Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование ассортимента продовольственных товаров




ТИПОВЫЕ

РЕШЕНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ

МАГАЗИНОВ „ПРОДУКТЫ”

 

Москва, 1985

ЦЕНТРОСОЮЗ

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА,

УПРАВЛЕНИЯ И РАЦИОНАЛИЗАЦИИ

Утверждены

постановлением Правления

Центросоюза от 3 февраля 1982 г.,

протокол № 2, п. 2

 

ТИПОВЫЕ РЕШЕНИЯ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ МАГАЗИНОВ

„ПРОДУКТЫ”

(с преимущественным использованием

тары-оборудования)

 

 

Москва, 1985

 

Типовые технологические решения для магазинов«Продукты» являются продолжением серии разработок порационализации пред­приятий розничной торговли, реализующих продовольственные товары.

Цель настоящих рекомендацийизыскание и мобилизация резер­вов дальнейшего повышения эффективности работы продовольствен­ных магазинов. Они могут быть использованыпри разработке и вне­дрении мероприятий комплексной рационализации, совершенствовании формирования ассортимента товаров, торгово-технологических про­цессов действующих магазинов, а также при проектировании и рекон­струкции предприятий такого типа, внедрении научной организации труда.

 

ВВЕДЕНИЕ

Решениями XXVI съезда КПСС, майского (1982 г.) Пленума ЦК КПСС «О продоволь­ственной программе СССР на период до 1990 года и мерах по ее реализации» предусмотрен комплекс мероприятий по значительному повы­шению уровня торгового обслуживания населе­ния, улучшению организации торговли хлебом, хлебобулочными и макаронными изделиями, крупами и другими продовольственными това­рами.

За годы XI пятилетки предусмотрено увели­чить выпуск продукции пищевой промышленно­сти на 23—26%, товарной рыбной продукции — на 10—12%, довести среднегодовое производ­ство молока до 97—99 млн. т, яиц — до 72 млрд. шт., мяса (в убойном весе) — до 17—17,5 млн. т.

В этой связи важная роль отводится развитию и совершенствованию сети магазинов по торговле продовольственными товарами.

За период с 1971 по 1981 гг. количество ма­газинов такого типа в целом по системе потре­бительской кооперации увеличилось на 13,5% и составило на 1 января 1982 г. 87,1 тыс. еди­ниц. Торговая площадь продовольственных ма­газинов увеличилась на 50,8%, в том числе в среднем на одно предприятие — на 31,3%, то­варооборот на 1 м2 торговой площади — на 3,6%.

В последнее время в потребительской коопе­рации широкое распространение получила до­ставка и продажа продовольственных товаров из тары-оборудования. Создается сеть опорных комплексов, объединяющих предприятия-по­ставщики и предприятия розничной торговли. На многих оптовых базах и овощефруктохранилищах созданы условия, обеспечивающие хра­нение, сортировку, фасовку и подготовку к про­даже методом самообслуживания отдельных товаров. Из фасовочных цехов оптовых баз и овощефруктохранилищ, экспедиций хлебо­заводов ипромышленных предприятий многие товары, такие как бакалея, консервы, овощи, фрукты, хлеб, пивобезалкогольные напитки идругие, отправляются в таре-оборудовании не­посредственно в магазины, что позволяет транс­портировать их без промежуточных перевалок. Такой способ транспортирования способствует ускорению доставки товаров, сохранению их ка­чества. Кроме того, доставка и продажа това­ров в таре-оборудовании позволяет максималь­но механизировать и ускорить погрузочно-разгрузочные работы, сократить применение тяже­лого ручного труда в торговле. При этом за счет увеличения доли товаров, реализуемых в фасованном виде, возрастает пропускная спо­собность магазинов, значительно улучшается культура обслуживания покупателей.

Правление Центросоюза своим постановле­нием «О мерах по ускорению внедрения про­грессивной технологии транспортирования, хра­нения и продажи товаров с применением тары-оборудования» обязало потребсоюзы союзных республик создать в 1983—1985 гг. комплексы внедрения тары-оборудования в количестве 393 единиц, в том числе: «хлебозавод — торговый зал магазина» — 159, «оптовая база — торговый зал магазина»—106, «овощекартофелехранилище — торговый зал магазина» — 52, «коопе­ративное производственное предприятие — тор­говый зал магазина» — 76 с включением в со­став этих комплексов 4,0 тыс. магазинов и 182,0 тыс. единиц тары-оборудования.

Развитие сети опорных комплексов, вклю­чающих специализированные магазины «Про­дукты» с преимущественным использованием тары-оборудования, — важная составная часть проводимой в потребительской кооперации ра­боты по совершенствованию путей ускорения товародвижения, созданию прямых связей меж­ду предприятиями-производителями (поставщи­ками) и розничными торговыми предприя­тиями.

Настоящие типовые решения дают практиче­ским работникам необходимые основы для соз­дания специализированных магазинов «Про­дукты», применяющих для доставки товаров тару-оборудование.

ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ

Одним из условий обеспечения эффективного торгового процесса является правильноефор­мирование ассортимента товаров — подбор для реализации различных товарных групп, видов и разновидностей с целью более полного удов­летворения спроса населения. При этом учиты­ваются местные условия, тип населенного пунк­та, профиль магазина, размер торговой площа­ди и методы продажи товаров.

Первоначально, исходя из норматива торго­вой площади на 1000 жителей, определяется общая потребность в торговых площадях под продовольственные товары для данного типа населенного пункта, затем, в зависимости от размера действующих магазинов, определяются основные товарные группы, торговая площадь и товарооборот под каждую из них (табл. 1).

 

 

Таблица 1

 

Товарные группы Структура, % Расчетные показатели торговой площади и товарооборота для магазинов, расположенных в
товаро- оборота торговой площади райцентрах кустовых центрах рядовых селах
товаро- оборот, тыс. руб. торговая площадь, кв. м товаро- оборот, тыс. руб. торговая площадь, кв. м товаро- оборот, тыс. руб. торговая площадь, кв. м
Хлеб и хлебобулочные изделия Бакалейные товары Кондитерские изделия Консервы Гастрономические продукты, молоко Мясо, рыба Овощи, фрукты Ликероводочные изделия, вино, пиво Табачные изделия Сопутствующие непродовольственные товары                

Итого

В каждом конкретном случае формирование ассортимента продовольственных товаров осу­ществляется в несколько этапов:

— устанавливаются группы товаров для дан­ного магазина, их рациональное соотношение в зависимости от особенностей потребления и размера торговой площади;

— определяется развернутый ассортимент то­варов внутри товарных групп и количество раз­новидностей в каждой из них;

— разрабатывается примерный ассортимент­ный перечень товаров для конкретного продо­вольственного магазина.

Ассортиментный перечень товаров предусмат­ривает определенные их виды (хлеб, молоко, крупа), или несколько наименований товаров данного вида (сухие вина 4—5 наименований, карамель — 5—6 наименований и т. д.).

Утвержденный вышестоящей (по отношению к магазину) кооперативной организацией ас­сортиментный перечень товаров должен способ­ствовать правильному их распределению по от­дельным конкретным магазинам, имеющимся в населенном пункте, обеспечивать комплекс­ность в удовлетворении спроса населения путем универсализации ассортимента, включения в его состав сопутствующих товаров, расширения ас­сортиментных позиций за счет новых, пользую­щихся спросом в данной местности товаров, выполнения плана розничного товарооборота, а также путем подбора ассортимента товаров высокой оборачиваемости.

В магазинах с торговой площадью 250 м2 следует предусматривать продовольственных товаров — 295—300 разновидностей, сопутству­ющих — 120—150, для магазинов с торговой площадью 150 м2 — продовольственных това­ров — 225—230, сопутствующих —95—105 раз­новидностей, для магазинов с торговой пло­щадью 70 м2, соответственно, 145—150 и 50—60 разновидностей (см. приложение 1).

Ассортимент сопутствующих товаров опреде­ляется в зависимости от особенностей покупательского спроса, размера торговой площади, и месторасположения магазина, он может быть сокращен или изменен с учетом расположенных рядом магазинов по торговле аналогичными группами товаров. К сопутствующим товарам относятся штопоры, консервооткрыватели, ножи хозяйственные, подстаканники, подставки под горячее, шумовки, сторожа для молока, крышки для банок и бутылок, скалки для теста, полиэтиленовые пакеты, щетки для мытья посуды, доски кухонные и т. д.

Организация продажи непродовольственных товаров в продовольственных магазинах способствует приобретению комплексных покупок и сокращению затрат времени покупателей. Доля непродовольственных товаров в товарообороте магазина должна составлять 5—6%.

Примерные ассортиментные перечни различаются между собой, в основном, количеством товарных единиц и ассортиментом сопутствую товаров и лишь частично — широтой ассортимента товаров основного профиля.

При формировании ассортимента для продовольственных магазинов, использующих тару-оборудование, первоочередным является определение групп товаров (в основном быстрооборачивающихся) для перевозки и выкладки в таре-оборудовании.

Используемые в настоящее время типы тары-оборудования применяются для транспортирования и продажи хлеба и хлебобулочных изделий, всех видов консервов, соли, безалкогольных напитков и пива, картофеля, овощей, фруктов и отдельных видов сопутствующих товаров. Эти группы товаров поступают в магазин в расфасованном и упакованном виде, имеют необходимую для покупателей информацию (цену, дату выпуска или срока реализации) и без дополнительной доработки подаются в торговый зал.

Такие же товары, как сахар, песок, крупы, сухофрукты, отдельные кондитерские изделия и другие, которые промышленность поставляет в нерасфасованном виде, должны предварительно расфасовываться в оптовом звене системы и по мере необходимости заво­зиться в магазины. При наличии в партии по­ставляемых товаров нарушений (порванной) упаковки эти товары подтасовываются непос­редственно в магазинах.

Повышению эффективности работы, более полному удовлетворению спроса населения на продовольственные товары способствует орга­низация торговли в продовольственных магази­нах продукцией собственного производства предприятий общественного питания: кондитер­скими, сдобно-булочными, кулинарными изде­лиями и полуфабрикатами, а также сельскохо­зяйственной продукцией, закупаемой у населе­ния по ценам договоренности.

Потребительская кооперация имеет положи­тельный опыт организации торговли этими то­варами через продовольственную торгово-розничную сеть, которая в общем товарообороте магазинов достигает 8—12%. В продажу вовле­кается следующий ассортимент собственной продукции общественного питания:

кондитерские изделия — пирожное и печенье в ассортименте, полоска песочная, пирог шах­матный, корж молочный, корж творожный, пря­ник, пирог бисквитный с повидлом, кекс тво­рожный, рогалик с сахаром, кольцо с орехом, звездочка с повидлом, сметанник, торты (в осен­не-зимний период), рулет, булочки и др.;

кулинарные изделия — пирожки с различны­ми начинками, котлеты жареные, биточки, шни­целя, шашлыки, котлеты в тесте, беляши, кол­баса домашняя, рыба жареная, печень, биф­штексы, рулет мясной, куры и кролики отвар­ные, жареные и др.;

полуфабрикаты — поджарка, гуляш, мясо для шашлыка (азу, плов, рагу), котлеты, биточки, шницеля, голубцы, перец фаршированный, фарш свиной (говяжий, домашний), бифштексы, суповые наборы, сало, лапша домашняя и др.;

сельскохозяйственные товары, закупаемые у населения по ценам договоренности — мясо, мясопродукты, сало, птица, кролики, мед нату­ральный, сухофрукты, яйцо, молоко и молокопродукты, рыба и рыбопродукты, картофель, овощи, фрукты, ягоды, грибы, бахчевые культу­ры, переработанные плодоовощные продукты и другие товары в зависимости от конкретных национальных и местных особенностей.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...