Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Основные структурные элементы механизма государственного управления федерального уровня




Анализ основных структурных элементов механизма государ­ственного управления федерального уровня начнем с важнейших элементов института президентства. Этот институт в России стал складываться после всенародного референдума 17 марта 1991 года, когда впервые в своей истории граждане высказались за вве­дение президентского правления.

Президент Российской Федерации. Статус, порядок избрания, компетенция и порядок прекращения его полномочий прописа­ны в Конституции Российской Федерации и Федеральном зако­не «О выборах Президента Российской Федерации» от 10 января 2003 г. № 1-ФЗ. Президент избирается на четыре года путем все­общего, равного, прямого избирательного права при тайном го­лосовании. Кандидатом на пост главы государства может быть только гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, по­стоянно проживающий в России не менее десяти лет.

По своему статусу Президент РФ является «главой государ­ства» - высшим выборным должностным лицом государства, официально занимающим высшую ступень в иерархии институ­тов государственной власти. Этим и определяется место и роль президентской власти в системе государственного управления. Конституция РФ поставила институт президентства на ведущее место среди федеральных государственных органов. Президент РФ наделен большими реальными полномочиями, которые он применяет самостоятельно и юридически независимо от других государственных органов. Он не подчинен и не подотчетен ника­кому другому органу власти, его полномочия основаны исключи­тельно на Конституции РФ и российском законодательстве.

Президент является гарантом конституционного строя, прав и свобод человека и гражданина, осуществляет меры по обеспече­нию государственной целостности, охране суверенитета страны и ее независимости; определяет основные направления внутрен­ней и внешней политики государства; контролирует деятельность Правительства РФ; обеспечивает согласованность взаимодей­ствия органов государственной власти. Президент обладает пра­вом законодательной инициативы, является Верховным главноко­мандующим Вооруженных Сил Российской Федерации, осуще­ствляет кадровые назначения на ключевые посты гражданской, военной и правоохранительной государственной службы.

Но это вовсе не означает, что институт президентства представ­ляет какую-то особую ветвь власти, что наличие такой власти представляет собой отказ от принципа разделения властей. Это означает только то, что роль президента как главы государства не может быть сведена лишь к роли главы исполнительной власти, хотя особенно тесная и непосредственная связь президентской власти с исполнительной ветвью в нашей стране совершенно оче­видна. Президент утверждает структуру исполнительной власти, назначает Председателя Правительства РФ, его заместителей и федеральных министров; имеет право председательствовать на заседаниях Правительства и давать поручения всем его членам; по своему усмотрению принимает решение об отставке Прави­тельства; представляет в Государственную Думу кандидатуру на пост председателя Центробанка страны и ставит вопрос об его ос­вобождении; утверждает своих полномочных представителей в федеральных округах; осуществляет руководство внешней поли­тикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры.

Конституцией определены его полномочия в сфере законодательствования и осуществления судебной власти. Кроме того, он призван осуществлять и такие полномочия, которые не укладыва­ются ни в одну из трех ветвей государственной власти. В частно­сти, полномочия арбитра во взаимоотношениях между органами различных ветвей власти, координатора их деятельности, гаранта единства и стабильности всей системы государственной власти. Президент обеспечивает согласованную работу и взаимодействие государственных органов всех ветвей и уровней власти и при этом помогает разрешать возникающие противоречия между ними.

Решения Президента (указы и распоряжения) носят импера­тивный характер и обязательны для исполнения на всей террито­рии Российской Федерации.

Администрация Президента Российской Федерации - госу­дарственный орган, формируемый в соответствии с Конституци­ей РФ в целях обеспечения деятельности Президента Россий­ской Федерации и осуществления контроля исполнения его ре­шений. Администрация является юридическим лицом. Правовую основу ее деятельности составляют Конституция РФ, федеральные законы, указы и распоряжения Президента РФ, а также Положение об Администрации Президента Российской Федерации, которым определены компетенция, структура, по­рядок деятельности. Формируется в составе руководителя, его за­местителей, иных должностных лиц, а также самостоятельных подразделений - управлений, департаментов и отделов.

Администрация осуществляет целый ряд только ей прису­щих функций - организация подготовки законопроектов для внесения их в Государственную Думу в порядке законодатель­ной инициативы Президента; подготовка, согласование и пред­ставление Президенту проектов указов, распоряжений, поруче­ний и обращений, а также аналитических докладов, справок и иных документов; осуществление контроля за исполнением федеральных законов, указов и других решений Президента; обеспечение диалога со структурами гражданского общества, содействие их развитию и укреплению; содействие в реализа­ции полномочий Президента по кадровым вопросам; подготов­ка предложений по реализации государственной политики в об­ласти обеспечения прав и свобод человека и гражданина, по реализации государственной политики в сфере борьбы с коррупцией, урегулирования конфликта интересов и рефор­мирования государственной и муниципальной службы; сбор, обработка и анализ информации о социально-экономических и политических процессах в стране и за рубежом; организация проведения научно-исследовательских работ, в том числе с при­влечением на договорной основе научных организаций, ученых и экспертов.

Государственный совет Российской Федерации. Создан Ука­зом Президента РФ от 1 сентября 2000 г. № 1602 в целях обеспе­чения согласованного функционирования и взаимодействия ор­ганов государственной власти. Формируется в составе председа­теля Государственного совета и членов Государственного совета. Председателем Совета является Президент РФ, членами - выс­шие должностные лица государства (по должности) и руководи­тели высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ.

Полномочия Государственного совета определяются его ста­тусом совещательного органа:

- содействие реализации полномочий Президента РФ по во­просам обеспечения согласованного функционирования и взаи­модействия органов государственной власти;

- обсуждение имеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношений РФ и ее субъектов, важнейших вопросов государственного строительства и укрепления основ федерализма, внесение необходимых предложений Президенту РФ;

- обсуждение вопросов, касающихся исполнения (соблюде­ния) федеральными органами и органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должно­стными лицами Конституции РФ, федеральных конституцион­ных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Пре­зидента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ и внесение соответствующих предложений Президенту РФ;

- обсуждение проекта федерального закона о федеральном бюджете и обсуждение информации Правительства РФ о ходе исполнения федерального бюджета;

- обсуждение основных вопросов кадровой политики в РФ и других вопросов, имеющих важное государственное значение.

Деятельность Государственного совета обеспечивается Адми­нистрацией Президента РФ и Управлением делами Президен­та РФ.

Указом Президента Российской Федерации «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федераль­ном округе» от 13 мая 2000 г. № 849 был введен политико-право­вой институт полномочного представителя Президента РФ в фе­деральном округе.

Полномочный представитель является федеральным государ­ственным служащим в составе Администрации Президента Рос­сийской Федерации. Назначается на должность и освобождается от должности Президентом Российской Федерации, непосред­ственно ему подчиняется и отчитывается пред ним. Этот инсти­тут создан для представления Президента Российской Федера­ции в пределах соответствующего федерального округа, для более эффективной реализации Президентом Российской Федерации своих конституционных полномочий, для повыше­ния эффективности деятельности федеральных органов государ­ственной власти и повышения эффективности контроля испол­нения принятых решений. Основными задачами являются: про­ведение внутренней и внешней политики Президента Российской Федерации; обеспечение реализации кадровой по­литики Президента РФ; представление регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности в федеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическом положе­нии в округе; внесение соответствующих предложений.

Реализуются указанные функции путем координации деятель­ности федеральных органов государственного управления в соот­ветствующем федеральном округе; постоянного мониторингово­го анализа эффективности деятельности государственных органов и кадрового их обеспечения; организации конструктивного взаи­модействия федеральных органов исполнительной власти с орга­нами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления; организации действенного контроля исполнения федерального законодательства.

Для реализации перечисленных и многих других функций пол­номочные представители наделены широкими полномочиями. Они обладают правом издания нормативных правовых актов управ­ленческого характера; запрашивать и получать необходимые мате­риалы от органов и организаций, находящихся в пределах соответ­ствующего федерального округа; использования государственных систем связи и коммуникационных сетей; организации проверок исполнения указов и распоряжений Президента Российской Феде­рации, а также анализа хода реализации федеральных программ; использования федерального имущества и средств федерального бюджета в федеральном округе. Они обеспечены достаточно раз­ветвленным аппаратом управления. Могут по своему усмотрению образовывать совещательные и консультативные органы.

Правительство Российской Федерации (англ. government - руководство, управление). Правовой статус, полномочия, поря­док формирования и отставки Правительства закреплены Кон­ституцией Российской Федерации, Федеральным конституцион­ным законом «О Правительстве Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ, целым рядом специальных законов, указов, постановлений и регламентов.

В нашей стране Правительство беспартийное, его организа­ционно-функциональная структура и состав регулируются не за­конодательно, как это делается во многих западных странах, а указами Президента. Правительство возглавляет единую систе­му исполнительной власти страны и как высший коллегиальный орган государственной исполнительной власти общей компетен­ции осуществляет управление страной. Действует на основе принципов народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности, обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правительство подотчетно и подконтрольно Президенту Рос­сийской Федерации. Президент напрямую руководит министер­ствами «силового блока», имеет право давать обязательные для исполнения поручения, как Правительству в целом, так и отдель­ным федеральным министрам.

Вместе с тем Правительство РФ с амостоятельно принимает решения и издает свои правовые акты (постановления, распоря­жения, целевые программы). Оно самостоятельно организует свои отношения как с федеральными органами законодательной и судебной властей, так и с органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Правительство обладает пра­вом законодательной инициативы.

Полномочия Правительства Российской Федерации могут быть сгруппированы по основным сферам их осуществления.

В сфере экономики Правительство разрабатывает программы экономического развития и осуществляет управление рыночны­ми процессами; обеспечивает свободное перемещение товаров и финансовых средств; разрабатывает и осуществляет программы развития важнейших отраслей экономики; осуществляет управ­ление государственной федеральной собственностью; разраба­тывает и реализует государственную политику в сфере междуна­родного экономического и инвестиционного сотрудничества; принимает меры по защите интересов отечественных производи­телей товаров, исполнителей работ и услуг и т.д.

В сфере бюджета и финансов Правительство обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его ис­полнение; разрабатывает и реализует налоговую политику; осу­ществляет управление внутренним и внешним долгом Россий­ской Федерации, валютное регулирование и валютный контроль; осуществляет меры в области единой ценовой политики.

В социальной сфере Правительство обеспечивает реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспече­ния. Разрабатывает программы реализации трудовых прав граж­дан, противодействия безработице и сокращения бедности; обес­печивает проведение государственной миграционной политики; принимает меры по улучшению системы пенсионного обеспече­ния, здравоохранения, ЖКХ, решению проблем семьи, материн­ства и детства, демографии, разрабатывает и реализует социаль­ные программы развития индустрии отдыха, спорта и туризма.

В сфере науки, культуры и образования Правительство доби­вается проведения единой государственной политики в указан­ных сферах; разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки образования, фундаментальной и прикладной науки; определяет основные направления развития общего и професси­онального образования; обеспечивает государственную поддерж­ку культуры, сохранение объектов культурного наследия и т.д.

В сфере природопользования и охраны окружающей среды Правительство обеспечивает проведение государственной поли­тики в области охраны окружающей среды и обеспечения эколо­гической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности населения; обеспечивает охрану и рациональное использование природных ресурсов, принимает меры по регулированию природопользования.

В сфере обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью Правительство разрабатывает и осуще­ствляет меры, направленные на обеспечение безопасности лич­ности, общества и государства, по охране собственности и обще­ственного порядка, по борьбе с преступностью; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и совершен­ствованию материально-технической базы правоохранительных органов.

В сфере обороны и государственной безопасности Прави­тельство принимает меры по обеспечению обороны и государ­ственной безопасности страны, по оснащению армии вооружени­ем, военной техникой и другими материальными средствами; раз­рабатывает мобилизационные планы и государственные целевые программы развития вооружений; принимает меры по охране го­сударственной границы; осуществляет контроль за экспортом во­оружений; осуществляет руководство гражданской обороной.

В сфере внешней политики и международных отношений Правительство принимает меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает пред­ставительство России в иностранных государствах и междуна­родных организациях, в пределах своей компетенции заключает международные договоры; обеспечивает выполнение обяза­тельств Российской Федерации по международным договорам; осуществляет регулирование в сферах внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, внешней торговли, науч­но-технического и культурного сотрудничества. Правительство решает все вопросы материально-технического и финансового обеспечения дипломатической службы.

Полномочия Правительства Российской Федерации реализу­ются посредством соответствующих правовых актов - постанов­лений и распоряжений. Они подлежат обязательному официаль­ному опубликованию, кроме актов, содержащих сведения, состав­ляющие государственную тайну или сведения конфиденциального характера.

Взаимоотношения Правительства РФ с Федеральным Собра­нием РФ определяются принципом разделения властей, что оз­начает их относительную самостоятельность и невмешательство в дела друг друга.

Взаимоотношения с органами судебной власти имеет свои особенности. Правительство в пределах своих полномочий про­изводит финансирование судов из федерального бюджета и обес­печивает возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом. Органы ис­полнительной власти обеспечивают исполнение судебных реше­ний. Не менее важно и то, что сейчас взаимоотношения между исполнительной и судебной властями характеризуются усилени­ем судебного контроля за деятельностью органов исполнитель­ной власти. Конституционный суд РФ обладает правом рассмот­рения вопросов о конституционности нормативного акта Пра­вительства РФ и других федеральных органов. Высший Арбит­ражный суд РФ имеет право признать недействительным ненормативный акт Правительства РФ. Суды общей юрисдик­ции могут привлекать Правительство в качестве ответчика по административным, трудовым и гражданским делам.

Взаимоотношения правительства и органов государственной власти субъектов Российской Федерации строятся на своей принципиальной основе: они образуют единую систему испол­нительной власти. Правительство в пределах своих полномочий координирует и контролирует деятельность органов исполни­тельной власти разных уровней, разрешает возникающие между ними противоречия, вносит предложения Президенту о приоста­новлении действия правовых актов субъектов РФ в случае их противоречия Конституции Российской Федерации и федераль­ному законодательству.

Федеральное министерство (от лат. ministerium) - это орган исполнительной власти, который проводит государственную по­литику и осуществляет управление в определенной сфере эконо­мической, социально-культурной или административно-полити­ческой деятельности. Министерства отличаются большим мно­гообразием как по своим целям, задачам и функциям, так и по формам управленческой деятельности. Разнообразна и их внут­ренняя структура. Статус каждого министерства закрепляется со­ответствующим положением. Кроме того, в каждом министер­стве имеется административный регламент - своего рода внут­ренний распорядок его повседневной деятельности. Регламент предусматривает схемы распределения функций, основные про­цедуры и распорядок работы структурных подразделений и кол­легий, определяет порядок визирования и подписания докумен­тов, правила обращения в аппарат министерства сторонних организаций и частных лиц, порядок ведения законопроектной деятельности.

Возглавляет федеральное министерство входящий в состав Правительства Российской Федерации федеральный министр. Министр осуществляет общее руководство министерство и его аппаратом; утверждает ежегодные планы и показатели деятельно­сти министерства, федеральных служб и федеральных агентств, а также отчеты об их исполнении; вносит предложения по финан­сированию министерства и подведомственных ему федеральных служб и агентств; контролирует исполнение поручений Прези­дента; решает кадровые вопросы своей номенклатуры. Его управ­ленческие решения подлежат обязательному исполнению.

Министерство определяют стратегию и приоритетные на­правления развития своей отрасли (сферы), разрабатывает и вно­сит на рассмотрение Правительства РФ государственные целевые программы, формирует нормативно-правовое поле функци­онирования своей отрасли. Конкретное закрепление указанные функции получают в соответствующих положениях. В случае, если на министерство возложены полномочия по координации деятельности государственных внебюджетных фондов, в его рег­ламент обязательно включаются статьи, определяющие предмет и порядок этого регулирования.

В структуре министерства образуется коллегия - постоянно действующий совещательный орган. Принятые коллегией реше­ния оформляются протоколом и вводятся в действие соответству­ющим приказом министра. Центральным структурным звеном аппарата федерального министерства является департамент. В департаментах образуются отделы. Совместно с другими мини­стерствами могут создаваться межведомственные комиссии.

Федеральное министерство формирует стратегию развития и разрабатывает проекты соответствующих государственных це­левых программ, обеспечивает нормативно-правовое регулиро­вание в своей сфере деятельности, осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении федераль­ных служб и федеральных агентств. При этом оно не вправе осу­ществлять контроль и надзор, а также функции по управлению государственным имуществом.

Сошлемся на пример Министерства иностранных дел Рос­сийской Федерации - федерального органа исполнительной вла­сти, осуществляющий государственное управление в области от­ношений Российской Федерации с иностранными государствами и международными организациями. В рамках возложенных задач МИД осуществляет функции по выработке и реализации государ­ственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфе­ре международных отношений Российской Федерации". При этом реализует целый комплекс управленческих полномочий:

□ разрабатывает и представляет в установленном порядке Пре­зиденту Российской Федерации и в Правительство Россий­ской Федерации предложения по вопросам отношений Рос­сийской Федерации с иностранными государствами и между­народными организациями;

□ разрабатывает проекты международных договоров, представ­ляет в установленном порядке президенту или в правитель­ство предложения о проведении переговоров, о подписании международных договоров, а также предложения о прекраще­нии и приостановлении действия международных договоров Российской Федерации;

□ ведет переговоры с иностранными государствами и междуна­родными организациями;

□ осуществляет общее наблюдение за выполнением междуна­родных договоров Российской Федерации, участвует в подго­товке предложений по приведению законодательства Россий­ской Федерации в соответствие с ее международно-правовы­ми обязательствами;

□ реализует дипломатическими средствами усилия Российской Федерации по обеспечению международного мира, глобаль­ной и региональной безопасности;

□ обеспечивает участие Российской Федерации в деятельности Организации Объединенных Наций, Содружества независи­мых государств, международных организаций, содействует повышению роли России как члена мирового сообщества в решении глобальных и региональных международных про­блем;

□ участвует в разработке и реализации государственной полити­ки в области обеспечения прав и свобод граждан Российской Федерации, обороны и безопасности государства, расшире­ния торгово-экономических и финансовых связей, научно-технического, культурного и иного обмена с иностранными государствами и международными организациями, связей с соотечественниками, проживающими за рубежом;

□ дипломатическими и международно-правовыми средства­ми осуществляет поддержку российских участников внеш­неэкономической деятельности, защиту их законных инте­ресов за рубежом. Содействует развитию международных экономических и культурных связей субъектов Российской Федерации;

□ ведет переговоры с иностранными государствами и междуна­родными организациями, содействует распространению за рубежом информации о внешней и внутренней политике Рос­сийской Федерации, социально-экономической, культурной и духовной жизни страны;

□ принимает участие в протокольном обеспечении межгосудар­ственных обменов, осуществляет контроль за соблюдением дипломатических и консульских привилегий и иммунитетов;

□ содействует осуществлению межпарламентских и других внешних связей Федерального Собрания;

□ обеспечивает постоянное хранение подлинников (заверенных копий, официальных переводов) международных договоров Российской Федерации, материалов архивов внешней поли­тики России, учет и использование документов, находящихся в них на постоянном хранении;

□ осуществляет кадровое обеспечение центрального аппарата, за-гранучреждений, представительств Министерства на террито­рии Российской Федерации, организаций, находящихся в веде­нии Министерства, организует подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров дипломатической службы;

□ организует на территории Российской Федерации и за рубе­жом консульскую работу, оказывает в установленном порядке консульские, информационно-консультационные и иные ви­ды услуг;

□ осуществляет координацию деятельности и контроль за дея­тельностью находящихся за рубежом представителей (пред­ставительств) федеральных органов исполнительной власти, российских государственных учреждений, организаций и предприятий, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Под эти функции выстроена и структура МИДа России: Цент­ральный аппарат, дипломатические представительства и консуль­ские учреждения за рубежом, представительства при международных (межгосударственных, межправительственных) организаци­ях, представительства в субъектах Российской Федерации, а так­же и подведомственные предприятия, учреждения и организации, созданные для обеспечения деятельности министерства - Дипло­матическая Академия, МГИМО(У) МИД России.

В структуру Центрального аппарата входят секретариаты, де­партаменты, управления, самостоятельные отделы и группы. Ведущее место занимают территориальные подразделения - четыре департамента стран СНГ; три европейских департамен­та; Департаменты Ближнего Востока и Северной Африки; Де­партамент стран АСЕАН и общеазиатских проблем, два департа­мента Африки. Отношениями со странами американского кон­тинента занимаются Департамент Северной Америки и Латиноамериканский департамент. Особую группу составляют функциональные департаменты, которые занимаются планиро­ванием, связями с международными организациями, экономиче­ским и гуманитарным сотрудничеством, правовой экспертизой документов, управлением персоналом дипломатической и кон­сульской службы, вопросами дипломатического протокола.

Важную роль в механизме обеспечения дипломатической дея­тельности играют организации, созданные при Министерстве (вузы, центр международного и культурного сотрудничества, Высшие курсы иностранных языков), а также федеральные госу­дарственные унитарные предприятия и государственные учреж­дения социально-хозяйственного назначения.

Государственный комитет - Государственный комитет явля­ется федеральным органом исполнительной власти, который в установленной для него сфере деятельности осуществляет функции по выработке государственной политики и норматив­но-правовому регулированию, контролю и надзору, оказанию го­сударственных услуг и управлению государственным имуществом, если это предусмотрено положением об указанном федеральном органе исполнительной власти.

Руководитель государственного комитета вносит в Правитель­ство Российской Федерации проекты нормативных актов Прави­тельства Российской Федерации по вопросам, отнесенным к пол­номочиям Правительства Российской Федерации, представляет предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся сферы деятельности государственного коми­тета, а также пользуется иными правами федерального министра, предусмотренными указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.

Федеральная служба - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в уста­новленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и ох­раны государственной границы, борьбы с преступностью. Служба не вправе в установленной сфере деятельности осуществлять нор­мативно-правовое регулирование, а также осуществлять управле­ние государственным имуществом и оказывать платные услуги.

Достаточно четкое представление о статусе и функциональ­ной предназначенности федеральной службы может дать, напри­мер, информация о федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам. Это федеральный орган, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфе­ре правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков.

Служба организует прием заявок на объекты интеллектуаль­ной собственности, их регистрацию и экспертизу; выдает в ус­тановленном порядке патенты Российской Федерации на изоб­ретение, полезную модель, промышленный образец, свидетель­ства на товарный знак, знак обслуживания, на право пользования наименованием места происхождения товара, сви­детельства об официальной регистрации программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем; осуществляет регистрацию договоров о предоставлении права на изобрете­ния, полезные модели, промышленные образцы, товарные зна­ки, знаки обслуживания, охраняемые программы для ЭВМ, ба­зы данных, топологии интегральных микросхем, а также дого­воров коммерческой концессии на использование объектов интеллектуальной собственности; осуществляет аттестацию и регистрацию патентных поверенных, а также выдачу им реги­страционных свидетельств.

Служба осуществляет проведение конкурсов и заключает го­сударственные контракты на размещение заказов на поставку то­варов, выполнение работ, оказание услуг для нужд Службы, а также на проведение научно-исследовательских работ для иных государственных нужд в установленной сфере деятельности; в установленном порядке взаимодействует с органами государст­венной власти иностранных государств и международными орга­низациями; заказывает необходимые расследования, испытания, экспертизы, анализы и оценки, по вопросам осуществления над­зора; пресекает факты нарушения законодательства Российской Федерации, а также применяет предусмотренные законодатель­ством меры ограничительного, предупредительного и профилак­тического характера, направленные на недопущение и (или) лик­видацию последствий нарушений юридическими лицами и граж­данами обязательных требований в сфере интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков.

Федеральное агентство - федеральный орган исполнитель­ной власти, осуществляющий функции по оказанию государствен­ных услуг, управлению государственным имуществом и реализа­ции иных правоприменительных функций, за исключением функций по контролю и надзору.

Для более четкого представления об управленческой роли этого вида "государственных органов проанализируем статус, функции и формы деятельности Федерального агентства по атомной энергии (Росатом). Это федеральный орган, осуществляющий функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению го­сударственным имуществом в сфере использования атомной энер­гии, развития и безопасного функционирования атомной энергети­ки, ядерного оружейного комплекса, атомной науки и техники, ядерной и радиационной безопасности, нераспространения ядер­ных материалов и технологий. Важнейшей функцией является меж­дународного сотрудничества в указанной сфере.

К основным полномочиям агентства отнесено установление должного порядка в учете, контроле и отчетности по вопросам производства, использования и хранения радиоактивных ве­ществ и радиоактивных отходов; выдачи сертификатов (разреше­ний) на перевозки радиоактивных материалов и ведения их реестра; обеспечения охраны объектов, находящихся в ведении Агентства; нормативного регулирования разграничения функ­ций по государственной экспертизе и утверждению предпроектной и проектной документации между Агентством и соответству­ющими федеральными органами исполнительной власти.

Номенклатура услуг Агентства и его подведомственных учреж­дений также достаточно широка. Это экспертиза изобретений в сфере атомной энергетики; размещение заказов на поставку то­варов, выполнение работ, оказание услуг, на проведение науч­но-исследовательских, опытно-конструкторских и технологичес­ких работ. Агентство координирует работы по комплексной ути­лизации ядерных отходов, ведет государственный регистр ядерных материалов; управляет государственным запасом специ­ального сырья и делящихся материалов.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...