Организация технологического процесса
Торгово-технологический процесс представляет собой совокупность взаимосвязанных последовательных операций по сохранению и доведению товаров до потребителей (покупателей). Последовательность и продолжительность выполнения отдельных операций технологического процесса определяется структурой товарооборота, видом тары и упаковки товаров, размером торговой площади и объемно-планировочной структурой помещений магазина. Рациональная организация торгово-технологического процесса заключается в таком принципе выполнения операций по перемещению, обработке и продаже товаров, при котором обеспечивается эффективное использование торговых площадей, высокая пропускная способность расчетного узла, сохранность товарно-материальных ценностей, благоприятные условия труда для персонала магазина и минимальные затраты времени населения на приобретение товаров. Основным направлением совершенствования торгово-технологического процесса является организация доставки и продажи товаров с использованием тары-оборудования. Организации и предприятия, где внедрена тара-оборудование, показали высокую экономичность и эффективность ее применения. Она позволяет механизировать погрузочно-разгрузочные работы в экспедициях предприятий поставщиков на 22—26%, в транспортном звене — на 50-60%, на рампах розничной торговой сети и внутри магазинов — на 80—85%- Более того, применение тары-оборудования способствует сокращению времени проведения инвентаризаций, повышению эффективности использования торговой и складской площади, увеличению пропускной способности торговых предприятий.* Непосредственно в магазинах преимущества тары-оборудования используются в полной мере при таком расположении торгового зала и подсобных помещений, которое обеспечивает кратчайшие пути ее перемещения, четкую направленность покупательских потоков, разделение зон размещения тары-оборудования и движения покупателей.
Анализ отдельных операций торгово-технологического процесса в магазинах, где применяется тара-оборудование, позволил определить следующую структуру и последовательность их выполнения (рис. 1). Порядок приема товаров в таре-оборудовании регламентируется «Положением об организации в системе потребительской кооперации централизованной доставки товаров в малогабаритных * Определение совокупного эффекта и его сопоставление с суммой затрат розничных торговых предприятий, оптовых баз и автотранспорта, связанных с внедрением тары-оборудования, следует производить по методике расчета экономической эффективности доставки и продажи товаров в таре-оборудовании, приведенной в «Типовых рекомендациях по использованию тары-оборудования в кооперативной торговле» (утвержденных письмом Центросоюза № ЗИ-53/5 от 6.01.81 г.). Пример расчета на основе указанного методологического подхода приведен в приложении 2. контейнерах с оптовых баз в розничные торговые предприятия», утвержденным постановлением Правления Центросоюза от 19.02.79 г. № 36, п. 1, а также инструкцией «Об особенностях приемки товаров народного потребления, доставляемых в таре-оборудовании» (М., Центросоюз, 1982). Рис. 1. Схема торгово-технологического процесса с преимущественным использованием тары-оборудования в продовольственных магазинах Документы по товарным операциям следует оформлять в соответствии с типовыми формами первичного учета, утвержденными постановлением Правления Центросоюза от 29.12.73 г. № 209, п. 3. Приемка по количеству и качеству товаров, поступивших в таре-оборудовании с исправными пломбами, производится материально ответственными лицами магазина с соблюдением Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления (утвержденного постановлением Правления Центросоюза от 05.03.81 г. № 81). При наличии неисправной пломбы, а также при нарушении целостности тары-оборудования составляется акт приемки, где указывается количественное и качественное расхождение во всей прибывшей партии товара с товарно-транспортными документами. Акт составляется вчетырех экземплярахпо установленной форме (постановление Правления Центросоюза от 07.08.80 г. № 18).
После приемки товары доставляются непосредственно в торговый зал для размещения и реализации. Размещение тары-оборудования в торговом зале должно обеспечить оптимальные условия для отбора товаров, быструю ориентацию покупателей, увеличение товарооборота за счет незапланированных импульсных покупок. При этом необходимо обеспечивать кратчайшие пути движения товаров от мест их приемки до торгового зала. Последовательность размещения тары-оборудования с товаром в торговом зале магазина определяется размерами и конфигурацией торгового зала, частотой спроса покупателей на отдельные группы товаров, направлением движения покупательского потока, расстоянием до подсобных помещений, возможностью создать наиболее эффективную экспозицию товаров. Каждой торговой группе необходимо отвести постоянную зону. Последовательностьрасположения товаров в торговом зале необходимо сохранять длительное время неизменной, так как продавцы и покупатели привыкают к местам расположения товаров, в результате чего ускоряются процессы их пополнения и продажи. Тару-оборудование с товарами частого спроса (хлебом и хлебобулочными изделиями, детским питанием и др.) следует располагать вдоль стены, отделяющей торговый зал от подсобных помещений, в этой же зоне, в открытых холодильных прилавках — молоко и молочные продукты в бутылках (пакетах). Безалкогольные и сопутствующие товары следует размещать в таре-оборудовании вдоль фасадной стены магазина. Основную массу товаров (бакалейные, кондитерские, консервированную продукцию и др.) целесообразно размещать в линии островного оборудования, в открытой таре-оборудовании.
Продажа скоропортящихся продовольственных товаров (рыбные, мясные, колбасы, творог и т. д.) может производиться в зонах приложения труда продавцов индивидуального обслуживания покупателей в глубине торгового зала. Проходя к ним, покупатель знакомится с ассортиментом товаров, продажа которых осуществляется методом самообслуживания. Ликероводочные изделия, в силу особых правил торговли ими, целесообразно сосредотачивать в обособленных отделах магазина или отдельно стоящих помещениях. Наиболее рациональным является использование линейного принципа размещения оборудования по всей площади торгового зала (рис. 2—5, спецификация — см. приложение 2).
Рис. 2. Технологическая планировка магазина по продаже продовольственных товаров с торговой площадью 70 м2
Рис. 3. Технологическая планировка магазина по продаже продовольственных товаров с торговой площадью 150 м2
Рис. 4. Технологическая планировка магазина по торговле продовольственными товарами с торговой площадью 250 м2
Целесообразность применения того или иного типа тары-оборудования определяется ее вместимостью, размерами установочной и демонстрационной площади. Чем выше эти показатели, тем эффективнее тара-оборудование с точки зрения организации торгово-технологического процесса. Экспериментальная расстановка тары-оборудования с учетом необходимой ширины проходов для покупателей в торговых залах продовольственных магазинов, согласно СНиПу П. 77—80 (М., Стройиздат, 1981), позволила определить оптимальные размеры установочной и демонстрационной площадей для различных групп товаров. В зависимости от размера площади торгового зала продовольственных магазинов рекомендуются следующие примерные показатели установочной и демонстрационной площади для отдельных групп товаров, реализуемых в таре-оборудовании (табл. 2).
Таблица 2
Примечание. Площадь выкладки товаров в таре-оборудовании определяется как произведение площади ее основания на высоту с последующим делением па 0,3 м (среднее расстояние между полками островного и пристенного оборудования торговых залов). Так, если тара-оборудование типа ТПК-08.02 для консервированной продукции и бакалейных товаров имеет габаритные размеры по длине 0,8 м, ширине 0,6 м и высоте 1,12 м, то ее площадь выкладки составит 1,79 кв. м . Однако, кроме тары-оборудования в торговых залах продовольственных магазинов для выкладки ряда нерасфасованных товаров используется технологическое оборудование и торговая мебель. С учетом этого оборудования для рассматриваемых типоразмеров магазинов примерные показатели установочной и демонстрационной площадей составляют для предприятий с торговой площадью 70 м2 — 18,3 и 54,1; 150 м2 — 45,4 и 115,4; 250 м2 — 72,5 и 188,1. Опыт показывает, что преимущества тары-оборудования снижаются при использовании ее для реализации товаров с низкой оборачиваемостью, что, в свою очередь, влияет на эффективность работы магазинов. Рекомендуемые для реализации товары в продовольственных магазинах и нормы их загрузки в единицу тары-оборудования приведены в табл. 3.
Наряду с размещением товаров в торговом зале важное значение имеет их рациональная выкладка. Эффективность этой операции технологического процесса в значительной степени определяется приемами выкладки. В магазинах, где применяется тара-оборудование, товары могут размещаться штабелем и расположением в ряд. При этом необходимо учитывать специфические особенности товаров и упаковки, частоты спроса на отдельные товары и их оборачиваемость (табл. 4). С учетом того, что не все товары доставляются подготовленными к продаже методом самообслуживания, ряд из них дорабатывается и фасуется непосредственно в магазине. Это такие товары, как мясо и мясопродукты, рыба и рыбные изделия, масло животное, сыры сычужные, творог, другие гастрономические товары. Расфасовка этих товаров производится с учетом спроса покупателей и сроков реализации в специально выделенном помещении или в одной из зон приложения труда продавцов, что дает возможность ускорить обслуживание покупателей в часы их максимального потока.
В зависимости от физико-химических свойств товаров, они упаковываются в полиэтиленовую или целлофановую пленку, пергаментную или оберточную бумагу, пакеты, сетчатую тару. На упаковке или вкладных ярлыках указываются наименование и сорт товара, его вес нетто, стоимость отвеса с упаковкой, дата фасовки. Расфасованные продукты выставляют в торговом зале в таре-оборудовании, на технологическом оборудовании и торговой мебели в зонах, определенных технологической схемой, с учетом путей движения покупательских потоков. При необходимости некоторые из этих товаров могут продаваться в торговом зале через прилавок индивидуального обслуживания. При этом на упаковке указывается стоимость отвеса для последующей оплаты в узле расчета. От правильной организации расчетных операций зависит пропускная способность магазина, затраты времена покупателей на приобретение товаров. Практика показала, что расчет за все приобретенные товары, в том числе и за отпущенные через прилавок индивидуального обслуживания, должен производиться централизованно в едином узле расчета. При этом кассовые кабины следует размещать таким образом, чтобы контролер-кассир был обращен лицом к потоку покупателей, проходящих слева от него. Контролер-кассир регистрирует стоимость покупки, проверяет соответствие товара его цене, получает за товар плату и выдаст покупателю в погашенном виде кассовый чек. Измерения затрат времени покупателей на одно посещение магазина показывают, что на расчетные операции покупатели затрачивают 40—45% времени пребывания в магазине. Особенно велики затраты времени покупателей в кассовой зоне магазина в часы «пик». Для организации бесперебойного расчета с покупателями необходимо правильно определить количество кассовых машин. Требуемое их количество рассчитывается с учетом торговой площади магазина, величины товарооборота и интенсивности движения потоков покупателей. В каждом конкретном случае расчет количества кассовых машин следует производить в соответствии с «Методическими рекомендациями по научной организации труда в розничных торговых предприятиях потребительской кооперации» (М., изд-во Экономика, 1973). Резервом сокращения затрат времени покупателей в узле расчета является обучение контролеров-кассиров передовым приемам и методам труда: применение «слепого» метода работы на кассе и тандемного метода расчета. При «слепом» методе во время печатания чеков кассир не смотрит на клавишную панель кассовой машины. Этот метод работы предполагает использование всех пальцев правой руки. В результате темп обслуживания покупателей увеличивается на 18—20%. Для отработки «слепого» метода расчета следует организовать специальную учебу кассиров, используя для этого возможные перерывы в работе. Суть тандемного метода расчета состоит в том, что в часы «пик» контролер-кассир, сидящий за кассовой машиной, выбивает чек и передает его покупателю, а кассир, находящийся сзади, принимает деньги и выдает сдачу. С уменьшением потока покупателей кассир сдает деньги контролеру-кассиру в соответствии с показаниями счетчиков. При такой организации труда на 20—25% сокращается время расчета с покупателями, рациональнее используется сменный фонд рабочего времени персонала магазина. Повышению эффективности и культуры торговли продовольственных магазинов, использующих тару-оборудование, способствует четкая организация работы продавцов-консультантов. Они должны уметь устанавливать контакты с покупателями, тактично предлагать им свои услуги, наблюдать за порядком в торговом зале. В случае отсутствия необходимых покупателю товаров продавец-консультант должен предложить ему взамен равноценные по свойствам товары, порекомендовать новые изделия и сопутствующие товары. Одним из условий внедрения тары-оборудования является создание в магазинах приемных отделений — «шлюзов». В эти отделения помещаются тара-оборудование, как порожняя, приготовленная для отправки, так и груженая товаром, привозимым в нерабочее время магазина. Такая технология доставки и продажи товаров особенно приемлема для хлеба и хлебобулочных изделий, молока и др., что дает возможность к открытию магазина иметь их полный ассортимент. На производственном предприятии производят предварительную комплектацию партий товара в требуемом количестве и ассортименте, заранее выписывая и оформляя документы на его отправку. Шофер-экспедитор доставляет товары в таре-оборудовании к разгрузочной рампе, а затем закатывает контейнеры в приемное отделение магазина — «шлюз». Вместе с товаром в «шлюзе» оставляются сопроводительные документы, которые после оформления работниками магазина хранятся до последующего завоза. Ключ от внешней двери «шлюза» находится у шофера-экспедитора, от внутренней — у работников торгового зала, которые до открытия магазина транспортируют товары в зону продажи. Это позволяет организовать двухсменную работу автотранспорта и разгрузить экспедиции предприятий-поставщиков. При определении размеров площади приемных отделений следует исходить из их максимального разового завоза тары-оборудования вместе с наибольшим количеством возвратной. Особое значение имеет правильная организация торгово-технологического процесса при торговле в продовольственных магазинах товарами собственного производства предприятий общественного питания и сельскохозяйственной продукцией. Реализация этих товаров производится непосредственно в зонах размещения гастрономических, кондитерских изделий и овощей, что позволяет исключить выделение дополнительных площадей и работников магазина. Оплата за товары производится централизованно в узле расчета. Доставка полуфабрикатов, кондитерских и кулинарных изделий осуществляется транспортом, принадлежащим предприятиям общественного питания. Радиус доставки определяется с учетом дислокации магазинов, мощности предприятий общественного питания, наличия дорог и транспортных средств. Для упаковки и транспортирования полуфабрикатов, кулинарных и кондитерских изделий применяются металлические ящики-контейнеры, лотки из пищевого дюралюминия и пластмассы. Продукция завозится шофером-экспедитором согласно заявкам. Накладные на ее отправку выписываются в двух экземплярах по форме № 014, утвержденной постановлением Правления Центросоюза от 29.12.73 г. № 209, п. 3. Один экземпляр накладной остается в магазине, другой — со штампом магазина и росписью материально ответственного лица о принятии товара — возвращается в предприятие общественного питания. Шофер-экспедитор забирает в магазине освободившуюся тару и принимает заявку на последующий завоз продукции. Возврат нереализованной продукции не исключается в пределах установленных сроков реализации и оформляется по указанной выше накладной. Для покрытия расходов на реализацию собственной продукции предприятий общественного питания магазинам предоставляется соответствующая торговая скидка. При организации торговли в продовольственных магазинах сельскохозяйственным продуктами, закупленными у населения по ценам договоренности, необходимо провести инструктаж с работниками магазинов о порядке закупки сельхозпродуктов, специфике приема каждого вида товаров, ценах, оформлении документации и т. д. Предприятию устанавливают задания на определенный период конкретно по видам продукции. Продавцы выявляют возможность закупок при посещении покупателями магазинов, а также посредством подворных обходов. Наиболее эффективными, как показывает опыт, являются периодические подворные обходы и объезды. Они позволяют установить тесные контакты со сдатчиками, взять под контроль каждое хозяйство. При этом рекомендуется заключать со сдатчиками долгосрочные договора на закупку сельхозпродуктов. Договор выгоден сдатчикам прежде всего тем, что гарантирует ему обязательный сбыт продукции по заранее известной и обусловленной цене, обеспечивает её вывоз. Продавцу же долгосрочный договор помогает устанавливать объем и ассортимент закупаемой продукции. Ее перевозка осуществляется транспортом заготконторы или же на автомобилях местных организаций. Поскольку сельскохозяйственная продукция по товароведным признакам и классификации родственна фондовым товарам, реализуемым в продовольственных магазинах, ее следует размещать непосредственно в зонах, где реализуются сходные продовольственные товары. При этом отпадает необходимость в организации отдельной торговой зоны для размещения сельхозпродуктов, что способствует экономии торговой площади, концентрации и направленности покупательских потоков, экономии времени покупателей. Сельскохозяйственная продукция выкладывается на оборудовании в зоне, отведенной для соответствующей группы товаров: овощей, фруктов и т. д. Обязательным является четкое соблюдение и разграничение цен на родственные фондовые товары и товары, реализуемые на комиссионных началах. Операции по реализации всех товаров осуществляет бригада продавцов в количестве, не превышающем существующее штатное расписание. За закупку у населения излишков сельхоз-продуктов по ценам договоренности продавцам продовольственных магазинов производится доплата по расценкам для заготовителей. Опыт показывает, что увеличению количества закупок способствует установление определенных дней сдатчика сельскохозяйственной продукции. Эти дни должны четко соблюдаться магазином. Информация о днях проведения закупок (дней сдатчика) вывешивается на доске «Информация для покупателей», которая устанавливается в торговом зале магазина. С целью активизации сдачи сельхозпродуктов рекомендуется периодически устраивать в магазинах покупательские конференции, в которых должны принять участие работники заготконторы, садоводы, агрономы, ветеринары, лучшие сдатчики сельхозпродуктов. Конференции могут быть и узкотематическими, например, «Особенности заготовки грибов», «Скот на вашем подворье», «Корма и особенности откорма животных». Стимулом для увеличения заготовок является организация встречной продажи сдатчикам сельхозинвентаря, минеральных удобрений, сельскохозяйственных машин, специальной сельскохозяйственной литературы и других товаров. В районных центрах и крупных населенных пунктах встречную торговлю должны производить универмаги, магазины «Хозяйственные товары», «Книги» и др. В небольших населенных пунктах эту работу осуществляют работники продовольственных магазинов. Они собирают заявки сдатчиков на инвентарь, удобрение, литературу и доставляют заказанные товары транспортом заготконторы или транспортом, поставляющим фондовые товары в централизованном порядке. Для улучшения работы со сдатчиками сельхозпродуктов рекомендуется широко использовать всевозможные средства рекламы и информации. Непосредственно в магазине по торговле продовольственными товарами должны вывешиваться плакаты, листовки, организовываться стенды, освещающие специфику, особенности заготовки сельхозпродуктов и передовой опыт. Увеличению объема заготовок будет способствовать привлечение к этим работам широкого круга общественности, создание при магазине актива, в состав которого войдут работники сельсовета, школ, домов культуры и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|