Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подгруппа «Тотальное недоразвитие»

Государственное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, -

«Областной центр диагностики и консультирования»

 

 

ОСОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАКЛЮЧЕНИЙ

По материалам М.М. СЕМАГО

ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ
ДИФФУЗНО ПОВРЕЖДЁННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ
РАННЕЕ ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ
ПОЗДНЕЕ ДЕФИЦИТАРНОЕ РАЗВИТИЕ
Парциальная несформированность смешанного типа
С преобладанием несформированности вербального, вербально-логического компонента
Дисгармоническое развитие по апатическому типу
Мозаичные типы искажённого развития
ТИПОЛОГИЯ ОТКЛОНЯЮЩЕГОСЯ РАЗВИТИЯ
Преимущественное искажение развития когнитивной сферы
Преимущественное искажение эмоционально-аффективного развития  
Интрапунитивный тип дисгармонического развития
Экстрапунитивный тип дисгармонического развития
С преобладанием несформированности регуляторного компонента
Неравномерно задержанный тип развития (дисгармонический инфантилизм) тип
Темпово-задержанный тип развития (гармонический инфантилизм)
Томозимо-инертный тип
Аффективно-неустойчивый тип
Простой уравновешенный тип
ИСКАЖЁННОЕ РАЗВИТИЕ
ЛОКАЛЬНО ПОВРЕЖДЁННЫЙ ТИП РАЗВИТИЯ
ДИСГАРМОНИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ
ПАРЦИАЛЬНАЯ НЕСФОРМИРО-ВАННОСТЬ
ЗАДЕРЖАННОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ
ТОТАЛЬНОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ
НЕДОСТАТОЧНОЕ РАЗВИТИЕ
АСИНХРОННОЕ РАЗВИТИЕ
ПОВРЕЖДЁННОЕ РАЗВИТИЕ


Приложение 1

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

Подгруппа «Тотальное недоразвитие»

Варианты «тотального недоразвития» Простой уравновешенный тип Аффективно-неустойчивый тип Тормозимо-инертный тип
Показатели развития            
       
Внешний вид, специфика поведения   Вполне вероятно наличие внеш­ней стигматизации, в том числе ожирения. Ребенок непосред­ственен, может держаться без дистанции, в то же время доста­точно спокоен. Ориентировочная реакция может быть как сниже­на, «приглушена», так и повы­шена (элементы полевого пове­дения). Обнаруживается мотор­ная неловкость     Аналогично простой уравновешенной форме. Поведение часто носит поле­вой характер. Импульсивен, эйфоричен или, наоборот, дисфоричен, мо­жет быть агрессивен. Очень легок переход от эйфории к дисфории, внешне, как правило, ничем не обус­ловленный, не имеющий причины. Движения часто резкие, неловкие   Могут присутствовать признаки внешней стигматизации, часто встречается повышенная салива­ция. Чаще дети бывают повышен­но упитанны. Ребенок неуклюжий, двигательно-неловкий. Тихий, за­торможенный, вялый и неактивный. В контакт вступает медленно, не сразу понимает, что от него хо­тят, очень долго «въезжает» в си­туацию. Часто чрезмерно зависим от взрослого  
Особенности латерализации (доминирование пар­ных органов чувств, рук, ног) Этот показатель не является спе­цифичным к данному варианту отклоняющегося развития. Од­нако наличие знаков левшества осложняет общую картину и ди­намику развития   Более специфично наличие знаков смешанной латерализации, чем при простой уравновешенной форме то­тального недоразвития. Это являет­ся фактором, усугубляющим пове­денческие и когнитивные особенно­сти   Этот показатель не является специ­фичным к данному варианту от­клоняющегося развития  
Темповые характеристики деятельно­сти, работоспособность Деятельность замедленная, од­нако, в силу некритичности, мо­жет выполнять задания доста­точно быстро, но абсолютно не­правильно. Работоспособность может быть и нормальной (при отсутствии сопутствующей астенизации), ребенок, как правило, мало пресыщаем   Чаще всего работает крайне импуль­сивно, темп может быть крайне не­равномерен. При контроле взрослого и увеличении продуктивности дея­тельности темп резко падает. Быстро пресыщаем, на фоне пресыщения может дать аффективную вспышку. Работоспособность снижена, хотя в деструктивной деятельности в отдель­ных случаях может быть достаточно «работоспособен»   Темп деятельности выраженно за­медлен, ребенок инертен. В то же время отвлекаем и легко тормо­зим. Работоспособность невысокая, но в отдельных случаях может быть достаточной. Как правило, дети мало пресыщаемы  
Сформированность регуляторных функций (произвольность регуляции собственных действий, самоконтроль) Отмечается недоразвитие регуляторных функций. Иногда с тру­дом работает даже под контро­лем взрослого, не удерживает задание. Контроль за собствен­ной деятельностью малодосту­пен. В тяжелых случаях произ­вольная регуляция деятельности существует лишь на наиболее элементарных уровнях   Грубо несформирована (недоразвита) регуляторная функция на всех уров­нях. Это является специфичным для данной формы тотального недоразви­тия   Сформированность регуляторных функций недостаточна, но может быть лучше, чем при аффективно-возбудимой форме. Скорее страда­ют высшие формы регуляции (программирование своей деятель­ности, самоконтроль), чем ее базо­вые компоненты  
Адекватность Явно недостаточна. Для данного варианта тотального недоразви­тия специфично наличие адек­ватных форм поведения на бы­товом уровне, характерных для конкретных уровней недоразви­тия (глубины дефекта). Выра­женность неадекватности зави­сит от глубины дефекта. Грубо нарушена, вплоть до выражен­ной неадекватности   Порой создается впечатление дос­таточной адекватности, но при тщательном анализе видно, что в целом адекватность недостаточна, хотя ее формирование лучше, чем при аффективно-возбудимой фор­ме. Ребенок адекватен к ситуации экспертизы (в силу неуверенности, заторможенности). В некоторых ситуациях (например, на уроке) может быть вполне адекватен
Критичность Чаще всего грубо снижена, в то же время ребенок может адек­ватно реагировать на похвалу и неодобрение (порицание) со сто­роны взрослых   Грубо нарушена, вплоть до выражен­ной некритичности   Снижена, но в меньшей степени, чем при аффективно-возбуди-мой форме. Свои ошибки замечаются с трудом  
Обучаемость   Выраженно снижена. Обучается медленно. Крайне затруднен пе­ренос на аналогичный материал даже при подаче его в наглядно-действенной форме. При выра­женной степени недоразвития крайне затруднена Грубо снижена, в том числе за счет неадекватности и некритичности. Обучаемость снижена, как правило, грубее, чем при простой уравнове­шенной форме   Аналогична обучаемости при про­стой уравновешенной форме и за­висит от тяжести состояния (выра­женности тотального недоразви­тия)  
Развитие когнитивной сферы   Тотальное недоразвитие всех высших психических функций (речемыслительной деятельности, различных видов памяти, внимания, конструктивного праксиса и т.п.), отсюда и название подгруппы. Значительное снижение продуктивности и результативности выполнения как вербальных, так и невербальных заданий. Выраженность состояния (соответствующий диагноз) определяется исходя из степени тотального недораз­вития (глубины дефекта) Тотальное недоразвитие всех высших психических функций (речемыслительной деятельности, различных видов памяти, внимания, конструктивного праксиса и т.п.), отсюда и название подгруппы. Значительное снижение продуктивности и результативности выполнения как вербальных, так и невербальных заданий. Выраженность состояния (соответствующий диагноз) определяется исходя из степени тотального недораз­вития (глубины дефекта) Тотальное недоразвитие всех высших психических функций (речемыслительной деятельности, различных видов памяти, внимания, конструктивного праксиса и т.п.), отсюда и название подгруппы. Значительное снижение продуктивности и результативности выполнения как вербальных, так и невербальных заданий. Выраженность состояния (соответствующий диагноз) определяется исходя из степени тотального недораз­вития (глубины дефекта)
Игровая деятельность   Носит, как правило, манипулятивный характер, может подра­жать взрослым во внешнем ри­сунке действий. При легкой сте­пени выраженности может со­ответствовать игре детей более младшего возраста. В играх с другими детьми выполняет пас­сивную роль, нуждается в орга­низации игры. Не понимает условности игры, часто отсутствует "замещаю­щая" игра   Носит манипулятивный и в то же время деструктивный характер. В общении со сверстниками могут быть агрессивны, эйфоричны. В игре стремится занять ведущую позицию, некритично относясь к невозможно­сти этого (отсюда игровая деятель­ность чаще всего приобретает дест­руктивный характер)   Не всегда участвуют в играх. Ско­рее склонны к помощи взрослым (наводить порядок, сортировать, раскладывать какие-либо предме­ты и т.п.). В играх пассивны, игра в основном манипулятивная, под­ражательная. Данную взрослым роль удерживает, однако очень инертен и в следующий раз с боль­шим трудом переходит на новую (фиксируется на роли). Условный характер игры часто недоступен
Особенности эмоциональ­но-личностно­го развития Ребенок зависим, несамостояте­лен, часто эмоционально упло­щен, незлобен, благодушен. Мо­жет быть несколько эйфоричен. Самооценка неадекватна, ориен­тирована на оценку другого че­ловека, в том числе и другого ребенка. В силу снижения кри­тичности притязания на успех неадекватны, чаще завышены   Вспыльчив, неуправляем, легко пе­реходит от эйфории к дисфории и агрессии. Практически невозможен самостоятельный продуктивный кон­такт с другими детьми из-за грубой некритичности. Самооценка не столько несформирована, сколько деформирована. В то же время край­не импульсивен во всем   Часто плаксив, инертен в эмоцио­нальных реакциях. Эмоциональ­ные реакции уплощены. Зависим от взрослого, ориентирован на его реакции. Контакты с детьми уста­навливает с трудом  
Необходимая развивающе-коррекционная работа   Все варианты развивающе-кор-рекционной работы. В тяжелых случаях — развитие восприятия через специфические формы сенсорного воздействия   В первую очередь, формирование произвольной регуляции деятельности, функции программирования и контроля на всех уровнях. Эти виды психологической помощи рекомендо­вано проводить на фоне либо после курсов медикаментозного лечения. Психотерапевтическая работа с роди­телями. Любая коррекционная рабо­та возможна лишь на фоне или пос­ле проведения курса медикаментоз­ной коррекции   Все варианты развивающе-коррекционной работы. При отсутствии неврологических осложнений по­казана активная стимуляция, в том числе медикаментозная  
Другие специалисты, необходимые ребенку   Специальный педагог (дефектолог), логопед, психиатр, эндок­ринолог, генетик   Психиатр, Специальный педагог (дефектолог), логопед, психотерапевт   Специальный педагог (дефектолог), логопед, психиатр, дополни­тельно — генетик, эндокринолог

 

 

Приложение 2

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие» (продолжение)

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...