Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подгруппа «Дисгармоническое развитие»

 

Варианты «Дисгармонического развития» Экстрапунитивный тип дисгармонического развития Интрапунитивный тип дисгармонического развития Дисгармоническое развитие по апатическому типу* Данный тип дисгармонического развития характерен, в основном, для детей подросткового возраста. У детей дошкольного и млад­шего школьного возрастов не проявляется в такой резкой, «рельефной» форме, но может проявляться, как правило, лишь общим сниже­нием психического тонуса, отсутствием детских интересов и «живости» реагирования.
Показатели развития            
       
Внешний вид, специфика поведения   Внешний вид неспецифичен, хотя дети могут быть вычурно одеты или иметь какие-либо вы­чурные детали в одежде. В пове­дении могут быть нарочито не­зависимы или откровенно де­монстративны, иногда демон­стративно негативистичны. Физически (в особенности мальчи­ки) часто могут быть несколько менее развиты, чем их сверстники Как правило, сутулые, часто наблю­дается низкая челка (прикрывает глаза). Могут быть угловатыми, не­уклюжими, с несформированной мо­торикой. Подростки как бы «стесня­ются» собственного тела. С трудом вступают в контакт, малоразговор­чивы, часто взглядом ищут поддер­жки со стороны родителей. Часто нуждаются в одобрении, чтобы на­чать работать. Очень четко улавли­вают фальшь. От фальшивого одоб­рения могут замкнуться еще больше Вялые, безразличные ко всему, фак­тически отсутствует ориентировоч­ная реакция в ситуации обследова­ния. Достаточно безразличны к сво­ему внешнему виду и внешним условиям. Специфичным можно считать особый «опустошенный» взгляд. Могут быть как повышенно­го, так и пониженного питания. Внимание! У подростков такое без­различие может сочетаться по вре­мени с резким нарастанием жиро­вых отложений, что может свиде­тельствовать об эндокринной пато­логии
Особенности латерализации (доминирование пар­ных органов чувств, рук, ног) Могут присутствовать признаки смешанной латерализации, при­знаки левшества (в том числе латентного) или истинное левшество     Часто наблюдаются знаки атипично­го развития (левосторонней доми­нантности). Встречаются как случаи неустоявшейся латерализации, так и латентное левшество   Мало специфично, хотя чаще, чем в среднем по популяции, встреча­ются знаки левшества, смешанной латерализации  
Темповые характеристики деятельно­сти, работоспособность Как правило, темп деятельности повышен, работоспособность (при высокой мотивации, в том числе и негативной) может быть как завышена, так и понижена Часто замедлены (за счет неуверен­ности в себе, частых перепроверок), хотя в целом при благоприятных эмоциональных условиях могут иметь нормативные показатели. Ра­ботоспособность, как правило, ниже возрастных показателей из-за вто­ричной астенизации, соматических недомоганий, психосоматического компонента   Замедленны, заторможенны, без­различны к результатам. С одной стороны, быстро пресыщаемы, с другой (в силу своего безразличия) могут долго, монотонно, без эмоци­ональных проявлений выполнять какое-либо задание. Работоспособ­ность может быть снижена  
Сформированность регуляторных функций (произвольность регуляции собственных действий, самоконтроль) В целом сформирована достаточ­но, в некоторых случаях регуля­ция собственной деятельности очень хорошая. Но существуют варианты недостаточной сформированности регуляторных функций «в чистом виде» (пояс­нения в тексте). При преоблада­нии демонстративных черт - регуляция достаточная. В дру­гих случаях (как правило, при расторможенности) регуляция сформирована недостаточно, что может непосредственно сказы­ваться (вторично) и на когни­тивных функциях   Произвольность регуляции собствен­ной деятельности достаточная или даже высокая. Иногда наблюдается сверхконтроль (просчет «ходов» на­долго вперед)   В связи с общей спецификой поведения, отсутствует импульсивность и чаще всего можно предположить достаточную сформированность произвольной регуляции. При обследовании этот показатель, как правило, трудно поддается реаль­ной оценке (в силу отсутствия же­ланий и мотивов)  
Адекватность Могут быть как демонстративно неадекватны, так и иметь (за счет несформированности регуляторных функций) неадекват­ные протестно-эмоциональные реакции (по типу аффективных вспышек), которые, как прави­ло, имеют причину   Достаточная   В целом адекватны, если не учиты­вать отсутствие интереса к чему-либо. В условиях детского коллек­тива в конфликтных ситуациях могут быть пассивно неадекватны  
Критичность Может быть достаточной, но в целом снижена   Повышенно критичны   В целом достаточно критичны. Могут оценить и свой результат и поведение, но это «мимикрируется», «зашумляется» безразличием. Иногда на сложное задание могут быть замотивированы и дать адек­ватную оценку своего поведения и результатов  
Обучаемость   Наблюдаются различные степе­ни обучаемости: от нормативной для данного возраста до высо­кой   Достаточная. В то же время суще­ствует специфика обучаемости: в состоянии стресса, эмоционального дисбаланса обучаемость может рез­ко снизиться и дети могут демонст­рировать порой даже феномен ум­ственной отсталости   Формально обучаемы. Могут фор­мально усваивать предлагаемый материал. Характерно, что нет даже единичных сверхценных ин­тересов. В ситуации появления сверхценных интересов можно го­ворить о манифестации искаженно­го развития  
Развитие когнитивной сферы   В целом соответствует условной возрастной норме. В то же вре­мя, за счет поведенческих осо­бенностей, соответствующих возрасту, может отмечаться сво­еобразие, специфика   В целом соответствует возрасту (ус­ловно нормативное развитие). В то же время результативность выпол­нения тех или иных заданий, про­дуктивность когнитивной деятель­ности в целом может иметь значи­тельные колебания в зависимости от эмоционального состояния   В целом специфично только в пла­не отсутствия познавательных ин­тересов. В остальном соответствует условно возрастной норме  
Игровая деятельность   Игра развернутая, драматизиро­ванная с бурным фантазиро­ванием. При этом игра может быть и деструктивной с проявле­нием агрессии и дисфории (в особенности у детей младшего дошкольного возраста). В игре стремятся занять ведущую пози­цию   Игра развернутая, драматизиро­ванная с бурным фантазиро­ванием. При этом игра может быть и деструктивной с проявле­нием агрессии и дисфории (в особенности у детей младшего дошкольного возраста). В игре стремятся занять ведущую пози­цию   Игра развернутая, драматизиро­ванная с бурным фантазиро­ванием. При этом игра может быть и деструктивной с проявле­нием агрессии и дисфории (в особенности у детей младшего дошкольного возраста). В игре стремятся занять ведущую пози­цию  
Особенности эмоциональ­но-личностно­го развития Дети демонстрируют настойчи­вость, «вязкость», упрямство, высокое притязание на успех и завышенную самооценку. Могут быть импульсивно-деструктив­ными, агрессивными и раздра­жительными, особенно при не­выполнении их требований. В ситуации неблагоприятного со­циального окружения, излишне­го «давления» со стороны взрос­лых (а иногда и без видимых причин) могут возникать немо­тивированные асоциальные по­ступки, протестные реакции Дети демонстрируют настойчи­вость, «вязкость», упрямство, высокое притязание на успех и завышенную самооценку. Могут быть импульсивно-деструктив­ными, агрессивными и раздра­жительными, особенно при не­выполнении их требований. В ситуации неблагоприятного со­циального окружения, излишне­го «давления» со стороны взрос­лых (а иногда и без видимых причин) могут возникать немо­тивированные асоциальные по­ступки, протестные реакции Выявляется недифференцированность эмоциональных реакций, ча­сто глубокие внутренние, никак не проявляющиеся внешне пережи­вания, выраженное неудовольст­вие собой. Самооценку фактически трудно выявить. Жизненные инте­ресы трудно выявить. В некоторых случаях могут проявляться негати­визм, протестные реакции, в чем данная форма «смыкается» с интрапунитивным типом развития. Внимание! В тяжелых случаях мо­гут возникать суицидальные идеи, выявляемые иногда только с помо­щью проективных методов исследования. В этом случае требуется эк­стренная консультация психиатра  
Необходимая развивающе-коррекционная работа   Психотерапия (игровая, имаготерапия, в том числе символдрама по К. Лернеру), формирование произвольной регуляции, гармо­низация аффективной сферы с использованием уровневой регу­ляции, моторная коррекционная работа, основанная на нейропсихологическом подходе (в случа­ях неустоявшейся латерализации, различных вариантов левшества). По показаниям врача - медикаментозная поддержка   Все варианты психотерапии, вклю­чая психодинамическую психотера­пию, символдраму по К. Лернеру, уровневую регуляцию аффективной сферы   Психотерапевтическая коррекция всех направлений, часто на основе медикаментозного лечения  
Другие специалисты, необходимые ребенку   Психотерапевты различных на­правлений, психиатр, невролог, нейропсихолог   Психотерапевт, психиатр, при нали­чии психосоматических заболеваний врач соответствующего профиля Психотерапевт, психиатр (для диф­ференциальной диагностики с от­дельными формами искаженного развития), эндокринолог  

 

Приложение 5

Сводная таблица основных показателей групп детей с отклоняющимся развитием. Группа «Недостаточное развитие»

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...