Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Группа «Недостаточное развитие» (продолжение)

 

Подгруппа «Парциальная несформированность ВПФ»

Варианты «Парциальной несформированности ВПФ» С преобладанием несформированности регуляторного компонента С преобладанием несформиро-ванности вербального, вер­бально-логического компонента С преобладанием несформированности смешанного типа
Показатели развития            
       
Внешний вид, специфика поведения   Наблюдаются те же особенности латерализации, что и в случае подгруппы «Задержанное разви­тие»   Как правило, соответствует возраст­ным показателям. Часто ребенок моторно неловок, скован, может быть несколько повышенного пита­ния   Не обладает выраженной специфи­кой: могут быть самые разнообраз­ные проявления – от отсутствия специфичности до отдельных вне­шних стигм  
Особенности латерализации (доминирование пар­ных органов чувств, рук, ног) Наблюдаются те же особенности латерализации, что и в случае подгруппы «Задержанное разви­тие»     Как правило, присутствуют те или иные знаки левшества (неустоявшаяся или смешанная латерализация)   Признаки атипии развития являют­ся осложняющим фактором
Темповые характеристики деятельно­сти, работоспособность Работоспособность в целом не­значительно снижена. Темповые характеристики деятельности крайне неравномерны (за счет импульсивности и расторможенности). Ребенок быстро пресы­щаем Быстро наступают признаки утомле­ния, темп неравномерен, чаще сни­жен, особенно при работе с вербаль­ными заданиями. На фоне утомле­ния может появляться как импуль­сивность, так и выраженная вялость, потеря интереса Работоспособность и темп психичес­кой деятельности в целом сниже­ны, порой значительно. Наряду с этим часто встречается импульсив­ность деятельности, не обусловлен­ная утомлением, расторможен­ность, вплоть до грубой  
Сформированность регуляторных функций (произвольность регуляции собственных действий, самоконтроль) Регуляторные функции недоста­точны, вплоть до выраженной несформированности, когда по­ведение становится плохо уп­равляемым (в тяжелых случа­ях). Произвольность может быть выраженно несформирована даже на уровне игровой де­ятельности   Незначительная несформированность регуляторных функций, осо­бенно на фоне утомления. В этом случае контроль за собственны­ми действиями снижается более за­метно   Регуляция собственной деятельнос­ти и произвольность как основа произвольных форм психической деятельности сформирована недо­статочно  
Адекватность Снижена   Достаточная   Достаточная. В динамическом на­блюдении на фоне истощения мо­жет снижаться  
Критичность Снижена   Достаточная   Может быть как достаточной, так и незначительно сниженной на фоне утомления. В то же время критичность к собственному пове­дению низкая  
Обучаемость   Достаточная при внешней орга­низации   Может быть несколько замедленной   Наблюдаются трудности переноса на аналогичный материал, процесс обучения замедлен  
Развитие когнитивной сферы   Недостаточная Сформированность всех произвольных видов ВПФ (восприятие, память, вни­мание, вербально-логическое мышление). Наиболее затрудне­на работа по образцу (конструк­тивный праксис). При возмож­ности внешней организации де­ятельности результативность выполнения заданий может со­ответствовать условно норматив­ным показателям   Невысокая речевая активность, су­жение объема активного внимания, слухоречевого запоминания. Выра­женная несформированность про­странственных и квазипростран-ственных представлении. Вторично затруднен конструктивный праксис (за счет несформированности про­странственных представлений на всех уровнях). Как следствие зат­руднено понимание и продуцирова­ние причинно-следственных отно­шений, понимание сложных рече­вых конструкций, всех форм слово­образования. В то же время, зада­ния наглядно-действенного и на­глядно-образного невербального тина выполняются в соответствии с условно нормативными показате­лями   В первую очередь наблюдается не­достаточность операциональной стороны мыслительной деятельно­сти. Изолированно недостаточны отдельные звенья когнитивной сфе­ры (мнестическая деятельность, конструктивный праксис, гности­ческие функции, речемыслительная деятельность), осложненные несформированностью логических форм мышления, включая уровень элементарной логики. Часто зат­руднена работа с заданиями невер­бального плана. Их результатив­ность может находиться в пределах нижней границы возрастных пока­зателей  
Игровая деятельность   Выраженно непоследователен, часто конфликтен. Легко схо­дится с детьми и легко расхо­дится. Легко конфликтует, в конфликте несдержан. Игра мо­жет быть и без учета ответных реакций. В целом игра характе­ризуется как импульсивная. Затрудняется в удержании роли, роль не удерживает. Играет «хо­ром» с другими ролевыми персо­нажами   В целом игра мало отличается от возрастной. Спецификой игры яв­ляются некоторые трудности само­регуляции. Часто негатив вызыва­ется тем, что не может выразить свою точку зрения на игру, что вызывает конфликты с другими детьми. Дети этой группы более успешны в играх невербального плана. Могут быть малоактивны в совместных играх, мало задейство­ваны в общих праздниках (в усло­виях массового обучения), индиви­дуальных выступлениях   В целом игра более упрощенная, чем при других формах парциаль­ной несформированности ВПФ. Дети могут подолгу быть заняты простыми в операциональном пла­не играми (преимущественно манипулятивного характера), затрудня­ются в принятии роли. Часто ком­пенсаторно предпочитают простые по содержанию игры двигательно­го характера (догонялки, возня, «вопилки» и т.п.), несмотря на оп­ределенную двигательную нелов­кость. При хороших отношениях с воспитателями, предпочитают кру­титься возле них, нежели играть с детьми. Хотя могут быть и значи­тельно расторможены, плохо управ­ляемы даже в игре  
Особенности эмоциональ­но-личностно­го развития Импульсивен, может быть воз­бужден, эмоционально лабилен, агрессивен. Самооценка неус­тойчивая, может быть неадек­ватной: как импульсивно завышенной, так и заниженной. Притязания на успех, как пра­вило, высокие, не всегда адек­ватные за счет импульсивности и трудностей удержания правил   Может быть неуверенность в себе, тревожность. Притязания на успех невысокие. Контакты со сверстника­ми, как правило, не нарушены (хотя иногда наблюдается негативизм по отношению к сверстникам). В игре чаще берет на себя пассивную роль. На фоне утомления может проявлять­ся эмоциональная неустойчивость. Редко участвует в праздниках, не лю­бит выступать перед людьми. Однако в общении с людьми такие дети могут быть активными и адекватными   Могут быть любые варианты лично­стных и поведенческих особеннос­тей. Чаще встречаются варианты интрапунитивных (по Розенцвейгу) личностных реакций (неуверен­ность в себе, боязливость, тревож­ность, опасения несоответствия тре­бованиям взрослых). Также наблю­дается обедненность эмоциональ­ных реакций, их «уплощенность»  
Необходимая развивающе-коррекционная работа   Формирование произвольности и функции программирования и контроля - в первую очередь с привлечением двигательных и когнитивных техник. Хорошее структурирование (стереотипизация) образовательной среды и режима жизни с целью гармо­низации уровней аффективного развития. В грубых случаях необходим жесткий внешний контроль   В первую очередь работа по форми­рованию пространственных и квази­пространственных представлений. Любые варианты развития креативности, совместная работа с логопе­дом, нейропсихологическая двига­тельная коррекция   Все виды коррекционной помощи, начиная с двигательной нейропсихологической коррекции, формиро­вания произвольной регуляции де­ятельности, пространственных представлений. Развитие когнитивной сферы. Ко­ординация деятельности психолога с работой учителя-дефектолога и логопеда. Часто возникает потреб­ность в организации индивидуального обучения  
Другие специалисты, необходимые ребенку   Наблюдение невролога (параклинические исследования: ЭЭГ, РЭГ и т.п.), детский психи­атр (в грубо выраженных случа­ях), нейропсихолог, в отдель­ных случаях логопед   Невролог, нейропсихолог, логопед (как основной специалист по кор­рекции речевых нарушений), в от­дельных случаях специальный пе­дагог (дефектолог), психиатр   Психиатр, невролог (для определе­ния необходимости медикаментоз­ной терапии), специальный педагог (дефектолог), логопед, нейропсихо­лог  

 

 

Приложение 4

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Асинхронное развитие»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...