта, лифтового хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства, наноиндустрии, информационных технологий, финансового рынка и др. В 2016 году в пилотном режиме работало 68 центров оценки квалификаций.
Доходы населения Принят Федеральный закон от 2 июня 2016 года №164-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”», в соответствии с которым с 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда (МРОТ) повышен на 21% и установлен в сумме 7500 рублей в месяц. Федеральный закон от 19 декабря 2016 года №460-ФЗ «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона “О минимальном размере оплаты труда”» предусматривает увеличение с 1 июля 2017 года МРОТ на 4% – до 7800 рублей. Дальнейшие сроки и размеры повышения МРОТ будут обсуждаться сторонами социального партнёрства. Государственной Думой сформирована рабочая группа с участием представителей фракций, руководителей федеральных министерств, которая разработает к осенней сессии соответствующий законопроект. Повышение МРОТ будет способствовать снижению численности низкооплачиваемых работников, зарплата которых за полностью отработанную норму рабочего времени ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, усилению мотивации к труду, росту его производительности.
В 2016 году осуществлялись меры по повышению заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы, определённые указами Президента России. По данным Росстата, среднемесячная номинальная начисленная заработная плата за 2016 год по Российской Федерации составила 36 703 рубля и по сравнению с 2015 годом выросла на 7,7%. В 2016 году среднемесячная номинальная заработная плата в образовании выросла на 4,3% (составила 28 094 рубля, или 76,5% к средней зарплате по России), в культуре и искусстве – на 5,7% (составила 31 079 рублей, или 84,6% к средней зарплате по России), в здравоохранении – на 6,2% (составила 30 992 рубля, или 84,3% к средней зарплате по России), в сфере предоставления социальных услуг – на 4,3% (составила 23 955 рублей, или 65,2% к средней зарплате по России), в сфере научных исследований и разработок – на 9,6% (составила 64 054 рубля, или 174,3% к средней зарплате по России). По данным Росстата, на 1 января 2017 года суммарная задолженность по заработной плате составила 2725 млн рублей. По сравнению с 1 января 2016 года задолженность снизилась на 847 млн рублей (на 23,7%). Основная сумма задолженности по заработной плате сложилась из-за отсутствия у организаций собственных средств – 2720 млн рублей (99,8% общей суммы просроченной задолженности). По сравнению с 1 декабря 2016 года задолженность по заработной плате из-за отсутствия у организаций собственных средств снизилась на 1038 млн рублей (на 27,6%). Объём просроченной задолженности по заработной плате на 1 января 2017 года составил менее 1% месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности. Задолженность по заработной плате на 1 января 2017 года имелась перед 49 тыс. человек (менее 1% работников по обследуемым видам экономической деятельности), из них 54% – работники обрабатывающих производств; 19% – строительства; 11% – сельского хозяйства, охоты и предоставления услуг в этих областях, лесозаготовок; 4% – производства и распределения электроэнергии, газа и воды; 3% – транспорта. Исключению фактов необоснованно высокой дифференциации заработной платы способствует реализация Федерального закона от 3 июля 2016 года №347-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации»об обязательности установления предельных размеров соотношений между среднемесячной заработной платой руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платой работников государственных и муниципальных учреждений и унитарных предприятий (в том числе казённых).
Федеральный закон ввёл обязательность установления такого соотношения учредителями предприятий и учреждений в рамках размеров, которые устанавливаются: по федеральным организациям – Правительством Российской Федерации; по организациям субъектов Российской Федерации и муниципальным организациям – нормативными правовыми актами соответственно субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 декабря 2016 года №1339 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» для руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров федеральных государственных учреждений и унитарных предприятий установлены предельные уровни их соотношения в кратности от 1 до 8. Также указанным постановлением Правительства Российской Федерации утверждён Единый порядок расчёта соотношений в оплате работников учреждений и унитарных предприятий как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Кроме того, принято постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2016 года №1521 «Об утверждении Правил размещения информации о среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий». Согласно данному постановлению информация о среднемесячной заработной плате руководителя должна размещаться в сети Интернет не позднее 15 мая года, следующего за отчётным.
Охрана труда В 2016 году сохраняется устойчивая тенденция к снижению уровня производственного травматизма. Количество несчастных случаев с тяжёлыми последствиями (групповых, с тяжёлым и смертельным исходом) сократилось на 14% (с 7137 случаев в 2015 году до 6121 случая в 2016 году). В 2016 году также отмечается уменьшение количества погибших на производстве. В прошедшем году погибло на 12% меньше работников, чем в 2015 году (1832 и 2089 человек соответственно). Количество погибших традиционно остаётся наиболее высоким по сравнению с другими видами экономической деятельности в строительстве, обрабатывающих производствах, сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых. Со вступлением в силу с 1 января 2014 года федеральных законов от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и от 28 декабря 2013 года №421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона “О специальной оценке условий труда”» обеспечено внедрение специальной оценки условий труда в целях установления реального состояния условий труда на рабочих местах. Всего за период с апреля 2014 года по декабрь 2016 года специальная оценка условий труда проведена на 9,3 млн рабочих мест, на которых занято 13,3 млн работников. До 31 декабря 2018 года планируется обеспечить оценку условий труда всех имеющихся в экономике 48 млн рабочих мест. Федеральным законом от 1 мая 2016 года №136-ФЗвнесены изменения в статью 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» и Федеральный закон «О специальной оценке условий труда», которые позволяют: защитить права работников при нарушениях в ходе проведения специальной оценки условий труда за счёт сохранения уровня имеющихся гарантий и компенсаций до получения результатов государственной экспертизы условий труда в отношении качества такой специальной оценки условий труда; снизить финансовую нагрузку на работодателей за счёт распространения процедуры декларирования (спецоценка без измерений) на рабочие места, условия труда на которых по результатам измерений признаны оптимальными или допустимыми; увеличить в ряде случаев срок проведения внеплановой специальной оценки условий труда до 12 месяцев и при этом не допустить ухудшения положения работников, занятых на рабочих местах, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда до проведения внеплановой специальной оценки условий труда. С целью усиления профилактических мер в отношении работников системно ведётся разработка и актуализация правил по охране труда, в первую очередь в отраслях, которые признаны наиболее травмоопасными в экономике. В 2016 году актуализированы правила по охране труда: в сельском хозяйстве, при размещении, монтаже, техническом обслуживании и ремонте технологического оборудования, при эксплуатации электроустановок, при добыче (вылове), переработке водных биоресурсов и производстве отдельных видов продукции из водных биоресурсов, на городском электротранспорте, при нанесении металлопокрытий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|