Методы снятия напряжения.
⇐ ПредыдущаяСтр 19 из 19 Коммуникативные конфликты, межличностные столкновения часто служат причиной стрессов. В основе стрессов лежит напряжение, страх, расстройство нервной системы. Поэтому необходимо знать методы и приемы снятия негативных эмоций, помогающих психологической адаптации человека. В теме 1 рассмотрены приемы разрядки отрицательных эмоций и техники самоуспокоения. Кроме предложенных можно выделить следующие: Изометрические упражнения - представляют собой метод, основанный на чередовании напряжения и расслабления отдельных групп мышц в равномерном режиме. Например, сидя на стуле, нужно взяться руками за сидение и с силой потянуть вверх. Сосчитав до шести, опустить руки и расслабиться. Затем повторить это, концентрируя внимание на соответствующей группе мышц, за счет их ритмического напряжения. Можно сжимать и разжимать кулаки, крутить бедрами, периодически надавливать подошвами ног на пол и т.д. Эти нехитрые упражнения (с известными ограничениями) можно проделывать сидя на конференции, совещании, слушая доклад. Они помогут обрести бодрость, гибкость и даже свежесть восприятия. Аутогенная тренировка - это наиболее распространенный, особенно в Европе, метод снятия напряжений. В основе ее лежит, прежде всего, самовнушение. Человек может добиться заметных эффектов расслабления, снятия напряжения в различных частях тела, давая себе даже простейшие команды, например, вызвать чувство тяжести, тепла в руке или ноге и т.п. На более высокой стадии аутогенной тренировки возможно вызвать в сознании различные образы и картины, позволяющие максимально расслабиться в стрессовых ситуациях, управлять своими эмоциями в конфликтах.
Расслабление мышц - метод описанный Якобсоном еще в 1938 году заключается в поочередном кратковременном напряжении и последующем расслаблении отдельных групп мышц верхней части туловища (щек, лба, челюстей, затылка, шеи, груди, плеч, предплечий), брюшных мышц, мышц бедра, стопы, голени. Используя этот метод, напрягая отдельные группы мышц, важно быть расслабленным в остальных частях тела, пассивным, но одновременно внимательно контролировать происходящие в организме изменения и процессы. Чтобы успокоить начавшееся возбуждение системы, необходимо несколько раз (10) глубоко вздохнуть. Глубокие вздохи бронируют сердечно-сосудистую систему. Посчитать про себя до десяти. Умейте вызывать у себя положительные эмоции, находясь в состоянии раздражения. Приятное воспоминание, прослушивание музыкального фрагмента, чтение остроумных афоризмов - все это помогает вызвать мажорное состояние. Функциональные методы разрешения конфликтов. Среди функциональных методов разрешения конфликтов выделяются административный, правовой, воспитательный и психологический методы разрешения. Административный путь опирается на принципы распоряжения, приказа, указания и другие административные методы. При правовом методе - через суд - используются законы и другие нормативные акты. В современных условиях особое значение приобретают психологические методы разрешения конфликтов. Существует несколько способов управления конфликтной ситуацией. При разрешении конфликта руководитель должен начать с анализа фактических причин, видов конфликтов, а затем использовать соответствующую методику. Многие авторы выдвигают различные методы разрешения конфликтной ситуации. ПРАКТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ 5 Задание 5.1. Определите вид конфликта по каждой ситуации, выделить конфликтоген, вид метода решения конфликта и предложить способ ликвидации конфликта.
Задание 5.2.
Ситуация На сегодняшнее утро вы для беседы вызвали подчиненного, который часто опаздывает на работу. Вы задержались дома и пришли на работу с опозданием. Подчиненный ждет вас. Может ли эта ситуация перерасти в конфликт? Как вы поведете себя?
Задание 5.3.
Ситуация Покупатель увидел на витрине понравившийся ему галстук. Он проявил желание купить его. Продавщица ответила: "К сожалению, мы не снимаем товары с витрин. Может вам понравится какой-нибудь из этих галстуков". "Нет, я хочу именно этот" - последовал ответ. Ваши дальнейшие действия как продавца.
Задание 5.4.
Ситуация. На работника поступило анонимное письмо. Его обвиняют в аморальном поведении в одной из командировок. Вскоре об этом узнали многие члены коллектива. Анализ показал, что письмо - злостная клевета. Какие действия должен предпринять руководитель?
Задание 5.5.
Ситуация В фирме назрел конфликт между отделом сбыта и кредитным отделом. Стараясь увеличить объем продаж, отдел сбыта не укладывается в рамки, установленные отделом кредитов. Это ведет к сокращению возможностей получения кредитов и, следовательно, к снижению авторитета кредитного отдела. Ваши действия как руководитель фирмы, по предотвращению ситуаций. Задание 5.6.
Ситуация В ответ на критику со стороны подчиненного, прозвучавшую на служебном совещании, начальник начал придираться к нему по мелочам и усилил контроль за его служебной деятельностью. В чем конфликта? ТЕСТОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО ТЕМЕ 5
Задание 5.7. ТЕСТ 1. "ВЫ НЕ КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ ЛИЧНОСТЬ? Этот тест поможет вам определить, тактичный или конфликтный вы человек. Для этого вы должны отметить один из трех вариантов ответа, в наибольшей степени характеризующий вас. Вопросы. 1. Представьте, что в общественном транспорте начинается спор. Что вы предпринимаете: а) избегаете вмешиваться; б) можете встать на сторону потерпевшего или того, кто прав; в) всегда вмешиваетесь и отстаиваете свою точку зрения? 2. На собрании вы критикуете руководство допущенные ошибки: а) нет; б) да, но в зависимости от вашего личного отношения к нему;
в) всегда критикуете за ошибки? 3. Ваш непосредственный начальник излагает план работы, который кажется вам нерациональным. Предложите ли вы свой план, который кажется вам лучше: а) если другие вас поддержат, то да; б) вы обязательно будете поддерживать свой план; в) боитесь, что за критику вас могут лишить премиальных и т.п.? 4. Любите ли вы споритьсо своими коллегами, друзьями: а) только с теми, кто не обижается, и когда споры не портят ваших отношений; б) да, но только по принципиальным, важным вопросам; в) вы спорите со всеми и по любому поводу? 5. Кто-то пытается пролезтьвперед вас без очереди. Ваши действия: а) считая, что и вы не хуже его, пытаетесь обойти очередь; б) возмущаетесь, но про себя; в) открыто высказываете негодование? 6. Представьте себе, что рассматривается рационализаторское предложение, экспериментальная работа вашего коллеги, в которой есть смелые предложения, но есть и ошибки. Вы знаете, что ваше мнение будет решающим. Как вы поступите: а) выскажетесь и о положительных, иоб отрицательных сторонах этого проекта; б) выделите положительные стороны работы и предложите предоставить возможность продолжить ее; в) вы станете критиковать ее: чтобы быть новатором, нельзя допускать ошибок? 7. Представьте: свекровь (теща) постоянно говорит вам о необходимости бережливости, экономии, а сама то и дело. Покупает дорогие вещи. Она хочет знать ваше мнение о своей последней покупке. Что вы ей скажете: а) что одобряете покупку, если она доставила ей удовольствие; б) говорите, что эта вещьбезвкусная; в) постоянно ругаетесь, ссоритесь с ней из-за этого? 8. Вы встретили подростков, которые курят. Как вы реагируете: а) думаете: «Зачем мне портить себе настроение из-за плохо воспитанных чужих озорников?»; б) делаете замечание; в) если это происходит в общественном месте, то вы их отчитаете? 9. В ресторане вы замечаете, что официант обсчитал вас: а) в таком случае вы не даете ему чаевых, которые заранее приготовили, если бы он поступил честно; б) просите, чтобы он еще раз посчитал сумму;
в) это будет поводом для скандала? 10. Вы в доме отдыха. Администратор сам развлекается, вместо того чтобы выполнять свои обязанности, не следит за уборкой в комнатах, разнообразием меню. Возмущает ли вас это: а) да, но полагаете, что если вы даже и выскажете ему какие-то претензии, вряд ли это что-то изменит; б) вы находите способ пожаловаться на него, пусть его накажут или даже уволят с работы; в) вы вымещаете недовольство на младшем персонале — уборщицах, официантках? 11. Вы спорите с вашим сыном-подростком и убеждаетесь, что он прав. Вы признаете свою ошибку: а) нет; б) разумеется, признаете; в) какой же у вас авторитет, если вы признаете, что были не правы? Ключ: за каждый вариант ответа «а» — 4 балла; за каждый вариант ответа «б» — 2 балла, за каждый вариант ответа «в» — 0 баллов. Диагноз и консультация психолога. Сумма от 30 до 44 баллов. Вы тактичны, не любите конфликтов, даже если и можете их сгладить, избегаете критических ситуаций. Когда же вам приходится вступать в спор, то вы учитываете, как это отразится на вашем положении или приятельских отношениях. Вы стремитесь быть приятным для окружающих, но когда им требуется помощь, вы не всегда решаетесь ее оказать. Не думаете ли вы, что тем самым вы теряете уважение к себе и в глазах других? От 15 до 29 баллов. О вас говорят, что вы конфликтная личность. Вы настойчиво отстаиваете свое рвение, невзирая на то, как отразится это на вашем положении. И вас за это уважают. От 10 до 14 баллов. Вы ищете поводов для споров, большая часть которых излишня, мелочна. Любите критиковать, но только когда это выгодно вам. Вы навязываете свое мнение, даже если неправы. Вы не обидитесь, если вас будут считать любителем поскандалить? Подумайте, не скрывается ли за вашим поведением комплекс неполноценности? Задание 5.8 ТЕСТ "САМООЦЕНКА РАЦИОНАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТЕ" Проанализируйте свои действия по 11 позициям в конфликтах, которые происходили с вашим участием, и оцените их по пятибалльной шкале на следующей матрице: оценка 1 означает полное соответствие вашего поведения по той или иной позиции, а оценка 5 — для вас не характерно такое поведение.
Оценка результатов Отклонение вправо от показателя «3» по среднему арифметическому по всем позициям свидетельствует о том, что вы обладаете достаточными навыками рационального поведения в конфликте. Отклонение влево от выбранного показателя свидетельствует о том, что вы не обладаете достаточными навыками рационального поведения. В этом случае вам необходимо проанализировать причины недостаточно развитых навыков рационального поведения в конфликте и заняться тренировками. Задание 5.9.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|