Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация технологического процесса




Торгово-технологический процесс представля­ет собой совокупность взаимосвязанных после­довательных операций по сохранению и дове­дению товаров до потребителей (покупателей). Последовательность и продолжительность вы­полнения отдельных операций технологического процесса определяется структурой товарооборо­та, видом тары и упаковки товаров, размером торговой площади и объемно-планировочной структурой помещений магазина.

Рациональная организация торгово-техноло­гического процесса заключается в таком прин­ципе выполнения операций по перемещению, обработке и продаже товаров, при котором обеспечивается эффективное использование тор­говых площадей, высокая пропускная способ­ность расчетного узла, сохранность товарно-ма­териальных ценностей, благоприятные условия труда для персонала магазина и минимальные затраты времени населения на приобретение товаров.

Основным направлением совершенствования торгово-технологического процесса является ор­ганизация доставки и продажи товаров с ис­пользованием тары-оборудования. Организации и предприятия, где внедрена тара-оборудование, показали высокую экономичность и эффектив­ность ее применения. Она позволяет механизи­ровать погрузочно-разгрузочные работы в экспедициях предприятий поставщиков на 22—26%, в транспортном звене — на 50-60%, на рампах розничной торговой сети и вну­три магазинов — на 80—85%- Более того, при­менение тары-оборудования способствует сокра­щению времени проведения инвентаризаций, по­вышению эффективности использования торго­вой и складской площади, увеличению пропуск­ной способности торговых предприятий.*

Непосредственно в магазинах преимущества тары-оборудования используются в полной ме­ре при таком расположении торгового зала и подсобных помещений, которое обеспечивает кратчайшие пути ее перемещения, четкую на­правленность покупательских потоков, разделе­ние зон размещения тары-оборудования и дви­жения покупателей.

Анализ отдельных операций торгово-техноло­гического процесса в магазинах, где применяет­ся тара-оборудование, позволил определить следующую структуру и последовательность их выполнения (рис. 1).

Порядок приема товаров в таре-оборудова­нии регламентируется «Положением об органи­зации в системе потребительской кооперации централизованной доставки товаров в малога­баритных

* Определение совокупного эффекта и его сопостав­ление с суммой затрат розничных торговых предприятий, оптовых баз и автотранспорта, связанных с внедрением тары-оборудования, следует производить по методике рас­чета экономической эффективности доставки и продажи товаров в таре-оборудовании, приведенной в «Типовых рекомендациях по использованию тары-оборудования в кооперативной торговле» (утвержденных письмом Цен­тросоюза № ЗИ-53/5 от 6.01.81 г.). Пример расчета на основе указанного методологического подхода приведен в приложении 2.

контейнерах с оптовых баз в рознич­ные торговые предприятия», утвержденным по­становлением Правления Центросоюза от 19.02.79 г. № 36, п. 1, а также инструкцией «Об особенностях приемки товаров народного по­требления, доставляемых в таре-оборудовании» (М., Центросоюз, 1982).

Рис. 1. Схема торгово-технологического процесса с преимущественным использованием тары-оборудования в продовольственных магазинах

Документы по товарным операциям следует оформлять в соответствии с типовыми формами первичного учета, утвержденными постановле­нием Правления Центросоюза от 29.12.73 г. № 209, п. 3.

Приемка по количеству и качеству товаров, поступивших в таре-оборудовании с исправны­ми пломбами, производится материально ответ­ственными лицами магазина с соблюдением Положения о поставках продукции производ­ственно-технического назначения и товаров на­родного потребления (утвержденного постанов­лением Правления Центросоюза от 05.03.81 г. № 81). При наличии неисправной пломбы, а также при нарушении целостности тары-обо­рудования составляется акт приемки, где ука­зывается количественное и качественное рас­хождение во всей прибывшей партии товара с товарно-транспортными документами. Акт со­ставляется вчетырех экземплярахпо установ­ленной форме (постановление Правления Цен­тросоюза от 07.08.80 г. № 18).

После приемки товары доставляются непос­редственно в торговый зал для размещения и реализации.

Размещение тары-оборудования в торговом зале должно обеспечить оптимальные условия для отбора товаров, быструю ориентацию поку­пателей, увеличение товарооборота за счет не­запланированных импульсных покупок. При этом необходимо обеспечивать кратчайшие пу­ти движения товаров от мест их приемки до торгового зала.

Последовательность размещения тары-обору­дования с товаром в торговом зале магазина определяется размерами и конфигурацией тор­гового зала, частотой спроса покупателей на отдельные группы товаров, направлением дви­жения покупательского потока, расстоянием до подсобных помещений, возможностью создать наиболее эффективную экспозицию товаров.

Каждой торговой группе необходимо отвести постоянную зону. Последовательностьрасполо­жения товаров в торговом зале необходимо сохранять длительное время неизменной, так как продавцы и покупатели привыкают к местам расположения товаров, в результате чего ускоряются процессы их пополнения и продажи.

Тару-оборудование с товарами частого спроса (хлебом и хлебобулочными изделиями, детским питанием и др.) следует располагать вдоль стены, отделяющей торговый зал от подсобных помещений, в этой же зоне, в открытых холодильных прилавках — молоко и молочные продукты в бутылках (пакетах). Безалкогольные и сопутствующие товары следует размещать в таре-оборудовании вдоль фасадной стены магазина.

Основную массу товаров (бакалейные, кондитерские, консервированную продукцию и др.) целесообразно размещать в линии островного оборудования, в открытой таре-оборудовании.

Продажа скоропортящихся продовольственных товаров (рыбные, мясные, колбасы, творог и т. д.) может производиться в зонах приложения труда продавцов индивидуального обслуживания покупателей в глубине торгового зала. Проходя к ним, покупатель знакомится с ассортиментом товаров, продажа которых осуществляется методом самообслуживания. Ликероводочные изделия, в силу особых правил торговли ими, целесообразно сосредотачивать в обособленных отделах магазина или отдельно стоящих помещениях.

Наиболее рациональным является использование линейного принципа размещения оборудования по всей площади торгового зала (рис. 2—5, спецификация — см. приложение 2).

 

Рис. 2. Технологическая планировка магазина по продаже

продовольственных товаров с торговой площадью 70 м2

Рис. 3. Технологическая планировка магазина по продаже

продовольственных товаров с торговой площадью 150 м2

 

 

Рис. 4. Технологическая планировка магазина по торговле

продовольственными товарами с торговой площадью 250 м2

 

 

 

Целесообразность применения того или иного типа тары-оборудования определяется ее вме­стимостью, размерами установочной и демон­страционной площади. Чем выше эти показате­ли, тем эффективнее тара-оборудование с точ­ки зрения организации торгово-технологического процесса.

Экспериментальная расстановка тары-обору­дования с учетом необходимой ширины прохо­дов для покупателей в торговых залах продо­вольственных магазинов, согласно СНиПу П. 77—80 (М., Стройиздат, 1981), позволила определить оптимальные размеры установочной и демонстрационной площадей для различных групп товаров.

В зависимости от размера площади торгово­го зала продовольственных магазинов рекомен­дуются следующие примерные показатели уста­новочной и демонстрационной площади для от­дельных групп товаров, реализуемых в таре-оборудовании (табл. 2).

Таблица 2

Наименование товарных групп Площадь торгового зала, м2
     
установочная демонстрационная установочная демонстрационная установочная демонстрационная
Хлеб и хлебобулочные изделия Бакалейные товары Кондитерские изделия Консервы Молоко, молочные продукты Картофель, овощи, фрукты Безалкогольные напитки Сопутствующие товары 1,2   2,0   1,3   2,4   0,5   1,2   0,4   1,4 3,1   7,3   4,1   7,8   2,1   2,7   1,1   4,2 2,7   5,2   3,8   5,9   2,6   3,2   2,0   3,9 8,9   19,1   15,5   20,6   8,3   11,3   4,7   10,4 4,9   7,9   6,1   8,7   5,1   5,2   3,0   5,8 13,8   31,1   24,1   32,6   12,5   19,4   6,3   18,2
Итого 10,4 32,4 29,3 98,8 46,7 158,0

 

Примечание. Площадь выкладки товаров в таре-оборудовании определяется как произведение площади ее основания на высоту с последующим делением па 0,3 м (среднее расстояние между полками островного и при­стенного оборудования торговых залов). Так, если тара-оборудование типа ТПК-08.02 для консервированной про­дукции и бакалейных товаров имеет габаритные размеры по длине 0,8 м, ширине 0,6 м и высоте 1,12 м, то ее пло­щадь выкладки составит 1,79 кв. м

.

Однако, кроме тары-оборудования в торговых залах продовольственных магазинов для вы­кладки ряда нерасфасованных товаров исполь­зуется технологическое оборудование и торго­вая мебель. С учетом этого оборудования для рассматриваемых типоразмеров магазинов при­мерные показатели установочной и демонстра­ционной площадей составляют для предприятий с торговой площадью

70 м2 — 18,3 и 54,1;

150 м2 — 45,4 и 115,4;

250 м2 — 72,5 и 188,1.

Опыт показывает, что преимущества тары-оборудования снижаются при использовании ее для реализации товаров с низкой оборачивае­мостью, что, в свою очередь, влияет на эффек­тивность работы магазинов.

Рекомендуемые для реализации товары в продовольственных магазинах и нормы их за­грузки в единицу тары-оборудования приведены в табл. 3.

 

Наряду с размещением товаров в торговом зале важное значение имеет их рациональная выкладка. Эффективность этой операции технологического процесса в значительной степени определяется приемами выкладки. В магазинах, где применяется тара-оборудование, товары могут размещаться штабелем и расположением в ряд. При этом необходимо учитывать специфические особенности товаров и упаковки, частоты спроса на отдельные товары и их оборачиваемость (табл. 4).

С учетом того, что не все товары доставляют­ся подготовленными к продаже методом само­обслуживания, ряд из них дорабатывается и фа­суется непосредственно в магазине. Это такие товары, как мясо и мясопродукты, рыба и рыб­ные изделия, масло животное, сыры сычужные, творог, другие гастрономические товары. Рас­фасовка этих товаров производится с учетом спроса покупателей и сроков реализации в спе­циально выделенном помещении или в одной из зон приложения труда продавцов, что дает возможность ускорить обслуживание покупате­лей в часы их максимального потока.

В зависимости от физико-химических свойств товаров, они упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную или оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару. На упаковке или вкладных ярлыках указываются наименование и сорт товара, его вес нетто, стоимость отвеса с упаковкой, дата фасовки.

Расфасованные продукты выставляют в тор­говом зале в таре-оборудовании, на техно­логическом оборудовании и торговой мебели в зонах, определенных технологической схемой, с учетом путей движения покупательских пото­ков. При необходимости некоторые из этих то­варов могут продаваться в торговом зале через прилавок индивидуального обслуживания. При этом на упаковке указывается стоимость отве­са для последующей оплаты в узле расчета.

От правильной организации расчетных опе­раций зависит пропускная способность магази­на, затраты времена покупателей на приобретение товаров. Практика показала, что расчет за все приобретенные товары, в том числе и за отпущенные через прилавок индивидуального обслуживания, должен производиться центра­лизованно в едином узле расчета. При этом кассовые кабины следует размещать таким об­разом, чтобы контролер-кассир был обращен лицом к потоку покупателей, проходящих слева от него.

Контролер-кассир регистрирует стоимость по­купки, проверяет соответствие товара его цене, получает за товар плату и выдаст покупателю в погашенном виде кассовый чек.

Измерения затрат времени покупателей на одно посещение магазина показывают, что на расчетные операции покупатели затрачивают 40—45% времени пребывания в магазине. Осо­бенно велики затраты времени покупателей в кассовой зоне магазина в часы «пик».

Для организации бесперебойного расчета с покупателями необходимо правильно опреде­лить количество кассовых машин. Требуемое их количество рассчитывается с учетом торговой площади магазина, величины товарооборота и интенсивности движения потоков покупате­лей. В каждом конкретном случае расчет коли­чества кассовых машин следует производить в соответствии с «Методическими рекоменда­циями по научной организации труда в рознич­ных торговых предприятиях потребительской кооперации» (М., изд-во Экономика, 1973).

Резервом сокращения затрат времени поку­пателей в узле расчета является обучение кон­тролеров-кассиров передовым приемам и мето­дам труда: применение «слепого» метода рабо­ты на кассе и тандемного метода расчета. При «слепом» методе во время печатания че­ков кассир не смотрит на клавишную панель кассовой машины. Этот метод работы предпо­лагает использование всех пальцев правой ру­ки. В результате темп обслуживания покупате­лей увеличивается на 18—20%. Для отработки «слепого» метода расчета следует организовать специальную учебу кассиров, используя для этого возможные перерывы в работе.

Суть тандемного метода расчета состоит в том, что в часы «пик» контролер-кассир, си­дящий за кассовой машиной, выбивает чек и передает его покупателю, а кассир, находя­щийся сзади, принимает деньги и выдает сдачу. С уменьшением потока покупателей кассир сда­ет деньги контролеру-кассиру в соответствии с показаниями счетчиков. При такой организа­ции труда на 20—25% сокращается время рас­чета с покупателями, рациональнее использует­ся сменный фонд рабочего времени персонала магазина. Повышению эффективности и куль­туры торговли продовольственных магазинов, использующих тару-оборудование, способствует четкая организация работы продавцов-консуль­тантов. Они должны уметь устанавливать кон­такты с покупателями, тактично предлагать им свои услуги, наблюдать за порядком в торговом зале. В случае отсутствия необходимых покупа­телю товаров продавец-консультант должен предложить ему взамен равноценные по свой­ствам товары, порекомендовать новые изделия и сопутствующие товары.

Одним из условий внедрения тары-оборудо­вания является создание в магазинах приемных отделений — «шлюзов». В эти отделения поме­щаются тара-оборудование, как порожняя, при­готовленная для отправки, так и груженая то­варом, привозимым в нерабочее время мага­зина.

Такая технология доставки и продажи това­ров особенно приемлема для хлеба и хлебобу­лочных изделий, молока и др., что дает возмож­ность к открытию магазина иметь их полный ассортимент.

На производственном предприятии произво­дят предварительную комплектацию партий то­вара в требуемом количестве и ассортименте, заранее выписывая и оформляя документы на его отправку. Шофер-экспедитор доставляет то­вары в таре-оборудовании к разгрузочной рам­пе, а затем закатывает контейнеры в приемное отделение магазина — «шлюз». Вместе с това­ром в «шлюзе» оставляются сопроводительные документы, которые после оформления работни­ками магазина хранятся до последующего заво­за. Ключ от внешней двери «шлюза» находится у шофера-экспедитора, от внутренней — у ра­ботников торгового зала, которые до открытия магазина транспортируют товары в зону про­дажи. Это позволяет организовать двухсменную работу автотранспорта и разгрузить экспедиции предприятий-поставщиков. При определении размеров площади приемных отделений следует исходить из их максимального разового завоза тары-оборудования вместе с наибольшим коли­чеством возвратной.

Особое значение имеет правильная организа­ция торгово-технологического процесса при торговле в продовольственных магазинах това­рами собственного производства предприятий общественного питания и сельскохозяйственной продукцией.

Реализация этих товаров производится непос­редственно в зонах размещения гастрономиче­ских, кондитерских изделий и овощей, что по­зволяет исключить выделение дополнительных площадей и работников магазина. Оплата за товары производится централизованно в узле расчета.

Доставка полуфабрикатов, кондитерских и кулинарных изделий осуществляется транспор­том, принадлежащим предприятиям обществен­ного питания. Радиус доставки определяется с учетом дислокации магазинов, мощности предприятий общественного питания, наличия дорог и транспортных средств. Для упаковки и транспортирования полуфабрикатов, кулинар­ных и кондитерских изделий применяются ме­таллические ящики-контейнеры, лотки из пище­вого дюралюминия и пластмассы. Продукция завозится шофером-экспедитором согласно за­явкам. Накладные на ее отправку выписывают­ся в двух экземплярах по форме № 014, утвер­жденной постановлением Правления Центро­союза от 29.12.73 г. № 209, п. 3. Один экземпляр накладной остается в магазине, другой — со штампом магазина и росписью материально ответственного лица о принятии товара — воз­вращается в предприятие общественного пита­ния. Шофер-экспедитор забирает в магазине освободившуюся тару и принимает заявку на последующий завоз продукции. Возврат нереа­лизованной продукции не исключается в пределах установленных сроков реализации и оформляется по указанной выше накладной.

Для покрытия расходов на реализацию собственной продукции предприятий общественного питания магазинам предоставляется соответствующая торговая скидка.

При организации торговли в продовольственных магазинах сельскохозяйственным продуктами, закупленными у населения по ценам договоренности, необходимо провести инструктаж с работниками магазинов о порядке закупки сельхозпродуктов, специфике приема каждого вида товаров, ценах, оформлении документации и т. д. Предприятию устанавливают задания на определенный период конкретно по видам продукции. Продавцы выявляют возможность закупок при посещении покупателями магазинов, а также посредством подворных обходов. Наиболее эффективными, как показывает опыт, являются периодические подворные обходы и объезды. Они позволяют установить тесные контакты со сдатчиками, взять под контроль каждое хозяйство.

При этом рекомендуется заключать со сдатчиками долгосрочные договора на закупку сельхозпродуктов. Договор выгоден сдатчикам прежде всего тем, что гарантирует ему обязательный сбыт продукции по заранее известной и обусловленной цене, обеспечивает её вывоз. Продавцу же долгосрочный договор помогает устанавливать объем и ассортимент закупаемой продукции.

Ее перевозка осуществляется транспортом заготконторы или же на автомобилях местных организаций. Поскольку сельскохозяйственная продукция по товароведным признакам и классификации родственна фондовым товарам, реализуемым в продовольственных магазинах, ее следует размещать непосредственно в зонах, где реализуются сходные продовольственные товары. При этом отпадает необходимость в организации отдельной торговой зоны для размещения сельхозпродуктов, что способствует экономии торговой площади, концентрации и направленности покупательских потоков, экономии времени покупателей. Сельскохозяйственная продукция выкладывается на оборудовании в зоне, отведенной для соответствующей группы товаров: овощей, фруктов и т. д. Обязательным является четкое соблюдение и разграничение цен на родственные фондовые товары и товары, реализуемые на комиссионных началах.

Операции по реализации всех товаров осуществляет бригада продавцов в количестве, не превышающем существующее штатное расписание. За закупку у населения излишков сельхоз-продуктов по ценам договоренности продавцам продовольственных магазинов производится доплата по расценкам для заготовителей.

Опыт показывает, что увеличению количества закупок способствует установление определенных дней сдатчика сельскохозяйственной про­дукции. Эти дни должны четко соблюдаться ма­газином.

Информация о днях проведения закупок (дней сдатчика) вывешивается на доске «Ин­формация для покупателей», которая устанав­ливается в торговом зале магазина.

С целью активизации сдачи сельхозпродук­тов рекомендуется периодически устраивать в магазинах покупательские конференции, в ко­торых должны принять участие работники за­готконторы, садоводы, агрономы, ветеринары, лучшие сдатчики сельхозпродуктов. Конферен­ции могут быть и узкотематическими, напри­мер, «Особенности заготовки грибов», «Скот на вашем подворье», «Корма и особенности откор­ма животных».

Стимулом для увеличения заготовок являет­ся организация встречной продажи сдатчикам сельхозинвентаря, минеральных удобрений, сельскохозяйственных машин, специальной сельскохозяйственной литературы и других то­варов.

В районных центрах и крупных населенных пунктах встречную торговлю должны произво­дить универмаги, магазины «Хозяйственные то­вары», «Книги» и др.

В небольших населенных пунктах эту работу осуществляют работники продовольственных магазинов. Они собирают заявки сдатчиков на инвентарь, удобрение, литературу и доставляют заказанные товары транспортом заготконторы или транспортом, поставляющим фондовые то­вары в централизованном порядке.

Для улучшения работы со сдатчиками сель­хозпродуктов рекомендуется широко использо­вать всевозможные средства рекламы и инфор­мации. Непосредственно в магазине по торгов­ле продовольственными товарами должны вы­вешиваться плакаты, листовки, организовывать­ся стенды, освещающие специфику, особенности заготовки сельхозпродуктов и передовой опыт.

Увеличению объема заготовок будет способ­ствовать привлечение к этим работам широкого круга общественности, создание при магазине актива, в состав которого войдут работники сельсовета, школ, домов культуры и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...